Рабочая программа по Учебному курсу Биология. Просто о сложном 11 классы 2025-2026 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1.1. Планируемые образовательные результаты
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 11 класса и
рассчитан на 34 часа. Элективный курс углубляет базовые знания по
биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных
компетенций в ходе решения биологических задач.
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана
с
разработкой системы специализированной подготовки (профильного
обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы,
склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент
курса
ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися
способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию
предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в
контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Актуальность данного элективного курса подкрепляется практической
значимостью изучаемых тем, что способствует повышению интереса к
познанию биологии и ориентирует на выбор профиля. У обучающихся
складывается первое представление о творческой научно-исследовательской
деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с
введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять
знания на практике. Решение задач по биологии дает возможность лучше
познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение
и функционирование биологических систем на всех уровнях организации
жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить
знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном
образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся,
умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия
для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся.
Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с
уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного
стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе
компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх
уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.

Целью курса является:

Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся
об основных биологических закономерностях; формирование навыков решения
биологических задач различных типов.
Задачи:
1. Формирование системы знаний по основным законам биологии.
2. Формирование умений и навыков решения биологических задач
репродуктивного, прикладного и творческого характера.
3. Отработка навыков применения генетических законов.
4. Формирование потребности в приобретении новых знаний и способах их
получения путем самообразования.
Благодаря учеьному курсу по биологии выполняется несколько функций:
1. Курс «Решение задач по общей биологии» помогает закрепить и
углубить уровень знаний учащихся по биологии, применить эти знания путём
решения биологических задач.
2. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То
есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и
создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными
интересами.
В результате прохождения программы элективного курса:
Учащиеся должны знать:
• Основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;
• Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования
генов и формирования признаков;
• Специфические термины и символику, используемые при решении
генетических задач и задач по молекулярной биологии;
• Строение и функции органоидов клетки. Основные положения клеточной
теории Т. Шванна и М. Шлейдена;
• Химический состав клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые
кислоты;
• Механизм процессов жизнедеятельности клетки: энергетический обмен,
пластический обмен: фотосинтез, биосинтез;
• Законы Менделя, закон Моргана, закон чистоты гамет;
• Биологическое
значение
всех
процессов
жизнедеятельности,
происходящих в клетке;
• Формы изменчивости, причины изменчивости;
• Алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности.
Учащиеся должны уметь:

• Выстраивать алгоритм решения задач на основе полученных
теоретических знаний законов цитологии, молекулярной биологии, генетики;
• Объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения;
содержание генетической задачи;
• Обобщать и применять знания о клеточном и организменном уровне
организации жизни;
• Обобщать и применять знания о многообразии организмов разных
царств;
• Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов
разных царств;
• Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов,
явлений;
• Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения,
пополнять и систематизировать полученные знания;
• Применять биологические знания в практических ситуациях (практикоориентированное задание); применять термины по генетике, символику при
решении генетических задач.
• Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации;
• Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации;
• Решать задачи
по молекулярной биологии базового уровня и
повышенного на применение знаний в новой ситуации;
• Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной
сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко
формулировать свои мысли;
• Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернетисточниками.
Содержание программы элективного курса включает 3 основные раздела:
решение задач по молекулярной биологии, решение задач по цитологии,
решение задач по генетике, данные разделы делятся на темы, и каждая тема
элективного курса является продолжением курса биологии. Элективный курс
включает теоретические занятия и практикумы по решению задач.

1.2.

Планируемые воспитательные результаты

Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач
воспитания даны в форме целевых ориентиров.
Целевые ориентиры результатов воспитания
на уровне среднего общего образования
Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское

Осознанно выражающий свою российскую гражданскую
идентичность в поликультурном и многоконфессиональном
российском обществе, современном мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником
власти
и
субъектом
тысячелетней
российской
государственности, с Российским государством, ответственность
за развитие страны, российской государственности в настоящем
и будущем.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный
аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа
России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве в прошлом и в
современности.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе
уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан,
уважения к историческому и культурному наследию России.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой
дискриминации в обществе по социальным, национальным,
расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой
деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве,
экологических, природоохранных, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
Выражающий
свою
этнокультурную
идентичность,
демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе
любви к своему народу, знания его истории и культуры.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в
целом, деятельно выражающий чувство причастности к
многонациональному народу России, к Российскому Отечеству,
свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий
деятельное
ценностное
отношение
к
историческому и культурному наследию своего и других
народов России, к национальным символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране
– России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в
сохранении общероссийской культурной идентичности.

Патриотическое

Духовнонравственное

Эстетическое

Проявляющий
приверженность
традиционным
духовнонравственным ценностям, культуре народов России (с учетом
мировоззренческого,
национального,
религиозного
самоопределения семьи, личного самоопределения).
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей
и норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности
каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого
выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.
Демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных групп, традиционных религий народов России,
национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом
соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан,
народов в России.
Способный вести диалог с людьми разных национальностей,
религиозной
принадлежности,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи
на основе российских традиционных семейных ценностей,
понимании брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в
семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о роли
русского и родного языков, литературы в жизни человека,
народа, общества, Российского государства, их значении в
духовно-нравственной культуре народа России, мировой
культуре.
Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству
познания отечественной и мировой культуры.
Знающий и уважающий художественное творчество своего
народа, других народов, понимающий его значение в культуре.
Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на
душевное состояние и поведение людей.
Сознающий
и
деятельно
проявляющий
понимание
художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения
в
современном
обществе,
значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах
искусства, художественном творчестве с учетом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на
эстетическое обустройство собственного быта.

Физическое

Трудовое

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и
народного творчества в искусстве.
Понимающий и выражающий в практической деятельности
ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья
других людей.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и
отдыха, физическая активность), стремление к физическому
самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
для физического и психического здоровья привычек, поведения
(употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные
зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой
среде).
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в
том числе безопасного поведения в информационной среде.
Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся
социальным, информационным и природным условиям.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и
психологического состояния, состояния окружающих людей с
точки зрения безопасности, сознательного управления своим
эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать
первую помощь себе и другим людям.
Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность,
материальные ресурсы и средства свои и других людей,
трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их
социально значимый вклад в развитие своего поселения, края,
страны.
Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность
к честному труду.
Участвующий практически в социально значимой трудовой
деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в
том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с
учетом соблюдения норм трудового законодательства.
Способный к творческой созидательной социально значимой
трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях,
в том числе предпринимательской деятельности в условиях
самозанятости или наемного труда.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с
учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи,
общества.
Выражающий
осознанную
готовность
получения
профессионального образования, к непрерывному образованию в

Экологическое

Познавательное

течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования
трудовых отношений, самообразования и профессиональной
самоподготовки в информационном высокотехнологическом
обществе, готовый учиться и трудиться в современном
обществе.
Выражающий
и
демонстрирующий
сформированность
экологической культуры на основе понимания влияния
социально-экономических
процессов
на
окружающую
природную среду.
Применяющий знания социальных и естественных наук для
решения задач по охране окружающей среды.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе, окружающей среде.
Знающий и применяющий умения разумного, бережливого
природопользования в быту, в общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной,
ресурсосберегающей
деятельности,
участвующий в его приобретении другими людьми.
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учетом своих способностей, достижений.
Обладающий представлением о научной картине мира с учетом
современных достижений науки и техники, достоверной научной
информации, открытиях мировой и отечественной науки.
Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных
представлений, идей, концепций, навыки критического
мышления.
Сознающий и аргументированно выражающий понимание
значения науки, научных достижений в жизни российского
общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном,
социально-экономическом развитии России в современном мире.
Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления
и
систематизации
фактов,
осмысления
опыта
в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

Темы рефератов:
• Генетика: история и современность.
• Методы изучения наследственности человека.
• Генетическая медицина: шаги в будущее.
• Чем опасны близкородственные браки?
• Изучение и прогнозирование наследования конкретного признака в своей
семье.
• Изучение проявления признаков у домашних питомцев.

Пояcнительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Биология: просто о
сложном» для 11-х классов средней общеобразовательной составлена в
соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ №
413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,
зарегистрированный Министерством России 07.06.2012, рег.№ 24480
3. Примерные программы основного общего образования по биологии,
разработанные в соответствии с государственными образовательными
стандартами 2004 г (Сборник нормативных документов. Биология.
Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные
программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
4. Учебный план МБОУ СОШ №3 на 2025-2026 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Биология: просто о сложном»
составлена на базе серии пособий по биологии под руководством Кириленко
А.А.
1) Биология. Молекулярная биология. Теория, тренировочные задания:
учебно-методическое пособие/А.А.Кириленко. – Изд.6-е – Ростов н/Д:
Легион, 2017.
2) Биология. Молекулярная биология. 10-11 классы. Тренировочная тетрадь/
А.А.Кириленко – Ростов н/Д: Легион, 2018.
3) Биология. Генетика. Теория, тренировочные задания: учебнометодическое пособие/А.А.Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2017
4) Биология. Эволюция органического мира. Теория, тренировочные
задания: учебно-методическое пособие/А.А.Кириленко. – Изд.6-е –
Ростов н/Д: Легион, 2018.
Данный
курс предусматривает изучение теоретических и прикладных
вопросов из различных разделов биологии. Успешному освоению материала
способствует
выполнение
лабораторных
и
практических
работ,
самостоятельная проектная работа учащихся по некоторым темам.
Программа предназначена для внеурочных занятий по биологии в 11-м
классе, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), предназначена для учащихся
профильного естественно-научного класса, предполагает расширение курса
биологии и привитие интереса к предмету.
Одним из приоритетных направлений современной биологической
является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение.
Поэтому, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в

рамках средней школы. Это актуально и с позиций концепции профильного
обучения, и с позиций формирования естественнонаучного и гуманистического
мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической
культуры молодого поколения. Программа предполагает более подробное
изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности
наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека»,
«Молекулярная биология». Программа позволяет ориентироваться на интересы
учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя,
углубляя и расширяя биологические знания.
Целью данного курса является создание условий для формирования у
учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике
повышенной сложности.
Достижение цели планируется через решение следующих задач:
•
•
•

повторение материала, изученного по темам «Молекулярная биология» и
«Генетика»;
выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся по темам
школьной программы, а также в умениях решать задачи;
обучение учащихся решению задач по молекулярной биологии и генетике
повышенной сложности.

Предлагаемый курс охватывает основные разделы « Генетика» и
«Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для
понимания в школьном курсе биологии. Использование этих задач развивает
логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения
качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и
самовоспитания.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции,
семинары, защита проектов, практикумы по решению задач, устные сообщения
учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная
форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование
познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений.
Таким образом, изучение данного курса не только обеспечивает приобретение
учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной
общебиологической науки, но и способствует формированию целостной
картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и
предназначения современного человека.
Данная
программа
направлена
на
достижение
обучающимися
следующих личностных результатов:
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического

отношения к живым объектам.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Метапредметными результатами освоения программы «Сложные вопросы
общей биологии» являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения
понятиям,
классифицировать,
наблюдать,
проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать
и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в
другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
- знание основных понятий, закономерностей и законов в области строения,
жизни и развития растительного, животного организмов и человека, развития в
целом органического мира;
- умение обосновывать выводы, используя биологические термины, объяснять
явления природы, применять знания в практической деятельности.
- решать задачи из различных разделов биологии;
- составлять генеалогические древа;
- знать основные методы генетического анализа;
- объяснять генетическую индивидуальность каждого организма;
- знать важнейшие достижения в области молекулярной биологии и генетики;
- осуществлять проектную работу;
- умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей
между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их

функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.

Содержание курса.
Молекулярная биология (8 ч)
Биологические полимеры: белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их роль в
клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение
ДНК. Установление функциональной связи нуклеиновых кислот, белковых
молекул, роли НК в передаче наследственной информации.
Пластический обмен. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код
ДНК. Реакции матричного синтеза. Клеточная и генная инженерия.
Работы Ф.Мишера, Дж.Уотсона, Ф.Крика, Э.Чаргаффа, Р.Альтмана
Л.р.№1 «Влияние факторов среды на структуру белка»
Л.р.№2 «Ферментативные процессы в клетке»
Практикум «Решение задач с применением правила Чаргаффа»
Практикум «Решение задач с использованием таблицы «Генетический
код»
Общие закономерности онтогенеза (7 ч)
Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития
организмов. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз (его фазы). Репликация
молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство
числа и формы. Значение деления клетки.
Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз.
Гаметогенез. Особенности строения гамет. Гуморальная регуляция овуляции.
Оплодотворение. Генетические и цитологические особенности способов
размножения. Партеногенез и его виды. Работы К.Зибольда, И.Даревского,
Л.Астаурова. Партеногенез и человек.
Развитие зародыша (на примере животных). Дробление и его формы.
Бластула, гаструла, их типы. Производные зародышевых листков.
Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на
развитие организма человека. Жизненные циклы со сменой поколений. Смена
ядерных фаз.
Практикум «Характер смены поколений в жизненном цикле в
зависимости от формы размножения»
Л.р.№3 «Изучение микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида»
Практикум «Определение типов смены ядерных фаз»
Закономерности наследственности (15 ч)
Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов.
История генетики. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное
скрещивание. Анализ потомства.
Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и
рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и
гетерозигота. Единообразие первого поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков.
Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы
единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором
поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Нарушение
сцепления. Перекрест хромосом. Генотип как целостная система.
Взаимодействие генов: кодоминирование, эпистаз, полимерия, множественный
аллелизм
Генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивания,
взаимодействие генов, сцепленное наследование, наследование признаков,
сцепленных с полом.
Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние
никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.
Практикум «Решение задач на неполное доминирование»
Практикум «Решение задач на наследование групп крови»
Практикум «Решение задач на сцепленное наследование»
Практикум «Решение задач на сцепленное с полом наследование»
Практикум «Решение задач на взаимодействие генов»
Практикум «Решение различных типов генетических задач»
Практикум «Составление родословных»
Закономерности изменчивости (4 ч)
Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические
закономерности модификационной изменчивости.
Мутации, их причины. Экспериментальное получение мутаций. Генетика
популяций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора.
Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.
Л.р.№4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Календарно – тематическое планирование
№

Тема урока

1

Введение

2

Структура и физико-химические свойства
белковой молекулы
Л.р.№1
Биологические функции белков
Л.р.№2 «Ферментативные процессы в
клетке»
Структура и физико-химические свойства
нуклеиновых кислот
Практикум «Решение задач с применением
правила Чаргаффа»
Генетическая информация и её реализация в
клетке. Генетический код
Практикум «Решение задач с
использованием таблицы «Генетический
код»
Общие закономерности онтогенеза
Формы размножения в природе, их
биологическая роль. Генетические и
цитологические особенности способов
размножения
Практикум «Характер смены поколений в
жизненном цикле в зависимости от формы
размножения».
Предэмбриональный период развития.
Спермато- и овогенез. Л.р.№3

3
4
5
6
7
8

9

10

11

12

13
14
15

16

17

18

Оплодотворение. Регуляция
оплодотворения.
Партеногенез.
Зародышевый путь развития. Этапы
эмбриогенеза.
Жизненные циклы со сменой поколений
Характер смены ядерных фаз в жизненном
цикле разных организмов.
Практикум «Определение типов смены
ядерных фаз»
Закономерности наследственности
Генетика как наука о наследственности и
изменчивости.
История генетики.
Моногибридное скрещивание и его
цитологические основы. I и II законы
Менделя. Анализирующее скрещивание
Неполное доминирование.

Количе
ство
часов

Дата
план

Дата
факт

Домашнее задание

05.09
1
1

12.09

1
1

19.09
26.09

1

03.10

1

10.10

Задачи

1

17.10

Задание в тетради

1

24.10

Записи в тетради

1

07.11

Записи в тетради

1

14.11

Оформление работы.

1

21.11

1

28.11

Т.Б. Оформление
работы. Подготовить
сообщения
Записи в тетради

1

05.12

1
1

12.12
19.12

Подготовиться к
семинару
Записи в тетради
Оформление работы.
Подготовиться к
тестированию

1

26.12

Презентации

1

16.01+

Записи в тетради

1

16.01

Задачи

Т.Б. Оформление
работы
Т.Б. Оформление
работы

19

20
21
22

23
24

25
26

27
28
29

30
31
32

33

34

Практикум «Решение задач на неполное
доминирование»
Наследование групп крови.
Практикум «Решение задач на наследование
групп крови»
Дигибридное скрещивание и его
цитологические основы. III закон Менделя
Хромосомная теория наследственности.
Работы Т.Моргана. Хромосомные карты
Сцепленное наследование.
Практикум «Решение задач на сцепленное
наследование»
Генетика пола. Хромосомный механизм
определения пола
Наследование признаков, сцепленных с
полом
Практикум «Решение задач на сцепленное с
полом наследование»
Нарушение сцепления. Перекрёст хромосом
Взаимодействие аллельных и неаллельных
генов.
Практикум «Решение задач на
взаимодействие генов»
Практикум «Решение различных типов
генетических задач»
Генетика человека. Методы изучения
генетики человека.
Механизмы наследования различных
признаков у человека.
Практикум «Составление родословных»
Основы медицинской генетики.
Основы изменчивости
Понятие и виды изменчивости
Модификационная изменчивость. Норма
реакции
Л.р.№4 «Построение вариационного ряда и
вариационной кривой»
Мутационная изменчивость. Виды и
причины мутаций. Работы Г. де Фриза
Генетика популяций. Закон ХардиВайнберга.

1

23.01

Задачи

1

30.01

Записи в тетради

1

06.02

Записи в тетради

1

13.02

Задачи

1

20.02

Записи в тетради

1

27.02

Задачи

1
1

06.03
13.03

Записи в тетради
Задачи

1

20.03

1

27.03

Задачи. Подготовиться
к семинару
Записи в тетради

1

10.04

Записи в тетради

1

17.04
24.04

Лекция
Записи в тетради

1
1

08.05

Т.Б.
Оформление работы

1

15.05

1

22.05

Записи в тетради.
Подготовить
сообщения
Записи в тетради.

Литература.
1. Биология. Молекулярная биология. Теория, тренировочные задания: учебнометодическое пособие/А.А.Кириленко. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Легион, 2017.
2. Биология. Молекулярная биология. 10-11 классы. Тренировочная тетрадь/
А.А.Кириленко – Ростов н/Д: Легион, 2018.
3. Биология. Генетика. Теория, тренировочные задания: учебно-методическое
пособие/А.А.Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2017
4. Биология. Эволюция органического мира. Теория, тренировочные задания: учебнометодическое пособие/А.А.Кириленко. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Легион, 2018.
5. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: учебник для
общеобразовательных
учреждений
(профильный
уровень)/
А.В.Теремов,
Р.А.Петросова. – М.: Мнемозина, 2013.
6. Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии/
А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая идр.М.Просвещение, 1993.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».