Положение о СИПР

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) является формой
организации образования обучающихся с тяжелыми и/или множественными нарушениями
развития (далее ТМНР).
К числу обучающихся с ТМНР относятся дети, имеющие два и более первичных
нарушения развития и дети с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью, осложненной
иными нарушениями развития. Им в 1-4 классах рекомендовано обучение по варианту 2
АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС ИН.
В 5-9 классах все дети с ТМНР переходят на освоение ФГОС ИН и получают
образование по варианту 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей, присущих
детям определенной нозологической группы.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о СИПР для обучающихся с ТМНР разработано в
целях создания условий для введения в культуру и максимально возможной социализации
детей указанной группы, формирования у них жизненных компетенций и доступных
учебных навыков.
1.2. СИПР составляется для детей с ТМНР, получающих образование в различных
формах обучения (в классе, на дому), в том числе с использованием электронных
образовательных ресурсов (ЭОР).
1.3. Нормативно-правовой
базой
проектирования
индивидуальной
образовательной программы (ИОП) являются:
 Федеральный Закон от 29.12.2012.№273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Письмо МОН РФ «Об организации работы по СИПР» №ТС-728/07 от 15.03.2018
 Постановление от 28.09.2020 №28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС
НОО ОВЗ) от 19 декабря 2014 года №1598;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19 декабря 2014 г. N 1599;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования” от 22
марта 2021 г. №115;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н
“Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области
воспитания”;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18
октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
 Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2018 года №ТС-728/07 «Об организации
работы по СИПР»;
 Устав МБОУ СОШ №3.

2. Структура и содержание разделов СИПР
2.1. Структура СИПР определена ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
2.2. Титульный лист. На титульном листе отражается наименование
образовательного учреждения (в соответствии с уставом), наименование программы, срок
ее реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс), согласование
программы с родителями (законными представителями) обучающегося. В правом верхнем
углу ставится гриф утверждения руководителем образовательного учреждения, в правом
нижнем углу - гриф принятия педагогическим советом, в левом верхнем углу (при
необходимости) - гриф согласования с председателем психолого- педагогического
консилиума, руководителями методических объединений.
2.3. Характеристика. Характеристика ребенка составленная на основе результатов
психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной
организации, содержит сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в
семье, отношение к ребенку); данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном
развитии ребенка; характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,
наблюдаемых специалистами; особенности проявления познавательных процессов:
восприятия, внимания, памяти, мышления; сформированность импрессивной и
экспрессивной речи; сформированность социально значимых навыков, умений;
потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со стороны окружающих;
выводы по итогам оценки.
2.4. Индивидуальный учебный план (ИУП). ИУП отражает доступные для
обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные
курсы, внеурочную деятельность и устанавливает объем его недельной нагрузки.
Соотношение объема учебных предметов и коррекционных курсов зависит от структуры и
тяжести нарушений развития обучающегося. В отдельных случает индивидуальный
учебный план первого года обучения может состоять только из коррекционных курсов.
2.5. Содержание обучения/развития. Содержание обучения (учебные предметы и
коррекционные курсы) определяется экспертной группой на основе СИПР включает
перечень конкретных планируемых результатов с учетом их актуальности для
обучающегося. Планируемые результаты должны быть измеримы и потенциально
достижимы за учебный год. Содержание учебных предметов и/или коррекционных курсов,
включенных в ИУП определяется актуальным развитием обучающегося, его
психофизическими возможностями и заданными планируемыми результатами.
2.6. Специалисты. Перечень специалистов, участвующих в разработке и
реализации СИПР: учитель класса и/или предмета (музыки, физкультуры (АФК),
технологии и др.); тьютор; учитель-логопед; педагог-дефектолог; педагог-психолог;
социальный педагог.
2.7. Условия ухода и присмотра. В СИПР (при необходимости) отражаются
условия реализации потребности в уходе и присмотре: составляется индивидуальный
график с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а
также перечня необходимых специальных материалов и средств.
2.8. Сотрудничество с семьей. Программа сотрудничества специалистов с семьей
обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм
сотрудничества организации и семьи обучающегося.
2.9. Технические средства. Перечень необходимых технических средств общего и
индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств
реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
2.10. Мониторинг освоения СИПР. Экспертная группа определяет средства
мониторинга и оценки динамики обучения ребенка с ТМНР – адресата СИПР.

3. Порядок разработки, реализации и актуализации СИПР
3.1.Разработку, реализацию, оценку и анализ результатов освоения СИПР
осуществляет экспертная группа, в которую входят специалисты, работающие с
конкретным ребенком и его родители (законные представители). Персональный состав
экспертной группы утверждается приказом руководителя. Для координации мероприятий
по разработке и реализации СИПР в составе экспертной группы назначается ответственный
куратор.
3.2. В качестве куратора могут
выступать
заместитель
директора
образовательной организации, учитель, классный руководитель, специалисты.
3.3. В обязанности куратора входит:
 оформление СИПР, представление педагогическому утверждение ее у
руководителя образовательного учреждения;
 объединение усилий специалистов при подготовке СИПР;
 согласование СИПР с родителями (законными представителями) обучающегося,
заверенное их подписью;
 отслеживание реализации СИПР всеми участниками образовательных
отношений.
3.4. СИПР обучающегося с ТМНР, приступившего к обучения впервые,
разрабатывается не раньше второй четверти по результатам тщательной психологопедагогической диагностики, которая осуществляется в ходе коррекциионнодиагностических мероприятий в соответствии с ИУП, разработанным на основе учебного
плана АООП, рекомендованной ребенку ПМПК.
3.5. В дальнейшем СИПР разрабатывается на основе результатов мониторинга
освоения учебных предметов и коррекционной области.
3.6. СИПР разрабатывается на один учебный год. Его содержание может быть
актуализировано по инициативе участников образовательных отношений по согласованию
с ППк образовательного учреждения.
3.7. Для составления СИПР целесообразно использовать Учебно- методический
комплекс по разработке и реализации СИПР (http://умксипр.рф/)
3.8. Содержание учебных предметов и/или коррекционно-развивающей области в
рамках СИПР определяется индивидуально с учетом образовательных потребностей,
психофизических возможностей, состояния здоровья обучающегося и мнения родителей
(законных представителей). Приоритет отдается формированию жизненных компетенций и
элементарных учебных умений адресата СИПР.
3.9. СИПР принимается педагогическим советом и утверждается приказом
руководителя.
3.10. Реализация СИПР осуществляется экспертной группой, в которую входят те
же специалисты, которые разрабатывали индивидуальную программу развития, и родители
(законные представители) ребенка. В соответствии с индивидуальным учебным планом
(ИУП) на каждого обучающегося специалистами составляется расписание занятий.
3.11. Методы, приемы обучения выбираются специалистом самостоятельно, с
учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР.
3.12. С учетом индивидуальных особенностей ребенка, в случае трудностей
адаптации к пребыванию в условиях группы, при наличии выраженных проблем поведения
(постоянного крика, постоянной вокализации, открытой направленной на окружающих и
предметы агрессии, частой самоагрессии) и необходимости постоянного присмотра,
ребенку может быть установлен индивидуальный график посещения школы и
соответствующее расписание занятий.
3.13. Продолжительность пребывания ребенка в школе устанавливается
психолого-педагогическим консилиумом школы на основе рекомендаций экспертной
группы, с учетом психоэмоционального состоянии ребенка и его готовности к нахождению
и обучению в среде сверстников, а также возможностей организации обеспечить
коррекционную работу и присмотр за ребенком.

3.14. Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся. В ходе аттестации участники экспертной группы
оценивают уровень сформированности представлений, действий, определенных
индивидуальной программой.
3.15. Мониторинг результатов обучения по СИПР проводится один раз в
полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы
оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных
индивидуальной программой.
3.16. В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой в
случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. Внесение в СИПР
изменений в обязательном порядке следует обсудить и согласовать с родителями
(законными представителями) обучающегося. Результаты обсуждения протоколируются и
заверяются подписями в двустороннем порядке.
3.17. Внесение в СИПР изменений принимается педагогическим советом и
утверждается приказом руководителя.
3.18. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются
описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики
составляется СИПР на следующий учебный период.
4. Заключительные положения
4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете
образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной
организации.
4.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в
силу с момента его утверждения.
4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов
управления образованием только решением педагогического совета.
4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом
совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое
утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой
редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.
4.5. Положение вывешивается на информационном стенде и официальном сайте
МБОУ СОШ №3 в сети интернет в течение 10-ти дней с момента его принятия.
4.6. Все заинтересованные лица должны быть ознакомлены с данным положением
после его принятия под роспись.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».