1. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ» КАК ОБЪЕКТ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ Оценочная деятельность в преподавании учебного предмета «История» основывается на требованиях нормативных документов, действующих в Российской Федерации. В соответствии с п. 31.3 ФГОС ООО система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна: отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего образования, метапредметных результатов; позволяющий осуществлять оценку предметных и предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий; предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся; обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в федеральной рабочей программе учебного предмета «История» раскрываются цели и задачи школьного исторического образования, конкретизированы метапредметные и предметные результаты изучения истории в школе. В процессе своей профессиональной деятельности учитель истории ориентируется на достижение всех групп планируемых результатов. Среди них особое место принадлежит предметным результатам обучения (далее – ПР). Для их достижения учитель использует весь арсенал методов и приемов, а также осуществляет их проверку в ходе стартового, текущего (тематического), промежуточного и итогового контроля. Таким образом, они становятся объектомпроверки в ходе внутришкольных оценочных процедур. Предметные результаты проявляются в освоенных обучающимися знанияхи видах деятельности. Компоненты оценивания предметных результатов по истории по классам 5 класс 1. Знание хронологии, работа с хронологией. Компонентами оценивания служат: – знание смысла понятий «век», «тысячелетие», «до нашей эры», «наша эра», дат важнейших событий истории Древнего мира и их обозначения; – понимание принципов соотнесения события с веком, тысячелетием, определения событий до нашей эры и нашей эры, последовательности событий,периодов истории Древнего мира; – применение умения работы с хронологией при решении задач на счет лет в истории, чтении дополнительных источников информации для подготовки сообщений, проектов, исторических сочинений и др. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами. – Компонентами оценивания служат: знание исторических фактов и сущности исторических явлений, процессов; отнесение событий, явлений, процессов, понятий, имен историческихдеятелей к определенному государству, цивилизации; – понимание принципов группировки и систематизации фактов по заданному признаку (по известным обучающимся признакам событий, явлений и процессов); – применение знания исторических фактов, умения включать известные знания в новые связи с использованием дополнительных источников информации, умения группировки и систематизации фактов в практической работе (подготовка творческих работ и др.). 3. Работа с исторической картой. – Компонентами оценивания служат: выявление отличия исторической карты от других видов карт, условных знаков легенды исторической карты; промежуточного и итогового контроля. Таким образом, они становятся объектомпроверки в ходе внутришкольных оценочных процедур. – понимание роли исторической карты (исторического атласа, настенной карты, электронной карты) при изучении истории для характеристики природных и исторических объектов (расселения человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территорий древнейших цивилизаций и государств, мест важнейших исторических событий), для установления на основе картографических сведений связи между условиями среды обитания людей и их занятиями; – применение использования в практической работе картографических умений: показывать на исторической карте информацию, содержащуюся в самостоятельно подготовленной творческой работе (сообщении, проекте и др.). 4. Работа с историческими источниками. Компонентами оценивания служат: – знание основных типов исторических источников, конкретныхисторических источников разных типов, принадлежавших к различным культурам и цивилизациям; – понимание информационной ценности исторического источника, способов работы с источником для извлечения из него исторических фактов (имен, названий, событий, дат и др.); – применение знания работы с историческим источником для поиска ключевых знаков, символов, обоснования смысла высказывания, изображения, определения памятников культуры различных эпох всеобщей истории, подбора в учебной, научно-популярной литературе, на образовательных сайтах по рекомендации и под руководством учителя источников или фрагментов из источников разных типов при подготовке творческих работ, для самообразования и др.; 5. Историческое описание (реконструкция). – Компонентами оценивания служат: знание различных условий жизни людей в древности, памятников культуры эпохи первобытности и древних цивилизаций, фактов биографии исторических личностей, роли исторической личности в событиях на уровне трактовки учебника; – понимание способов составления плана рассказа/характеристики исторической личности/описания памятников культуры изучаемой эпохи для конструирования целостного рассказа; – применение умения исторического описания и творческих работ. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений. реконструкции при подготовке Компонентами оценивания служат: – знание существенных черт: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; – понимание принципов сравнения исторических явлений, выявления сходства и различий, отнесения частных явлений к общим, установления и объяснения причинноследственных связей между событиями при изучении истории; – применение умений сравнения исторических явлений, выявления сходства и различий, отнесения частных явлений к общим, установления и объяснения причинно-следственных связей между событиями при дальнейшем изучении истории, самообразовании и подготовке творческих работ. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого. Компонентами оценивания служат: – знание оценок наиболее значительных событий и личностей истории Древнего мира, приводимых в учебной литературе; – понимание причин существования различных исторических версий и оценок наиболее значимых событий и личностей истории Древнего мира, важности формулировать собственное отношение к наиболее значимым событиям и личностям прошлого, а также памятникам культуры древностина основе исторических знаний; – применение освоенных оценочных знаний в самообразовании, при подготовке творческих работ, в общении на исторические и другие темы. 8. Применение исторических знаний. – Компонентами оценивания служат: знания о памятниках истории и культуры Древнего мира, необходимости их сохранения в современном мире; – понимание специфики изучаемого периода истории, понятийного аппарата при выполнении учебных проектов по истории первобытностии Древнего мира; – применение умения подготовки учебных проектов по истории при выполнении учебных и социальных проектов, в самообразовании. 6 класс 1. Знание хронологии, работа с хронологией. Компонентами оценивания являются: – знание дат, веков, исторических периодов событий, этапов зарубежной и отечественной истории Средних веков, их хронологических рамок; – понимание принципов установления принадлежности дат, событий к веку, историческому периоду, длительности и синхронности событий; – применение умений работы с хронологией в самообразовании, в работе над творческими заданиями, в том числе в проектной и исследовательской работе, в социальных проектах. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами. Компонентами оценивания являются: – знание места, обстоятельства, участников, результатов событий; – понимание принципов группировки, систематизации фактов по заданному признаку; – применение умения группировки и систематизации информации в учебных и социальных проектах, изучении других школьных предметов, исследовательской работе, социальных проектах. 3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т. д.). Компонентами оценивания являются: – знание условных обозначений исторической карты, обозначений географических объектов; – понимание значимости исторической карты как инструмента для извлечения информации; – применение умения работы с исторической картой на уроках истории: при изучении событий, ответах на вопросы, выполнении заданий в контурной карте; в работе над учебными проектами (составление региональной картыисторико-краеведческих маршрутов и др.). 4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников). Компонентами оценивания являются: – знание основных видов письменных источников Средневековья; – понимание принципов работы с текстом: умения выделять исторические описания и объяснения, находить в визуальном или вещественном источнике ключевые образы, определять позицию автора; – применение умения работы с историческими источниками на уроках истории: при характеристике эпохи, автора и его взглядов, дополнении учебного текста; в проектной работе: при отборе, анализе и интерпретации источников. 5. Историческое описание (реконструкция). Компонентами оценивания являются: – знание описываемых событий, явлений; – понимание способов исторического описания (реконструкции) по плану, ключевым словам; – применение умений исторического описания на уроках истории, в проектной и исследовательской деятельности, в общении по культурно- исторической тематике и др. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений. Компонентами оценивания являются: – знание событий и явлений отечественной и зарубежной истории периода Средних веков, ключевых понятий, причинно-следственных связей; – понимание способов анализа, определения существенных черт исторических событий и явлений, выявления причинно-следственных связей, синхронизации и сопоставления однотипных событий и процессов; – применение знаний и умений на уроках истории, при подготовке домашних заданий, выполнении творческих заданий, в проектной, исследовательской деятельности. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого. Компонентами оценивания являются: – знание исторических версий и оценок событий и личностей эпохи; – понимание причин существования различных исторических версий и оценок наиболее значимых событий и личностей истории Средних веков, важности формулирования собственного отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого, а также памятникам культуры древности на основе исторических знаний; – применение знаний исторических версий и оценок событий и личностей эпохи при изучении курсов истории, в творческой работе, проектной и исследовательской деятельности, общении, сотрудничестве. 8. Применение исторических знаний. Компонентами оценивания являются: – знание историко-культурных памятников Руси и зарубежных стран эпохи Средневековья; – понимание необходимости сохранения историко-культурных памятников Руси и зарубежных стран эпохи Средневековья в современном мире; – применение знаний в оценочной деятельности, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности. 7 класс 1. Знание хронологии, работа с хронологией. Компонентами оценивания являются: – знание ключевых событий и дат отечественной и всеобщей истории; – понимание определения принадлежности ключевых событий к части века, установления синхронности между событиями всеобщей и отечественной истории (в том числе на ленте времени); – применение знаний при чтении учебного текста, художественной литературы, исторической карты, выполнении заданий рабочей тетради, иных упражнений, творческих работ (докладов, учебных проектов). 2. Знание исторических фактов, работа с фактами. Компонентами оценивания являются: – знание исторических фактов отечественной и всеобщей историиXVI–XVII вв.; – понимание необходимости установления связи между местом, обстоятельством, участниками и результатами важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI– XVII вв.; – применение знаний при работе с исторической картой (контурной картой), подборе дополнительной информации, заполнении таблиц, схем, выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (докладов, учебных проектов). 3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т. д.). Компонентами оценивания являются: – знание исторических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв., условных обозначений исторической карты для извлечения из нее информации о важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.; – понимание легенды карты, возможности использования исторической карты при составлении рассказа или ответа на вопросы по истории XVI–XVII вв., связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического развития; – применение знаний при работе с исторической картой (контурной картой), подборе дополнительной информации, выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (докладов, учебных проектов). 4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников). Компонентами оценивания являются: – знание названий и видов исторических источников по отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.; – понимание специфики видов исторических источников при извлечении информации и аргументации положений учебного текста и/или личной характеристики и оценки событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв., необходимости сопоставления данных из нескольких источников разного вида для получения объективной информации о деятельности исторических личностей, событий и процессов изучаемого периода; – применение знаний, полученных из исторических источников, при выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (докладов, учебных проектов). 5. Историческое описание (реконструкция). Компонентами оценивания являются: – знание ключевых событий, исторических деятелей, специфики жизни различных групп населения, особенностей культуры отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.; – понимание необходимости привлечения разных средств (исторической карты, учебного текста, исторического источника, иллюстраций и др.) для составления рассказа, описания личности, события, памятника изучаемого периода отечественной и всеобщей истории; – применение умений исторического описания при выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (докладов, учебных проектов); знаний о ключевых событиях, исторических деятелях, специфики жизни различных групп населения, особенностях культуры при посещении музеев, выставок, посвященных отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений. Компонентами оценивания являются: – знание существенных черт: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI–XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI–XVII вв. в европейских странах; – понимание необходимости привлечения разных средств (понятийного аппарата, исторической карты, учебного текста, исторического источника, иллюстраций и др.) при объяснении причинно-следственных связей событий; – применение знаний при сопоставлении однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории; выделение черт сходства и различия, умений составлять логические схемы, таблицы. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого. Компонентами оценивания являются: – знание мнений и оценок историков о событиях и личностях отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.; – понимание необходимости привлечения аргументации при оценке событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв., важности опоры на исторические источники при определении своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого; – применение знаний о разных подходах к оценке событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. при решении проблемных задач, выполнении заданий рабочих тетрадей, иных упражнений, разработке учебноисследовательских проектов, написании творческих работ (докладов,рефератов). 8. Применение исторических знаний. Компонентами оценивания являются: – знание изменений, произошедших в представлении людей о мире в Новое время по сравнению со Средневековьем; – понимание влияния разных факторов общественной жизни на изменение взглядов людей о мире, системе общественных ценностей; важности сохранения памятников культуры для следующих поколений; – применение исторических знаний по истории Нового времени при разработке учебно-исследовательских проектов, в том числе межкурсовых и межпредметных. 8 класс 1. Знание хронологии, работа с хронологией. Компонентами оценивания являются: – знание важных событий и дат отечественной и всеобщей историиXVIII в.; – понимание определения принадлежности событий к историческому периоду, этапу, установления синхронности между событиями всеобщей и отечественной истории XVIII в. (в том числе на ленте времени); – применение знаний при чтении учебного текста, художественной литературы, исторической карты, выполнении заданий рабочей тетради, иных упражнений, творческих работ (докладов, учебных проектов). 2. Знание исторических фактов, работа с фактами. Компонентами оценивания являются: – знание исторических фактов отечественной и всеобщей историиXVIII в.; – понимание способов группировки и систематизации фактов отечественной и всеобщей истории XVIII в.; – применение знаний при работе с исторической картой (контурной картой), подборе дополнительной информации, составлении систематических таблиц, схем, выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (докладов, учебных проектов). 3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т. д.). Компонентами оценивания являются: – знание событий, отраженных на исторической карте по отечественной и всеобщей истории XVIII в., условных обозначений исторической карты для извлечения из нее информации о значительных социально-экономических и политических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVIII в., фактического материала о важнейших событиях отечественной и всеобщей истории с древности до конца XVII в. для выявления изменений, произошедших в XVIII в.; – понимание легенды карты, важности сравнения карт по разным периодам отечественной и всеобщей истории; – применение знаний при работе с исторической картой (контурной картой), подборе дополнительной информации, выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (докладов, учебных проектов). 4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников). Компонентами оценивания являются: – знание названий и информационных особенностей исторических источников официального и личного происхождения, публицистических произведений по отечественной и всеобщей истории XVIII в.; – понимание назначения исторического источника, ценности, извлекаемой из него информации, необходимости сопоставления данных из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников для получения объективной информации о деятельности исторических личностей, событий и процессов изучаемого периода; – применение знаний, полученных из исторических источников, для сопоставления и систематизации информации о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в., при выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (докладов, учебных проектов). 5. Историческое описание (реконструкция). Компонентами оценивания являются: – знание ключевых событий, исторических деятелей, специфики жизни различных групп населения, особенностей культуры отечественной и всеобщей истории XVIII в.; – понимание необходимости привлечения разных средств (исторической карты, учебного текста, исторического источника, иллюстраций и др.) для составления рассказа о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в., их участниках, образе жизни различных групп населения в России и других странах в XVIII в., памятниках изучаемого периода отечественной и всеобщей истории; – применение умений исторического описания при выполнении заданий разного уровня сложности, написании аннотаций, сообщений, творческих работ(докладов, учебных проектов); знаний о ключевых событиях, исторических деятелях, специфике жизни различных групп населения, особенностях культуры при посещении музеев, выставок, посвященных отечественной и всеобщей истории XVIII в. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений. Компонентами оценивания являются: – знание существенных черт: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах жизни российского общества; в) промышленного переворота в европейских странах; г) абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения; е) революций XVIII в.; ж) внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода; з) ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, причин и следствий важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; – понимание необходимости привлечения разных средств (понятийного аппарата, исторической карты, учебного текста, исторического источника, иллюстраций и др.) при объяснении причинно-следственных связей событий, структуры таблиц и схем при систематизации причин и следствий событий, представленных в нескольких текстах; – применение знаний исторических понятий при конкретизации их на примерах исторических событий, ситуаций; знаний при сопоставлении однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории; раскрытии повторяющихся черт исторических ситуаций, выделении черт сходства и различия, умений составлять логические схемы, таблицы. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого. Компонентами оценивания являются: – знание мнений и аргументов историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XVIII в.; – понимание необходимости привлечения аргументации при оценке событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVIII в., важности опоры на исторические источники при оценке степени убедительности историков по проблемным вопросам отечественной и всеобщей истории XVIII в.; – применение знаний о разных подходах к оценке событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVIII в. при решении проблемных задач, выполнении заданий рабочих тетрадей, иных упражнений, разработке учебно- исследовательских проектов, написании творческих работ (докладов, рефератов); о ценностных категориях, значимых для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), для выражения своего отношения к ним. 8. Применение исторических знаний. Компонентами оценивания являются: – знание художественных стилей и направлений, отражение их в памятниках культуры России XVIII в.; – понимание направлений развития культуры, выделения черт европейского влияния и национальных традиций в памятниках культуры России XVIII в.; важности сохранения памятников культуры для следующих поколений; – применение исторических знаний по истории XVIII в. при разработке учебноисследовательских проектов отечественной и всеобщей истории (в том числе на региональном материале). 9 класс 1. Знание хронологии, работа с хронологией. Компонентами оценивания являются: – знание дат (хронологических границ) важнейших событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.; – понимание обоснованности деления этапов (периодов) в развитииключевых событий и процессов; – применение знаний хронологии при определении синхронности/ асинхронности исторических процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в., при чтении учебного текста, художественной литературы, исторической карты, выполнении заданий рабочей тетради, иных упражнений, творческих работ (докладов, учебных проектов), составлении синхронистических таблиц; умений анализа причинно-следственных связей для определения последовательности событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами. Компонентами оценивания являются: – знание исторических фактов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.; – понимание необходимости установления связи между местом, обстоятельством, участниками и результатами важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. при характеристике исторических фактов; – применение знаний при работе с заданиями на группировку и систематизацию фактов по самостоятельно определяемому признаку, с исторической картой (контурной картой), при подборе дополнительной информации, составлении таблиц (в том числе систематических), схем, выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (докладов, учебных проектов). 3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т. д.). Компонентами оценивания являются: – знание событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в., условных обозначений исторической карты для извлечения из нее информации о значительных социально-экономических и политических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в., фактического материала о важнейших событиях отечественной и всеобщей истории с древности до конца XVIII в. для выявления изменений, произошедшихв XIX – начале XX в.; – понимание легенды карты, важности сравнения карт по разным периодам отечественной и всеобщей истории; – применение знаний при работе с исторической картой (контурной картой), подборе дополнительной информации, выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (докладов, учебных проектов), при определении на основе карты влияния географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран). 4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников). Компонентами оценивания являются: – знание названий, типов и видов исторических источников по отечественной и всеобщей истории и способов их характеристики, включая особенности таких видов источников XIX – начала XX в., как произведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий,статистические данные; – понимание специфики видов исторических источников при извлечении информации и аргументации положений учебного текста и/или личной характеристики и оценке событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в., необходимости сопоставления данных из нескольких источников разного вида для получения объективной информации о деятельности исторических личностей, событий и процессов изучаемого периода, наличия фактов и интерпретаций в тексте источника; – применение знаний, полученных из исторических источников, для выявления принадлежности источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др., для сопоставления и систематизации информации о событиях отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в., при выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (докладов, учебных проектов). 5. Историческое описание (реконструкция). Компонентами оценивания являются: – знание ключевых событий, исторических деятелей, специфики жизни различных групп населения, особенностей культуры отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.; – понимание необходимости привлечения разных средств (исторической карты, учебного текста, исторического источника, иллюстраций и др.) и форм (сообщение, эссе, презентация) для составления рассказа, характеристики исторической личности, события, памятников материальной и художественной культуры изучаемого периода отечественной и всеобщей истории; – применение умений исторического описания при выполнении заданий разного уровня сложности, творческих работ (сообщений, эссе, докладов, учебных проектов); знаний о ключевых событиях, исторических деятелях, специфики жизни различных групп населения, особенностях культуры при посещении музеев, выставок, посвященных отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений. Компонентами оценивания являются: – знание существенных черт: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XIX – начале XX в.; б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период; г) международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России; причин и следствий важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. – понимание необходимости привлечения разных средств (понятийного аппарата, исторической карты, учебного текста, исторических источников, иллюстраций и др.) при объяснении причинно-следственных связей событий, систематизации объяснения причин и следствий событий, представленных в нескольких текстах, определения своеобразия ситуаций в России и других странах; – применение знаний при сопоставлении однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории; указании повторяющихся черт исторических ситуаций, выделении черт сходства и различия, умений составлятьлогические схемы, таблицы; умений определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого. Компонентами оценивания являются: – знание мнений и оценок историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.; – понимание необходимости привлечения аргументации при оценке событий и личностей отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в., сопоставлении мнений историков по спорным вопросам, важности опоры на исторические источники при определении своего отношения к наиболеезначимым событиям и личностям прошлого; – применение знаний о разных подходах к спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. при решении проблемных задач, выполнении заданий рабочих тетрадей, иных упражнений, разработке учебно-исследовательских проектов, написании творческих работ (докладов, рефератов); знаний о ценностях людей рассматриваемого периода для выражения своего отношения к ним. 8. Применение исторических знаний. – Компонентами оценивания являются: знание памятников материальной и художественной культуры XIX – начала ХХ в. (в том числе знание памятников, расположенных в родном городе, регионе); – понимание значения памятников материальной и художественной культуры XIX – начала ХХ в. для времени их создания и для современного общества, важности сохранения памятников культуры для следующих поколений; – применение исторических знаний по отечественной и всеобщей историиXIX – начала ХХ в. при разработке учебно-исследовательских проектов (в том числе на региональном материале), о памятниках материальнойи художественной культуры XIX – начала ХХ в., при высказывании и аргументации своего отношения к культурному наследию в общественных обсуждениях, при посещении музеев, выставок и иных общественно-культурныхорганизаций, мероприятий. Критерии оценки работы с исторической и контурной картами 5–6 классы Критерии оценивания Элемент оценивания Обучающийся читает легенду карты; правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию; при устном ответеопирается на историческую карту; правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте с опорой на атлас, учебный текст: обозначает основные географические объекты, применяет условные обозначения,заданные памяткой, и/или выполняет дополнительныезадания учителя по контурной карте Обучающийся допускает неточности при чтении легенды карты; правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию; выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, учебный текст, обозначает основные географические объекты,применяет условные обозначения, заданные памяткой, но есть неточности Обучающийся выполняет больше половины заданий контурной картыс опорой на атлас, при этом допускает ошибки при чтении легенды карты; не соотносит историческую информацию с картой; использует условные обозначения, заданные памяткой, но они не показаны в легенде Цвета и объекты исторического атласа перенесены на контурную карту, задания контурной карты не выполнены; выполнено меньшеполовины заданий, нет условных обозначений; задания не выполнены. Уровневый Нормативный Уровень Процент Отметка повышенный 85–100 5 выше базового 65–84 4 базовый 50–64 3 ниже базового ниже 50 2 7–8 классы Критерии оценивания Элемент оценивания Обучающийся проводит атрибуциюисторической карты/схемы, используя обозначенную на ней информацию; при устном ответе опирается на историческую карту, раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, восстаний, революций и др.); применяет умение работать с исторической картой при подготовке сообщений по тематическим докладам, учебно-исследовательским проектам; правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте с опорой на атлас и учебный текст: обозначает основные географические объекты, применяет условные обозначения, и/или выполняет дополнительные задания учителя по контурной карте, и/или выполняет познавательные задания на основе контурной карты Обучающийся проводит атрибуциюисторической карты/схемы, используя обозначенную на ней информацию; при устном ответе опирается на историческую карту, раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, восстаний, революций и др.); применяет умение работать с исторической картой при подготовке сообщенийпо тематическим докладам, учебно-исследовательскимпроектам; правильно и в полном объеме выполняетзадания по контурной карте с опорой на атлас и учебный текст: обозначает основные географические объекты, допускает неточности в условных обозначениях Обучающийся допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации; при устном ответе показывает отдельные объекты; выполняет больше половины заданий контурной карты с опоройна атлас, использует условные обозначения, но они не показаны в легенде Цвета и объекты исторического атласа перенесены на контурнуюкарту, задания контурной карты не выполнены; выполнено меньше половины заданий, нет условных обозначений; задания не выполнены Уровневый Нормативный Уровень Процент Отметка повышенный 85–100 5 выше базового 65–84 4 базовый 50–64 3 ниже базового ниже 50 2 9 класс Критерии оценивания Элемент оценивания Обучающийся проводит атрибуциюисторической карты/схемы, используя обозначенную на ней информацию; привлекает данные карты при ответе на вопросы; соотносит информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт; сопоставляет, анализирует информацию, представленную на двух или более тематических (обзорных) исторических картах/схемах, делает выводы; узнает, показывает на карте/схеме и называет объекты,обозначенные условными знаками, историческое пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства, места расположения памятников культуры и др.), изучаемые события (явления, процессы); выполняет задания контурной карты с опорой на атлас,используя условные обозначения; выполняет познавательные задания,основанные на фрагменте контурной карты, без привлечения атласа; выполняет дополнительныезадания учителя по контурной карте; использует картографические умения при подготовке творческих работ(рефератов, докладов, учебных проектов) Уровневый Нормативный Уровень Процент Отметка повышенный 85–100 5 Обучающийся проводит атрибуциюисторической карты/схемы, используя обозначенную на ней информацию; привлекает данные карты при ответе на вопросы; соотносит информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт, допускает неточности; сопоставляет, анализирует информацию, представленную на двух или более тематических (обзорных) исторических картах/схемах, делает выводы; узнает, показывает на карте/схеме и называет объекты,обозначенные условными знаками, историческое пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства, места расположения памятников культуры и др.), изучаемые события (явления, процессы); выполняет задания контурной карты с опорой на атлас,используя условные обозначения; выполняет познавательные задания, основанные на фрагменте контурной карты, без привлечения атласа; выполняет дополнительные задания учителя по контурной карте выше базового 65–84 4 Обучающийся допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации; при устном ответе показывает отдельные объекты; выполняет больше половины заданий контурной карты с опоройна атлас, использует условные обозначения, но они не показаны в легенде базовый 50–64 3 Цвета и объекты исторического атласа перенесены на контурнуюкарту, задания контурной карты не выполнены; выполнено меньше половины заданий, нет условных обозначений; заданияне выполнены ниже базового ниже 50 2 Критерии оценки работы с историческим источником 5–6 классы Элемент оценивания Обучающийся определяет тип источника, место, время (дату) его появления; значение содержащейсяв нем информации; объясняет значение исторических понятий и терминов; умеет различать типы исторических источников при изучении событий (явлений,процессов); умеет искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию в источнике и учебном тексте; умеет использовать вещественные источники для иллюстрации социально-экономических явлений изучаемого периода, характеристики быта, особенностейкультуры, составления краткого описания событий (явлений, процессов) региональной истории (истории родного края) и др.; умеет отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять по образцуна его основе план, таблицу, схему Обучающийся определяет тип источника, место, время (дату) его появления; значение содержащейсяв нем информации; объясняет значение исторических понятий и терминов; умеет различать типыисторических источников при изучении событий (явлений, процессов); умеет использовать вещественные источники для иллюстрации социальноэкономических явлений изучаемогопериода, характеристики быта,особенностей культуры, составления краткого описания событий (явлений, процессов) региональной истории (истории родного края) и др.; умеет отвечатьна вопросы по содержанию исторического источника и составлять по образцу на его основе план, таблицу, схему Обучающийся определяет тип источника; объясняет значение исторических понятий и терминовс опорой на учебный текст и словари; умеет различать типы исторических источников при изучении событий (явлений,процессов); умеет отвечать на отдельные вопросы по содержанию исторического источника и составлять по образцу на его основе план, таблицу, схему Критерии оценивания Уровневый Нормативный Уровень Процент Отметка повышенный 85–100 5 выше 65–84 4 50–64 3 базового базовый Обучающийся не указал типисточника; пересказал текст источника без его комментирования; дал ответ/составил схему или таблицу не в контексте задания ниже базового ниже 50 2 7–8 классы Критерии оценивания Элемент оценивания Обучающийся проводит атрибуциюписьменного исторического источника (определяет его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.);в тексте исторического источника отбирает факты, которыемогут быть использованы для подтверждения/опровержения заданной точки зрения; анализируетпозицию автора документа и участников событий (процессов),описываемых в письменном историческом источнике; осуществляет комментированное чтение исторического источника;отвечает на вопросы по содержанию историческогоисточника и составляет на егооснове план, таблицу, схему; привлекает дополнительную информацию для пояснения терминов, используемых в письменном историческом источнике; соотносит содержаниеисторического источника с учебным текстом при изучениисобытий (явлений, процессов); умеет искать и анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлогои настоящего; самостоятельно составляет план рассказа и рассказывает об исторических событиях, процессах, явлениях, используя информацию, представленную в исторических источниках различного вида; использует контекстную информацию для описания событий(процессов, явлений), представленных в письменном историческом источнике; определяет в тексте источника Уровневый Нормативный Уровень Процент Отметка повышенный 85–100 5 Элемент оценивания Критерии оценивания Уровневый Нормативный Уровень Процент Отметка выше базового 65–84 4 основную и второстепенную информацию; анализирует позициюавтора документа и участников событий (процессов), описываемыхв письменном историческом источнике; привлекает информацию источников при работе с учебными проектами Обучающийся проводит атрибуциюписьменного исторического источника (определяет его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.);в тексте исторического источника отбирает факты, которыемогут быть использованы для подтверждения/опровержениязаданной точки зрения; осуществляет комментированное чтение исторического источника; отвечает на вопросы по содержанию историческогоисточника и составляет на егооснове план, таблицу, схему; привлекает дополнительную информацию для пояснения терминов, используемых в письменном историческом источнике; соотносит содержание исторического источника с учебным текстом при изучениисобытий (явлений, процессов); умеет искать и анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлогои настоящего; самостоятельно составляет план рассказа и рассказывает об исторических событиях, процессах, явлениях, используя информацию, представленную в исторических источниках различного вида; определяет в тексте источника основную и второстепенную информацию; анализирует позициюавтора документа и участников событий (процессов), описываемыхв письменном историческом источнике; привлекает информацию источников при работе с учебными проектами Обучающийся проводит атрибуциюписьменного исторического источника (определяет его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.); в тексте исторического источника отбирает факты, которыемогут быть использованы для подтверждения/ опровержениязаданной точки зрения; осуществляет комментированное чтение исторического источника; отвечает на вопросы по содержанию исторического источника, при помощи учителясоставляет на его основе план, таблицу, схему; соотносит содержание исторического источника с учебным текстом при изучении событий (явлений, процессов) Обучающийся затрудняется с атрибуцией письменного исторического источника (неправильно определяет егоавторство, время и место создания,события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.); затрудняется выбрать в тексте исторического источника факты, которые могут быть использованы для подтверждения/опровержения заданной точки зрения; не отвечаетна вопросы по содержанию исторического источника, не может составить на основе источника план, таблицу, схему базовый 50–64 3 ниже базового ниже 50 2 9 класс Элемент оценивания Обучающийся проводит атрибуциюписьменного исторического источника (определяет его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.); анализирует текст исторического источника с точки зрения его темы,цели, основной мысли, основной и дополнительной информации; определяет на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов); определяет смысловые связи отдельных положений исторического источника; самостоятельно представляет историческую информацию, полученную на основе анализа различных источников, в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм;самостоятельно составляет план рассказа и рассказывает об исторических событиях, процессах, явлениях, используяинформацию, представленную в исторических источниках различного вида; сопоставляетинформацию, представленнуюв виде условно-графической наглядности, иллюстративныхисточников информации, статистических таблиц, с информацией письменных исторических источников, делает выводы; аргументирует свою позицию по исторической проблемес опорой на источники; привлекает ряд источников при работе над учебным проектом. Обучающийся проводит атрибуциюписьменного исторического источника (определяет его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.); анализирует текст исторического источника с точки зрения его темы,цели, основной мысли, основной и дополнительной информации; определяет на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов); определяет смысловые связи отдельных положений исторического источника; Критерии оценивания Уровневый Нормативный Уровень Процент Отметка повышенный 85–100 5 Выше базового 65–84 4 Элемент оценивания самостоятельно представляет историческую информацию, полученную на основе анализа различных источников, в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм;самостоятельно составляет план рассказа и рассказывает об исторических событиях, процессах, явлениях, используяинформацию, представленную в исторических источниках различного вида; привлекает отдельные источники при работе над учебным проектом Обучающийся проводит атрибуциюписьменного исторического источника (определяет его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.); определяет смысловые связи отдельных положений исторического источника; с опоройна учебный текст или с помощью учителя представляет историческую информацию, полученную на основе анализа различных источников, в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм; составляет план рассказа и рассказывает об исторических событиях, процессах, явлениях, используя информацию, представленную в исторических источниках различного вида Обучающийся частично проводитатрибуцию письменного исторического источника (определяет либо его авторство, либо время и место создания, либо определяет события, явления,процессы, о которых идет речь, и др.); затрудняется с анализом текста исторического источника,затрудняется самостоятельно представлять историческую информацию, полученную на основе анализа различныхисточников, в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм; затрудняется рассказывать об исторических событиях, процессах, явлениях, используяинформацию, представленную в исторических источниках различного вида Критерии оценивания Уровневый Нормативный Уровень Процент Отметка базовый 50–64 3 ниже 50 2 ниже базового Критерии оценки знаний учащихся по истории Устный, письменный ответ Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; • логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику; • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира; • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма; • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности); • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение; • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества; • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики; • демонстрировать знание основных дат отечественной истории; • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала; • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды); • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени; • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица); Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся • показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла; • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат; • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям; • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся • демонстрирует общие представления об историческом процессе; • путается в датах, допускает неточности в определении понятий; • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений; • отсутствует логически построенный и продуманный ответ; • не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории; • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме; Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.