Программа работы со слабоуспевающими (неуспевающими) учащимися

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧАЛТЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
МБОУ СОШ №3

ПРОГРАММА
РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ И
СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

с. Чалтырь

2023

Пояснительная записка
Среди множества проблем, находящихся на стыке педагогических,
психологических, юридических, социальных и медицинских дисциплин
проблема неуспеваемости является одной из наиболее актуальных.
В последнее время возросло количество учащихся, которые не в
полном объеме осваивают программный материал соответствующего уровня
образования.

Увеличилось

и

количество

семей

с

неблагоприятной

эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны к детям, но
и грубы, неуважительны по отношению к ним; семей, где нет эмоциональных
контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям
ребенка; семей с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку
прививается социально нежелательные потребности и интересы, он
вовлекается в аморальный образ жизни; семей с недостатком воспитательных
ресурсов, педагогически некомпетентных семей; семей с низким общим
уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь
детям в учебе, общении и со сверстниками и др.
Чаще всего в группу риска входят учащиеся, где семья с низким
материальным уровнем жизни; многодетная; неполная или конфликтная
семьи; где есть усыновленные дети; алкоголизм одного или обоих родителей
и т.д. Проблемой на данный момент является и то, что большинство
родителей,

как

правило,

придерживаются

авторитарных

методов

в

воспитании, либо предоставляют полную свободу, не вмешиваются в жизнь
детей, допускают бесконтрольность, и в то же время не оказывают
достаточно

поддержки,

помощи,

демонстрируют

безразличие

и

психологическую глухоту к проблемам детей.
Одной из причин является низкая педагогическая и психологическая
культура родителей. Родители, как правило, не знают закономерностей
возрастного развития детей, не умеют правильно налаживать отношения с
детьми, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности в
учебе в общении со сверстниками и т.п.

Школа

является

инструментом,

сотрудничество

с

семьей,

неуспевающим

учащимся

что

который

поможет

освоить

способен

укрепить

слабоуспевающим

образовательную

и/или

программу

соответствующего уровня.
Цель и задачи программы
Данная программа разработана на основании Федерального закона «Об
образовании в российской Федерации» от 29.12.2023 № 273-ФЗ.
Цель программы – создание эффективной среды для повышения
качества образования слабоуспевающих и неуспевающих учащихся МБОУ
СОШ №3.
Задачи программы:
1. Выявить и устранить причины неуспеваемости отдельных
учащихся МБОУ СОШ №3.
2. Сформировать

ответственное

отношение

слабоуспевающих

учащихся к учебной деятельности.
3. Сформировать ответственное отношение родителей (законных
представителей)

слабоуспевающих

учащихся

к

учебной

деятельности.
4. Обеспечить консультативную помощь в освоении программного
материала слабоуспевающим учащимся.
5. Создать комфортную психологическую среду для успешного
освоения

программного

материала

слабоуспевающими

учащимися.
6. Осуществлять

индивидуальный

подход

в

социально-

педагогической реабилитации слабоуспевающих учащихся.
7. Оказывать квалифицированную социально-педагогическую и
психологическую помощь неуспевающим.
8. Создать

систему

социально-педагогических

успешного освоения программного материала.

условий

для

9. Обеспечить

координацию

воспитательного

процесса

всех
в

участников

организации

учебно-

работы

по

предупреждению неуспеваемости.
10.Обеспечить внедрение ежеквартального родительского всеобуча
«Научи ребенка учиться!».
Данная
направленных

программа
на

включает

оказание

в

себя

комплекс

мероприятий,

социально-педагогической

помощи

слабоуспевающим (неуспевающим) учащимся МБОУ СОШ №3. Программа
рассчитана на комплекс мер, принимаемых в течении учебного года, и
действует бессрочно.
Виды, формы и содержание деятельности
№

Этап работы

1

Организационный
этап

2

Этап выявления
причин

Содержание
деятельности
Анализ качества
образования и
успеваемости за отчётный
период
Выявление
слабоуспевающих и/или
неуспевающих учащихся
Выявление уровня
неуспеваемости
(соответствие предметных
знаний требованиям
образовательной
программы)
Заседание психологопедагогического
консилиума

Психолого-педагогическая
диагностика

Виды и формы работы,
задачи
Сбор статистических
данных, опрос,
наблюдение

Ответственный
зам. директора по
УВР, классный
руководитель,
учительпредметник

Опрос, анализ учебных
результатов

Взаимодействие с
родителями
слабоуспевающего
(неуспевающего)
учащегося с учетом
изучения
индивидуальных
особенностей ребенка

директор, зам.
директора по УВР,
педагог-психолог,
социальный
педагог, классный
руководитель

Взаимодействие с
учителямипредметниками с целью
корректировки
индивидуальной
образовательной
траектории

педагог-психолог,
социальный
педагог

Отметка о
выполнении

Обследование жилищных
условий

3

Этап социальнопсихологической
помощи

Формирование
ответственного отношения
учащегося и родителей
(законных представителей)
к учебе

Социальнопсихологическая помощь
«Научи ребенка учиться!»

Семинар / тренинг
«Причины школьной
неуспеваемости»

«Как мы видим свое
будущее?», «Я и мое
будущее»
Внеурочная деятельность
и дополнительное
образования

слабоуспевающего
(неуспевающего)
учащегося,
анкетирование, опрос,
диагностика
Выход в семью

Интерактивные занятия
по формированию
положительного
отношения к
предметному
содержанию
Интерактивные занятия
по формированию
положительного
отношения к процессу
обучения
Интерактивные занятия
по формированию
положительного
отношения к себе и
классу
Интерактивные занятия
по формированию
положительного
отношения к учителю
Всеобуч для родителей
по формированию
навыков эффективного
взаимодействия с
ребенком и его учебной
мотивации
Семинар, тренинг для
учителей по
эффективному
взаимодействию со
слабоуспевающими
и/или неуспевающими
учащимися
Цикл
профориентационных
занятий
Вовлечение
слабоуспевающих
(неуспевающих)
учащихся в туристскокраеведческую
деятельность, работу
спортивных секций и
детских объединений на
базе школы

зам. по ВВР,
социальный
педагог, классный
руководитель
социальный
педагог, педагогпсихолог, классный
руководитель

зам. директора по
УВР, педагогпсихолог,
социальный
педагог
педагог-психолог,
социальный
педагог

педагог-психолог,
социальный
педагог
классный
руководитель,
социальный
педагог

4

Корректировка
образовательной
траектории

Консультативная помощь

График консультаций по
предметам (по которым
не освоен программный
материал)

Разработка
индивидуальной
образовательной
траектории

Разработка
индивидуального
учебного плана, перевод
на очно-заочную и/или
заочную форму
получения образования
(по запросу)
Организация участия
слабоуспевающих
(неуспевающих)
учащихся в предметных
неделях

Школьные предметные
недели

Школьный этап проектноисследовательской,
научно-практической
конференции

5

Мониторинг
учебных и
внеучебных
достижений

Организация участия в
конференциях в качестве
технических
специалистов и/или
организаторов.
Работа с платформами Учи.ру, РЭШ, телеканалом
Мособртв (первое познавательное телевидение, где
школьное расписание и уроки представлены в режиме
прямого эфира) профориентационным порталом
«Билет в будущее», сервисом «Яндекс. Учебник»,
бесплатный доступ к электронным версиям учебнометодических комплексов издательства
«Просвещение».
Посещаемость
Ежедневный мониторинг
посещаемости

Успеваемость по предмету

Еженедельный
мониторинг

Качество образования по
предмету

Один раз в две недели

Уровень
сформированности
компетенций
Психоэмоциональное
состояние учащегося
Эффективность
реализации программы

Систематически

Систематически
Анкетирование
учащегося и родителей,
учителей

зам. директора по
УВР, классный
руководитель,
учителяпредметники
зам. директора по
УВР, учителяпредметники

классный
руководитель,
учительпредметник,
социальный
педагог
Классный
руководитель,
социальный
педагог
социальный
педагог, классный
руководитель,
учителяпредметники

зам. директора по
ВВР, зам.
директора по УВР,
классный
руководитель, соц.
педагог
зам. директора по
УВР, классный
руководитель
зам. директора по
УВР, классный
руководитель,
учителя
педагог-психолог с
участием родителей
педагог-психолог с
участием родителей
зам. директора по
УВР

Основные направления самоанализа
Основными направлениями самоанализа являются:
-

отчет заместителя директора по УВР о реализации программы по
работе со слабоуспевающими (неуспевающими) учащимися за учебный
год (Приложение 1);

-

анализ динамики освоения слабоуспевающими (неуспевающими)
учащимися образовательной программы соответствующего уровня
образования (период рассчитывается индивидуально) (Приложение 2);

-

анализ наблюдательного дела слабоуспевающего (неуспевающего)
учащегося в отдельности (Приложение 3);

-

анализ

личностного

учащихся

развития

(проводится

слабоуспевающих

индивидуально

по

(неуспевающих)

каждому

учащемуся)

(Приложение 4);
-

отчет заместителя директора по ВВР о реализации воспитательной
части программы работы со слабоуспевающими (неуспевающими)
учащимися (Приложение 5);

-

анализ

профориентационной

работы

со

слабоуспевающими

(неуспевающими) учащимися (Приложение 6);
-

отчет социального педагога (Приложение 7);

-

отчет педагога-психолога (Приложение 8);

-

отчет классного руководителя (Приложение 9);
анализ разнообразия форм работы с родителями, которые позволяют

-

не только передавать информацию, но и способствовать формированию
у родителей и детей навыков и умений.
Предполагаемые результаты
Предполагаемыми результатами эффективной реализации программы
работы

со

слабоуспевающими

МБОУ СОШ №3 являются:

(неуспевающими)

учащимися

в

- снижение количества слабоуспевающих (неуспевающих) учащихся в

МБОУ СОШ №3;
- повышение среднего процента успеваемости по школе;
- повышение среднего процента качества образования по школе;
- успешное внедрение и тематическое совершенствование всеобуча для

родителей. Всеобуч для родителей – один из важных видов
деятельности специалистов, позволяющий решать различные задачи
и,

самое

главное,

повышать

компетенции

участников

образовательного процесса, а именно: понимание и осознание
ответственности за воспитание детей; знание о развитии, воспитании,
обучении

детей;

практические

умения

организации

жизни

и

деятельности детей в семье. Всеобуч для родителей может выступать
как основа для поддержки, сотрудничества и мотивирования, давая им
уверенность в своих силах, в помощи специалистов и то, что с любой,
даже самой сложной ситуацией, можно справиться, объединив
усилия;
- повышение информированности родителей и учащихся о способах

освоения образовательной программы соответствующего уровня
образования;
- повышение

правовой

компетенции участников образовательного

процесса;
- разработка цикла мероприятий и информационно-обучающей среды

для родителей и учащихся, имеющих трудности в освоении
образовательной программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».