1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение об адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, реализуемых в ОУ (далее - Положение) разработано в соответствии с нормативными документами: • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Постановлением от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1023; • Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1025; • Федеральной адаптированной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1026; • Уставом МБОУ СОШ №3. 1.2. Настоящее Положение регламентирует порядок разработки, утверждения, изменения, оценки, а также основные требования к оформлению адаптированных образовательных программ, реализуемых в МБОУ СОШ №3. Адаптированные образовательные программы (далее - АОП), реализуемые в МБОУ СОШ №3, разрабатываются в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ отдельно по каждому уровню образования: • Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для обучающихся определенной нозологической группы: обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР); обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС). • Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для обучающихся определенной нозологической группы: слабовидящие обучающиеся; обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР). 1.3. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП разрабатывается в соответствии ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на весь период обучения с разбивкой на этапы (первый – 1-4 классы, второй – 5-9 классы, третий – 10-12 классы) согласно рекомендациям ПМПК. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет два варианта: для обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1); для обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). 1.4. АОП представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, а также условий реализации в ОО, адаптированных для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, психофизических особенностей, индивидуальных возможностей. 1.5. АОП самостоятельно разрабатывается ОУ в соответствии со Стандартом, на основе Федеральной АОП, а также с учетом кадровых, материально-технических, финансовых условий, созданных в ОО и утверждается в соответствии с Уставом ОУ. 1.6. АООП разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК на соответствующий уровень образования, а для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на весь период обучения. АООП реализуется в полном объеме, с учетом рекомендованных ПМПК сроков обучения и варианта программы. 1.7. Основанием для разработки и утверждения АООП является: - заявление родителей (законных представителей) об обучении по АОП и создании специальных образовательных условий для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. - оригинал заключения ПМПК с рекомендациями о создании специальных образовательных условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ в образовательной организации, (с указанием типа/варианта адаптированной основной общеобразовательной программы, других специальных условий обучения, воспитания). - приказ директора ОО об организации обучения по АООП соответствующего варианта на уровне НОО, ООО, СОО. 1.8. В целях разработки АОП издается приказ о создании рабочей группы и распределении между участниками рабочей группы зон ответственности. Ответственным за разработку и формирование АОП назначается заместитель директора. В рабочую группу входят: Администрация и педагогические работники МБОУ СОШ №3 в чьи должностные обязанности входит работа, связанная с организацией деятельности по реализации АОП на всех уровнях (этапах) образования. 1.9. В зону ответственности администрации МБОУ СОШ №3 входит разработка учебного плана, плана внеурочной деятельности, а также всех разделов АОП, предусмотренных ФАОП. 1.10. В зону ответственности педагогических работников входит разработка рабочих программ учебных предметов, рабочих образовательных программ внеурочной деятельности, программы коррекционной работы АОП. 1.11. При разработке АОП рекомендуется соблюдать следующий порядок: разработка учебного плана (учебных планов), плана (планов) внеурочной деятельности АОП; разработка проектов рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и иных компонентов; подготовка проекта АОП в соответствии с требованиями ФАОП к ее структуре (пояснительная записка, целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел); обсуждение проекта АОП на методическом совете ОУ и его доработка по результатам обсуждения; обсуждение и согласование АОП на Педагогическом совете ОУ; утверждение АОП руководителем ОУ; подготовка аннотации и описания АОП для размещения на сайте ОУ 1.12. В АОП могут быть внесены изменения и (или) дополнения в порядке, установленном настоящим Положением. 1.13. Результаты реализации АОП являются объектом внутришкольного контроля в соответствии с планом работы на текущий учебный год. 1.14. В конце учебного года уполномоченным лицом проводится мониторинг реализации содержания АОП, включающий качественно-количественный анализ образовательных достижений освоения образовательной программы обучающимся, динамики их развития и социальной адаптации. 2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АОП 2.1. Цель АОП - планирование, организация и управление образовательным процессом при обучении ребенка с ОВЗ. 2.2. AOП выполняет следующие задачи: - Определяет объем и содержание материала, умений и навыков, которыми должны овладеть обучающие с ОВЗ, имеющие различные нарушения в развитии, оптимально распределяет время по темам. 2.3. АОП способствует совершенствованию методики проведения непосредственно образовательной деятельности детей, активизирует познавательную деятельность обучающихся, развитие их творческих способностей, способствует применению современных образовательных технологий; 2.4. АОП выполняет следующие основные функции: - нормативнуюдокумент, на основе которого осуществляется контроль освоения программы обучающимся. - информационную - позволяет получить представление о целях содержания, последовательности и сроках изучения образовательной программы. методическую-определяет пути достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, используемые методы, образовательные технологии. -организационную - определяет основные направления деятельности педагога и обучающихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения. 2.5. АОП должна отвечать следующим характеристикам: - целостность - обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели. Соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения. актуальность -ориентация на потребности сегодняшнего дня системы образования детей с ОВЗ. прогнозируемость - способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения. рациональность -определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат. контролируемость - определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки. -корректируемость - своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Требования к структуре и содержанию разделов АОП определяются федеральными адаптированными основными общеобразовательными программами – начального общего образования, основного общего образования и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3.2. Титульный лист АОП содержит информацию о том, когда и кем утверждена и рассмотрена программа; полное наименование программы с указанием категории детей, для которых она разрабатывается, информацию о школе, год составления. 3.3. АОП включает следующие разделы: 3.3.2. Целевой (пояснительная записка; планируемые результаты освоения АОП обучающимися с ОВЗ; система оценки достижений в освоении АОП обучающимися с ОВЗ). 3.3.3. Содержательный (программы отдельных учебных предметов и коррекционно-развивающих курсов; программа коррекционной работы; программа духовно- нравственного развития; программа формирования универсальных учебных действий обучающихся/базовых учебных действий; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа внеурочной деятельности и др.). 3.3.4. Организационный (учебный план/ индивидуальный учебный план, включающие предметную и коррекционно-развивающую области, план внеурочной деятельности; описание необходимых условий реализации АОП (кадровых, финансовых, материально технических). 3. 4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 4.1 Инициировать изменения/дополнения в АОП может любой участник образовательных отношений, о чем сообщает в служебной записке/заявлении на имя руководителя ОУ и/ или его заместителя, осуществляющего контроль за содержанием реализуемых образовательных программ. 4.2 При целесообразности внесения изменений/дополнений в АОП руководитель издает соответствующий приказ об ответственном за формирование нового содержания и внесение изменений/дополнений в соответствующие программы. 4.3 Изменения и дополнения вносятся в АОП по согласованию с педагогическим советом, регистрируются в контрольном листе изменений к настоящему Положению и являются неотъемлемой частью АОП. Вносить изменения в ООП/АОП в части любых его компонентов (рабочих программ, планов и др.) в ином порядке не допускается. 4.4 Не позднее 10 дней со дня внесения изменений/дополнений в АОП информация размещается на официальном сайте МБОУ СОШ №3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ РЕАЛИЗАЦИИ АОП 5.1. Педагогические работники ОУ: - участвуют в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов АОП (рабочих учебных программ курсов); - участвуют в адаптации системы оценки образовательных достижений освоения АОП; - участвуют в оценке выполнения и корректировки АОП. 5.2. Методическое объединение: - разрабатывает основное содержание АОП: рассматривает и обсуждает рабочие программы учебных предметов, курсов; участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги, вносит коррективы в АОП на очередной учебный год; - разрабатывает и обсуждает контрольно-измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами образования. 5.3. Администрация ОУ: - организует процедуру формирования, обсуждения и утверждения АОП; - участвует в разработке и обсуждении АОП; - осуществляет контроль выполнения АОП и производит оценку достижений отдельных результатов ее выполнения; - организует проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по итогам выполнения АОП; - обеспечивает условия для реализации АОП. 5.4. Родители (законные представители): - формулируют запрос администрации на индивидуализацию содержания АОП для конкретного ученика; 5. - участвуют в оценке выполнения Программы. 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 6.2 Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 6.3 Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 6.4 Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. 6.5 Положение вывешивается на информационном стенде и официальном сайте ОУ в сети интернет в течение 10-ти дней с момента его принятия.