Нормы оценивания ответов. Обществознание 6-9 классы

Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов
при освоении образовательной программы основного общего образования по
обществознанию классы: 6 – 9
Главная цель проверки результатов освоения программы — выяснить уровень усвоения
знаний, умений учащихся, т.е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом
и программой. Особенности курса обществознания, его насыщенность теоретическим
материалом предполагают проверку знаний по блокам, позволяющим сформировать целостную
систему ведущих понятий, теоретических положений, идей, обобщить и систематизировать
знания. Наиболее полно она осуществляется после изучения какой-либо темы, раздела курса, а
также в процессе итоговой аттестации.
Основные объекты проверки знаний по обществознанию:
- знания об обществе в единстве его основных сторон и базовых институтов, социальных
качествах личности и условиях их формирования, ключевых познавательных процедурах и
особенностях социального познания;
- знания в сфере экономики, политики, права, социальных отношений, духовной жизни;
- различные умения и виды познавательной деятельности.
Типичные ошибки учащихся
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и
негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков
второстепенными;
- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных
вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; Недочетами являются:
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Оценивание устных ответов на уроках обществознания
Устная форма контроля осуществляется на каждом уроке, как в начале урочной
деятельности, так и в конце урока. Основой для формулировки вопросов является учебник и
методические пособия для учителя. При подготовке к уроку учащиеся используют текст
параграфов, вопросы и задания после каждого параграфа.
Требования к оценке:
 оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого;
 оценка должна выполнять стимулирующую функцию;
 оценка должна быть всесторонней;

1

Нормы оценок знаний учащихся по обществознанию за устный ответ
Оценка «5»
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при
ставится, если
раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом
уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным
использованием обществоведческих терминов и понятий в
контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на
факты.
Оценка «4»
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при
ставится, если
раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным
использованием обществоведческих терминов и понятий в
контексте ответа (теоретические связи и обоснования не
присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация
своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3»
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при
ставится, если
раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном
использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация
своего мнения с опорой на факты общественной жизни или
личный социальный опыт.
Оценка «2»
представлена собственная позиция по поднятой проблеме на
ставится, если
бытовом уровне без аргументации.
Нормы оценок контрольных (тестовых) работ
Контрольные и проверочные работы, составляются в соответствии с Обязательным
минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками. Задания в
них составляются в форме тестов с различными типами сложности. Проверочная работа может
охватывать как всё содержание курса обществознания, так и отдельные темы (разделы) курса.
Общее число заданий варьируется и зависит от отведённого времени на контрольную работу.
Часть работы содержит задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех
предложенных) (в ВПР, в ОГЭ); задания с кратким ответом в виде слова (словосочетания),
набора цифр. Содержание контрольной работы может включать в себя задания, где
проверяются систематизировать факты, понятия, осуществлять поиск информации в источнике.
Проверка выполнения заданий данной части проводится на основе специально разработанных
критериев к каждой отдельной проверочной работе. Дополнительные материалы – на
письменной работе по обществознанию не используются.
Все виды контрольно-оценочных работ по обществознанию оцениваются в процентном
отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Оценивание контрольных работ по обществознанию в 6-9 классах осуществляется в
соответствии со шкалой ФИПИ.
«5»
Высокий уровень
87%-100%

«4»
Выше среднего
64% - 86%

«3»
Средний уровень
39% - 63%

«2»
Низкий уровень
Менее 38%

Нормы оценок работы с источниками, иллюстрациями, диаграммами, схемами
Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа учащегося
сводилась к мобилизации всех своих знаний по обществознанию, чтобы правильно ответить на
заданные вопросы.
Оценка«5» выставляется в том случае, если работа выполнена в полном объёме с соблюдением
необходимой последовательности. Обучающийся работает полностью самостоятельно:
2

подбирает необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое
умение и навыки;
Оценка«4» выставляется в том случае, если самостоятельная работа выполняется учащимися в
полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой
последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа
показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми
для самостоятельного выполнения работы;
Оценка«3» выставляется в том случае, если работа выполняется при помощи учителя.
Обучающийся показывает знания теоретического материала, но испытывает серьёзные
затруднения при самостоятельной работе;
Оценка«2» выставляется в том случае, если выставляется в том случае, когда обучающийся не
подготовлен к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений.
Критерии оценивания письменного (развёрнутого) ответа на проблемные вопросы
Проблемный вопрос- это задание, направленное на усвоение знаний через активную
мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных
вопросов и задач, содержащих противоречие.
Вопрос должен быть:
 сложным, сопряженным с противоречиями;
 увлекательным, но соответствующим логике науки;
 ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;
 предполагающим научный спор;
 создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Оценка «5» ставится если:
- учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть;
-учащийся сумел изложить имеющиеся обществоведческие знания, раскрыв сущность
поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую
терминологию;
-проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе обществоведческого материала,
подтверждающего собственную точку зрения.
Оценка «4» ставится если:
-учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие
знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на жизненном
опыте.
Оценка «3» ставится если:
-учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического
материала, имеющего отношение к ее решению.
Оценка «2» ставится если:
-есть серьезные ошибки по содержанию.
Критерии оценивания обществоведческого диктанта по терминам
Обществоведческий диктант - одна из основных форм проверки:
-определения значений;
-ранжирования по значимости;
-распределения терминов (по значению, по темам и т.д.)
-составления рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.)
-работы с текстом с пропущенными терминами, составлению плана, ответы на вопросы по
тексту и др.
3

Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»

Количество ошибок
ошибки отсутствуют
1-2
3-5
6 и более

В процентном соотношении (%)
87 % - 100 %
64 % - 86 %
39 % - 53% правильных ответов
менее 38 % правильных ответов

Критерии оценивания устного сообщения учащихся
Сообщение - это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть
информации. Излагается в форме краткого доклада, задача которой донести определенную
информацию не выходя из рамок заданной темы.
Высокий уровень (Оценка «5») оценивается сообщение, соответствующее критериям:
Соответствие содержания заявленной теме. Умение логично и последовательно излагать
материалы доклада. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме
сообщения. Свободное владение монологической литературной речью. Наличие презентации,
схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;
Повышенный уровень (Оценка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2
недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого;
Базовый уровень (Оценка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений темы сообщения, но:
1)излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов;
2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои
примеры;
3)излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого, не владеет монологической речью;
Низкий уровень (Оценка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие
их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Требования к составлению обществоведческих кроссвордов и критерии оценивания
Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения
информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению
кроссворда требует от учащегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и
гибкость ума.
Объём, количество зашифрованных слов (учитель заранее оговаривает необходимое
количество слов) – до 2 баллов.
Оформление – до 3 баллов.
Аккуратность оформления – до 2 баллов.
Умение презентовать – до 2 баллов.
Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны) – до 2 баллов.
Информативная точность и достоверность фактов – до 2 баллов. Если кроссворд
составлен с фактическими ошибками, то работа может не оцениваться.
Орфографическая правильность – до 1 балла.
Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.) – до 2 баллов.
Ключи к кроссворду – до 1 балла.
(100% - 87%) 17 – 15 баллов – оценка “отлично”
(86% – 64%)14 - 9 баллов – оценка “хорошо”
(63% - 39%) 3 - 8 баллов – оценка “удовлетворительно” (минимальное количество баллов на
отметку “3” позволяет решить кроссворд).
4

Примерные критерии оценивания творческих работ
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так,
результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих видов:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых
исследованиях, стендовый доклад и др.);
б)
художественная
творческая
работа(в
изобразительного
искусства,
экранных
искусств),представленная в виде прозаического стихотворного произведения, инсценировки,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты.
Индивидуальный проект
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся
в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и
обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого
решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных
учебных действий.
2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3.Сформированность
регулятивных
действий,
самостоятельно
планировать
свою
познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные
возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях.
4 Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на
вопросы.
Критерии оценивания исследовательских проектов обучающихся
Критерии оценки
проекта

Содержание критерия оценки

Количество
баллов

Актуальность
поставленной
проблемы
(до 5 баллов)

Насколько работа интересна в практическом или
теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор
к проблеме, для комплексного решения которой нет
готовых ответов?

От 0 до 1

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2
5

Теоретическая и \ или
практическая ценность
(до 5 баллов)

Результаты исследования доведены до идеи
(потенциальной возможности) применения на
практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально
прорабатывает на материале проблемные
теоретические вопросы в определенной научной
области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или
практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования
(до 2 баллов)

Целесообразность применяемых методов

От 0 до 1

Соблюдение технологии использования методов

От 0 до 1

Качество содержания
проектной работы
(до 8 баллов)

выводы работы соответствуют поставленным целям

От 0 до 2

оригинальность, неповторимость проекта

От 0 до 2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в
каждом из которых освещается отдельная сторона
работы

От 0 до 1

есть ли исследовательский аспект в работе

От 0 до 2

есть ли у работы перспектива развития

От 0 до 1

Титульный лист

0т 0 до 1

Оформление оглавления, заголовков разделов,
подразделов

0т 0 до 1

Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений

0т 0 до 2

Информационные источники

0т 0 до 2

Форматирование текста, нумерация и параметры
страниц

0т 0 до 2

Оформление работы
(до 8 баллов)

Итого:

28
Нормы оценивания обществоведческих рефератов

Реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого
письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное
исследование определенной темы, проблемы. Реферат не является простым конспектом
нескольких книг, а предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственные
рассуждения учащегося на базе содержащихся в литературе сведений.
Критерии оценки реферата (по 5-балльной системе):
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи содержания первоисточнику;
- логичность, аргументированность изложения и выводов;
6

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения);
- оформление (наличие плана, списка литературы, правильное цитирование, сноски и т.д.),
качество сопроводительных материалов;
- личная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его
суждений;
- стилистическая, языковая грамотность.
Оценка «5»- умение выбрать главное и конкретное;
- работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует обществоведческие термины,
понятия, хорошо знает деятельность изучаемых личностей, разбирается в событиях, умеет их
анализировать, высказывает личное мнение по данной теме, аккуратно выполняет работу,
создает рисунки, схемы, презентации – при необходимости);
Оценка «4»- работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке
обществоведческих понятий, терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной
теме;
Оценка «3»- поднятая проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется
главное, беден фактический материал, мало использовано дополнительной литературы. Реферат
оформлен правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написан грамотно.
Оценка «2» - поднятая проблема не раскрыта, есть серьезные ошибки по содержанию.
Нормы оценивания творческих работ с применением ИКТ
Творческая работа - это задания поискового исследовательского характера, на
определение причинно – следственных связей, на решение обществоведческих и ситуационных
задач.
Оценивание работ на компьютере учащихся осуществляется по пятибалльной системе,
включает следующие критерии:
- степень самостоятельности
- актуальность представленной работы
- творческий подход к созданию презентации
- оригинальность представления информации и оформления материалов
- достоверность и ценность представленной информации для окружающих
- эстетичность и оправданность различных эффектов
- уровень освоения и использования новых информационных технологий (графика, анимация,
видео и др. )
- качество выступления, глубина и широта владения темой представленной работы
- аргументированность выводов, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Критерии оценивания презентации
Титульный слайд с заголовком - 5 баллов
Минимальное количество – 10 слайдов, - 10 баллов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) - 5 баллов
Библиография -10 баллов
Содержание
Использование эффектов анимации -10 баллов
Вставка графиков и таблиц -15 баллов
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов -5 баллов
Организация
Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы -15 баллов
Слайды представлены в логической последовательности - 15 баллов
Красивое оформление презентации -10 баллов
Оценка «5» = 100% - 87% баллов
Оценка «4» = 86% - 64% баллов
Оценка «3» = 63% - 39 баллов
Оценка «2»= менее 38 баллов
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».