1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано с целью обеспечения гарантированных прав граждан на получение общего образования, выбор образовательного учреждения и формы обучения. 1.2. В настоящем положении используются следующие основные понятия: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инвалид это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты; адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 1.3 Локальный акт разработан c опорой на положения следующих нормативных правовых актов: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1023; Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1025; Федеральная адаптированная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1026; Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Устав ОУ. 2. Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов 2.1 Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-педагогической коррекции в соответствии с рекомендациями ПМПК. 2.2 Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: • в образовательной организации (инклюзивно (совместно с детьми без нарушений развития), в отдельном (специальном) классе, на дому); • вне образовательной организации (в форме семейного образования или самообразования). 2.3 Для обучающихся с ОВЗ организуются специальные образовательные условия, рекомендованные ПМПК. (ОУ прописывает те специальные условия, которые созданы в учреждении) 2.4 Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. 2.5 Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным образовательным программам: начального общего образования срок обучения увеличивается не более, чем на один года (до пяти лет освоения образовательной программы); основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год; среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год. 2.6 Адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах: • урочной и внеурочной деятельности; • с использованием электронных образовательных ресурсов. 2.7 Обучающиеся с ОВЗ и лица с инвалидностью, получающие цензовое образование, имеют право проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы) по отдельным учебным предметам по их желанию. 2.8 Лицам с ОВЗ и лицам с инвалидностью, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ или ГВЭ (9 классы) и ЕГЭ или ГВЭ (11 классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании). 3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме 3.1 Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидов может быть организовано совместно с другими обучающимися. Зачисление (перевод) детей в инклюзивные классы осуществляется на основании заключения ПМПК, содержащего рекомендации относительно образовательной программы. Количество обучающихся с ОВЗ в классе регулируется СП 2.4.3648-20. При комплектовании инклюзивных классов, по возможности, в одном классе объединяются дети с ОВЗ, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же АОП. Зачисление (перевод) ребенка с ОВЗ в инклюзивные классы оформляется приказом директора МБОУ СОШ №3. 3.2 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с программой коррекционной работы, являющейся разделом АОП. 3.3 Образовательное учреждение, в котором обучаются дети с ОВЗ, организует деятельность психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения (далее – ППк). Деятельность ППк регламентируется локальным актом образовательного учреждения. 3.4 Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ для детей с ОВЗ организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей направленности в рамках внеурочной деятельности. Особенности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4.1 Применение дистанционных образовательных технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в соответствии с Порядком организации дистанционного образования детей в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3 при отсутствии медицинских противопоказаний. 4.2 Использование средств электронного обучения и объем заданий регулируются требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 4. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). 5. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образования 5.1 При наличии социального заказа на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях создают условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса, в соответствии с требованиями действующего законодательства, данного Положения. 5.2 Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляют педагоги, имеющие психологическое, логопедическое, дефектологическое образование или прошедшие соответствующую курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную направленность учебно- воспитательной работы обеспечивают специалисты в области коррекционной педагогики (учитель-логопед, педагогдефектолог и т.д.), педагог-психолог в соответствии с рекомендациями ПМПК. Содержание уточняется для конкретной организации. 5.3 Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ организуется в соответствии с индивидуальным учебным планом (ИУП): • для обучающихся в классе ИУП является продуктом интеграции учебного плана для соответствующего класса и примерного учебного плана в рамках рекомендованной АОП, например, в части коррекционно - развивающей области; • для обучающихся на дому ИУП разрабатывается в соответствии с рекомендованной АОП. 5.4 Порядок разработки и структура ИУП определяется соответствующим локальным актом. 5.5 Содержание ИУП согласуется с родителями (законными представителями) обучающегося в письменном виде (под роспись). 5.6 Образование обучающихся с ОВЗ осуществляется при наличии соответствующего программнометодического обеспечения (учебно- методических комплексов, наглядных пособий, коррекционнодиагностического инструментария, дидактического материала и т.д.). 5.7 Расписание занятий обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью составляется с учетом ограничений по здоровью ребенка и рекомендованного психолого-педагогического сопровождения. Расписание занятий должно также максимально обеспечивать совместную деятельность обучающихся с ОВЗ с другими учащимися школы в урочное и внеурочное время. 5.8 Деятельность образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с ограниченными возможностями здоровья, финансируется учредителем в соответствии с законодательством по нормативам, обеспечивающим соблюдение необходимых условий. 6. Заключительные положения 6.1 Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 6.2 Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 6.3 Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 6.4 Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. 6.5 Все заинтересованные лица должны быть ознакомлены с данным положением после его принятия.