Общая характеристика внеурочного курса
Реализация
заинтересованно
задачи
воспитания
познающего
мир
любознательного,
школьника,
активно
обучение
и
решению
математических задач творческого и поискового характера будет проходить
более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
На это направлен курс внеурочной деятельности «Занимательная геометрия»,
расширяющий
математический
кругозор
и
способствующий формированию познавательных
эрудицию
учащихся,
универсальных учебных
действий. Предлагаемый курс предназначен для развития геоемтрических
способностей
учащихся,
для
формирования
элементов
логической
и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками
исследовательской
деятельности
позволят
обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель курса: углубление и расширение знаний обучающихся по курсу
геометрии 7 класса, развитие интереса к предмету, любознательности,
смекалки, повышение логической культуры и грамотности речи обучающихся.
Место курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» на ступени
основного общего образования в объеме 27 часов , 1 час в неделю.
1.
Планируемые результаты освоения внеурочного курса
Изучение математики дает возможность учащимся достичь следующих
результатов развития:
Личностные :
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры;
уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу
от факта, вырабатывать критичность мышления;
представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности,
представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность
при решении математических задач;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и
процессов;
уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в
других дисциплинах, в окружающей жизни;
уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач в компьютерной среде
и понимать необходимость их проверки;
уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач в компьютерной среде;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для
решения учебных математических проблем посредством ИКТ;
уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
Предметные:
выполнять построения с помощью циркуля и линейки;
обнаруживать принципы построения и решения задачи.
- углубить свои знания по теме «Геометрические построения»;
- познакомится с симметрией;
- расширить возможности в осознании своих действий при решении
однотипных задач.
2. Содержание внеурочного курса
Раздел 1. Симметрия ( 7 часов)
Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры. Практическая работа “Симметрия”..
Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами. Бордюры. Трафареты. Орнаменты,
паркеты. Симметрия помогает решать задачи.
Раздел 2. Геометрические построения ( 9 часов)
Построения с помощью циркуля и линейки. Общая схема решения задач на
построение. Задачи на построение треугольников. Построения с помощью
двусторонней линейки. Сведения из истории: классические задачи. Сведения из
истории: задачи, неразрешимые с помощью циркуля и линейки.
Раздел 3. Решение задач базового уровня ОГЭ (11 часов)
Углы. Сумма углов треугольника. Треугольник. Равнобедренный треугольник.
Прямоугольный треугольник. Признаки параллельности двух прямых
3.Календарно-тематическое планирование
7 класс, 27 часов, 1 час в неделю
Кол-во
№
Тема занятия
Дата
часов
Раздел 1. Симметрия ( 7 часов)
1.
Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры.
1 час
21.10
2.
Практическая работа “Симметрия”.
1 час
11.11
3.
Творческие работы.
1 час
18.11
4.
Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами.
1 час
25.11
5-6.
Бордюры. Трафареты. Творческие работы.
1 час
2.12
7-8.
Орнаменты, паркеты. Творческие работы.
1 час
9.12
9-10.
Симметрия помогает решать задачи.
1 час
16.12
Раздел 2. Геометрические построения ( 9 часов)
11-12. Построения с помощью циркуля и линейки.
1 час
23.12
13-15. Общая схема решения задач на построение.
2 часа
28.12
13.01
16-18. Задачи на построение треугольников.
2 часа
20.01
27.01
19-20. Построения с помощью двусторонней линейки.
2 часа
3.02
10.02
21.
Сведения из истории: классические задачи.
1 час
17.02
22.
Сведения из истории: задачи, неразрешимые с
1 час
24.02
помощью циркуля и линейки.
Раздел 3. Решение задач базового уровня ОГЭ (11 часов)
23-25. Углы. Сумма углов треугольника
2 часа
3.03
10.03
26-28. Треугольник. Равнобедренный треугольник.
3 часа
17.03
7.04
14.04
29-31. Прямоугольный треугольник
2 часа
21.04
28.04
32-34 Признаки параллельности двух прямых
3 часа
5.05
12.05
19.05
35
Итоговое занятие.
1 час
26.05
Учебные пособия для обучающихся
1. Перельман Я.И. Весёлые задачи. – Издательство АСТ, 2017.
2. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. – Время года, 2017.
3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки или арифметика для всех. В 3 книгах. – Книговик, 2016.
4. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. Пособие для общеобразовательных учреждений. Дрофа.2015.
5. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. - Просвещение, 2016.