Положение об инклюзивном образовании детей с ОВЗ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано с целью обеспечения гарантированных прав граждан на
получение общего образования, выбор образовательного учреждения и формы обучения.
1.2. В настоящем положении используются следующие основные понятия:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инвалид это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических)
функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое
приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;
адаптированная
образовательная
программа - образовательная программа, адаптированная
для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
1.3 Локальный акт разработан c опорой на положения следующих нормативных правовых актов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»;
Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения РФ от
24.11.2022 № 1023;
Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения РФ от
24.11.2022 № 1025;
Федеральная адаптированная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1026;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов
и предоставляемых услуг в сфере образования, а
также оказания им при этом необходимой помощи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Устав ОУ.
2.
Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
2.1
Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической
и психологической помощи, бесплатной психолого-педагогической коррекции в соответствии с
рекомендациями ПМПК.
2.2
Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования:

•
в образовательной организации (инклюзивно (совместно с детьми без нарушений развития), в
отдельном (специальном) классе, на дому);
•
вне образовательной организации (в форме семейного образования или самообразования).
2.3
Для обучающихся с ОВЗ организуются специальные образовательные условия,
рекомендованные ПМПК.
(ОУ прописывает те специальные условия, которые созданы в учреждении)
2.4
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только
с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
2.5
Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным образовательным программам:
 начального общего образования срок обучения увеличивается не более, чем на один года (до
пяти лет освоения образовательной программы);
 основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год;

среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год.
2.6 Адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:
•
урочной и внеурочной деятельности;
•
с использованием электронных образовательных ресурсов.
2.7
Обучающиеся с ОВЗ и лица с инвалидностью, получающие цензовое образование, имеют право
проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9
классы) и единого государственного экзамена (11 классы) по отдельным учебным предметам по их
желанию.
2.8
Лицам с ОВЗ и лицам с инвалидностью, получившим основное общее и среднее общее
образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ или ГВЭ (9
классы) и ЕГЭ или ГВЭ (11 классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном
общем и среднем общем образовании).
3.
Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме
3.1
Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидов может быть организовано
совместно с другими обучающимися. Зачисление (перевод) детей в инклюзивные классы
осуществляется на основании заключения ПМПК, содержащего рекомендации относительно
образовательной программы. Количество обучающихся с ОВЗ в классе регулируется СП 2.4.3648-20.
При комплектовании инклюзивных классов, по возможности, в одном классе объединяются дети с
ОВЗ, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же АОП. Зачисление (перевод)
ребенка с ОВЗ в инклюзивные классы оформляется приказом директора МБОУ СОШ №3.
3.2
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии
с программой коррекционной работы, являющейся разделом АОП.
3.3
Образовательное учреждение, в котором обучаются дети с ОВЗ, организует деятельность
психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения (далее – ППк). Деятельность
ППк регламентируется локальным актом образовательного учреждения.
3.4
Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ
для детей с ОВЗ организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей
направленности в рамках внеурочной деятельности.
Особенности реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1
Применение дистанционных образовательных технологий может осуществляться при
реализации образовательных программ в соответствии с Порядком организации дистанционного
образования детей в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3 при отсутствии медицинских
противопоказаний.
4.2
Использование средств электронного обучения и объем заданий регулируются требованиями
СанПиН (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
4.

«Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации
работы»).
5.
Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образования
5.1
При наличии социального заказа на образование детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательных учреждениях создают условия, обеспечивающие эффективность
образовательного процесса, в соответствии с требованиями действующего законодательства, данного
Положения.
5.2
Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляют педагоги, имеющие
психологическое, логопедическое, дефектологическое образование или прошедшие соответствующую
курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную направленность учебно- воспитательной
работы обеспечивают специалисты в области коррекционной педагогики (учитель-логопед, педагогдефектолог и т.д.), педагог-психолог в соответствии с рекомендациями ПМПК. Содержание
уточняется для конкретной организации.
5.3
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ организуется в соответствии с
индивидуальным учебным планом (ИУП):
•
для обучающихся в классе ИУП является продуктом интеграции учебного плана для
соответствующего класса и примерного учебного плана в рамках рекомендованной АОП, например, в
части коррекционно - развивающей области;
•
для обучающихся на дому ИУП разрабатывается в соответствии с рекомендованной АОП.
5.4
Порядок разработки и структура ИУП определяется соответствующим локальным актом.
5.5
Содержание ИУП согласуется с родителями (законными представителями) обучающегося в
письменном виде (под роспись).
5.6
Образование обучающихся с ОВЗ осуществляется при наличии соответствующего программнометодического обеспечения (учебно- методических комплексов, наглядных пособий, коррекционнодиагностического инструментария, дидактического материала и т.д.).
5.7
Расписание занятий обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью составляется с учетом
ограничений по здоровью ребенка и рекомендованного психолого-педагогического сопровождения.
Расписание занятий должно также максимально обеспечивать совместную деятельность обучающихся
с ОВЗ с другими учащимися школы в урочное и внеурочное время.
5.8
Деятельность образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с
ограниченными возможностями здоровья, финансируется учредителем в соответствии с
законодательством по нормативам, обеспечивающим соблюдение необходимых условий.
6. Заключительные положения
6.1 Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной
организации и утверждается приказом руководителя образовательной организации.
6.2 Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его
утверждения.
6.3 Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными
нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления
образованием только решением педагогического совета.
6.4 Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной
организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя
образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция
утрачивает силу.
6.5 Все заинтересованные лица должны быть ознакомлены с данным положением после его принятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».