ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс «Практикум по русскому языку. 10-11 класс» может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Рабочая программа «Элективный курс по русскому языку для 10-11 класса «Практикум по русскому языку» составлена на основе нормативно - правовой базы: № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года; Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г №1089); Учебный план МБОУ Чалтырская МБОУ СОШ №3. Нормативные акты и учебно-методические документы. 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», издательство «Сфера», 2013г. 2. Письмо Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014г. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089». 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089». 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Цели и задачи преподавания элективного курса. Цели курса: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся. Задачи курса: - совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа; - дифференциация освоения алгоритмов выполнения заданий с развёрнутым ответом и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки; - обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении заданий с развёрнутым ответом; - освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка; - совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении письменной части экзаменационной работы. Программа курса рассчитана на 2 года: 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа, 1час в неделю. Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения обусловлены его практической направленностью: работа - с нормативными документами, - с тестами и текстами, тренинг, практикум, - ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, - написание сочинений, - анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, - тренировочно-диагностические работы. Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе. Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой миниисследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий). Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-9 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями: - умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических); - умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; - умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка; - умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста); - умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста; - умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту; - умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли; - умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе. Содержание курса. Введение. Особенности русского языка. Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы). Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе. Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н-и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов). Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма. Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов. Обобщающее повторение. Место учебного предмета в вариативной части учебного плана – 1 Общее количество часов в год – 34 Количество часов в неделю – 1 Содержание учебного предмета. 10 класс №п/п Разделы Кол-во часов Кол-во (часы) контрольных, диагностических работ 1 Введение. Особенности русского языка. Языковые нормы. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Лексическая норма. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Синтаксические нормы. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях. Основные орфограммы русского языка. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней, правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов). Синтаксис и пунктуация. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложноподчинённом предложении. Текст. Стили речи. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Функциональные стили, их характеристика. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Требования к сочинению-рассуждению. Учимся писать сочинение. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы. Итоговый контроль. 1 - 4 1 7 1 8 1 5 1 7 2 3 2 2 3 4 5 6 7 Содержание учебного предмета. 11 класс №п/п Разделы Кол-во часов 1 Введение. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Лексика. Фразеология. Лексикография Слово и его значение. Практическая работа № 1 «Паронимы». Изобразительно-выразительные средства языка. Практическая работа № 2 Лексические нормы. Изобразительно-выразительные средства языка. Фонетика. Графика. Орфоэпия Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. Практическая работа № 3 Орфоэпические нормы. Морфемика и словообразование. Основные способы словообразования в современном русском языке. Практическая работа № 4 Способы словообразования. Морфология и орфография. Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Практическая работа № 5 Морфологический анализ слова. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Практическая работа № 6 Формы слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласны е в корне слова. Практическая работа № 7 Правописание корня слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Практическая работа № 8 Правописание приставок. 3 Кол-во (часы) контрольных, диагностических работ - 10 1 2 1 4 1 13 4 2 3 4 5 6 7 Самостоятельные части речи Имя существительное. Гласные в суффиксах имён существительных. Практическая работа № 9 Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Практическая работа № 10 Правописание суффиксов прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах причастий. Практическая работа № 11 Правописание Н и НН. Правописание имён числительных. Местоимения. Правописание местоимений. Практическая работа № 12 Морфологические нормы. Глагол. Причастие. Деепричастие. Формообразование глагола. Правописание суффиксов причастий. Глагол. Причастие. Деепричастие. Формообразование глагола. Правописание суффиксов причастий. Практическая работа № 13 Правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Наречие. Слова категории состояния. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Практическая работа № 14 НЕ и НИ с различными частями речи. Служебные части речи. Правописание предлогов, союзов, частиц, междометий. Практическая работа № 15 Слитное, 22 6 6 1 раздельное, дефисное написание производных предлогов, союзов и других частей речи. 8 Повторение. Итоговое повторение. Итоговая практическая работа № 16. Итоговая практическая работа № 16 3 Тематическое планирование 10 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Разделы Введение. Языковые нормы. Основные орфограммы русского языка. Синтаксис и пунктуация. Текст. Стили речи. Требования к сочинению-рассуждению. Учимся писать сочинение. Итоговый контроль. Тематическое планирование 11 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Разделы Введение. Лексика. Фразеология. Лексикография Фонетика. Графика. Орфоэпия Морфемика и словообразование. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи Служебные части речи. Повторение 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 10 «А» КЛАСС УЧИТЕЛЬ: ТУХИКЯН О.Г. №п /п Тема урока Кол-во часов Основное содержание 1 Введение. Особенности русского языка 1 Особенности русского языка. 2 Литературный язык. Языковые нормы. 1 Типы норм. Словари русского языка. Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Паронимы. Речевые ошибки на лексическом уровне. Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе Электронные образовательные ресурсы мультимедийный проектор, презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Словари русского языка. «Орфоэпический словарь» под редакцией Р.И.Аванесова Орфоэпический словарь презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. «Фразеологический словарь русского языка» под ред.Т.Волковой «Словарь паронимов» под ред. О.В.Вишняковой презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. «Словообразовательный словарь русского языка» под ред. А.Н.Тихонова презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint Дата по плану 03.09.2024 10.09.2024 3 Лексические нормы. Лексическое значение слова. 1 4 Словообразовательные нормы. Способы словообразования. 1 5 Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. Использование алгоритмов при написании –Н- и –ННв суффиксах разных частей речи. Правописание корней и приставок. 1 Морфологический анализ слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 1 Правописание –Н- -НН- в суффиксах разных частей речи. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint Таблица «–Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи» 01.10.2024 1 Правописание корней с безударной гласной, корней с чередованием гласных; правила написания приставок презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint 09.10.2024 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. 1 Правописание личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов. Суффиксы причастий настоящего времени. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 15.10.2024 6 7 8 17.09.2024 24.09.2024 03.09.2024 фактически Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Ни –НН-) Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ Слитное, дефисное и раздельное написание наречий, предлогов. 1 Правописание суффиксов. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 22.10.2024 1 Правописание НЕ и НИ. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 12.11.2024 1 Дефисное, слитное, раздельное написание наречий, правописание предлогов, существительных с предлогами. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 19.11.2024 Тренировочнодиагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. Синтаксические нормы. Лексическая сочетаемость слов. 1 Контроль знаний по пройденным темам. Текст диагностической работы. 26.11.2024 1 презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 03.12.2024 14 Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. 1 презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. portal@gramota.ru 10.12.2024 15 Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. 1 Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простые и сложные предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) Правила построения предложений с однородными членами. Использование союзов. Построение СПП. Таблица №12 «Знаки препинания между однородными членами предложения». «www.pedved.ucoz.ru/ 17.12.2024 Деепричастный оборот. Прямая речь. Косвенная речь. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 24.12.2024 9 10 11 12 13 16 1 17 18 19 20 21 22 23 Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения). Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. 1 Условия обособления определений и приложений. Таблица №13 «Обособление согласованных определений». http://www.portal-slovo.ru/philology/ 1 Понятие о вводных словах и вводных предложениях. Таблица №1 «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и междометиями» 21.01.2025 1 Определение структуры ССП, его частей. Таблица №6 «Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения». презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 28.01.2025 Урок-зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация» Микротекст (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Функциональносмысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. Изобразительновыразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. 1 Пунктуационное оформление СПП. 1 Логико-смысловые отношения между частями текста. Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. Функциональные стили речи, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 11.02.2025 презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 18.02.2025 Тропы (эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 25.02.2025 1 1 14.01.2025 04.02.2025 24 Стилистические фигуры речи. 1 Анафора, эпифора, параллелизм. Антитеза, градация, инверсия. 25 Урок-зачёт по теме «Текст. Стили речи». 1 26 Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность). Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление. 1 Контроль знаний по теме «Текст. Стили речи». Различение изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур. Исходные тексты, их жанровое многообразие. Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. 1 Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы. 27 28 29 30 презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 04.03.2025 11.03.2025 презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 19.03.2025 Определение проблемы текста. Комментирование проблемы. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 08.04.2025 1 Авторская позиция в тексте. Требования к оформлению авторской позиции. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 13.04.2025 1 Аргументация. Этическая норма. Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. 22.04.2025 1 Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Тексты. 29.04.2025 3132 3334 35 Тренировочнодиагностическая работа (написание сочинения) Итоговая зачетная работа Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ. 2 Работа над сочинением-рассуждением. Текст тренировочной диагностической работы. 06.05.2025 2 Работа над итоговой зачётной работой. Тесты к итоговой зачётной работе 13.05.2025 1 Анализ итоговых зачётных работ. 20.05.2025 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 10 «Б» КЛАСС. УЧИТЕЛЬ: АДАМЯН Е.Н. №п /п Тема урока Кол-во часов Основное содержание 1 Введение. Особенности русского языка 1 Особенности русского языка. 2 Литературный язык. Языковые нормы. 1 Типы норм. Словари русского языка. Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. 3 Лексические нормы. Лексическое значение слова. 1 Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Паронимы. Речевые ошибки на лексическом уровне. Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. 4 Словообразовательн ые нормы. Способы словообразования. 1 Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе Оборудование, ТСО Домашнее задание Дата мультимедийный проектор, презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Словари русского языка. «Орфоэпический словарь» под редакцией Р.И.Аванесова Орфоэпический словарь презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. «Фразеологический словарь русского языка» под ред.Т.Волковой «Словарь паронимов» под ред. О.В.Вишняковой презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. «Словообразовательный словарь русского языка» под ред. А.Н.Тихонова - по плану 06.09 Практикум №2 13.09 Практикум №3 20.09 Практикум №4 27.09 фактически Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. Использование алгоритмов при написании –Н- и – НН- в суффиксах разных частей речи. 1 Морфологический анализ слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint Практикум №5. 04.10 1 Правописание –Н- -НН- в суффиксах разных частей речи. Практикум №6 11.10 7 Правописание корней и приставок. 1 Правописание корней с безударной гласной, корней с чередованием гласных; правила написания приставок презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint Таблица «–Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи» презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint Практикум №7 18.10 8 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и – НН-) Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ 1 Правописание личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов. Суффиксы причастий настоящего времени. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Практикум №8 25.10 1 Правописание суффиксов. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Практикум №9 8.11 1 Правописание НЕ и НИ. Практикум №10 15.11 11 Слитное, дефисное и раздельное написание наречий, предлогов. 1 Дефисное, слитное, раздельное написание наречий, правописание предлогов, существительных с предлогами. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Практикум №11 22.11 12 Тренировочнодиагностическая 1 Контроль знаний по пройденным темам. 5 6 9 10 Текст диагностической работы. 29.11 13 работа по проверке навыков орфографической грамотности. Синтаксические нормы. Лексическая сочетаемость слов. Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простые и сложные предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) Правила построения предложений с однородными членами. Использование союзов. Построение СПП. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Практикум №12 06.12 презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. portal@gramota.ru Таблица №12 «Знаки препинания между однородными членами предложения». «www.pedved.ucoz.ru/ Практикум №13 13.12 Практикум №14 20.12 1 Деепричастный оборот. Прямая речь. Косвенная речь. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Практикум №15 27.12 1 Условия обособления определений и приложений. Таблица №13 «Обособление согласованных определений». http://www.portalslovo.ru/philology/ Практикум №16 10.01.25 1 14 Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. 1 15 Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненны х предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения). 1 16 17 18 19 20 21 22 23 Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания в сложноподчиненны х предложениях. 1 Понятие о вводных словах и вводных предложениях. Таблица №1 «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и междометиями» Таблица №6 «Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения». презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Практикум №17 17.01 1 Определение структуры ССП, его частей. Практикум №18 24.01 Урок-зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация» Микротекст (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Функциональносмысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. Изобразительновыразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. 1 Пунктуационное оформление СПП. 1 Логико-смысловые отношения между частями текста. Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Практикум №19 07.02 1 Функциональные стили речи, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Практикум №20 14.02 1 Тропы (эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Практикум №21 21.02 31.01 24 Стилистические фигуры речи. 1 Анафора, эпифора, параллелизм. Антитеза, градация, инверсия. 25 Урок-зачёт по теме «Текст. Стили речи». 1 26 Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность). Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление. 1 Контроль знаний по теме «Текст. Стили речи». Различение изобразительновыразительных средств, стилистических фигур. Исходные тексты, их жанровое многообразие. Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. 1 Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила 27 28 29 презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Практикум №22 28.02 07.03 презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Тексты 5-7 определить проблему 14.03 Определение проблемы текста. Комментирование проблемы. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Тексты 5-7 написать комментарий 21.03 1 Авторская позиция в тексте. Требования к оформлению авторской позиции. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Тексты 8-10 авторская позиция 04.04 1 Аргументация. Этическая норма. Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. презентация основных положений урока, выполненная в программе PowerPoint. Тексты 10-11 подбор аргументов 11.04 30 3132 3334 использования аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы. Тренировочнодиагностическая работа (написание сочинения) Итоговая зачетная работа 1 Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Тексты. Текст 12 сочинениерассуждение 2 Работа над сочинением-рассуждением. Текст тренировочной диагностической работы. 25.04 2 Работа над итоговой зачётной работой. Тесты к итоговой зачётной работе 16.05 23.05 18.04 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 11 КЛАСС УЧИТЕЛЬ: ТУХИКЯН О.Г. №п/ п 1 2 3 4 Тема урока Введение (3ч). Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Две основных формы существования языка: устная и письменная. Нормированность языка. Лексика. Фразеология. Лексикография. ( 10ч.) Слово и его значение. Кол-во часов Основное содержание 1 Литературный язык - форма исторического существования национального языка. Две основных формы существования: устная и письменная. 1 Понятие о нормированности языка. Электронные образовательные ресурсы Дата по плану 03.09.2024 06.09.2024 13.09.2024 17.09.2024 5 Русская фразеология. 6 Омонимы, синонимы, антонимы. 1 Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Устойчивые сочетания слов. Источники. Омонимия, синонимия, антонимия. 7 Лексическая избыточность. 1 Понятие о лексической избыточности. 27.09.2024 8 Паронимы. Речевые ошибки на лексическом уровне. Практическая работа № 1 «Паронимы». 1 01.10.2024 Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Изобразительно-выразительные средства языка. 1 Паронимы. Речевые ошибки на лексическом уровне Паронимы. Речевые ошибки на лексическом уровне Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тропы (эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) 9 10 11 1 1 1 20.09.2024 24.09.2024 04.10.2024 08.10.2024 11.10.2024 фактически 12 13 Тропы (эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Практическая работа № 2 Лексические нормы. Изобразительновыразительные средства языка. 1 Умение находить изобразительновыразительные средства в тексте Анафора, эпифора, параллелизм. Антитеза, градация, инверсия. 15.10.2024 18.10.2024 Фонетика. Графика. Орфоэпия. (4 часа) Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков Ударение. Практическая работа № 3 Орфоэпические нормы. Морфемика и словообразование (4 часа) Основные способы словообразования в современном русском языке. Морфологические и неморфологические способы образования слов. Трудные способы образования новых слов. 1 Орфоэпия. Основные орфоэпические правила. 22.10.2024 1 Основные орфоэпические правила. 25.10.2024 Основные орфоэпические правила. Орфоэпия. Основные орфоэпические правила. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе 08.11.2024 12.11.2024 19.11.2024 1 22 Практическая работа № 4 Способы словообразования. Морфология и орфография (13 часов) Основные понятия морфологии и орфографии. 23 Взаимосвязь морфологии и орфографии. 1 24 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Практическая работа № 5 Морфологический анализ слова. 1 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. 1 Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе Сложности в определении способа образования новых слов. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе Морфологический анализ слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Как происходит взаимосвязь морфологии и орфографии. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Морфологический анализ слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип. 14 15 16 17 18 19 20 21 25 26 27 1 1 1 1 1 1 1 15.11.2024 22.11.2024 26.11.2024 29.11.2024 03.12.2024 06.12.2024 10.12.2024 13.12.2024 17.12.2024 Практическая работа № 6 Формы слова Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласны е в корне слова. 1 31 Практическая работа № 7 Правописание корня слова. 1 32 Правописание приставках. в 1 33 Правила написания гласных и согласных в приставках. 34 35 28 29 30 36 37 38 39 40 41 42 43 Контроль знаний по пройденным темам. Правописание корней с безударной гласной в корне слова. Правописание корней с безударной гласной, корней с чередованием гласных. Правописание корней с безударной гласной, корней с чередованием гласных. Правописание гласных и согласных в приставках. 20.12.2024 1 Правописание гласных и согласных в приставках. 17.01.2025 Практическая работа № 8 Правописание приставок. 1 Правописание гласных и согласных в приставках. 21.01.2025 Самостоятельные части речи (22 часа) Имя существительное. Гласные в суффиксах имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. Практическая работа № 9 Правописание суффиксов существительных. Имя прилагательное. Правописание суффиксов имён прилагательных. 1 24.01.2025 Правописание суффиксов имён прилагательных. Практическая работа № 10 Правописание суффиксов прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах причастий. Правила написания Н и НН в суффиксах причастий. Практическая работа № 11 Правописание Н и НН. 1 Имя существительное как часть речи. Правописание суффиксов имён существительных. Правописание суффиксов имён существительных. Правописание суффиксов имён существительных. Имя прилагательное как часть речи. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание –Н- -НН- в суффиксах разных частей речи. Правописание –Н- -НН- в суффиксах разных частей речи. Правописание –Н- -НН- в суффиксах разных частей речи. гласных и согласных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24.12.2024 27.12.2024 10.01.2025 14.01.2025 28.01.2025 31.01.2025 04.02.2025 07.02.2025 11.02.2025 14.02.2025 18.02.2025 21.02.2025 44 Правописание имён числительных. 1 45 Склонение имён числительных. 1 46 Местоимения. Правописание местоимений. 1 47 48 Склонение местоимений. Практическая работа № 12 Морфологические нормы. 1 1 49 Глагол. Причастие. Деепричастие. 1 50 1 51 Формообразование глагола. Правописание суффиксов причастий. Практическая работа № 13 Правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий. 52 Наречие. Слова категории состояния. 1 53 Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. 54 НЕ и НИ с различными частями речи. 55 Слитное и раздельное написание НЕ и НИ 56 Практическая работа № 14 НЕ и НИ с различными частями речи. Служебные части речи (6 часов) Правописание предлогов. Правописание производных и непроизводных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. 57 58 59 60 1 1 1 1 1 1 Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных, склонение числительных. Правописание имён числительных, склонение числительных. Местоимение как часть речи. Склонение местоимений. Склонение местоимений. Правописание имён существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Правописание личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов. Суффиксы причастий настоящего времени. Правописание личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов. Суффиксы причастий настоящего времени. Дефисное, слитное, раздельное написание наречий, правописание предлогов, существительных с предлогами. Дефисное, слитное, раздельное написание наречий, правописание предлогов, существительных с предлогами Правописание НЕ и НИ со словами разных частей речи. Правописание НЕ и НИ со словами разных частей речи. Правописание НЕ и НИ. 25.02.2025 Правописание предлогов, существительных с предлогами. Правописание производных и непроизводных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц, междометий. 22.04.2025 28.02.2025 04.03.2025 07.03.2025 11.03.2025 14.03.2025 18.03.2025 21.03.2025 04.04.2025 08.04.2025 11.04.2025 15.04.2025 18.04.2025 25.04.2025 29.04.2025 06.05.2025 61 6263 6465 6668 Правописание междометий. Практическая работа № 15 Слитное, раздельное, дефисное написание производных предлогов, союзов и других частей речи. Повторение (3 часа) Итоговое повторение. 1 1 Правописание междометий. Правописание предлогов, существительных с предлогами, частиц. 1 Итоговая практическая работа № 16 1 Правописание суффиксов имён существительных, прилагательных, склонение числительных, правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов имён существительных, прилагательных, склонение числительных, правописание суффиксов причастий. презентация основных положений урока, выполненная в программе Power Point. презентация основных положений урока, выполненная в программе Power Point. презентация основных положений урока, выполненная в программе Power Point. 13.05.2025 16.05.2025 20.05.2025 23.05.2025 .