Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Программа сотрудничества с семьёй обучающегося
Пояснительная записка
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся
обеспечивается организацией взаимодействия специалистов, участвующих в
обучении и воспитании ребенка

и его семьи / законных представителей,

обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях
Организации и дома / места проживания).
Полноценное

участие

родителей

(законных

представителей)

в

образовании своих детей, возможно только при условии достаточной
компетентности родителей, т.е. при наличии у них знаний об особенностях
развития

ребенка

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями), с ТМНР, о возможных образовательных целях и задачах, о
современных методиках, методах и приемах обучения, позволяющих
реализовывать

обучение

«особого»

ребенка,

а

также

поддерживать

сформированные ранее навыки.
Программа обеспечивает сопровождение семьи, путем организации и
проведения

различных

мероприятий.

Реализация

АООП

вариант

2

предполагает организацию специальной работы по повышению психологопедагогической компетентности родителей путем реализации программы
сотрудничества с семьей.
Цель

программы:

специалистов

обеспечение

образовательной

конструктивного

организации

и

взаимодействия

родителей

(законных

представителей) обучающегося.
В рамках данной программы решаются следующие задачи:


психологическая поддержка семьи;



повышение осведомленности родителей (законных представителей) об
особенностях развития и специфических образовательных потребностях
ребенка;



обеспечение

участия

семьи

в

реализации

индивидуального

образовательного маршрута;


обеспечение единства требований к обучающемуся в семье (месте
постоянного проживания) и в образовательной организации;



организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе
реализации АООП вариант 2, результатах ее освоения;



организация

участия

родителей

(законных

представителей)

во

внеурочных мероприятиях.
Взаимодействия образовательного учреждения и семьи осуществляется
исходя их следующих принципов:


Принцип согласия,

обеспечивающий

обоюдное

понимание

воспитательной цели и взаимное доверие;


Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность
школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;



Принцип сопереживания, реализация

которого

направлена

на

сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух
партнеров как условия их взаимодействия;


Принцип содеянности,

допускающий

совместную

деятельность

представителей двух разных сфер в едином деле с детьми .
Психологическая поддержка семьи. Психологическая поддержка
семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, является основой
для дальнейшей работы с семьей и с ребенком. Психологическая поддержка
семьи осуществляется в ходе проведения специальных тренингов для
родителей, при индивидуальном консультировании.
Повышение осведомленности родителей (законных представителей)
об

особенностях

развития

и

специфических

образовательных

потребностях ребенка. Повышение осведомленности родителей (законных
представителей),

т.е.

непосредственное

информирование

родителей

(законных представителей), передача им знаний в удобной для восприятия
форме и необходимом объеме возможно на тематических семинарах,

организованных

в

образовательном

учреждении,

а

также

в

ходе

индивидуального консультирования родителей (лиц, их заменяющих).
Достаточно информативным является посещение родителями (лицами, их
заменяющими) открытых уроков, занятий и просмотр видеозаписей этих
занятий с последующим их обсуждением. Встречи родителей в рамках
работы родительского клуба также позволяет родителям осмыслить и
обсудить собственный опыт семейного воспитания детей с особенностями
развития, узнать о том, как другие родители справляются с похожими
ситуациями, что способствует повышению их родительской компетентности.
Как уже отмечалось выше, повышение осведомленности родителей
(законных представителей), т.е. повышение компетентности позволяет им
полноценно

и

активно

участвовать

в

разработке

и

реализации

индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Реализация
индивидуального образовательного маршрута предполагает наличие единых
требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и
образовательной организации. Единые требования дома и в школе
обеспечивают успешность обучения

ребенка формируемым навыкам,

успешность генерализации и поддержания уже сформированных навыков.
Обеспечение единства требований к ребенку становится возможным при
организации

психолого-педагогического

сопровождения

родителей

(законных представителей) специалистами образовательного учреждения, в
ходе посещения родителями (законных представителей) открытых уроков и
занятий, в ходе домашнего визитирования.
Регулярный обмен информацией о ребенке, результатах ее освоения
АООП также важен для успешного обучения ребенка с особыми
образовательными потребностями, т.к. часто дети по-разному ведут себя в
зависимости от обстановки (дома или в школе) и от взрослого, который с ним
и взаимодействует (родитель или учитель). Обмен информацией о ребенке
между родителями (законных представителей) и педагогами важен и для
выяснения причин проблемного поведения, и для коррекции поведения

ребенка. Родители (законных представителей) и педагоги могут делиться
информацией в ходе индивидуальных бесед, консультаций, путем ведения
Дневника комплексного сопровождения, используя электронные средства
(электронная почта и т.п.)
Участие

родителей

мероприятиях

также

(лиц,

их

заменяющих)

способствует

повышению

во
их

внеурочных
родительской

компетентности, т.к. позволяет увидеть своего ребенка с непривычной,
неожиданной

стороны,

больше

узнать

о

его

возможностях.

Также

организация и проведение внеурочных мероприятий с участием родителей
(законных представителей) позволяют преодолеть социальную изоляцию
семей, воспитывающих детей с особенностями развития, провоцируют
родителей (законных представителей) больше общаться друг с другом,
устанавливать и поддерживать контакты.
Планируемые результаты реализации
программы сотрудничества с семьей
В процессе работы по программе сотрудничества с семьей обучающегося с
умеренной,

тяжелой,

глубокой

умственной

отсталостью,

с

ТМНР

предполагаются следующие личностные результаты у родителей (законных
представителей):
 принятие собственного ребенка как самостоятельной личности, его
особенностей развития и восприятия окружающего мира;
 повышение осведомленности родителей (законных представителей) об
особенностях развития и специфических образовательных потребностях
ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
ТМНР;
 повышение осведомленности родителей (законных представителей) о
структуре и наполняемости образовательного процесса для своего
ребенка;

 понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых
требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в
образовательной организации;
 повышение

активности

родителей

(законных

представителей)

в

отношениях с образовательной организацией:


повышение

общей

представителей)

в

заинтересованности

общешкольной

жизни

родителей
ребенка

как

(законных
участника

образовательного процесса;
принятие на себя доли ответственности за результативность обучения
ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
 активное участие родителей (лиц, их заменяющих) в реализации АООП;
 активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с
учителем, воспитателем, специалистами;
 активное участие в разработке, планировании и проведении мероприятий
по внеурочной деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов
В качестве оценки результативности программы сотрудничества с
семьей целесообразно использовать следующие формы обратной связи:


беседы;



анализ ситуации динамики учащихся в связи с активным включением
родителей (лиц, их заменяющих) в жизнь образовательного учреждения;



письменные отзывы по итогам проведенного мероприятия;



анкетирование в конце учебного года.
Содержание программы

В рамках программы могут быть использованы формы работы:
 родительские собрания;
 родительские конференции;
 организационно-деятельностная и психологическая игра;
 родительский лектори



вечер вопросов и ответов

 педагогический практикум, круглый стол и др.
 индивидуальные консультации;
 тематические семинары и тренинги;
 ведение дневника наблюдений (краткие записи);
 личные встречи, беседы;
 анонсы запланированных внеурочных мероприятий;
 поощрение активных родителей
В практике ОО используются групповые и индивидуальные формы и
методы работы с родителями. Все они направлены на повышение
педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и
семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение
родителей и членов их семей к воспитанию школьников.
Программа предусматривает мероприятия по следующим
направлениям:
1.Повышение осведомленности об особенностях развития и специфических
образовательных потребностях ребенка;
2.Взаимодействие специалистов и семьи в ходе реализации АООП;
3.Участие родителей во внеурочной деятельности.
Мероприятия программы сотрудничества с семьёй
Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности 

индивидуальные консультации

родителей об особенностях

родителей с учителем по запросу

развития и специфических

родителей;

образовательных



потребностях ребенка

презентационный материалы

тематические буклеты,



родительские собрания;

Обеспечение участия семьи в 

посещение родителями

реализации АООП вариант 2, уроков/занятий;
индивидуального



образовательного маршрута,

вопросам обучения ребенка выбор

единства требований к

единых подходов и приемов работы;

обучающемуся в семье и в



образовательной

проектах.

консультирование родителей по

участие родителей в учебных

организации
Организация регулярного



обмена информацией о

средствами;

ребенке, о ходе реализации



личные встречи, беседы;

АООП вариант 2,



родительские собрания (1раз в

индивидуального

четверть)

информирование электронными

образовательного маршрута,
результатах освоения.
Психологическая поддержка



участие в тренингах;

семьи



консультирование родителей

Организация участия



привлечение родителей к

родителей во внеурочных

планированию, разработке и

мероприятиях

реализации мероприятий:


День Знаний



КТД «Новогодние хлопоты»



Выставка –ярмарка «Город

мастеров» Класс года


Конкурс «Самый классный

класс»


Вахта памяти



День здоровья



Проведение социальных акций

(«Подарок ветерану», «Читаем всей

семьей» и др.)

План реализации программы сотрудничества с семьей
Мероприятие
Посещение семьи
Родительское собрание

Дата
сентябрь
сентябрь

Форма проведения
беседа
беседа

Консультации

октябрь

беседа

Родительское собрание

ноябрь

лекция

Индивидуальные
консультации
Анкета «Сотрудничество семьи и
школы»
Родительское собрание

декабрь

беседа

январь

анкетирование

февраль

лекция
ИКТ

Родительское собрание

март

ИКТ

Консультации

апрель

просмотр фильма

апрель
май

лекция
беседа

в течение года

беседы

Родительское собрание
«Безопасность детей в сети
Интернет»
Родительское собрание
Индивидуальная работа с
родителями

Для оценки результатов обучения детей в школе и удовлетворенности
этими результатами родителям учащихся можно предложить заполнить
анкету
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ваш ребенок ______________________ учится в
____классе
Для индивидуализации учебных программ мы просим вас ответить на ряд
вопросов:
1.Оцените важность овладения вашим ребенком следующими умениями
(см. в таблице). Используйте для оценки: / — очень важно; 2 — важно; 3 —
второстепенно.
2.Оцените доступность этих умений для вашего ребенка по следующей
шкале: + — уже умеет; 1 — может освоить, доступно; 2 — доступно
частично или не в полном объеме; 3 — недоступно.
Умения

Оценка
Важность | Доступность
Социокультурные умения

1. Пользоваться туалетом
2. Умываться, мыть тело под душем
3. Готовить себе еду на завтрак (ужин)
4. Стирать мелкие вещи
5. Отвечать на телефонный звонок или
звонить самостоятельно
6. Переходить проезжую часть улицы
7. Делать уборку в доме

8. Покупать продукты в магазине
9. Пользоваться общественным транспортом
Учебные умения
11. Считать
12. Читать
13. Писать
14. Повторять за взрослым предложения
15. Выполнять действия по просьбе
16. Пересказывать основное содержание
рассказа, мультфильма, фильма
17. Самостоятельно надевать и снимать
одежду и обувь
Какие еще умения, кроме перечисленных выше, необходимы вашему
ребенку в будущем?
Спасибо!
ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами;
личные встречи, беседы; просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком; проведение
открытых уроков/занятий привлечение родителей к планированию мероприятий; анонсы
внеурочных мероприятий; поощрение активных родителей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».