ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Функциональная
грамотность"
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Функциональная грамотность: учимся жизни» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, требования к основной образовательной
программе начального общего образования (утверждён Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.).
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов
(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: создание условий для
развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные
компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные,
глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия,
понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и
уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать
ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного
благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека
использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей,
формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался
раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои
разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Функциональная грамотность" В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю): 1 класс33часа, 2 класс-34 часа, 3 класс-34 часа, 4 класс-34 часа.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию
читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по
формированию математической финансовой грамотности. Если учитель
считает необходимым, последовательность проведения занятий можно
изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА [[НАЗВАНИЕ]]
1 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем
читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака,
А.Л. Барто, Н. Сладкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи,
разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила
поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя
библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг.
Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта
длительности чтения. Писатели и их книги. Участие и помощь родителей.
Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор
информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта.
Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта.
Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение
знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как
изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Как мы одеваемся. Особенности живой и
неживой природы. Влияние воды на здоровье человека.
Модуль «Основы математической грамотности»
История возникновения цифр. Работа с геометрическим конструктором,
конструктором ЛЕГО, выявление закономерностей и классификация
предметов. Построение простейших геометрических фигур с помощью
линейки. Поиск предметов геометрической формы. Решение логических и
комбинаторных задач.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как
хранятся деньги. Что такое источник дохода. Домашнее хозяйство.
Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое
бюджет семьи. Защита от подделок.
2 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации.
Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности
чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского
языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.
Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение
своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Обсуждение общей темы «Мои лучшие друзья – это книги!».
Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая
фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей.
Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор
информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта.
Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта.
Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на
Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.
Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные
явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на
природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать
воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Модуль «Основы математической грамотности»
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные
приёмы устного счёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания.
Решение логических задач. Логика и конструирование. Решение логических
и комбинаторых задач. Выявление причинно-следственных связей. Работа
над текстом задачи. Поиск информации. Ребус. Правила разгадывание
ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении
предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление
при чтении предлога «с». Что такое математический ребус.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей.
Труд и удовлетворение потребностей. Когда и где возникла торговля. Как и
где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят
дороже, а другие дешевле. Что такое «график». Какие бываю графики.
Графики «доходов» и «расходов». История аренды. История денег. Деньги
бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ
имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки.
3 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы,
поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как
выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над
различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений.
Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на
подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения.
Растения Красной книги. Грибы -удивительное царство. Грибы ядовитые и
съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.
Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах
края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо
охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему
птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как
помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного
края. Домашние животные. Кормление и уход за ними.
Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо
поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые
растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник
сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на
природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо
соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и
заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять
здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических
связей.
Модуль «Основы математической грамотности» «Удивительный
мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные
приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1
до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами
(циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с
использованием римских цифр в обозначении месяца, запись
знаменательных дат). Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5
р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата
проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор
необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с
некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на
оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на
установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор
вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно
создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит
кризис в экономике Роль правительства в экономике; Банки. Ценные бумаги.
Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История
вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает
налоги. Куда идут налоги. Виды налогов. Торговля между странами. Ввоз и
вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.
4 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и главной мысли в произведении.
Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы
современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и
один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте,
как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего
использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы,
используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текстповествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами
разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать
информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе
исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации,
высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные
тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических
задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических
реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение.
Вода.
Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами,
горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности»
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система
счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение
объекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков. Модуль «Основы финансовой грамотности»
Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно
делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё
дело». Реклама и качество товара. Деловая этика. Этика и этикет. Почему
надо соблюдать этику. Правила делового этикета.
Бизнес – этикет. История профессий. Торговля между странами. Ввоз и
вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на
нахождение прибыли.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает
метапредметных результатов.
достижение
следующих
личностных,
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
-овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
делать предварительный
отбор
источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
изучения
блока
«Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме
в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как
формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Финансовая
грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Глобальная
компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального
и межкультурного значения (например, бедность, экономическая
взаимозависимость,
миграция,
неравенство,
экологические
риски,
конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во
взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и
критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять
явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать
сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и
мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного
национального, этнического, религиозного, социального или культурного
происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей
информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или
альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую
активность детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
1
Модуль «Читательская грамотность»
7
4
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронный
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
2
Модуль «Математическая грамотность»
7
4
3
Модуль «Финансовая грамотность»
7
4
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронный
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронный
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронный
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
4
Модуль «Естественно-научная
грамотность»
8
4
5
Глобальная компетентность
2
1
http://skiv.instrao.ru/)
6
Креативное мышление
2
1
http://skiv.instrao.ru/)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
18
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
1
Модуль «Читательская грамотность»
8
1
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
2
Модуль «Математическая грамотность»
8
1
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
3
Модуль «Финансовая грамотность»
7
2
https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
4
Модуль «Естественно-научная
грамотность»
7
5
Глобальная компетентность
2
http://skiv.instrao.ru/)
6
Креативное мышление
2
http://skiv.instrao.ru/)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
0
6
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
1
Модуль «Читательская грамотность»
8
4
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
2
Модуль «Математическая грамотность»
8
4
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
3
Модуль «Финансовая грамотность»
7
4
https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
4
Модуль «Естественно-научная
грамотность»
7
4
5
Глобальная компетентность
2
1
http://skiv.instrao.ru/)
6
Креативное мышление
2
1
http://skiv.instrao.ru/)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
18
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
1
Модуль «Читательская грамотность»
8
4
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
2
Модуль «Математическая грамотность»
6
3
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
3
Модуль «Финансовая грамотность»
8
4
https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
4
Модуль «Естественно-научная
грамотность»
8
4
5
Глобальная компетентность
2
1
https://media.prosv.ru/func
6
Креативное мышление
2
1
https://media.prosv.ru/func
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
17
Календарно-тематическое планирование по функциональной грамотности в 3 «А» классе, учитель
Киракосян Ш.С. (ID 4575936)
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://videouroki.net/vi deo/1 7-
1
Про дождевого червяка.
1
2
Кальций
1
3
Сколько весит облако?
1
4
Хлеб, всему голова
1
5
Про мел
1
6
Про мыло
1
7
История свечи
1
8
Магнит
1
9
Дождевые черви
1
10
Полезный кальций
1
04.09.2025
11.09.2025
18.09.2025
otkuda-v-semeberutsyadengi.html
https://spbappo.ru/metodicheskayahttps://урок.рф/presentat ion
https://nsportal.ru/nachal naya-
25.09.2025
shkola
02.10.2025
https://infourok.ru
https://infourok.ru
09.10.2025
16.10.2025
23.10.2025
06.11.2025
13.11.2025
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://edsoo.ru/
https://videouroki.net
https://edsoo.ru/
11
Про облака
1
12
Про хлеб и дрожжи
1
13
Интересное вещество мел
1
14
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
1
15
Про свечи
1
16
Волшебный Магнит
1
17
Проверь себя
1
18
Что такое «бюджет»?
1
19
Семейный бюджет
1
20
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
1
21
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
1
22
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад,
выигрыш.
1
23
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
1
20.11.2025
27.11.2025
04.12.2025
11.12.2025
18.12.2025
25.12.2025
15.01.2026
22.01.2026
29.01.2026
05.02.2026
12.02.2026
19.02.2026
26.02.2026
https://znanio.ru
https://videouroki.net
https://edsoo.ru/
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://znanio.ru
https://videouroki.net
https://znanio.ru/media/se
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
24
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
1
25
Как сэкономить семейные
деньги?
1
26
Расходы и доходы бюджета.
1
27
Планируем семейный
бюджет.
1
28
Подсчитываем семейный
доход
1
29
Пенсии и пособия
1
30
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
1
31
Подсчитываем расходы.
1
32
Расходы на обязательные
платежи.
1
33
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
1
34
Повторение. и обобщение.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
05.03.2026
12.03.2026
19.03.2026
26.03.2026
09.04.2026
16.04.2026
23.04.2026
30.04.2026
07.05.2026
14.05.2026
21.05.2026
0
0
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
Календарно-тематическое планирование по функциональной грамотности в 3 «Б» классе,
учитель Пудеян Е.Л. (ID 9240866)
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://videouroki.net/vi deo/1 7-
1
Про дождевого червяка.
1
2
Кальций
1
3
Сколько весит облако?
1
4
Хлеб, всему голова
1
5
Про мел
1
6
Про мыло
1
7
История свечи
1
8
Магнит
1
9
Дождевые черви
1
10
Полезный кальций
1
04.09.2025
11.09.2025
18.09.2025
otkuda-v-semeberutsyadengi.html
https://spbappo.ru/metodicheskayahttps://урок.рф/presentat ion
https://nsportal.ru/nachal naya-
25.09.2025
shkola
02.10.2025
https://infourok.ru
https://infourok.ru
09.10.2025
16.10.2025
23.10.2025
06.11.2025
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://edsoo.ru/
https://videouroki.net
https://edsoo.ru/
13.11.2025
11
Про облака
1
12
Про хлеб и дрожжи
1
13
Интересное вещество мел
1
14
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
1
15
Про свечи
1
16
Волшебный Магнит
1
17
Проверь себя
1
18
Что такое «бюджет»?
1
19
Семейный бюджет
1
20
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
1
21
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
1
22
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад,
выигрыш.
1
23
На что тратятся семейные
1
20.11.2025
27.11.2025
04.12.2025
11.12.2025
18.12.2025
25.12.2025
15.01.2026
22.01.2026
29.01.2026
05.02.2026
12.02.2026
19.02.2026
https://znanio.ru
https://videouroki.net
https://edsoo.ru/
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://znanio.ru
https://videouroki.net
https://znanio.ru/media/se
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
деньги? Виды расходов.
26.02.2026
24
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
1
25
Как сэкономить семейные
деньги?
1
26
Расходы и доходы бюджета.
1
27
Планируем семейный
бюджет.
1
28
Подсчитываем семейный
доход
1
29
Пенсии и пособия
1
30
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
1
31
Подсчитываем расходы.
1
32
Расходы на обязательные
платежи.
1
33
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
1
34
Повторение. и обобщение.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
05.03.2026
12.03.2026
19.03.2026
26.03.2026
09.04.2026
16.04.2026
23.04.2026
30.04.2026
07.05.2026
14.05.2026
21.05.2026
0
0
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
Календарно-тематическое планирование по функциональной грамотности в 3 «Г» классе,
учитель Чувараян А.Х. ID 9275517
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://videouroki.net/vi deo/1 7-
1
Про дождевого червяка.
1
2
Кальций
1
3
Сколько весит яблоко?
1
4
Хлеб, всему голова
1
5
Про мел
1
6
Про мыло
1
7
История свечи
1
8
Магнит
1
05.09.2025
12.09.2025
19.09.2025
otkuda-v-semeberutsyadengi.html
https://spbappo.ru/metodicheskayahttps://урок.рф/presentat ion
https://nsportal.ru/nachal naya-
26.09.2025
shkola
03.10.2025
https://infourok.ru
https://infourok.ru
10.10.2025
17.10.2025
24.10.2025
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://edsoo.ru/
9
Дождевые черви
1
10
Полезный кальций
1
11
Про облака
1
12
Про хлеб и дрожжи
1
13
Интересное вещество мел
1
14
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
1
15
Про свечи
1
16
Волшебный магнит
1
17
Проверь себя
1
18
Что такое "бюджет"
1
19
Семейный бюджет
1
20
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
1
21
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
1
22
Откуда в семье берутся
1
07.11.2025
14.11.2025
21.11.2025
28.11.2025
05.12.2025
12.12.2025
19.12.2025
26.12.2025
16.01.2026
23.01.2026
30.01.2026
06.02.2026
13.02.2026
https://videouroki.net
https://edsoo.ru/
https://znanio.ru
https://videouroki.net
https://edsoo.ru/
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://znanio.ru
https://videouroki.net
https://znanio.ru/media/se
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
деньги? Наследство, вклад,
выигрыш.
20.02.2026
23
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
1
24
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
1
25
Как сэкономить семейные
деньги?
1
26
Расходы и доходы бюджета.
1
27
Планируем семейный
бюджет.
1
28
Подсчитываем семейный
доход
1
29
Пенсии и пособия
1
30
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
1
31
Подсчитываем расходы.
1
32
Расходы на обязательные
платежи.
1
33
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
1
34
Повторение. и обобщение.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
27.02.2026
06.03.2026
13.03.2026
20.03.2026
27.03.2026
10.04.2026
17.04.2026
24.04.2026
08.05.2026
15.05.2026
22.05.2026
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
https://infourok.ru
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО 2 «А» КЛАССЕ
Учитель Лобян Л.Р. (ID 9334786)
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
2
Про беличьи запасы
1
3
Беличьи деньги
1
4
Про белочку и погоду
1
5
И. Соколов-Микитов. В берлоге
1
6
Медвежье потомство
1
7
Повреждённые и фальшивые деньги
1
8
Лесные сладкоежки
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
03.09.2025
10.09.2025
17.09.2025
24.09.2025
01.10.2025
08.10.2025
15.10.2025
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
22.10.2025
9
Лев Толстой. Зайцы
1
10
Про зайчат и зайчиху
1
11
Банковская карта
1
12
Про Зайчишку и овощи
1
13
Николай Сладков. Весёлая игра
1
14
Лисьи забавы
1
15
Безопасность денег на банковской
карте
1
16
Лисьи норы
1
17
Обыкновенные кроты
1
18
Про крота
1
19
Про кредиты
1
20
Корень – часть растения
1
21
Эдуард Шим. Тяжкий труд
1
05.11.2025
12.11.2025
19.11.2025
26.11.2025
03.12.2025
10.12.2025
17.12.2025
24.12.2025
14.01.2026
21.01.2026
28.01.2026
04.02.2026
11.02.2026
22
Про ежа
1
23
Про вклады
1
24
Занимательные особенности яблока
1
25
Полевой хомяк
1
26
Про полевого хомяка
1
27
Ловушки для денег
1
28
Про хомяка и его запасы
1
29
Про бобров. Бобры-строители
1
30
Такие разные деньги
1
31
Материал для плотин
1
32
Позвоночные животные
1
33
Встреча друзей
1
34
Резервный урок
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
18.02.2026
25.02.2026
04.03.2026
11.03.2026
18.03.2026
25.03.2026
08.04.2026
15.04.2026
22.04.2026
29.04.2026
06.05.2026
13.05.2026
20.05.2026
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО 2 «Б» КЛАССЕ
Учитель Тарасян В.М. (ID 9345544)
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практичес
кие работы
Дата
изучения
1
Михаил Пришвин. Беличья память
1
05.09.2025
2
Про беличьи запасы
1
12.09.2025
3
Беличьи деньги
1
19.09.2025
4
Про белочку и погоду
1
26.09.2025
5
И. Соколов-Микитов. В берлоге
1
03.10.2025
6
Медвежье потомство
1
10.10.2025
7
Повреждённые и фальшивые деньги
1
17.10.2025
8
Лесные сладкоежки
1
24.10.2025
9
Лев Толстой. Зайцы
1
07.11.2025
10
Про зайчат и зайчиху
1
14.11.2025
11
Банковская карта
1
21.11.2025
12
Про Зайчишку и овощи
1
28.11.2025
13
Николай Сладков. Весёлая игра
1
05.12.2025
Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы
14
Лисьи забавы
1
12.12.2025
15
Безопасность денег на банковской
карте
1
19.12.2025
16
Лисьи норы
1
26.12.2025
17
Обыкновенные кроты
1
16.01.2026
18
Про крота
1
23.01.2026
19
Про кредиты
1
30.01.2026
20
Корень – часть растения
1
06.02.2026
21
Эдуард Шим. Тяжкий труд
1
13.02.2026
22
Про ежа
1
20.02.2026
23
Про вклады
1
27.02.2026
24
Занимательные особенности яблока
1
06.03.2026
25
Полевой хомяк
1
13.03.2026
26
Про полевого хомяка
1
20.03.2026
27
Ловушки для денег
1
27.03.2026
28
Про хомяка и его запасы
1
10.04.2026
29
Про бобров. Бобры-строители
1
17.04.2026
30
Такие разные деньги
1
24.04.2026
31
Материал для плотин
1
08.05.2026
32
Позвоночные животные
1
15.05.2026
33
Встреча друзей
1
22.05.2026
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО 2 «В» КЛАССЕ
Учитель Хачкинаян А. М. (ID 9345603)
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Михаил Пришвин. Беличья память
1
04.09
2
Про беличьи запасы
1
11.09
3
Беличьи деньги
1
18.09
4
Про белочку и погоду
1
25.09
5
И. Соколов-Микитов. В берлоге
1
02.10
6
Медвежье потомство
1
09.10
7
Повреждённые и фальшивые деньги
1
16.10
8
Лесные сладкоежки
1
23.10
9
Лев Толстой. Зайцы
1
06.11
10
Про зайчат и зайчиху
1
13.11
11
Банковская карта
1
20.11
12
Про Зайчишку и овощи
1
27.11
13
Николай Сладков. Весёлая игра
1
04.12
14
1
11.12
1
18.12
16
Лисьи забавы
Безопасность денег на банковской
карте
Лисьи норы
1
25.12
17
Обыкновенные кроты
1
15.01
15
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
18
Про крота
1
22.01
19
Про кредиты
1
29.01
20
Корень – часть растения
1
05.02
21
Эдуард Шим. Тяжкий труд
1
12.02
22
Про ежа
1
19.02
23
Про вклады
1
26.02
24
Занимательные особенности яблока
1
05.03
25
Полевой хомяк
1
12.03
26
Про полевого хомяка
1
19.03
27
Ловушки для денег
1
26.03
28
Про хомяка и его запасы
1
09.04
29
Про бобров. Бобры-строители
1
16.04
30
Такие разные деньги
1
23.04
31
Материал для плотин
1
30.04
32
Позвоночные животные
1
07.05
33
Встреча друзей
1
14.05
Подведение итогов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
21.05
34
34
0
0