Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Чалтырская средняя общеобразовательная школа №3
(МБОУ СОШ №3)
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее АОП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная
программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП ООО для обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно
освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего
образования (АОП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в соответствии с ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных условий
на уровне основного общего образования.
Структура АОП ООО обучающихся с ЗПР
Структура АОП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
•
пояснительную записку;
•
планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО;
•
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП ООО.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов:
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
ЗПР;
• программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области;
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
• программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы;
• программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса,
а также механизмы реализации компонентов АОП ООО.
Организационный раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• систему специальных условий реализации АОП ООО в соответствии с требованиями Стандарта.
На основе АОП ООО обучающихся с ЗПР, к которой при необходимости может быть создано
несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие
образовательные отдельных обучающихся с ЗПР.
АОП ООО обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной
программой реабилитации/абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных
условий получения образования.
Определение одного из вариантов АОП ООО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе
рекомендаций территориальной психолого-медико- педагогической комиссии (далее ― ТПМПК),
сформулированных по результатам его
комплексного
психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПРА и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Принципы и подходы к формированию АОП ООО обучающихся с ЗПР
В основу разработки и реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АОП ООО обучающихся с ЗПР, в том числе
и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АОП ООО обучающихся с ЗПР создаются и
реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ООО
обучающихся с ОВЗ к:
• структуре АОП ООО;
• условиям реализации АОП ООО;
• результатам освоения АОП ООО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АОП ООО обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной
им деятельности (предметно- практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АОП ООО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
•
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
•
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
•
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
•
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
В основу формирования АОП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и
др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
•
•
•
•
•
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего
образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания
образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.