Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.1)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Чалтырская средняя общеобразовательная школа №3
(МБОУ СОШ №3)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
обучающихся с РАС (вариант 8.1) МБОУ СОШ №3 разработана на основе Основной образовательной
программы начального общего образования МБОУ СОШ №3, Примерной адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС, нормативноправовых документов, регламентирующих деятельность Учреждения.
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ к структуре основной образовательной
программы.
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная
программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
обучающихся с РАС состоит из двух частей:
– обязательная часть; – часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования детей
с РАС.
В структуре АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1.) представлены:
1. Целевой раздел, включающий:
–
пояснительную записку, в которой раскрываются: -цель реализации АООП;
-принципы и подходы к формированию АООП;
-общая характеристика АООП НОО обучающихся с РАС;
психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС;
особые образовательные потребности обучающихся с РАС;
–
планируемые результаты освоения обучающимися варианта адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования;
–
систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
АООП НОО.
2.
Содержательный раздел,
включающий: - направления и
содержание программы коррекционной
работы.
3.
Организационный раздел,
содержащий: - учебный план;
- систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с РАС
(кадровые, финансовые, материально-технические условия).
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра
В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с РАС
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Варианты АООП (8.1) создаются в соответствии с
дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с РАС к:
–
структуре образовательнойпрограммы;
–
условиям реализации образовательной
программы; – результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ
обеспечивает вариативность содержания образования, предоставляя обучающимся с РАС
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с
учетом специфики развития личности обучающегося с РАС.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с РАС школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с РАС,
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
–
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
–
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
–
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
–
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной образовательной программы общего
образования обучающихся с РАС положены следующие принципы:
–
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
–
принцип учета типологических и
индивидуальных
образовательных
потребностей обучающихся;
–
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
–
принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
–
онтогенетический принцип;
–
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся с РАС на всех ступенях образования;
–
принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос
усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
–
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением; – принцип сотрудничества с
семьей.
АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне НОО и обеспечивает следующих задач (в соответствии с пунктом 1.8 Стандарта):
–
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
личности обучающихся;
–
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
–
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными
ценностями;
–
формирование основ учебной деятельности;
–
создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта
отношений в сфере образования;
–
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и
организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных
особенностей; формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и
особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Программа адресована педагогическому коллективу, обучающимся с РАС и их родителям
(законным представителям).