Содержание
1 Пояснительная записка ........................................................................................................... 3
2 Результаты освоения учебного курса …................................................................................ 4
3 Место учебного курса в учебном плане ……........................................................................7
4 Содержание учебного курса ............................................................................................ 7
5 Тематическое планирование .................................................................................................. 8
6 Учебно-методическое обеспечение ....................................................................................... 9
1 Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по химии «Решение химических задач» для 11
классаразработана на основе авторской программы по химии О.С. Габриелян для среднего
общего образования.
Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе
общегообразования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее
возможностямив познании основных методов изучения природы, фундаментальных
научных теорий и закономерностей.
Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки.
При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала,
вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются
способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически
мыслить, использовать приемыанализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами
и явлениями. В этом отношении решениезадач является необходимым компонентом при
изучении такой науки, как химия.
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств,
совершенствованияи закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется
связь теории с практикой,воспитываются трудолюбие, самостоятельность и
целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать
задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины
усвоения ими учебного материала.
В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования для
лучшей подготовки к экзаменам включен в учебный план учебный курс «Решение
химических задач». В этом курсе используются общие подходы к методике решения как
усложненных, нестандартных задач, так и задачшкольного курса, применяется методика
их решения с точки зрения рационального приложения
Учебный курс выполняет следующие функции:
дополняет содержание профильного курса химии;
позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и помогает
школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.
Цели учебного курса
воспитание
личности,
имеющей
развитое
естественно-научное
восприятие
природы;развитие творческого потенциала учащихся;
развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и
методызакрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.
Задачи учебного курса
учить учащихся приемам решения задач различных типов;
закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математикии
физики при решении расчетных задач по химии;
продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
развивать учебно-коммуникативные навыки.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
После изучения данного учебного курса учащиеся должны знать:
способы решения различных типов задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного учебного курса учащиеся должны уметь:
решать расчетные задачи различных типов;
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений
численныхпараметров системы, описанной в задаче;
работать самостоятельно и в группе;
самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
владеть химической терминологией;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных
величин,необходимых для решения задач.
Формы контроля:
классные и домашние контрольные работы
самостоятельные работы;
зачеты;
защита авторских задач.
2 Результаты освоения учебного курса
В результате освоения учебного курса по химии ученик должензнать /
пониматьважнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом,
молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы,
химическаясвязь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль,
молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения,
растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель,окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость
химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический
заосновные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации,строения
органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная,азотная и
уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен,
бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные
исинтетические волокна, каучуки, пластмассы;
называть
изученные
вещества
по
«тривиальной»
или
международной
номенклатуре;определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип
химической связив соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах
неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к
различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической
системеД.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных
классов неорганических и органических соединений; строение и химическиесвойства
изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
природу химическойсвязи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости
химическойреакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различныхисточников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачихимической
информации и ее представления в различных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизниобъяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях
иоценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на
производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников.
Система оценки планируемых результатов
Для отслеживания величины уровня учебных достижений учащихся 11 класса при
изученииданного курса будут проводиться следующие мероприятия:
решение задач;
ответы на устные вопросы, поставленные на уроке, работа у доски;
самостоятельная деятельность;
выполнение контрольных работ;
творческая деятельность;
выполнение практических работ;
проектная работа (презентации, доклады, рефераты и др.).
Контрольные работы
Оценка «5»
Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Ответ неполный, или допущено не более двух несущественных ошибок
Оценка «4»
Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при
этом две-три несущественные
Оценка «3»
Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколькосущественных
ошибок; работа не выполнена
Оценка «2»
При оценке выполнения письменной контрольной работы учитываются требования
единого орфографического режима
Оценка умений решать задачи
Оценка «5»
В логическом рассуждении, при решении, задачи нет ошибок, задача
решена рациональным способом
В логическом рассуждении, при решении задачи, нет существенных
ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено
не более двух несущественных ошибок
Оценка «4»
В логическом рассуждении, при решении задачи, нет существенных
ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах
Оценка «3»
Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении задачи;
отсутствие ответа на задание
Оценка «2»
Оценка устного ответа на уроке
Оценка «5»
Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в
определенной логической последовательности, литературным языком; ответ
самостоятельный
Оценка «4»
Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; материал изложен в
определенной
логической
последовательности,
приэтом
допущены
две-три
несущественные ошибки, исправленные потребованию учителя
Оценка «3»
Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный,
несвязный.
Оценка «2»
При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить
при наводящих вопросах учителя,отсутствие ответа
Практические работы
(оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу)
Оценка «5»
Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильныенаблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану с учетомтехники безопасности и правил работы с
веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения,
поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются
реактивы)
Оценка «4»
Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом
эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с
веществами и оборудованием.
Оценка «3»
Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущенасущественная
ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил
техники безопасности на работе свеществами и оборудованием, которая исправляется по
требованиюучителя.
Оценка «2»
Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента,в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техникибезопасности при работе с веществами
и оборудованием, которыеучащийся не может исправить даже по требованию учителя;
работане выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Проектная работа
Оценка «5»
Соблюдены все необходимые требования при оформлении работы,правильно составлено
содержание, поставлены цели и задачи, выделена теоретическая и практическая
составляющая работы, написанозаключение и выводы, список используемой литературы.
Тема работы раскрыта полностью, учащийся свободно излагает основныеидеи,
отраженные в работе.
Оценка «4»
Соблюдены все необходимые требования при оформлении работы,правильно составлено
содержание, поставлены цели и задачи, выделена теоретическая и практическая
составляющая работы, написанозаключение и выводы, список используемой литературы.
Тема работы раскрыта не полностью, учащийся испытывает затруднения приизложении
основных идей, отраженных в работе
Оценка «3»
В работе отсутствует четко выраженная цель и задачи, необходимыедля ее достижения,
материал работы не разделен четко на теоретическую и практическую части; учащийся
испытывает трудности при изложении основных идей, отраженных в работе
Оценка «2»
Работа не выполнена
3 Место учебного курса в учебном плане
Учебный курс по химии в 11 классе рассчитан на 34 ч.: из расчета 1 ч. в неделю при 34
учебных неделях.
4 Содержание учебного курса
Тема 1 Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций (12 ч)
Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса,
объем.Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в
соединенении.
Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула.
Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической
реакции.Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции.
Тема 2 Строение атома и строение вещества (3 ч)
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка.
Энергетическийуровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов
4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов).
Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических
элементов.
Тема 3 Химические реакции (8 ч)
Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической
химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и
термохимическиеуравнения.
Реакции
горения,
как
частный
случай
экзотермическихреакций.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы
реагирующих
веществ,
концентрации,
температуры,
площади
поверхности
соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и
катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их
функционирования. Необратимые и обратимые химическиереакции. Состояние
химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения
химического равновесия. Теория электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и
солис точки зрения теории электролитической диссоциации. Необратимый гидролиз.
Обратимый гидролиз солей. Степень окисления. Определение степени окисления по
формуле соединения. Понятиеоб окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и
восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз как окислительновосстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов.
Тема 4 Неорганическая химия (4 ч)
Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие
щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений
металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия.
Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Сравнительная характеристика галогенов
как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов
(взаимодействие с металлами и водородом).
Восстановительные
свойства
неметаллов
(взаимодействие
с
более
электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Классификация кислот. Химические свойствакислот: взаимодействие с металлами,
оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации).
Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. Основания, их
классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами,
кислотными оксидами и солями.
Разложениенерастворимых оснований. Классификация солей: средние, кислые и
основные. Химические свойства солей: взаимодействие скислотами, щелочами,
металлами и солями. Понятие о генетической связи и генетических рядах.
Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда
в органической химии.
Тема 5 Органическая химия (4 ч)
Химические свойства алканов, алкенов, алкинов. спиртов, фенолов, альдегидов,
карбоновыхкислот. Полимеры. Генетическая связь классов органических веществ.
Тема 6 Экспериментальные основы химии (2 ч)
Качественные реакции, идентификация веществ, алгоритм идентификации, блок-схема.
Алгоритм обнаружения органических соединений.
5 Тематическое планирование
№ урока
в теме
Дата
проведения
1
02.09
2
09.09
3
4
16.09
23.09
5
30.09
6
7
07.10
14.10
8
21.10
9
11.11
10
18.11
11
25.11
12
02.12
13
14
15
16
17
18
09.12
16.12
23.12
30.12
13.01
20.01
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
27.01
03.02
10.02
17.02
03.03
17.03
24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
Тема урока
Нахождение молекулярной массы веществ. Расчет массовой
долиэлемента в веществе.
Расчет массовой доли продукта в смеси. Вычисление
массовойдоли вещества в растворе.
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчетные задачи по уравнению химических реакций (по
известноймассе)
Расчетные задачи по уравнению химических реакций (по
известному объему)
Расчеты теплового эффекта реакции.
Расчеты массовой доли продукта реакции от теоретически
возможного.
Расчеты объемной доли продукта реакции от теоретически
возможного.
Расчет массы, количества вещества продукта реакции, если
одновещество дано в избытке.
Расчет массы, объема продукта реакции, если одно вещество
данов избытке.
Расчет массы и количества вещества продукта реакции, если
одновещество дано с примесями
Расчет массы и объема продукта реакции, если одно вещество
данос примесями.
Строение электронных оболочек атомов.
Типы химической связи
Типы кристаллических решеток
Классификация химических реакций
Скорость химической реакции. Решение задач
Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и
способы его смещения
Теория электролитической диссоциации
Реакции ионного обмена
Гидролиз.
Окислительно – восстановительные реакции
Электролиз
Химические свойства простых веществ – металлов
Химические свойства простых веществ – неметаллов
Химические свойства оксидов, гидроксидов
Решение цепочек уравнений химических реакций
Химические свойства углеводородов
Химические свойства спиртов, фенолов
Химические свойства альдегидов и кислот
Решение цепочек уравнений химических реакций
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы
Качественные реакции на органические вещества
Резервный урок
6 Учебно-методическое обеспечение
Для учителя.
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор
Габриелян О.С.).
Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.:
Просвещение, 1992
Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.:
Просвещение, 2001
Для учащихся.
1 Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986
2 Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003
3 Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993
4 Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000
5 Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. –
Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998
6 Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.:
Новая волна, 1996