Рабочая программа по Учебному курсу Практикум по русскому языку 10-11 классы 2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Практикум по русскому языку. 10-11 класс» может быть использован в
качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого
профиля. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов,
сформированные в основной школе.
Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала.
Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве
русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и
письменную речь.
Рабочая программа «Практикум по русскому языку» составлена на основе нормативно правовой базы: № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ
МОиН РФ от 05.03.2004г №1089); Учебный план МБОУ Чалтырская МБОУ СОШ №3.

Нормативные акты и учебно-методические документы.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», издательство «Сфера»,
2013г.
2. Письмо Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и
примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014г.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004
года № 1089».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 года № 69 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004
года № 1089».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года №
74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской
Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования».

Цели и задачи преподавания учебного курса.
Цели курса: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка,
подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более
высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения
тестовых и коммуникативных задач, а также пользования нормированной устной и письменной
речью в различных сферах дальнейшей жизни.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета
«Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки
выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и
выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы
с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять
все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения заданий с развёрнутым ответом и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении
заданий с развёрнутым ответом;
- освоение стилистического многообразия и практического использования
художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении
письменной части экзаменационной работы.
Программа курса рассчитана на 2 года: 10 класс – 34 часа, 1 час в неделю, 11 класс – 68 часов,
2 часа в неделю.
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления
содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения
обусловлены его практической направленностью:
работа
- с нормативными документами,
- с тестами и текстами, тренинг, практикум,
- ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения
лингвистических и коммуникативных задач,
- написание сочинений,
- анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ
прошлых лет,
- тренировочно-диагностические работы.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном
композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и

логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в
основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой миниисследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения
конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных
содержанием курса изучения русского языка в 5-9 классах, акцентируя внимание прежде всего
на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,
морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и
скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по
прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к
письменной экзаменационной работе.

Содержание курса.
Введение. Особенности русского языка.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари
русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы
ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение
ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы;
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,
устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая
нормы).
Словообразовательная норма.
Способы словообразования.
Ошибочное
словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном
анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы
согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование
определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания.
Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила
преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических
норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая
грамотность.
Использование
алгоритмов
при
освоении
орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н-и –НН- в
суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок;
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;
правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ;
слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная
грамотность.
Использование
алгоритмов
при
освоении
пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки
препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях,
обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в

бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в
сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность
текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных
текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи
(произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис).
Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и
фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на
коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.
Исходные тексты, их
характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое
многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция
письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки
проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария
проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке
позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных
работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с
точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном
членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и
выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование
собственных текстов.
Обобщающее повторение.
Место учебного предмета в вариативной части учебного плана – 1
Общее количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1

Содержание учебного предмета. 10 класс
№п/
п

Разделы

Кол-во
часов

Кол-во (часы)
контрольных,
диагностически
х работ

1

Введение.
Особенности русского языка.
Языковые нормы.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии.
Лексическая норма. Лексическое многообразие лексики
русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение. Морфологические нормы. Правила и нормы
образования форм слов разных частей речи. Грамматические и
речевые
ошибки
на
морфологическом
уровне,
их
предупреждение.
Синтаксические
нормы.
Построение
словосочетаний.
Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Основные орфограммы русского языка.
Использование алгоритмов при освоении орфографических
правил: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей
речи; правописание корней, правописание приставок;
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени; правописание суффиксов
различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и
НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных
слов и сочетаний слов).
Синтаксис и пунктуация.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, при
обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения.
Пунктуация в сложноподчинённом предложении.
Текст. Стили речи.
Средства связи предложений в тексте. Основная и
дополнительная информация микротекста. Информационная
обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные
признаки. Функциональные стили, их характеристика.
Изобразительно-выразительные
средства
языка.
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их
характеристика. Стилистические фигуры.
Требования к сочинению-рассуждению. Учимся писать
сочинение. Требования к письменной работе выпускника.
Композиция письменной экзаменационной работы.
Итоговый контроль.

1

-

4

1

7

1

8

1

5

1

7

2

3

2

2

3

4

5

6

7

Содержание учебного предмета. 11 класс
№п/
п

Разделы

Кол-во
часов

1

Введение.
Литературный язык как высшая форма существования
национального языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Слово и его значение. Практическая работа № 1
«Паронимы». Изобразительно-выразительные средства языка.
Практическая работа № 2 Лексические нормы.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Фонетика. Графика. Орфоэпия Орфоэпия. Основные правила
произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Практическая работа № 3 Орфоэпические нормы.
Морфемика и словообразование. Основные способы
словообразования в современном русском языке.
Практическая работа № 4 Способы словообразования.
Морфология и орфография. Основные понятия морфологии и
орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Практическая работа № 5 Морфологический анализ слова.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской
орфографии. Практическая работа № 6 Формы слова.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне
слова. Чередующиеся гласны е в корне слова. Практическая
работа № 7 Правописание корня слова. Правописание гласных
и согласных в приставках. Практическая работа № 8
Правописание приставок.

1

Кол-во (часы)
контрольных,
диагностически
х работ
-

3

1

2

1

2

1

8

4

2

3

4

5

6

7

Самостоятельные части речи
Имя существительное. Гласные в суффиксах имён
существительных. Практическая работа № 9 Правописание
суффиксов существительных. Правописание суффиксов
прилагательных. Практическая работа № 10 Правописание
суффиксов прилагательных. Правописание Н и НН в
суффиксах причастий. Практическая работа № 11
Правописание Н и НН. Правописание имён числительных.
Местоимения. Правописание местоимений. Практическая
работа № 12 Морфологические нормы. Глагол. Причастие.
Деепричастие. Формообразование глагола. Правописание
суффиксов причастий. Глагол. Причастие. Деепричастие.
Формообразование глагола. Правописание суффиксов
причастий. Практическая работа № 13 Правописание
безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Наречие. Слова категории состояния. Слитное, раздельное и
дефисное написание наречий. Практическая работа № 14 НЕ и
НИ с различными частями речи.
Служебные части речи. Правописание предлогов, союзов,
частиц, междометий. Практическая работа № 15 Слитное,

13

6

2

1

раздельное, дефисное написание производных предлогов,
союзов и других частей речи.
8

Повторение. Итоговое повторение. Итоговая практическая
работа № 16. Итоговая практическая работа № 16

3

Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Разделы
Введение.
Языковые нормы.
Основные орфограммы русского языка.
Синтаксис и пунктуация.
Текст. Стили речи.
Требования к сочинению-рассуждению. Учимся писать сочинение.
Итоговый контроль.

Тематическое планирование
11 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Разделы
Введение.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Морфемика и словообразование.
Морфология и орфография.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи.
Повторение

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
10 «А» КЛАСС. УЧИТЕЛЬ: ВЕРЧЕНКО В.Ю.
№п
/п

Тема урока

Кол-во
часов

Основное
содержание

1

Введение. Особенности
русского языка

1

Особенности русского языка.

2

Литературный язык.
Языковые нормы.

1

Типы норм. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы. Основные правила
орфоэпии. Предупреждение ошибок на
орфоэпическом уровне.
Многообразие лексики русского языка.
Фразеология.
Паронимы. Речевые ошибки на лексическом
уровне. Предупреждение речевых ошибок на
лексическом уровне.
Предупреждение ошибок при
словообразовательном анализе

Электронные образовательные ресурсы
мультимедийный проектор, презентация
основных положений урока, выполненная в
программе PowerPoint.
Словари русского языка.
«Орфоэпический словарь» под редакцией
Р.И.Аванесова
Орфоэпический словарь
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.
«Фразеологический словарь русского языка»
под ред.Т.Волковой «Словарь паронимов» под
ред. О.В.Вишняковой
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.
«Словообразовательный словарь русского
языка» под ред. А.Н.Тихонова
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint

Дата
по плану
04.09.2025

11.09.2025

3

Лексические нормы.
Лексическое значение
слова.

1

4

Словообразовательные
нормы. Способы
словообразования.

1

5

Морфологические
нормы. Правила
образования форм слов
разных частей речи.
Использование
алгоритмов при
написании –Н- и –ННв суффиксах разных
частей речи.
Правописание корней и
приставок.

1

Морфологический анализ слов разных частей
речи. Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.

1

Правописание –Н- -НН- в суффиксах разных
частей речи.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint
Таблица «–Н- и –НН- в суффиксах разных
частей речи»

09.10.2025

1

Правописание корней с безударной гласной,
корней с чередованием гласных; правила
написания приставок

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint

16.10.2025

Правописание личных
окончаний глаголов и

1

Правописание личных окончаний глаголов.
Спряжение глаголов. Суффиксы причастий
настоящего времени.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

23.10.2025

6

7

8

18.09.2025

25.09.2025

02.09.2025

фактически

суффиксов причастий
настоящего времени.
Правописание
суффиксов различных
частей речи (кроме –Ни –НН-)
Предупреждение
ошибок при написании
НЕ и НИ
Слитное, дефисное и
раздельное написание
наречий, предлогов.

1

Правописание суффиксов.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

06.11.2025

1

Правописание НЕ и НИ.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

13.11.2025

1

Дефисное, слитное, раздельное написание
наречий, правописание предлогов,
существительных с предлогами.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

20.11.2025

Тренировочнодиагностическая работа
по проверке навыков
орфографической
грамотности.
Синтаксические нормы.
Лексическая
сочетаемость слов.

1

Контроль знаний по пройденным темам.

Текст диагностической работы.

27.11.2025

1

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

04.12.2025

14

Простые и сложные
предложения.
Односоставные
предложения.

1

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.
portal@gramota.ru

11.12.2025

15

Построение
предложений с
однородными членами.
Построение
сложноподчиненных
предложений.
Нормы примыкания.
Правильное
использование
деепричастного
оборота. Правила

1

Предложение. Порядок слов в предложении.
Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения, способы их
выражения.
Простые и сложные предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования
(согласование сказуемого с подлежащим,
согласование определений с определяемым
словом)
Правила построения предложений с
однородными членами. Использование
союзов. Построение СПП.

Таблица №12
«Знаки препинания между однородными
членами предложения».
«www.pedved.ucoz.ru/

18.12.2025

Деепричастный оборот. Прямая речь.
Косвенная речь.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

25.12.2025

9

10

11

12

13

16

1

17

18

19

20

21

22

преобразования прямой
речи в косвенную.
Знаки препинания в
простом предложении
(с однородными
членами предложения,
при обособлении
второстепенных членов
предложения).
Предложения со
словами и
конструкциями,
грамматически не
связанными с членами
предложения.
Знаки препинания в
сложноподчиненных
предложениях.
Урок-зачёт по теме
«Синтаксис и
пунктуация»
Микротекст (структура,
смысловая и
композиционная
целостность текста).
Функциональносмысловые типы речи,
их отличительные
признаки.
Предупреждение
ошибок при
определении типов
речи в микротексте.

1

Условия обособления определений и
приложений.

Таблица №13
«Обособление согласованных определений».
http://www.portal-slovo.ru/philology/

1

Понятие о вводных словах и вводных
предложениях.

Таблица №1
«Знаки препинания в предложениях с
обращениями, вводными словами, вставными
конструкциями и междометиями»

22.01.2026

1

Определение структуры ССП, его частей.

Таблица №6
«Знаки препинания между частями
сложносочинённого предложения».
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

29.01.2026

1

Пунктуационное оформление СПП.

1

Логико-смысловые отношения между частями
текста. Основная и дополнительная
информация текста. Информационная
обработка текста.
Функциональные стили речи, их специфика.
Предупреждение ошибок при определении
стиля текста, его фрагмента

1

15.01.2026

05.02.2026
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

12.02.2026

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

19.02.2026

Изобразительновыразительные
средства языка.
Выразительные
средства лексики и
фразеологии.
Стилистические
фигуры речи.

1

Тропы (эпитет, метафора, сравнение,
метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение
находить их в тексте.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

26.02.2026

1

Анафора, эпифора, параллелизм. Антитеза,
градация, инверсия.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

05.03.2026

25

Урок-зачёт по теме
«Текст. Стили речи».

1

26

Требования к
письменной работе
выпускника (критерии
содержания,
композиция, речевое
оформление,
грамотность).
Проблема и её
комментарий. Способы
комментария
проблемы, его
письменное
оформление.

1

Контроль знаний по теме «Текст. Стили речи».
Различение изобразительно-выразительных
средств, стилистических фигур.
Исходные тексты, их жанровое многообразие.
Формулировка проблем исходного текста.
Проблематика текстов предыдущих лет.
Варианты формулировок проблемы.

1

Авторская позиция, её
отражение в тексте.
Требования к
формулировке
авторской позиции в
письменной работе
выпускника.
Аргументация
собственного мнения
по проблеме.
Источники
аргументации. Правила

23

24

27

28

29

12.03.2026
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

19.03.2026

Определение проблемы текста.
Комментирование проблемы.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

26.03.2026

1

Авторская позиция в тексте. Требования к
оформлению авторской позиции.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

09.04.2026

1

Аргументация. Этическая норма. Анализ
письменных работ выпускников предыдущих
лет с точки зрения правильности и
убедительности приводимых аргументов.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

16.04.2026

30

3132
3334
35

использования
аргументов.
Смысловая цельность,
речевая связность и
последовательность
изложения письменной
работы.
Тренировочнодиагностическая работа
(написание сочинения)
Итоговая зачетная
работа
Анализ (самоанализ)
итоговых зачетных
работ.

1

Требования к точности и выразительности
речи экзаменационной работы. Речевые
ошибки и недочёты. Фактические и фоновые
ошибки.

Тексты.

23.04.2026

2

Работа над сочинением-рассуждением.

Текст тренировочной диагностической
работы.

30.04.2026

2

Работа над итоговой зачётной работой.

Тесты к итоговой зачётной работе

07.05.2026
14.05.2026

1

Анализ итоговых зачётных работ.

21.05.2026

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 10 «Б» КЛАСС УЧИТЕЛЬ: ТУХИКЯН О.Г.
№п
/п

Тема урока

Кол-во
часов

Основное
содержание

1

Введение. Особенности
русского языка

1

Особенности русского языка.

2

Литературный язык.
Языковые нормы.

1

Типы норм. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы. Основные правила
орфоэпии. Предупреждение ошибок на
орфоэпическом уровне.
Многообразие лексики русского языка.
Фразеология.
Паронимы. Речевые ошибки на лексическом
уровне. Предупреждение речевых ошибок на
лексическом уровне.
Предупреждение ошибок при
словообразовательном анализе

3

Лексические нормы.
Лексическое значение
слова.

1

4

Словообразовательные
нормы. Способы
словообразования.

1

5

Морфологические
нормы. Правила
образования форм слов
разных частей речи.
Использование
алгоритмов при
написании –Н- и –ННв суффиксах разных
частей речи.

1

Морфологический анализ слов разных частей
речи. Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.

1

Правописание –Н- -НН- в суффиксах разных
частей речи.

6

Электронные образовательные ресурсы
мультимедийный проектор, презентация
основных положений урока, выполненная в
программе PowerPoint.
Словари русского языка.
«Орфоэпический словарь» под редакцией
Р.И.Аванесова
Орфоэпический словарь
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.
«Фразеологический словарь русского языка»
под ред.Т.Волковой «Словарь паронимов» под
ред. О.В.Вишняковой
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.
«Словообразовательный словарь русского
языка» под ред. А.Н.Тихонова
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint
Таблица «–Н- и –НН- в суффиксах разных
частей речи»

Дата
по плану
05.09.2025

12.09.2025

19.09.2025

26.09.2025

03.10.2025

фактически

7

Правописание корней и
приставок.

1

Правописание корней с безударной гласной,
корней с чередованием гласных; правила
написания приставок

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint

10.10.2025

8

Правописание личных
окончаний глаголов и
суффиксов причастий
настоящего времени.
Правописание
суффиксов различных
частей речи (кроме –Ни –НН-)
Предупреждение
ошибок при написании
НЕ и НИ
Слитное, дефисное и
раздельное написание
наречий, предлогов.

1

Правописание личных окончаний глаголов.
Спряжение глаголов. Суффиксы причастий
настоящего времени.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

17.10.2025

1

Правописание суффиксов.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

24.10.2025

1

Правописание НЕ и НИ.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

07.11.2025

1

Дефисное, слитное, раздельное написание
наречий, правописание предлогов,
существительных с предлогами.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

14.11.2025

Тренировочнодиагностическая работа
по проверке навыков
орфографической
грамотности.
Синтаксические нормы.
Лексическая
сочетаемость слов.

1

Контроль знаний по пройденным темам.

Текст диагностической работы.

21.11.2025

1

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

28.11.2025

14

Простые и сложные
предложения.
Односоставные
предложения.

1

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.
portal@gramota.ru

05.12.2025

15

Построение
предложений с
однородными членами.
Построение
сложноподчиненных
предложений.

1

Предложение. Порядок слов в предложении.
Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения, способы их
выражения.
Простые и сложные предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования
(согласование сказуемого с подлежащим,
согласование определений с определяемым
словом)
Правила построения предложений с
однородными членами. Использование
союзов. Построение СПП.

Таблица №12
«Знаки препинания между однородными
членами предложения».
«www.pedved.ucoz.ru/

12.12.2025

9

10

11

12

13

16

17

18

19

20

21

22

Нормы примыкания.
Правильное
использование
деепричастного
оборота. Правила
преобразования прямой
речи в косвенную.
Знаки препинания в
простом предложении
(с однородными
членами предложения,
при обособлении
второстепенных членов
предложения).
Предложения со
словами и
конструкциями,
грамматически не
связанными с членами
предложения.
Знаки препинания в
сложноподчиненных
предложениях.

1

Деепричастный оборот. Прямая речь.
Косвенная речь.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

1

Условия обособления определений и
приложений.

Таблица №13
«Обособление согласованных определений».
http://www.portal-slovo.ru/philology/

1

Понятие о вводных словах и вводных
предложениях.

Таблица №1
«Знаки препинания в предложениях с
обращениями, вводными словами, вставными
конструкциями и междометиями»

16.01.2026

1

Определение структуры ССП, его частей.

Таблица №6
«Знаки препинания между частями
сложносочинённого предложения».
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

23.01.2026

Урок-зачёт по теме
«Синтаксис и
пунктуация»
Микротекст (структура,
смысловая и
композиционная
целостность текста).
Функциональносмысловые типы речи,
их отличительные
признаки.
Предупреждение
ошибок при
определении типов
речи в микротексте.

1

Пунктуационное оформление СПП.

1

Логико-смысловые отношения между частями
текста. Основная и дополнительная
информация текста. Информационная
обработка текста.
Функциональные стили речи, их специфика.
Предупреждение ошибок при определении
стиля текста, его фрагмента

1

19.12.2025

26.12.2025

30.01.2026
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

06.02.2026

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

13.02.2026

Изобразительновыразительные
средства языка.
Выразительные
средства лексики и
фразеологии.
Стилистические
фигуры речи.

1

Тропы (эпитет, метафора, сравнение,
метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение
находить их в тексте.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

20.02.2026

1

Анафора, эпифора, параллелизм. Антитеза,
градация, инверсия.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

27.02.2026

25

Урок-зачёт по теме
«Текст. Стили речи».

1

26

Требования к
письменной работе
выпускника (критерии
содержания,
композиция, речевое
оформление,
грамотность).
Проблема и её
комментарий. Способы
комментария
проблемы, его
письменное
оформление.

1

Контроль знаний по теме «Текст. Стили речи».
Различение изобразительно-выразительных
средств, стилистических фигур.
Исходные тексты, их жанровое многообразие.
Формулировка проблем исходного текста.
Проблематика текстов предыдущих лет.
Варианты формулировок проблемы.

1

Авторская позиция, её
отражение в тексте.
Требования к
формулировке
авторской позиции в
письменной работе
выпускника.
Аргументация
собственного мнения
по проблеме.
Источники
аргументации. Правила

23

24

27

28

29

06.03.2026
презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

13.03.2026

Определение проблемы текста.
Комментирование проблемы.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

20.03.2026

1

Авторская позиция в тексте. Требования к
оформлению авторской позиции.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

27.03.2026

1

Аргументация. Этическая норма. Анализ
письменных работ выпускников предыдущих
лет с точки зрения правильности и
убедительности приводимых аргументов.

презентация основных положений урока,
выполненная в программе PowerPoint.

10.04.2026

30

3132
3334
35

использования
аргументов.
Смысловая цельность,
речевая связность и
последовательность
изложения письменной
работы.
Тренировочнодиагностическая работа
(написание сочинения)
Итоговая зачетная
работа
Анализ (самоанализ)
итоговых зачетных
работ.

1

Требования к точности и выразительности
речи экзаменационной работы. Речевые
ошибки и недочёты. Фактические и фоновые
ошибки.

Тексты.

17.04.2026

2

Работа над сочинением-рассуждением.

Текст тренировочной диагностической
работы.

24.04.2026
08.05.2026

2

Работа над итоговой зачётной работой.

Тесты к итоговой зачётной работе

15.05.2026

1

Анализ итоговых зачётных работ.

22.05.2026

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 11 «А» КЛАСС УЧИТЕЛЬ: ТУХИКЯН О.Г.
№п/
п
1

2

3
4

Тема урока
Введение (3ч).
Литературный язык как высшая форма
существования национального языка.
Две основных формы существования языка:
устная и письменная.
Нормированность языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
( 10ч.)
Слово и его значение.

Кол-во
часов

Основное
содержание

1

Литературный язык - форма
исторического существования
национального языка.
Две основных формы существования:
устная и письменная.

1

Понятие о нормированности языка.

Электронные
образовательные ресурсы

Дата
по плану
04.09.2025

05.09.2025

11.09.2025
12.09.2025

5

Русская фразеология.

6

Омонимы, синонимы, антонимы.

1

Многообразие лексики русского
языка. Фразеология.
Устойчивые сочетания слов.
Источники.
Омонимия, синонимия, антонимия.

7

Лексическая избыточность.

1

Понятие о лексической избыточности.

25.09.2025

8

Паронимы. Речевые ошибки на лексическом
уровне.
Практическая работа № 1 «Паронимы».

1

26.09.2025

Предупреждение речевых ошибок на
лексическом уровне.

1

Паронимы. Речевые ошибки на
лексическом уровне
Паронимы. Речевые ошибки на
лексическом уровне
Предупреждение речевых ошибок на
лексическом уровне.

9
10

1

1

18.09.2025
19.09.2025

02.10.2025
03.10.2025

фактически

11

Изобразительно-выразительные средства
языка.

12

Тропы (эпитет, метафора, сравнение,
метонимия, синекдоха, ирония и др.)
Практическая работа № 2
Лексические нормы. Изобразительновыразительные средства языка.

13

1

1

Тропы (эпитет, метафора, сравнение,
метонимия, синекдоха, ирония
и др.)
Умение находить изобразительновыразительные средства в тексте
Анафора, эпифора, параллелизм.
Антитеза, градация, инверсия.

09.10.2025

10.10.2025
16.10.2025

Фонетика. Графика. Орфоэпия.
(4 часа)
Орфоэпия.
Основные правила произношения гласных и
согласных звуков
Ударение.
Практическая работа № 3
Орфоэпические нормы.
Морфемика и словообразование (4 часа)
Основные способы словообразования в
современном русском языке.
Морфологические и неморфологические
способы образования слов.
Трудные способы образования новых слов.

1

Орфоэпия. Основные орфоэпические
правила.

17.10.2025

1

Основные орфоэпические правила.

23.10.2025

Основные орфоэпические правила.
Орфоэпия.
Основные орфоэпические правила.
Предупреждение ошибок при
словообразовательном анализе

24.10.2025
06.11.2025

13.11.2025

1

22

Практическая работа № 4
Способы словообразования.
Морфология и орфография (13 часов)
Основные понятия морфологии и
орфографии.

23

Взаимосвязь морфологии и орфографии.

1

24

Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.
Практическая работа № 5
Морфологический анализ слова.

1

Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.

1

Предупреждение ошибок при
словообразовательном анализе
Сложности в определении способа
образования новых слов.
Предупреждение ошибок при
словообразовательном анализе
Морфологический анализ слов разных
частей речи. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом
уровне.
Как происходит взаимосвязь
морфологии и орфографии.
Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.
Морфологический анализ слов разных
частей речи. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом
уровне.
Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.

14

15
16
17
18

19
20
21

25

26

1
1

1
1

1

1

07.11.2025

14.11.2025
20.11.2025
21.11.2025

27.11.2025
28.11.2025
04.12.2025

05.12.2025

Морфологический принцип как ведущий
принцип русской орфографии.
Практическая работа № 6
Формы слова
Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные в корне слова.
Чередующиеся гласны е в корне слова.

1

31

Практическая работа № 7 Правописание
корня слова.

1

32

Правописание
приставках.

в

1

33

Правила написания гласных и согласных в
приставках.

34

35

27
28
29
30

36
37
38

39
40
41
42

Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип.
Контроль знаний по пройденным
темам.
Правописание корней с безударной
гласной в корне слова.
Правописание корней с безударной
гласной, корней с чередованием
гласных.
Правописание корней с безударной
гласной, корней с чередованием
гласных.
Правописание гласных и согласных в
приставках.

11.12.2025

1

Правописание гласных и согласных в
приставках.

15.01.2026

Практическая работа № 8 Правописание
приставок.

1

Правописание гласных и согласных в
приставках.

16.01.2026

Самостоятельные части речи (22 часа)
Имя существительное. Гласные в суффиксах
имён существительных.
Гласные в суффиксах имён
существительных.
Практическая работа № 9 Правописание
суффиксов существительных.
Имя прилагательное. Правописание
суффиксов имён прилагательных.

1

22.01.2026

Правописание суффиксов имён
прилагательных.
Практическая работа № 10 Правописание
суффиксов прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах
причастий.
Правила написания Н и НН в суффиксах
причастий.

1

Имя существительное как часть речи.
Правописание суффиксов имён
существительных.
Правописание суффиксов имён
существительных.
Правописание суффиксов имён
существительных.
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание суффиксов имён
прилагательных.
Правописание суффиксов имён
прилагательных.
Правописание суффиксов имён
прилагательных.
Правописание –Н- -НН- в суффиксах
разных частей речи.
Правописание –Н- -НН- в суффиксах
разных частей речи.

гласных

и

согласных

1
1
1

1
1
1

1
1
1

12.12.2025
18.12.2025
19.12.2025

25.12.2025

26.12.2025

23.01.2026
29.01.2026
30.01.2026

05.02.2026
06.02.2026
12.02.2026
13.02.2026

1

44

Практическая работа № 11 Правописание Н
и НН.
Правописание имён числительных.

45

Склонение имён числительных.

1

46

Местоимения. Правописание местоимений.

1

47
48

Склонение местоимений.
Практическая работа № 12
Морфологические нормы.

1
1

49

Глагол. Причастие. Деепричастие.

1

50

1

51

Формообразование глагола. Правописание
суффиксов причастий.
Практическая работа № 13 Правописание
безударных окончаний глаголов и суффиксов
причастий.

52

Наречие. Слова категории состояния.

1

53

Слитное, раздельное и дефисное написание
наречий.

54

НЕ и НИ с различными частями речи.

55

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ

56

Практическая работа № 14 НЕ и НИ с
различными частями речи.
Служебные части речи (6 часов)
Правописание предлогов.
Правописание производных и
непроизводных предлогов.

43

57
58

1

1

1
1
1

Правописание –Н- -НН- в суффиксах
разных частей речи.
Имя числительное как часть речи.
Правописание имён числительных,
склонение числительных.
Правописание имён числительных,
склонение числительных.
Местоимение как часть речи.
Склонение местоимений.
Склонение местоимений.
Правописание имён существительных,
прилагательных, местоимений,
числительных.
Правописание личных окончаний
глаголов.
Спряжение глаголов. Суффиксы
причастий настоящего времени.
Правописание личных окончаний
глаголов. Спряжение глаголов.
Суффиксы причастий настоящего
времени.
Дефисное, слитное, раздельное
написание наречий, правописание
предлогов, существительных с
предлогами.
Дефисное, слитное, раздельное
написание наречий, правописание
предлогов, существительных с
предлогами
Правописание НЕ и НИ со словами
разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ со словами
разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ.

19.02.2026

Правописание предлогов,
существительных с предлогами.
Правописание производных и
непроизводных предлогов.

16.04.2026

20.02.2026

26.02.2026
27.02.2026
05.03.2026
06.03.2026

12.03.2026
13.03.2026
19.03.2026

20.03.2026

26.03.2026

27.03.2026
09.04.2026
10.04.2026

17.04.2026

Правописание союзов.
Правописание частиц.
Правописание междометий.
Практическая работа № 15 Слитное,
раздельное, дефисное написание
производных предлогов, союзов и других
частей речи.
Повторение (5 часов)
Итоговое повторение.

1
1
1
1

Правописание союзов.
Правописание частиц, междометий.
Правописание междометий.
Правописание предлогов,
существительных с предлогами,
частиц.

1

64

Итоговое повторение.

1

65

Итоговая практическая работа № 16

1

66

Итоговая практическая работа № 16

1

67

Анализ (самоанализ) итоговых зачетных
работ.

1

Правописание суффиксов имён
существительных, прилагательных,
склонение числительных,
правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов имён
существительных, прилагательных,
склонение числительных,
правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов имён
существительных, прилагательных,
склонение числительных,
правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов имён
существительных, прилагательных,
склонение числительных,
правописание суффиксов причастий.
Анализ итоговых зачётных работ.

59
60
61
62

63

презентация основных
положений урока,
выполненная в программе
Power Point.
презентация основных
положений урока,
выполненная в программе
Power Point.
презентация основных
положений урока,
выполненная в программе
Power Point.
презентация основных
положений урока,
выполненная в программе
Power Point.
презентация основных
положений урока,
выполненная в программе
Power Point.

23.04.2026
24.04.2026
30.04.2026
07.05.2026

08.05.2026

14.05.2026

15.05.2026

21.05.2026

22.052026

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 11 «Б» КЛАСС УЧИТЕЛЬ: Адамян Е.Н.
№п/
п
1

2

3
4

Тема урока
Введение (3ч).
Литературный язык как высшая форма
существования национального языка.
Две основных формы существования языка:
устная и письменная.
Нормированность языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
( 10ч.)
Слово и его значение.

Кол-во
часов

Основное
содержание

1

Литературный язык - форма
исторического существования
национального языка.
Две основных формы существования:
устная и письменная.

1

Понятие о нормированности языка.

Электронные
образовательные ресурсы

Дата
по плану
04.09.2025

05.09.2025

11.09.2025
12.09.2025

5

Русская фразеология.

6

Омонимы, синонимы, антонимы.

1

Многообразие лексики русского
языка. Фразеология.
Устойчивые сочетания слов.
Источники.
Омонимия, синонимия, антонимия.

7

Лексическая избыточность.

1

Понятие о лексической избыточности.

25.09.2025

8

Паронимы. Речевые ошибки на лексическом
уровне.
Практическая работа № 1 «Паронимы».

1

26.09.2025

Предупреждение речевых ошибок на
лексическом уровне.

1

Паронимы. Речевые ошибки на
лексическом уровне
Паронимы. Речевые ошибки на
лексическом уровне
Предупреждение речевых ошибок на
лексическом уровне.

9
10

1

1

18.09.2025
19.09.2025

02.10.2025
03.10.2025

фактически

11

Изобразительно-выразительные средства
языка.

12

Тропы (эпитет, метафора, сравнение,
метонимия, синекдоха, ирония и др.)
Практическая работа № 2
Лексические нормы. Изобразительновыразительные средства языка.

13

1

1

Тропы (эпитет, метафора, сравнение,
метонимия, синекдоха, ирония
и др.)
Умение находить изобразительновыразительные средства в тексте
Анафора, эпифора, параллелизм.
Антитеза, градация, инверсия.

09.10.2025

10.10.2025
16.10.2025

Фонетика. Графика. Орфоэпия.
(4 часа)
Орфоэпия.
Основные правила произношения гласных и
согласных звуков
Ударение.
Практическая работа № 3
Орфоэпические нормы.
Морфемика и словообразование (4 часа)
Основные способы словообразования в
современном русском языке.
Морфологические и неморфологические
способы образования слов.
Трудные способы образования новых слов.

1

Орфоэпия. Основные орфоэпические
правила.

17.10.2025

1

Основные орфоэпические правила.

23.10.2025

Основные орфоэпические правила.
Орфоэпия.
Основные орфоэпические правила.
Предупреждение ошибок при
словообразовательном анализе

24.10.2025
06.11.2025

13.11.2025

1

22

Практическая работа № 4
Способы словообразования.
Морфология и орфография (13 часов)
Основные понятия морфологии и
орфографии.

23

Взаимосвязь морфологии и орфографии.

1

24

Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.
Практическая работа № 5
Морфологический анализ слова.

1

Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.

1

Предупреждение ошибок при
словообразовательном анализе
Сложности в определении способа
образования новых слов.
Предупреждение ошибок при
словообразовательном анализе
Морфологический анализ слов разных
частей речи. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом
уровне.
Как происходит взаимосвязь
морфологии и орфографии.
Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.
Морфологический анализ слов разных
частей речи. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом
уровне.
Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне.

14

15
16
17
18

19
20
21

25

26

1
1

1
1

1

1

07.11.2025

14.11.2025
20.11.2025
21.11.2025

27.11.2025
28.11.2025
04.12.2025

05.12.2025

Морфологический принцип как ведущий
принцип русской орфографии.
Практическая работа № 6
Формы слова
Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные в корне слова.
Чередующиеся гласны е в корне слова.

1

31

Практическая работа № 7 Правописание
корня слова.

1

32

Правописание
приставках.

в

1

33

Правила написания гласных и согласных в
приставках.

34

35

27
28
29
30

36
37
38

39
40
41
42

Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип.
Контроль знаний по пройденным
темам.
Правописание корней с безударной
гласной в корне слова.
Правописание корней с безударной
гласной, корней с чередованием
гласных.
Правописание корней с безударной
гласной, корней с чередованием
гласных.
Правописание гласных и согласных в
приставках.

11.12.2025

1

Правописание гласных и согласных в
приставках.

15.01.2026

Практическая работа № 8 Правописание
приставок.

1

Правописание гласных и согласных в
приставках.

16.01.2026

Самостоятельные части речи (22 часа)
Имя существительное. Гласные в суффиксах
имён существительных.
Гласные в суффиксах имён
существительных.
Практическая работа № 9 Правописание
суффиксов существительных.
Имя прилагательное. Правописание
суффиксов имён прилагательных.

1

22.01.2026

Правописание суффиксов имён
прилагательных.
Практическая работа № 10 Правописание
суффиксов прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах
причастий.
Правила написания Н и НН в суффиксах
причастий.

1

Имя существительное как часть речи.
Правописание суффиксов имён
существительных.
Правописание суффиксов имён
существительных.
Правописание суффиксов имён
существительных.
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание суффиксов имён
прилагательных.
Правописание суффиксов имён
прилагательных.
Правописание суффиксов имён
прилагательных.
Правописание –Н- -НН- в суффиксах
разных частей речи.
Правописание –Н- -НН- в суффиксах
разных частей речи.

гласных

и

согласных

1
1
1

1
1
1

1
1
1

12.12.2025
18.12.2025
19.12.2025

25.12.2025

26.12.2025

23.01.2026
29.01.2026
30.01.2026

05.02.2026
06.02.2026
12.02.2026
13.02.2026

1

44

Практическая работа № 11 Правописание Н
и НН.
Правописание имён числительных.

45

Склонение имён числительных.

1

46

Местоимения. Правописание местоимений.

1

47
48

Склонение местоимений.
Практическая работа № 12
Морфологические нормы.

1
1

49

Глагол. Причастие. Деепричастие.

1

50

1

51

Формообразование глагола. Правописание
суффиксов причастий.
Практическая работа № 13 Правописание
безударных окончаний глаголов и суффиксов
причастий.

52

Наречие. Слова категории состояния.

1

53

Слитное, раздельное и дефисное написание
наречий.

54

НЕ и НИ с различными частями речи.

55

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ

56

Практическая работа № 14 НЕ и НИ с
различными частями речи.
Служебные части речи (6 часов)
Правописание предлогов.
Правописание производных и
непроизводных предлогов.

43

57
58

1

1

1
1
1

Правописание –Н- -НН- в суффиксах
разных частей речи.
Имя числительное как часть речи.
Правописание имён числительных,
склонение числительных.
Правописание имён числительных,
склонение числительных.
Местоимение как часть речи.
Склонение местоимений.
Склонение местоимений.
Правописание имён существительных,
прилагательных, местоимений,
числительных.
Правописание личных окончаний
глаголов.
Спряжение глаголов. Суффиксы
причастий настоящего времени.
Правописание личных окончаний
глаголов. Спряжение глаголов.
Суффиксы причастий настоящего
времени.
Дефисное, слитное, раздельное
написание наречий, правописание
предлогов, существительных с
предлогами.
Дефисное, слитное, раздельное
написание наречий, правописание
предлогов, существительных с
предлогами
Правописание НЕ и НИ со словами
разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ со словами
разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ.

19.02.2026

Правописание предлогов,
существительных с предлогами.
Правописание производных и
непроизводных предлогов.

16.04.2026

20.02.2026

26.02.2026
27.02.2026
05.03.2026
06.03.2026

12.03.2026
13.03.2026
19.03.2026

20.03.2026

26.03.2026

27.03.2026
09.04.2026
10.04.2026

17.04.2026

Правописание союзов.
Правописание частиц.
Правописание междометий.
Практическая работа № 15
Слитное, раздельное, дефисное написание
производных предлогов, союзов и других
частей речи.
Повторение (5 часов)
Итоговое повторение.

1
1
1
1

Правописание союзов.
Правописание частиц, междометий.
Правописание междометий.
Правописание предлогов,
существительных с предлогами,
частиц.

1

64

Итоговое повторение.

1

65

Итоговая практическая работа № 16

1

66

Итоговая практическая работа № 16

1

67

Анализ (самоанализ) итоговых зачетных
работ.

1

Правописание суффиксов имён
существительных, прилагательных,
склонение числительных,
правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов имён
существительных, прилагательных,
склонение числительных,
правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов имён
существительных, прилагательных,
склонение числительных,
правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов имён
существительных, прилагательных,
склонение числительных,
правописание суффиксов причастий.
Анализ итоговых зачётных работ.

59
60
61
62

63

презентация основных
положений урока,
выполненная в программе
Power Point.
презентация основных
положений урока,
выполненная в программе
Power Point.
презентация основных
положений урока,
выполненная в программе
Power Point.
презентация основных
положений урока,
выполненная в программе
Power Point.
презентация основных
положений урока,
выполненная в программе
Power Point.

23.04.2026
24.04.2026
30.04.2026
07.05.2026

08.05.2026

14.05.2026

15.05.2026

21.05.2026

22.052026


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».