Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) является формой организации образования обучающихся с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития (далее ТМНР). К числу обучающихся с ТМНР относятся дети, имеющие два и более первичных нарушения развития и дети с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью, осложненной иными нарушениями развития. Им в 1-4 классах рекомендовано обучение по варианту 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС ИН. В 5-9 классах все дети с ТМНР переходят на освоение ФГОС ИН и получают образование по варианту 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей, присущих детям определенной нозологической группы. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о СИПР для обучающихся с ТМНР разработано в целях создания условий для введения в культуру и максимально возможной социализации детей указанной группы, формирования у них жизненных компетенций и доступных учебных навыков. 1.2. СИПР составляется для детей с ТМНР, получающих образование в различных формах обучения (в классе, на дому), в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). 1.3. Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальной образовательной программы (ИОП) являются: Федеральный Закон от 29.12.2012.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо МОН РФ «Об организации работы по СИПР» №ТС-728/07 от 15.03.2018 Постановление от 28.09.2020 №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) от 19 декабря 2014 года №1598; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. N 1599; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” от 22 марта 2021 г. №115; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"; Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2018 года №ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»; Устав МБОУ СОШ №3. 2. Структура и содержание разделов СИПР 2.1. Структура СИПР определена ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 2.2. Титульный лист. На титульном листе отражается наименование образовательного учреждения (в соответствии с уставом), наименование программы, срок ее реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс), согласование программы с родителями (законными представителями) обучающегося. В правом верхнем углу ставится гриф утверждения руководителем образовательного учреждения, в правом нижнем углу - гриф принятия педагогическим советом, в левом верхнем углу (при необходимости) - гриф согласования с председателем психолого- педагогического консилиума, руководителями методических объединений. 2.3. Характеристика. Характеристика ребенка составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, содержит сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку); данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления; сформированность импрессивной и экспрессивной речи; сформированность социально значимых навыков, умений; потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со стороны окружающих; выводы по итогам оценки. 2.4. Индивидуальный учебный план (ИУП). ИУП отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливает объем его недельной нагрузки. Соотношение объема учебных предметов и коррекционных курсов зависит от структуры и тяжести нарушений развития обучающегося. В отдельных случает индивидуальный учебный план первого года обучения может состоять только из коррекционных курсов. 2.5. Содержание обучения/развития. Содержание обучения (учебные предметы и коррекционные курсы) определяется экспертной группой на основе СИПР включает перечень конкретных планируемых результатов с учетом их актуальности для обучающегося. Планируемые результаты должны быть измеримы и потенциально достижимы за учебный год. Содержание учебных предметов и/или коррекционных курсов, включенных в ИУП определяется актуальным развитием обучающегося, его психофизическими возможностями и заданными планируемыми результатами. 2.6. Специалисты. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР: учитель класса и/или предмета (музыки, физкультуры (АФК), технологии и др.); тьютор; учитель-логопед; педагог-дефектолог; педагог-психолог; социальный педагог. 2.7. Условия ухода и присмотра. В СИПР (при необходимости) отражаются условия реализации потребности в уходе и присмотре: составляется индивидуальный график с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств. 2.8. Сотрудничество с семьей. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. 2.9. Технические средства. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР. 2.10. Мониторинг освоения СИПР. Экспертная группа определяет средства мониторинга и оценки динамики обучения ребенка с ТМНР – адресата СИПР. 3. Порядок разработки, реализации и актуализации СИПР 3.1.Разработку, реализацию, оценку и анализ результатов освоения СИПР осуществляет экспертная группа, в которую входят специалисты, работающие с конкретным ребенком и его родители (законные представители). Персональный состав экспертной группы утверждается приказом руководителя. Для координации мероприятий по разработке и реализации СИПР в составе экспертной группы назначается ответственный куратор. 3.2. В качестве куратора могут выступать заместитель директора образовательной организации, учитель, классный руководитель, специалисты. 3.3. В обязанности куратора входит: оформление СИПР, представление педагогическому утверждение ее у руководителя образовательного учреждения; объединение усилий специалистов при подготовке СИПР; согласование СИПР с родителями (законными представителями) обучающегося, заверенное их подписью; отслеживание реализации СИПР всеми участниками образовательных отношений. 3.4. СИПР обучающегося с ТМНР, приступившего к обучения впервые, разрабатывается не раньше второй четверти по результатам тщательной психологопедагогической диагностики, которая осуществляется в ходе коррекциионнодиагностических мероприятий в соответствии с ИУП, разработанным на основе учебного плана АООП, рекомендованной ребенку ПМПК. 3.5. В дальнейшем СИПР разрабатывается на основе результатов мониторинга освоения учебных предметов и коррекционной области. 3.6. СИПР разрабатывается на один учебный год. Его содержание может быть актуализировано по инициативе участников образовательных отношений по согласованию с ППк образовательного учреждения. 3.7. Для составления СИПР целесообразно использовать Учебно- методический комплекс по разработке и реализации СИПР (http://умксипр.рф/) 3.8. Содержание учебных предметов и/или коррекционно-развивающей области в рамках СИПР определяется индивидуально с учетом образовательных потребностей, психофизических возможностей, состояния здоровья обучающегося и мнения родителей (законных представителей). Приоритет отдается формированию жизненных компетенций и элементарных учебных умений адресата СИПР. 3.9. СИПР принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя. 3.10. Реализация СИПР осуществляется экспертной группой, в которую входят те же специалисты, которые разрабатывали индивидуальную программу развития, и родители (законные представители) ребенка. В соответствии с индивидуальным учебным планом (ИУП) на каждого обучающегося специалистами составляется расписание занятий. 3.11. Методы, приемы обучения выбираются специалистом самостоятельно, с учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР. 3.12. С учетом индивидуальных особенностей ребенка, в случае трудностей адаптации к пребыванию в условиях группы, при наличии выраженных проблем поведения (постоянного крика, постоянной вокализации, открытой направленной на окружающих и предметы агрессии, частой самоагрессии) и необходимости постоянного присмотра, ребенку может быть установлен индивидуальный график посещения школы и соответствующее расписание занятий. 3.13. Продолжительность пребывания ребенка в школе устанавливается психолого-педагогическим консилиумом школы на основе рекомендаций экспертной группы, с учетом психоэмоционального состоянии ребенка и его готовности к нахождению и обучению в среде сверстников, а также возможностей организации обеспечить коррекционную работу и присмотр за ребенком. 3.14. Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. В ходе аттестации участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий, определенных индивидуальной программой. 3.15. Мониторинг результатов обучения по СИПР проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. 3.16. В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. Внесение в СИПР изменений в обязательном порядке следует обсудить и согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. Результаты обсуждения протоколируются и заверяются подписями в двустороннем порядке. 3.17. Внесение в СИПР изменений принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя. 3.18. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. 4. Заключительные положения 4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 4.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. 4.5. Положение вывешивается на информационном стенде и официальном сайте МБОУ СОШ №3 в сети интернет в течение 10-ти дней с момента его принятия. 4.6. Все заинтересованные лица должны быть ознакомлены с данным положением после его принятия под роспись.