Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным
Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановлением от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
федеральными государственными стандартами начального /основного / среднего
общего образования; федеральными государственными стандартами начального
общего образования обучающихся с ОВЗ; федеральным государственным
образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г.
№115); профессиональным стандартом специалиста в области воспитания (утв.
приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. №10н),
Уставом ОУ.
1.2. В настоящем положении используются следующие основные понятия:
Тьютор — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение
индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий
процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и
развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования
их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать
личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координирующий
поиск информации обучающимися для самообразования.
Тьюторант – это объект тьюторского сопровождения, активный участник
образовательного процесса, т.е. обучающийся.
1.3 В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который
организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и
социальную среду образовательного учреждения.
1.4 Образовательная организация организует тьюторское сопровождение
обучающегося с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК.
2. Цель и задачи тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ
2.1 Основной целью тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ
является создание условий для успешного включения ребенка с особенностями
развития в среду МБОУ СОШ №3 поддержка и сопровождение его
образовательной деятельности, основываясь на личностноориентированном
подходе.
2.2 Задачи тьюторского сопровождения:
создание условий для реализации учебного или индивидуального
учебного плана;

помощь обучающемуся в осознании его образовательных
потребностей, возможностей и способов их реализации;
помощь в проектировании, разработке и реализации ИУП
(при необходимости);
организация и стимулирование разных видов деятельности
учащихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в ОУ
и вне еѐ;
помощь в сборе информации о ресурсах, которые могут быть
использованы учащимися при освоении образовательной программы;
содействие
психолого-педагогическому
сопровождению
обучающихся;
мониторинг
эффективности
освоения
образовательной
программы;
помощь в проблемных ситуациях обучающемуся при освоении
образовательной программы;
содействие
формированию
адекватной
самооценки
обучающегося;
создание условий для успешной социализации ребенка;
содействие максимальному раскрытию потенциала личности
ребенка.
3. Функции тьютора
3.1 Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающегося,
его интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в
целом к социальной адаптации и профессиональному самоопределению.
3.2 Проектировочная: определение планируемых результатов на заданный
период; выявление возможностей и ресурсов для преодоления, имеющихся у
учащихся проблем; разработка средств и процедур тьюторского сопровождения
для достижения обучающимся планируемых результатов.
3.3 Реализационная: согласование действий с педагогическими
работниками и родителями; оказание помощи в самоопределении учащихся в
образовательном пространстве; поддержка учащихся
при
решении
возникающих затруднений.
3.4 Аналитическая: анализ и корригирование процесса освоения
образовательной программы и результатов самоопределения обучающегося.
4. Содержание деятельности тьютора
4.1 Тьютор, осуществляющий педагогическое сопровождения освоения
обучающимся с особыми образовательными потребностями рекомендованной ему
образовательной программы:

совместно с завучем, учителем (учителями), специалистами ППк и при
участии родителей (законных представителей) учащегося участвует в составлении
индивидуальной образовательной программы (ИОП) и его регулярной
корректировке;
организует образовательную развивающую среду в соответствии с
особыми образовательными потребностями сопровождаемого обучающегося;
взаимодействует с администрацией, педагогическими работниками,
родителями (законными представителями) сопровождаемого обучающегося по
вопросам разрешения трудных ситуаций в учебе и общении обучающегося со
сверстниками;
осуществляет организационную и методическую помощь учителям в
обучении сопровождаемого обучающегося в классе;
использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие
уровню подготовки обучающегося для выполнения образовательных задач;
осуществляет индивидуальное обучение учащегося с особыми
образовательными нуждами в соответствии с учебной программой класса в
случаях, когда обучение ученика в классе невозможно;
принимает участие в коррекционно-развивающей работе с
тьюторантом по договоренности со специалистами;
осуществляет связь с родителями (законными представителями),
информирует их о достижениях учащегося, советуется с ними, оказывает им
консультативную помощь;
фиксирует динамику развития тьюторанта.
5. Средства, формы и методы работы тьютора
5.1 Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами:
организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места;
рекреационных зон, где бывает ребенок;
использование специальных приемов и дидактики, адаптации учебного
материала, адаптации учебных пособий.
5.2 Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных
технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского
сопровождения, не наносящих вред обучающемуся и согласованных с родителями.
6. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
6.1 Результатами работы тьютора в условиях инклюзии являются:
адаптация ребенка к образовательной среде;
развитие коммуникативных способностей ребенка;
динамика
личностного,
когнитивного,
эмоционального,
творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка.
6.2 Фиксация результатов работы тьютора отражается в документах
образовательной организации.

7. Организация тьюторской деятельности
7.1 Специализация труда тьютора происходит по двум основаниям:
тьютор закрепляется за группой учащихся;
тьютор закрепляется за одним ребенком;
в соответствии с рекомендациями ПМПК «педагогическое сопровождения
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы» и кадровым
ресурсом образовательной организации.
7.2 Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией.
8. Документация тьютора
8.1 Тьютор ведет документацию в соответствии с
действующими
методическими рекомендациями и в соответствии с инструкцией по
делопроизводству, принятой в МБОУ СОШ № 3.
9. Заключительные положения.
9.1 Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом
совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя
образовательной организации.
9.2 Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и
вступает в силу с момента его утверждения.
9.3 Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии
с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального,
федерального органов управления образованием только решением
педагогического совета.
9.4 Изменения и дополнения к Положению принимаются на
педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции
Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной
организации. После принятия новой редакции Положения
предыдущая
редакция утрачивает силу.
9.5 Положение вывешивается на информационном стенде и официальном
сайте МБОУ СОШ №3 в сети интернет в течение 10-ти дней с момента его
принятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».