ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только
на уроке, но и за его пределами. Актуальность реализации данной программы обусловлена самой особенностью проектно-исследовательской
деятельности. Эта деятельность лежит в основе познавательного интереса ребенка, является залогом умения планировать любые действия и важным
условием успешной реализации идей. Любые изменения современного общества связаны с проектами и исследованиями – в науке, творчестве, бизнесе,
общественной жизни. Поэтому важным элементом развития личности обучающегося является формирование основных навыков
проектноисследовательской деятельности. Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний, а также и
практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы организации
образовательной и научно-исследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого мышления,
свободы самовыражения и индивидуальности суждений. Для полного учета потребностей учащихся в программе используется дифференцированный
подход, что стимулирует учащегося к увеличению потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научноисследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую
мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла, естественным наукам и технологиям. В подростковом возрасте учащиеся проявляют
свою заинтересованность в той или иной области знаний, научном направлении или профессиональной деятельности. Таким образом происходит
формирование познавательной и профессиональной составляющей личности, помогает учащемуся в определении будущего жизненного пути и в
профессиональном выборе после окончания школы. Подобного рода заинтересованность стимулирует постоянное желание школьника к познанию
нового, расширению и углублению соответствующих знаний, и получению новых в том числе практических навыков, а также мотивирует учащегося на
профориентацию. Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской
деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Программа поможет
школьнику в более глубоком изучении интересующей его области естественных наук, а также в приобретении важных социальных навыков,
необходимых для продуктивной социализации и формирования гражданской позиции: − навыка самостоятельного решения актуальных
исследовательских или практических задач, включающего в себя умение видеть и анализировать проблемы, нуждающиеся в решении, умение детально
прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать свое продвижение к
желаемому результату; − навыка генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму; − - навыка
уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов – владельцев интеллектуальной
собственности; − навыка публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы
сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей; − навыка работы со специализированными компьютерными
программами, лабораторным оборудованием, техническими устройствами, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана
проектноисследовательская деятельность школьника. Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию
его адекватной самооценки. Варианты реализации программы и формы проведения занятий. Данная программа рассчитана на работу со школьниками 5-9
классов. Педагогу важнее акцентировать свое внимание не столько на качестве результата проекта или исследования, сколько на том, чтобы учащийся
получал знания в том числе и через выполнение практического задания, делал выводы и умозаключения на основании своего исследования, учился
сравнивать его результаты с теоретическим материалом и исследованиями других школьников. Таким образом, школьник освоит основы проектноисследовательской деятельности и приобретет навык критического отношения к материалу. Программа разбита на модули, которые могут быть
использованы либо частично, либо полностью. Так модуль «Как животные и растения приспосабливаются» (эволюционная экология) предполагается для
изучения в 5 или 6 классе в течение одного года (34 часа в год). Модули «Основы растениеводства» и «Биотехнология» рассчитаны на 68 часов и могут
быть реализованы в течении 2-х лет (по 34 часа в год) или в течении 1 года (68 часов в год). Во втором случае возможно прохождение обоих модулей
(«Основы растениеводства» в 7 или 8 классе, «Биотехнологии» в 7 или 8 классе). Аналогично модули «Молекулярные основы физиологии и
фармакологии» и «Молекулярные основы селекции» рассчитаны на 68 часов и могут быть реализованы в течении 2- х лет (по 34 часа в год) или в
течении 1 года (68 часов в год). Во втором случае возможно прохождение обоих модулей («Молекулярные основы селекции» в 8 классе, «Молекулярные
основы физиологии и фармакологии» в 9 классе). Можно рекомендовать использовать модули «Как животные и растения приспосабливаются», «Основы
растениеводства», «Молекулярные основы селекции» в качестве непрерывного образовательного цикла (5-9 класс по 1 часу в неделю) для классов
агробиотехнологической направленности. Модули «Как животные и растения приспосабливаются», «Биотехнологии» и «Молекулярные основы
физиологии и фармакологии» в качестве непрерывного образовательного цикла (5-9 класс по 1 часу в неделю) для классов биотехнологического или
медицинского направлений. Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания, учитывает психолого-педагогические особенности данных возрастных категорий. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребенка. Это проявляется: − в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение
и конкретизацию в примерной программе воспитания; − в возможности комплектования разновозрастных групп для организации профориентационной
деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания; − в интерактивных формах занятий для
школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее
основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания. Особенности
работы учителя по программе. Задача учителя состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая
потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы учителя в первую
очередь является личностное развитие учащегося. Личностных результатов учитель может достичь, увлекая ученика совместной и интересной им обоим
деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием.
Примерная схема проведения занятий по программе: 1. Объяснение теоретического материала по теме. 2. Подготовка к экспериментальному занятию,
обсуждение объектов для практического занятия. 3. Проведение практического занятия – основная задача освоение методологии данного эксперимента.
4. По окончании предложить детям, которые заинтересовались данным экспериментом, развить его в исследовательский проект. Для этого необходимо
обсудить объекты, которые ученик будет исследовать, составить план эксперимента. 5. Помочь ученику проанализировать результаты эксперимента.
Оценить результаты проектно-исследовательской деятельности школьников можно в процессе защиты ими своих работ в рамках школьной
научнопрактической конференции.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Как животные и растения приспосабливаются» (эволюционная экология) 5-6 классы (34 часа)
1. Мы исследуем живые объекты (6 часов) Свойства и строение живых организмов (строение клетки). Вид, особь – организм как единая система.
Адаптации (приспособления). Понятие гомеостаза живого организма. Способы его поддержания. Понятие вариативности признака. Исследовательские
работы «Все ли (синицы, белки, березы и т.д.) одинаковые? Фотоквест». Ограничения морфологических и физиологических адаптаций. Почему
организмы не становятся бесконечно большими, маленькими, всеядным. Практическая работа «Составляем книгу рекордов растений и животных нашего
края».
2. Влияние окружающей среды на живые организмы (12 часов) Факторы окружающей среды (абиотические, биотические, антропогенные). Примеры
абиотических факторов, оказывающих основное влияние на жизнедеятельность живых организмов: температура, свет, влажность. Практическое занятие
«Цвет и тепло» (кубики льда взвесить, положить в чашки Петри на разноцветную бумагу, через 30 минут взвесить заново – кто быстрее растаял).
Практическое занятие «Что растворяется в воде» (эксперимент «Жидкий дом»). Практическое занятие «Диффузия веществ в воде (растворы)»,
«Движение растворов по цветку». Практическое занятие «Лед плавает в воде (айсберги, замерзание водоемов)». Практическое занятие «Лед при
замерзании расширяется» (разрушение камня (почвообразование), замерзание клеток). Основные закономерности приспособления живых организмов к
абиотическим факторам. Приспособления к основным абиотическим факторам: температура, влажность и свет. Практическое занятие «Шуба» (кубики
льда завернуть в разный материал, взвесить). Практическое занятие «Пигменты» (можно разделить на ватмане красители из фломастеров». Практическое
занятие «Как животные плавают в воде» (Эксперимент с пипеткой). Исследовательские работы «Влияние света (тепла, влажности, состава почвы) на
растения в естественных или искусственных условиях» (на доступном материале).
3. Взаимодействия живых организмов (4 часа) Биотические факторы. Закономерности развития межвидовых взаимоотношений. Коэволюция (хищникжертва; паразит-хозяин) Эволюция стратегий добывания пищи. Социальность. Виды-вселенцы. Перечень растенийвредителей. Исследовательская работа
«Наблюдения за взаимоотношениями животных при добывании пищи (кормушки для птиц, для городских или сельских животных). Веб-камеры».
Исследовательская работа «Распространение видов синантропов в нашей местности»
4. Человек в жизни растений и животных? (6 часов) Антропогенные факторы. Правда ли, что первобытные люди жили в гармонии с природой.
Одомашнивание и приручение животных и растений. Зачем спасать вымирающие виды, как это делать. Культурные растения и их дикие предки. Почему
важно их сохранять. Разнообразие культурных растений и их значение в жизни человека. Красная книга вашей территории. Особо охраняемые
территории, заповедники России и мира. Практическая работа «Разнообразие культурных растений в вашем регионе». Исследовательская работа
«Влияние антропогенных факторов на развитие растений в городе/населенном пункте». Экскурсия/практическая работа «ООПТ в вашем регионе –
уникальные объекты природы».
5. Экологические ниши (6 часов) Биосфера – одна из важнейших оболочек Земли. Что такое «экологические ниши» и как они формируются?
Формирование знаний по биоразнообразию жизненных форм, поведенческих приспособлений, модификационная изменчивость (на базовом уровне).
Растительные сообщества и их типы. Развитие и смены растительных сообществ. Исследовательские работы «Экологические ниши вокруг тебя –
описание факторов окружающей среды». Исследовательские работы «Фенологические наблюдения».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей
культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки. В сфере духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного
аспекта деятельности человека в медицине и биологии. В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической
культуры личности. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной
среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием. В сфере трудового воспитания: активное участие в
решении практичесских задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности. В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании
научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. В сфере
адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в
группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: Базовые логические действия: • выявлять и
характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); • устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; • с учётом предложенной биологической задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий; • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи
при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: •
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение; • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, • причинно-следственных связей и зависимостей
биологических объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; •
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: •
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию
различных видов и форм представления; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; • оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; • запоминать и систематизировать биологическую информацию. В сфере овладения
универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ; • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • распознавать невербальные
средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; • в
ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
биологической задачи и поддержание благожелательности общения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различия и сходство позиций; • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования,
проекта); • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): • понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой; • овладеть системой универсальных коммуникативных
действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта школьников. В сфере овладения универсальными
учебными регулятивными действиями: Самоорганизация: • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания; • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять план действий (план реализации
намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом
биологическом объекте; • делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): • владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; • учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; • объяснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; •
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • оценивать
соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; •
выявлять и анализировать причины эмоций; • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; • регулировать способ
выражения эмоций. • Принятие себя и других; • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; • признавать своё право на ошибку и такое же
право другого; • открытость себе и другим; • осознавать невозможность контролировать всё вокруг; • овладеть системой универсальных учебных
регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков
личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы В познавательной (интеллектуальной) сфере: − приобретение опыта использования методов
биологической науки с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических
опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов; − формирование умения
интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.); −
формирование умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и
количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов; − формирование умения планировать учебное исследование или
проектную работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать адекватно поставленной
цели методы, делать выводы по результатам исследования или проектной деятельности; − формирование интереса к углублению биологических знаний
(предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования
для будущей профессиональной деятельности, в области биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства; − владение
навыками работы с информацией естественно-научного содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков,
диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности; − умение интегрировать биологические знания со
знаниями других учебных предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего
общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой
промышленности, психологии, искусства, спорта - иметь четкие представления о материалистической сущности геномов живых организмов и регуляцию
их работы; − знание основных факторов окружающей среды, влияющих на развитие и существование живых организмов, адаптаций к факторам
окружающей среды; − знание основных подходов биотехнологии, использования ее достижений в современной жизни человека, особенности
использования живых организмов для производственных нужд человека; − знание основных подходов селекции и биотехнологии культурных растений,
характеризовать генетически модифицированные растения, оперировать понятиями, гибридизация, отдаленная гибридизация, искусственный отбор,
гетерозис, трансформация, мутагенез, генетическое редактирование; − понимание молекулярных механизмов реализации наследственной информации и
умение свободно оперировать основными понятиями молекулярной биологии и ее современных направлений — геномики, метагеномики, протеомики; −
знание основных заболеваний человека, механизмов их развития, способах их диагностики и лечения; − формирование умения использовать понятийный
аппарат и символический язык генетики, грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения наблюдаемых
биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент научного мировоззрения. В ценностно-ориентационной сфере: −
знание, что применение современных технологий молекулярной биологии позволяет успешно решать такие злободневные проблемы, как охрана
окружающей среды, сохранение здоровья человека, контроль и восстановление экосистем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс.
Модуль «Как животные и растения приспосабливаются» (эволюционная экология) (34 часа)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
1
2
3
Наименование разделов и тем
Дата
проведения
Количество
часов,
отводимых на
освоение
каждого раздела
и темы
I четверть
Раздел 1 «Мы исследуем живые объекты» 6 ч.
Свойства и строение живых организмов (строение
01.09
клетки). Вид, особь – организм как единая система.
Адаптации (приспособления).
Исследовательские работы «Все ли (синицы, белки,
08.09
берёзы и т.д.) одинаковые? Фотоквест».
Понятие гомеостаза живого организма. Способы его
15.09
поддержания.
Понятие вариативности признака. Ограничения
22.09
морфологических и физиологических адаптаций.
Почему организмы не становятся бесконечно
29.09
большими, маленькими, всеядным.
Практическая работа «Составляем книгу рекордов
06.10
растений и животных нашего края».
Раздел 2 «Влияние окружающей среды на живые организмы» 12 ч.
Факторы окружающей среды (абиотические,
13.10
биотические, антропогенные).
Примеры абиотических факторов, оказывающих
20.10
основное влияние на жизнедеятельность живых
организмов: температура, свет, влажность.
II четверть
Практическое занятие «Цвет и тепло» (кубики льда
10.11
взвесить, положить в чашки Петри на разноцветную
1 Практическое занятие бумагу, через 30 минут
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://www.youtube.
com/watch?v=haHdOutqUxM
1
1
1
https://www.youtube.
com/watch?v=MLgx549L-qI
https://www.youtube.
com/watch?v=Cp-dVJVOTrQ
Форма
проведения
занятий
лекция
практическое
занятие
семинар
лекция
1
семинар
1
практическое
занятие
1
1
1
https://www.youtube.
com/watch?v=Ze9GdHsv4WE
https://www.youtube.
com/watch?v=1V-EnDRqkH8
семинар
практическое
занятие
практическое
занятие
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
взвесить заново – кто быстрее растаял).
Практическое занятие «Что растворяется в воде»
(эксперимент «Жидкий дом»). «Лёд плавает в воде
(айсберги, замерзаниеводоёмов)».
Практическое занятие «Диффузия веществ в воде
(растворы)», «Движение растворов по цветку».
Практическое занятие «Лёд при замерзании
расширяется» (разрушение камня
(почвообразование), замерзаниеклеток).
Практическое занятие «Шуба» (кубики льда
завернуть в разный материал, взвесить).
Основные закономерности приспособления живых
организмов к абиотическим факторам.
Приспособления к основным абиотическим
факторам: температура, влажность и свет
Практическое занятие «Как животные плавают в
воде» (Эксперимент с пипеткой).
Практическое занятие «Пигменты» (можно
разделить на ватмане красители из фломастеров».
17.11
1
практическое
занятие
24.11
1
28.11
1
практическое
занятие
практическое
занятие
01.12
1
08.12
1
15.12
1
семинар
22.12
1
29.12
1
практическое
занятие
практическое
занятие
https://www.youtube.
com/watch?v=1xIpe-iHBSc
III четверть
Исследовательские работы «Влияние света (тепла,
12.01
1
влажности, состава почвы) на растения в
естественных или искусственных условиях» (на
доступном материале).
Раздел 3 «Взаимодействия живых организмов» 4 ч.
Биотические факторы. Закономерности развития
19.01
1
https://www.youtube.
межвидовых взаимоотношений. Коэволюция
com/watch?v=UtkGbwFgP6I
(хищникжертва;паразит-хозяин)
Исследовательская работа «Наблюдения за
26.01
1
взаимоотношениями животных при добывании пищи
(кормушки для птиц, для городских или сельских
животных). Веб-камеры».
Эволюция стратегий добывания пищи.
02.02
1
https://www.youtube.
Социальность. Виды-вселенцы. Перечень растенийcom/watch?v=W-z7EkRne6U
вредителей.
Исследовательская работа «Распространение Видов 09.02
1
практическое
занятие
лекция
практическое
занятие
лекция
практическое
занятие
лекция
практическое
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
синантропов в нашей местности».
Раздел 4 «Человек в жизни растений и животных» 6 ч.
Антропогенные факторы. Правда ли, что
16.02
первобытные люди жили в гармонии с природой.
Одомашнивание и приручение животных ирастений.
Исследовательская работа «Влияние антропогенных
02.03
факторов на развитие растений в городе/населённом
пункте».
Зачем спасать вымирающие виды, как это делать.
16.03
Культурные растения и их дикие предки.
Почемуважно их сохранять. Разнообразие
культурных растений и их значение в жизни
человека. Практическая работа «Разнообразие
культурных растений нашего края».
23.03
занятие
1
1
1
1
IV четверть
Красная книга России. Особо охраняемые
06.04
1
территории, заповедники России имира.
Экскурсия/практическая работа «ООПТ нашего края
13.04
1
– уникальные объектыприроды».
Раздел 5 «Экологические ниши» 6 ч.
Биосфера – одна из важнейших оболочек Земли.
20.04
1
Исследовательские работы «Фенологические
наблюдения».
Что такое «экологические ниши» и как они
формируются?
Исследовательские работы «Экологические ниши
вокруг тебя – описание факторов окружающей
среды».
Формирование знаний по биоразнообразию
жизненных форм, поведенческих приспособлений,
модификационная изменчивость (на базовом
уровне).
Растительные сообщества и их типы. Развитие и
смены растительных сообществ.
https://www.youtube.
com/watch?v=lJEu8GMI4j8
лекция
практическое
занятие
https://www.youtube.
com/watch?v=m6jlk8_LhSY
https://www.youtube.
com/watch?v=k01yjGaZ9RI
семинар
https://www.youtube.
com/watch?v=bKOFZSz1sTY
семинар
практическое
занятие
экскурсия
https://www.youtube.
com/watch?v=m2D9jHY3kJU
https://www.youtube.
com/watch?v=umC4WC275fE
https://www.youtube.
com/watch?v=7b98z9kohPg
лекция
27.04
1
практическое
занятие
семинар
04.05
1
11.05
1
18.05
1
https://www.youtube.
com/watch?v=j8pomA2_qZw
лекция
25.05
1
https://www.youtube.
com/watch?v=oAHsGc3tP8U
семинар
практическое
занятие
Всего
34 ч.