Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию классы: 6 – 9 Главная цель проверки результатов освоения программы — выяснить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т.е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Особенности курса обществознания, его насыщенность теоретическим материалом предполагают проверку знаний по блокам, позволяющим сформировать целостную систему ведущих понятий, теоретических положений, идей, обобщить и систематизировать знания. Наиболее полно она осуществляется после изучения какой-либо темы, раздела курса, а также в процессе итоговой аттестации. Основные объекты проверки знаний по обществознанию: - знания об обществе в единстве его основных сторон и базовых институтов, социальных качествах личности и условиях их формирования, ключевых познавательных процедурах и особенностях социального познания; - знания в сфере экономики, политики, права, социальных отношений, духовной жизни; - различные умения и виды познавательной деятельности. Типичные ошибки учащихся При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты. Грубыми считаются ошибки: - незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории; - неумение выделить в ответе главное; - неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; - неумение делать выводы и обобщения; - неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; - логические ошибки. К негрубым ошибкам следует отнести: - неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными; - недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); - нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; Недочетами являются: небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Оценивание устных ответов на уроках обществознания Устная форма контроля осуществляется на каждом уроке, как в начале урочной деятельности, так и в конце урока. Основой для формулировки вопросов является учебник и методические пособия для учителя. При подготовке к уроку учащиеся используют текст параграфов, вопросы и задания после каждого параграфа. Требования к оценке: оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого; оценка должна выполнять стимулирующую функцию; оценка должна быть всесторонней; 1 Нормы оценок знаний учащихся по обществознанию за устный ответ Оценка «5» представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при ставится, если раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Оценка «4» представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при ставится, если раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Оценка «3» представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при ставится, если раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «2» представлена собственная позиция по поднятой проблеме на ставится, если бытовом уровне без аргументации. Нормы оценок контрольных (тестовых) работ Контрольные и проверочные работы, составляются в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками. Задания в них составляются в форме тестов с различными типами сложности. Проверочная работа может охватывать как всё содержание курса обществознания, так и отдельные темы (разделы) курса. Общее число заданий варьируется и зависит от отведённого времени на контрольную работу. Часть работы содержит задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных) (в ВПР, в ОГЭ); задания с кратким ответом в виде слова (словосочетания), набора цифр. Содержание контрольной работы может включать в себя задания, где проверяются систематизировать факты, понятия, осуществлять поиск информации в источнике. Проверка выполнения заданий данной части проводится на основе специально разработанных критериев к каждой отдельной проверочной работе. Дополнительные материалы – на письменной работе по обществознанию не используются. Все виды контрольно-оценочных работ по обществознанию оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Оценивание контрольных работ по обществознанию в 6-9 классах осуществляется в соответствии со шкалой ФИПИ. «5» Высокий уровень 87%-100% «4» Выше среднего 64% - 86% «3» Средний уровень 39% - 63% «2» Низкий уровень Менее 38% Нормы оценок работы с источниками, иллюстрациями, диаграммами, схемами Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа учащегося сводилась к мобилизации всех своих знаний по обществознанию, чтобы правильно ответить на заданные вопросы. Оценка«5» выставляется в том случае, если работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работает полностью самостоятельно: 2 подбирает необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки; Оценка«4» выставляется в том случае, если самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы; Оценка«3» выставляется в том случае, если работа выполняется при помощи учителя. Обучающийся показывает знания теоретического материала, но испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной работе; Оценка«2» выставляется в том случае, если выставляется в том случае, когда обучающийся не подготовлен к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Критерии оценивания письменного (развёрнутого) ответа на проблемные вопросы Проблемный вопрос- это задание, направленное на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие. Вопрос должен быть: сложным, сопряженным с противоречиями; увлекательным, но соответствующим логике науки; ёмким, способным охватить широкий круг вопросов; предполагающим научный спор; создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации. Оценка «5» ставится если: - учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть; -учащийся сумел изложить имеющиеся обществоведческие знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую терминологию; -проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе обществоведческого материала, подтверждающего собственную точку зрения. Оценка «4» ставится если: -учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на жизненном опыте. Оценка «3» ставится если: -учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению. Оценка «2» ставится если: -есть серьезные ошибки по содержанию. Критерии оценивания обществоведческого диктанта по терминам Обществоведческий диктант - одна из основных форм проверки: -определения значений; -ранжирования по значимости; -распределения терминов (по значению, по темам и т.д.) -составления рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.) -работы с текстом с пропущенными терминами, составлению плана, ответы на вопросы по тексту и др. 3 Оценка «5» «4» «3» «2» Количество ошибок ошибки отсутствуют 1-2 3-5 6 и более В процентном соотношении (%) 87 % - 100 % 64 % - 86 % 39 % - 53% правильных ответов менее 38 % правильных ответов Критерии оценивания устного сообщения учащихся Сообщение - это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации. Излагается в форме краткого доклада, задача которой донести определенную информацию не выходя из рамок заданной темы. Высокий уровень (Оценка «5») оценивается сообщение, соответствующее критериям: Соответствие содержания заявленной теме. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения. Свободное владение монологической литературной речью. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.; Повышенный уровень (Оценка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого; Базовый уровень (Оценка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1)излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью; Низкий уровень (Оценка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Требования к составлению обществоведческих кроссвордов и критерии оценивания Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от учащегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Объём, количество зашифрованных слов (учитель заранее оговаривает необходимое количество слов) – до 2 баллов. Оформление – до 3 баллов. Аккуратность оформления – до 2 баллов. Умение презентовать – до 2 баллов. Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны) – до 2 баллов. Информативная точность и достоверность фактов – до 2 баллов. Если кроссворд составлен с фактическими ошибками, то работа может не оцениваться. Орфографическая правильность – до 1 балла. Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.) – до 2 баллов. Ключи к кроссворду – до 1 балла. (100% - 87%) 17 – 15 баллов – оценка “отлично” (86% – 64%)14 - 9 баллов – оценка “хорошо” (63% - 39%) 3 - 8 баллов – оценка “удовлетворительно” (минимальное количество баллов на отметку “3” позволяет решить кроссворд). 4 Примерные критерии оценивания творческих работ Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих видов: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа(в изобразительного искусства, экранных искусств),представленная в виде прозаического стихотворного произведения, инсценировки, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Индивидуальный проект 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3.Сформированность регулятивных действий, самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4 Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. Критерии оценивания исследовательских проектов обучающихся Критерии оценки проекта Содержание критерия оценки Количество баллов Актуальность поставленной проблемы (до 5 баллов) Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? От 0 до 1 Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? От 0 до 1 Верно ли определил автор актуальность работы? От 0 до 1 Верно ли определены цели, задачи работы? От 0 до 2 5 Теоретическая и \ или практическая ценность (до 5 баллов) Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. От 0 до 2 Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области От 0 до 2 Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость От 0 до 1 Методы исследования (до 2 баллов) Целесообразность применяемых методов От 0 до 1 Соблюдение технологии использования методов От 0 до 1 Качество содержания проектной работы (до 8 баллов) выводы работы соответствуют поставленным целям От 0 до 2 оригинальность, неповторимость проекта От 0 до 2 в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы От 0 до 1 есть ли исследовательский аспект в работе От 0 до 2 есть ли у работы перспектива развития От 0 до 1 Титульный лист 0т 0 до 1 Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов 0т 0 до 1 Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений 0т 0 до 2 Информационные источники 0т 0 до 2 Форматирование текста, нумерация и параметры страниц 0т 0 до 2 Оформление работы (до 8 баллов) Итого: 28 Нормы оценивания обществоведческих рефератов Реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы. Реферат не является простым конспектом нескольких книг, а предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственные рассуждения учащегося на базе содержащихся в литературе сведений. Критерии оценки реферата (по 5-балльной системе): - глубина и полнота раскрытия темы; - адекватность передачи содержания первоисточнику; - логичность, аргументированность изложения и выводов; 6 - структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения); - оформление (наличие плана, списка литературы, правильное цитирование, сноски и т.д.), качество сопроводительных материалов; - личная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений; - стилистическая, языковая грамотность. Оценка «5»- умение выбрать главное и конкретное; - работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует обществоведческие термины, понятия, хорошо знает деятельность изучаемых личностей, разбирается в событиях, умеет их анализировать, высказывает личное мнение по данной теме, аккуратно выполняет работу, создает рисунки, схемы, презентации – при необходимости); Оценка «4»- работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке обществоведческих понятий, терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме; Оценка «3»- поднятая проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется главное, беден фактический материал, мало использовано дополнительной литературы. Реферат оформлен правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написан грамотно. Оценка «2» - поднятая проблема не раскрыта, есть серьезные ошибки по содержанию. Нормы оценивания творческих работ с применением ИКТ Творческая работа - это задания поискового исследовательского характера, на определение причинно – следственных связей, на решение обществоведческих и ситуационных задач. Оценивание работ на компьютере учащихся осуществляется по пятибалльной системе, включает следующие критерии: - степень самостоятельности - актуальность представленной работы - творческий подход к созданию презентации - оригинальность представления информации и оформления материалов - достоверность и ценность представленной информации для окружающих - эстетичность и оправданность различных эффектов - уровень освоения и использования новых информационных технологий (графика, анимация, видео и др. ) - качество выступления, глубина и широта владения темой представленной работы - аргументированность выводов, умение отвечать на вопросы оппонентов. Критерии оценивания презентации Титульный слайд с заголовком - 5 баллов Минимальное количество – 10 слайдов, - 10 баллов Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) - 5 баллов Библиография -10 баллов Содержание Использование эффектов анимации -10 баллов Вставка графиков и таблиц -15 баллов Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов -5 баллов Организация Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы -15 баллов Слайды представлены в логической последовательности - 15 баллов Красивое оформление презентации -10 баллов Оценка «5» = 100% - 87% баллов Оценка «4» = 86% - 64% баллов Оценка «3» = 63% - 39 баллов Оценка «2»= менее 38 баллов 7