Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – пакет документов определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью на основе рекомендаций ПМПК и коллегиального заключения ППк образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. Индивидуальная образовательная программа направлена на эффективное освоение обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью рекомендованной ПМПК адаптированной образовательной программы. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об ИОП для обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью (далее Положение) разработано в целях создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида в процессе всех уровней общего образования или этапов обучения. 1.2. ИОП составляется для детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (в классе, на дому, смешанное, с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и/или электронных образовательных ресурсов (ЭОР)). 1.3. Нормативно-правовой базой проектирования ИОП являются: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1023; Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1025; Федеральная адаптированная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1026; Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Устав ОУ. 2. Разработчики и участники реализации индивидуальной образовательной программы 2.1. Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения (ППк МБОУ СОШ №3) на основании коллегиального заключения уточняет структуру ИОП и формулирует рекомендации по содержанию структурных единиц; планирует формы работы по реализации разделов ИОП: индивидуальные, индивидуальногрупповые, групповые, коллективные и другие; определяет критерии эффективности реализации, описание мониторинга коррекционной работы; корректирует содержание на основе результатов промежуточной диагностики. 2.2. Родитель (законный представитель) обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью и вносит предложения в ИОП по организации образовательного процесса. 2.3. Педагогические работники МБОУ СОШ №3, принимающие участие в реализации АОП, рекомендованной обучающемуся с ОВЗ и/или инвалидностью, разрабатывают отдельные структурные единицы ИОП в пределах профессиональных компетенций: 2.3.1. Учитель определяет планируемые результаты освоения обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью учебного предмета, адаптирует рабочую программу (определяет способы и приемы, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования, уточняет виды доступной обучающемуся учебной деятельности и контрольноизмерительные материалы). 2.3.2. Специалист психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-дефектолог) разрабатывает / модернизирует коррекционноразвивающую программу по своему направлению в соответствии с образовательными потребностями и психофизическими возможностями обучающегося с ОВЗ, определяет и согласует с родителями форму и режим занятий; реализует программу и ведет мониторинг ее освоения ребенком; вносит (в случае необходимости) изменения с содержание ИОП в рамках своих профессиональных компетенций и должностных полномочий по согласованию с ППк. 2.3.3. Тьютор (при наличии соответствующей рекомендации ПМПК) соотносит содержание обучения по предметам и содержание коррекционных курсов на предмет соответствия особым образовательным потребностям сопровождаемого обучающегося. 2.3.4. Классный руководитель формирует ИОП с учетом преемственности содержания структурных единиц; координирует исполнение ИОП всеми участниками образовательных отношений; организует участие обучающегося с ОВЗ во внеурочной деятельности и коллективных мероприятиях. 2.4. Заместитель директора по УВ/УВР контролирует соответствие содержания ИОП коллегиальному заключению ППк, согласует ИОП с родителями (законными представителями) обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью; осуществляет мониторинг исполнение мероприятий ИОП педагогическими работниками. 3.1. 1. 2. 3. 4. 3. Структура индивидуальной образовательной программы ИОП состоит из пяти взаимосвязанных разделов. Титульный лист Пояснительная записка Индивидуальный учебный план Содержательный раздел 5. Результаты реализации ИОП и рекомендации на новый учебный год 3.1.1 Титульный лист включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. Программа согласовывается с председателем ППк и родителями. 3.2.1Пояснительная записка содержит: краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени; информацию о рекомендованных ПМПК образовательной программе и направлениях психолого-педагогического сопровождения; рекомендации ППк об организации образовательной процесса, зафиксированные в коллегиальном заключении; планируемые результаты освоения ИОП; перечень рабочих программ учебных предметов, подлежащих адаптации, с указанием доступных обучающемуся видов деятельности; перечень личностно-ориентированных коррекционных курсов в соответствии с коллегиальным заключением ППк; описание системы мониторинга освоения ИОП. 3.3.1 Индивидуальный учебный план обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью разрабатывается согласно соответствующему локальному акту МБОУ СОШ №3. 3.4.1 Содержательный раздел включает адаптированные программы учебных предметов (для обучающихся на дому) / справку об адаптации рабочих программ учебных предметов (для обучающихся в классе), коррекционные программы для индивидуальных занятий и справку о коррекционных программах, реализуемых фронтально на подгрупповых / групповых коррекционных занятиях. 3.5.1 Мониторинг освоения обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью ИОП осуществляется всеми педагогическими работниками – исполнителями ИОП не реже двух раз в течение учебного года. Результаты мониторинга и комментарии к ним доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающегося, сопоставляются с планируемыми результатами и предоставляются для обсуждения на заседание ППк. Последовательность разработки индивидуальной образовательной программы 4.1. Основой проектирования ИОП являются индивидуальный учебный план обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью и коллегиальное заключение ППк. 4.2. Классный руководитель совместно с членами ППк составляет характеристику обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью. 4.3. Учителя (учитель) работающие в классе, в который зачислен обучающийся с ОВЗ и/или инвалидностью (назначенные исполнителями ИУП при обучении ребенка на дому) адаптируют рабочие программы учебных предметов согласно соответствующему локальному акту МБОУ СОШ №3 с учетом рекомендаций ППк. 4.4. Специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-дефектолог) разрабатывают личностно-ориентированные рабочие программы коррекционных курсов в соответствии с рекомендациями ППк по направлениям, определенным в заключении ПМПК. 4.5. Тьютор (при наличии соответствующей рекомендации ПМПК или назначенный в соответствии с решением ППк ОУ) согласует с родителями (законными представителями) 4. обучающегося, учителями и специалистами планируемые специальные методы и приемы работы с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка. 4.6. Классный руководитель оформляет титульный лист ИУП, формирует папку ИУП согласно заявленной структуре, соотносит рабочие программы учебных предметов и коррекционных курсов с содержанием коллегиального заключения ППк, и передает (вместе с имеющимися замечаниями, в письменном виде) на экспертизу заместителю директора, курирующему организацию образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью. 4.7. Заместитель директора, курирующий организацию образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, изучает ИОП на предмет соответствия его индивидуальному учебному плану и согласует с родителями (законными представителями) ребенка. 5. Заключительные положения. 5.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 5.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 5.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 5.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. 5.5. Положение вывешивается на информационном стенде и официальном сайте МБОУ СОШ №3 в сети интернет в течение 10-ти дней с момента его принятия.