1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; федеральными государственными стандартами начального /основного / среднего общего образования; федеральными государственными стандартами начального общего образования обучающихся с ОВЗ; федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115); профессиональным стандартом специалиста в области воспитания (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. №10н), Уставом ОУ. 1.2. В настоящем положении используются следующие основные понятия: Тьютор — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координирующий поиск информации обучающимися для самообразования. Тьюторант – это объект тьюторского сопровождения, активный участник образовательного процесса, т.е. обучающийся. 1.3 В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. 1.4 Образовательная организация организует тьюторское сопровождение обучающегося с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК. 2. Цель и задачи тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ 2.1 Основной целью тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ является создание условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду МБОУ СОШ №3 поддержка и сопровождение его образовательной деятельности, основываясь на личностноориентированном подходе. 2.2 Задачи тьюторского сопровождения: создание условий для реализации учебного или индивидуального учебного плана; помощь обучающемуся в осознании его образовательных потребностей, возможностей и способов их реализации; помощь в проектировании, разработке и реализации ИУП (при необходимости); организация и стимулирование разных видов деятельности учащихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в ОУ и вне еѐ; помощь в сборе информации о ресурсах, которые могут быть использованы учащимися при освоении образовательной программы; содействие психолого-педагогическому сопровождению обучающихся; мониторинг эффективности освоения образовательной программы; помощь в проблемных ситуациях обучающемуся при освоении образовательной программы; содействие формированию адекватной самооценки обучающегося; создание условий для успешной социализации ребенка; содействие максимальному раскрытию потенциала личности ребенка. 3. Функции тьютора 3.1 Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающегося, его интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социальной адаптации и профессиональному самоопределению. 3.2 Проектировочная: определение планируемых результатов на заданный период; выявление возможностей и ресурсов для преодоления, имеющихся у учащихся проблем; разработка средств и процедур тьюторского сопровождения для достижения обучающимся планируемых результатов. 3.3 Реализационная: согласование действий с педагогическими работниками и родителями; оказание помощи в самоопределении учащихся в образовательном пространстве; поддержка учащихся при решении возникающих затруднений. 3.4 Аналитическая: анализ и корригирование процесса освоения образовательной программы и результатов самоопределения обучающегося. 4. Содержание деятельности тьютора 4.1 Тьютор, осуществляющий педагогическое сопровождения освоения обучающимся с особыми образовательными потребностями рекомендованной ему образовательной программы: совместно с завучем, учителем (учителями), специалистами ППк и при участии родителей (законных представителей) учащегося участвует в составлении индивидуальной образовательной программы (ИОП) и его регулярной корректировке; организует образовательную развивающую среду в соответствии с особыми образовательными потребностями сопровождаемого обучающегося; взаимодействует с администрацией, педагогическими работниками, родителями (законными представителями) сопровождаемого обучающегося по вопросам разрешения трудных ситуаций в учебе и общении обучающегося со сверстниками; осуществляет организационную и методическую помощь учителям в обучении сопровождаемого обучающегося в классе; использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки обучающегося для выполнения образовательных задач; осуществляет индивидуальное обучение учащегося с особыми образовательными нуждами в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение ученика в классе невозможно; принимает участие в коррекционно-развивающей работе с тьюторантом по договоренности со специалистами; осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их о достижениях учащегося, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь; фиксирует динамику развития тьюторанта. 5. Средства, формы и методы работы тьютора 5.1 Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами: организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места; рекреационных зон, где бывает ребенок; использование специальных приемов и дидактики, адаптации учебного материала, адаптации учебных пособий. 5.2 Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения, не наносящих вред обучающемуся и согласованных с родителями. 6. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации 6.1 Результатами работы тьютора в условиях инклюзии являются: адаптация ребенка к образовательной среде; развитие коммуникативных способностей ребенка; динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка. 6.2 Фиксация результатов работы тьютора отражается в документах образовательной организации. 7. Организация тьюторской деятельности 7.1 Специализация труда тьютора происходит по двум основаниям: тьютор закрепляется за группой учащихся; тьютор закрепляется за одним ребенком; в соответствии с рекомендациями ПМПК «педагогическое сопровождения освоения адаптированной основной общеобразовательной программы» и кадровым ресурсом образовательной организации. 7.2 Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией. 8. Документация тьютора 8.1 Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и в соответствии с инструкцией по делопроизводству, принятой в МБОУ СОШ № 3. 9. Заключительные положения. 9.1 Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 9.2 Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 9.3 Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 9.4 Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. 9.5 Положение вывешивается на информационном стенде и официальном сайте МБОУ СОШ №3 в сети интернет в течение 10-ти дней с момента его принятия.