1 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП УО (вариант 1)). АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с индивидуальным учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 6-7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет соответственно по 34 часа в год (1 час в неделю). АООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы социальной жизни». Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Задачи обучения: овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе; развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду; развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач; формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе; формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 6 классе определяет следующие задачи: формирование знаний о представления о разных группах продуктов питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; формирование умений соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи; формирование знаний отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; формирование умений называть торговые организации, их виды и назначения; формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов питания; формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания; формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые блюда; формирование умений соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; формирование умений соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения. 2 Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 7 классе определяет следующие задачи: формирование знаний о представления о разных группах продуктов питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; формирование умений соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи; формирование знаний о ремонте одежды (пришивание пуговиц, зашивание шва, наложение заплат и т.д.); формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов питания; формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания; формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые блюда; формирование умения самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного назначения; формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены подростка; формирование умений соблюдение техники безопасности при работе с чистящими и моющими средствами и электробытовыми приборами; формирование умений соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; формирование умений использовать навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); формирование умений самостоятельно пользоваться услугами бытовых учреждений (прачечная, почта и т.д.). 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6 класс Обучение «Основам социальной жизни» в 6 классе носит основы теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Программа обучения в 6 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На втором году обучения программа направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на обучение соблюдению санитарных норм в быту, формированию безопасного и здорового образа жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование культуры поведения, как в кругу семьи, так и в общественных местах. При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом. Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству. Содержание разделов № Название раздела Количество Контрольные работы, часов тесты 1 2 3 4 5 Личная гигиена и здоровье Охрана здоровья Жилище Одежда и обувь Питание 2 4 5 5 10 1 1 1 1 4 Транспорт Средства связи Предприятия, организации, учреждения 9 Семья 10 Итоговое занятие Итого: 6 7 8 1 3 1 2 1 34 1 5 7 класс Обучение «Основам социальной жизни» в 7 классе носит продолжение изучения теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Программа обучения в 7 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На третьем году обучения программа направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, формирования правильных жизненных установок, применения теоретических знаний на практике и формирование правильных отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на формирование безопасного и здорового образа жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей, умение организовывать себя и помогать другим. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование культуры поведения в семьи, организацию собственной деятельности и социальную адаптацию в обществе. При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом и различными учреждениями быта. Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству. Содержание разделов 5 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Название раздела Личная гигиена и здоровье Охрана здоровья Жилище Одежда и обувь Питание Транспорт Средства связи Предприятия, организации, учреждения Семья Итоговое занятие Итого: III. Количество часов Контрольные работы, тесты 3 2 5 5 8 2 2 1 5 1 34 1 1 1 1 1 1 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 класс Личностные: овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроках ОСЖ; сформированность установки на бережное отношение к материальным ценностям; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Предметные: Минимальный уровень: иметь представления о разных группах продуктов питания; знать, из чего состоит пища; знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам; понимать их значения для здорового образа жизни человека; уметь приготовить несложные виды блюд под руководством учителя; различать виды медицинской помощи; иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи; знать отдельные виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни; знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством взрослого; знать названия торговых организаций, их виды и назначения; совершать покупки различных товаров под руководством взрослого; знать и соблюдать правила поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях). Достаточный уровень: классифицировать продукты питания по содержанию в них различных веществ; 6 соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении пищи; уметь самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда; уметь самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного назначения; уметь пользоваться бытовой техникой (посудомоечная машина, тостер, кухонный комбайн, электрический чайник, варочная панель); уметь выполнять последовательность утреннего и вечернего туалета; классифицировать личные и общие предметы личной гигиены; классифицировать виды жилых помещений в городе и селе; описывать способ передвижения в школу и обратно; знать образовательные учреждения нашего города; осознавать необходимость соблюдения режима дня для сохранения здоровья; знать место работы родителей и ближайших родственников; уметь оказать первую помощь при порезах. 7 класс Личностные: сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации; овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, взаимопомощи. Предметные: Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); Достаточный уровень: знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; 7 соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого). Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставится если: обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по учебному предмету; умеет использовать таблицы, схемы; понимает и объясняет изученные понятия, термины; самостоятельно выстраивает ответ. Оценка «4» ставится, если обучающийся воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе: не может самостоятельно привести пример; отвечает на наводящие вопрос. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя. Оценка «2» не ставится. 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № Тема урока п/п I раз дел. Личная гигиена 1. О здоровье в серьез Кол-во часов ЭОР 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 2. Режим дня 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения). 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы). 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног). Профилактика грибковых заболеваний. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 6. Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения). 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 9 7. Гигиена зрения 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 8. Практическая работа «Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. II ра здел. Охрана здоровья 1. Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. 2. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптеки). 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Практическая работа «Вызов врача» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 10 6. Практическая работа «Вызов «скорой помощи» и врача на дом» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 7. Практическая работа «Экскурсия в аптеку» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. III р аздел. Одежда и обувь 1. Одежда. Уход за одеждой 2. Обувь. Уход за обувью 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, петель и крючков, зашивание распоровшегося шва). 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Что такое стирка. Устройство стиральной машины. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 11 6. Утюжка фартуков, косынок, салфеток и др. 1 Интерактивная презентация. 7. Практическая работа «Пришивание пуговиц, петель» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 8. Практическая работа «Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей» Контрольный тест за I четверть 1 Интерактивная презентация. 1 Электронная тетрадь, Презентация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 9. IV р аздел. Питание 1. Еда с пользой для здоровья 2. Идеальный завтрак 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Хлеб – всему голова 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Каша – матушка наша 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 12 5. Раз-яичко, два - яичко 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 6. Секреты вкуса – специи и пряности 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы 7. Чай или кофе Практическая работа «Приглашение на завтрак» V ра здел. Семья 1. Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок). 8. 1 ФГИС «Моя школа», презентация. Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Интерактивная презентация 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 2. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и т.д.). 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 13 4. Увлечения для развлечения 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Какие планы на выходные 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 6. От чего я свободен в свободное время 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 7. Досуг с пользой для ума 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 8. Досуг с пользой для здоровья 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронная тетрадь, презентация 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. Контрольный тест за II четверть VI р аздел. Жилище 1. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника. 9. 14 2. Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пользование пылесосом. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Уход за полом. Средства по уходу за полом. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход). 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5 Поговорим о домашнем уюте 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 6. Практическая работа «Сухая и влажная уборка помещения» 1 Интерактивная презентация 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. VII раздел. Транспорт 1. Основные транспортные средства. 2. Пользование городским транспортом. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, единый билеты). 15 3. Наиболее рациональные маршруты передвижения в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Правила поведения в общественном транспорте. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Практическая работа «Поездка в пригородном автобусе» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. VIII раздел. Торговля 1. Продовольственные и специализированные продовольственные магазины. 2. Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров. 1 4. Практическая работа «Экскурсия в специализированный продовольственный магазин» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 16 Контрольный тест за III четверть IX р аздел. Средства связи 1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). 5. 1 Интерактивная презентация, электронная тетрадь. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные). Порядок отправки писем различных видов. Стоимость пересылки, написание адреса и индекса на конвертах. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Составление письма. Порядок отправления. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Практическая работа «Написания письма и отправка» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 6. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 17 7. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Заполнение бланков. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 8. Итоговый тест за учебный год 1 9. Повторение пройдённого материала 3 Интерактивная презентация, электронная тетрадь Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 18 7 класс № Тема урока п/п I раз дел. Личная гигиена 1. Личная гигиена подростка Кол-во часов ЭОР 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 2. Индивидуальные предметы гигиены 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Санитарно- гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Уход за волосами 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Уход за волосами с помощью народных средств 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 6. Гигиена зрения 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 19 7. Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 8. Практическая работа «Экскурсия в парикмахерскую» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. II ра здел. Охрана здоровья 1. Виды доврачебной помощи 2. Первая помощь при ушибах, ранах, порезах. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Оказание первой помощи при ушибах, переломах 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Как померить температуру 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Лекарственные растения 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 20 6. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 7. Практическая работа «Наложение лейкопластыря, бинта» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. III р аздел. Одежда и обувь 1. Одежда. Уход за одеждой 2. Обувь. Уход за обувью 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Ремонт одежды 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Что такое стирка. Устройство стиральной машины. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Стирка разных видов ткани 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы 21 ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Интерактивная презентация. 7. Практическая работа «Прачечная. Стирка белья» Практическая работа «Глажка белья. Техника безопасности при работе с утюгом» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 8. Практическая работа «Глажка белья» 1 Интерактивная презентация. 9. Контрольный тест за I четверть 1 Электронная тетрадь, Презентация. IV р аздел. Питание 1. Питание. Рациональное питание 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 2. Супы. Приготовление супа. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Бутерброды. Приготовление бутерброда. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Сервировка стола. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 6. 22 5. Меню на день, на неделю. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 6. Практическая работа «Приготовление бутерброда» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. V ра здел. Семья 1. Семья. Состав семьи. Культура межличностных отношений 2. Семейные обязанности 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Игры с младшими детьми. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Практическое занятие «Протираем пыль» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 23 6. Семейный досуг. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 7. Отдых. Отдых и его разновидности. 1 8. Поведения в гостях. Культура поведения в гостях. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 9. Практическая работа «Изготовление подарка. Вручение подарка» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронная тетрадь, презентация 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. Контрольный тест за II четверть VI р аздел. Жилище 1. Жилище. Общее представление о доме 10. 2. Уборка квартиры. 24 3. Уход за полом и мебелью 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Уход за окнами и зеркалами 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Интерактивная презентация 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. Практическая работа «Протирание зеркал» VII раздел. Транспорт 1. Транспорт. Виды транспорта. 5. 2. Железнодорожный транспорт. 1 3. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4 Практическая работа «Покупка билета» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. VIII раздел. Торговля 25 1. Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 2. Распродажа товаров по сниженным ценам 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 3. Интернет-магазины. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Практическая работа «Экскурсия в промтоварный магазин. Покупка товара» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Интерактивная презентация, электронная тетрадь. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. Контрольный тест за III четверть IX раздел. Средства связи 1. Почта. Работа почтового отделения связи "Почта России". 5. 2. Виды писем. Порядок их отправления. 26 3. Виды писем. Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Заполнение бланков 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 4. Составление письма. Порядок отправления. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 5. Практическая работа «Написания письма и отправка» 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 6. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 7. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Заполнение бланков. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 8. Интернет-связь 1 9. Правила общения в интернете 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 27 10. Предприятия, организации, учреждения. МФУ. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 11. Предприятия, организации, учреждения. Запись на прием. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 12. Итоговый тест за учебный год 1 13. Повторение пройдённого материала 2 Интерактивная презентация, электронная тетрадь Электронный учебник, электронная тетрадь, Библиотеки цифрового образовательного контента, рабочие материалы ФГИС «Моя школа», презентация. 28 Поурочное планирование по программе «Основы социальной жизни», 6 «Б» класс, учитель Мовсесян Р.Л. № Название темы 1 Введение. Личная гигиена – 2 часа 2 Правила личной гигиены в течение дня. 3 Предметы и средства личной гигиены. Одежда и обувь – 7 часов. 4 Виды одежды. 5-6 Чистка одежды, сушка. 7 Виды обуви. 8 Практическая работа «Одежда и обувь» 9 Чистка, хранение обуви. 10 Виды головных уборов. Питание –7 часов. 11 Значение питания в жизни человека. 12 Кухонные принадлежности. 13 Уход за посудой. 14 Чайная посуда. Повторный инструктаж по охране труда. 15 Завтрак. Сервировка стола к завтраку. 16 Нарезка хлеба, овощей. Приготовление бутербродов. 17 Приготовление салата. Транспорт –3 часа. 18 Виды транспортных средств. 19 Поведение в транспорте. 20 Правила дорожного движения. Жилище – 3 часа. 21 Виды жилых помещений. 22 Соблюдение санитарно-гигиенических правил в жилых помещениях. 23 Почтовый адрес дома, школы. Культура поведения в общественных местах – 3 часа. 24 Поведение в музее. Поведение в библиотеке. Поведение в кинотеатре. Поведение в театре. 25 Поведение в магазине. 26 Поведение за столом. Кол-во часов 1 Дата План 02.09 1 1 09.09 16.09 1 23.09 2 1 1 1 1 30.09 07.10 14.10 21.10 11.11 18.11 1 1 1 1 1 25.11 02.12 09.12 16.12 23.12 1 1 13.01 20.01 1 1 1 27.01 03.02 10.02 1 1 17.02 24.02 1 03.03 1 10.03 1 1 17.03 07.04 Факт 29 Правила приема пищи. Культура поведения в общественных местах – 3 часа. 27 Поведение в музее. Поведение в библиотеке. Поведение в кинотеатре. Поведение в театре. 29 Поведение в магазине. 29 Поведение за столом. Правила приема пищи. Торговля – 3 часа 30 Основные виды магазинов. 31 Основные виды магазинов. Отделы. 32 Правила поведения в магазине. Порядок покупки товара 33 Обобщение изученного в течение года. 1 14.04 1 1 21.04 28.04 1 1 1 05.05 12.05 19.05 1 26.05 30 Поурочное планирование по программе «Основы социальной жизни», 7 «В» класс, тьютор Мовсесян Р.Л. № Название темы 1 Введение. Личная гигиена – 2 часа 2 Правила личной гигиены в течение дня. 3 Предметы и средства личной гигиены. Одежда и обувь – 7 часов. 4 Виды одежды. 5-6 Чистка одежды, сушка. 7 Виды обуви. 8 Практическая работа «Одежда и обувь» 9 Чистка, хранение обуви. 10 Виды головных уборов. Питание –7 часов. 11 Значение питания в жизни человека. 12 Кухонные принадлежности. 13 Уход за посудой. 14 Чайная посуда. Повторный инструктаж по охране труда. 15 Завтрак. Сервировка стола к завтраку. 16 Нарезка хлеба, овощей. Приготовление бутербродов. 17 Приготовление салата. Транспорт –3 часа. 18 Виды транспортных средств. 19 Поведение в транспорте. 20 Правила дорожного движения. Жилище – 3 часа. 21 Виды жилых помещений. 22 Соблюдение санитарно-гигиенических правил в жилых помещениях. 23 Почтовый адрес дома, школы. Культура поведения в общественных местах – 3 часа. 24 Поведение в музее. Поведение в библиотеке. Поведение в кинотеатре. Поведение в театре. 25 Поведение в магазине. 26 Поведение за столом. Кол-во часов 1 Дата План 04.09 1 1 11.09 18.09 1 25.09 2 1 1 1 1 02.10 09.10 16.10 23.10 06.11 13.11 1 1 1 1 1 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 1 1 25.12 15.01 1 1 1 22.01 29.01 05.02 1 1 12.02 19.02 1 26.02 1 05.03 1 1 12.03 19.03 Факт 31 Правила приема пищи. Культура поведения в общественных местах – 3 часа. 27 Поведение в музее. Поведение в библиотеке. Поведение в кинотеатре. Поведение в театре. 29 Поведение в магазине. 29 Поведение за столом. Правила приема пищи. Торговля – 3 часа 30 Основные виды магазинов. 31 Основные виды магазинов. Отделы. 32 Правила поведения в магазине. 33 Порядок покупки товара 34 Заключительный урок 1 02.04 1 1 09.04 16.04 1 1 1 1 1 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05 32