Приложение к ООП ООО по обновлённым ФГОС и ФОП и ФГОС 2 поколения и ФОП Критерии и нормы оценки знаний, обучающихся по изобразительному искусству в системе обновленного ФГОС ООО (5 – 7 классы) На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия учащимися произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий по изобразительному искусству. Нормы оценивания по изобразительному искусству в системе обновленного ФГОС ООО В связи с введением обновленного ФГОС ООО система оценочной деятельности внутри школьного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями стандарта. При определении критериев оценивания художественно-творческих достижений обучающихся основного и общего образования нужна такая система оценивания, которая позволила бы: формировать основы художественной культуры обучающихся, как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; освоить художественную культуру во всем многообразии ее видов, жанров и стилей воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); приобретать опыт работы различными художественными материалами в разных техниках и видах визуально-пространственных искусств; осознать значение искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности, к умению выполнять проектную деятельность, стимулирующей, поддерживающей интерес к изучению предмета Задачей оценки является анализ результата или хода деятельности. Конечный момент оценки — определение путей совершенствования творчества учащихся. Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. При оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность ученика. Начинать оценку следует с положительной характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока. Творчество как один из факторов, учитываемых при оценке, складывается из: возрастных особенностей деятельности ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке. С учетом современных требований оценочной деятельности в общей школе учитель использует словесную оценку (оценочное суждение) и цифровую оценку (отметку). Словесная оценка — это краткая характеристика результатов работы ученика на уроке изобразительного искусства. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником результаты его деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника (правильно ли, аккуратно ли, красиво ли), четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личных характеристик учащихся («не внимателен», «не старался», «поленился»). Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках ИЗО: 1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ. 2. Раскрытие темы: осмысление темы и достижение образной точности; импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы; оригинальность замысла. 3. Композиция знание, понимание и применение на практике основных законов композиции; органичность и целостность композиционного решения. 4. Рисунок владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения). В зависимости от поставленных задач: степень сходства изображения (реалистический рисунок); с предметами реальной действительности умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через трансформацию природных и искусственных форм. 5. Цветовое решение знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия; умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии. 6. Техника исполнения умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура; владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства; использование современных материалов; наличие культуры исполнительского мастерства. Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества: 1) степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий; 2) характер деятельности (репродуктивная, творческая); 3) качество выполняемых работ и итогового рисунка. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы. При оценке выполнения следующими критериями: практических заданий учитель руководствуется качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом; степень самостоятельности; уровень творческой продуктивный). деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам. Практические задания (индивидуальное задание): Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности; Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте. Устный ответ: Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. Оценка за теоретические знания (тест, термины, понятия, даты.) 5 — «отлично» — ученик ответил на вопросы, что составило 100% - 80%; 4 — «хорошо» — ученик ответил на вопросы, что составило 79% - 51%; 3 — «удовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило 50% - 30%; 2 — «неудовлетворительно» ученик ответил на вопросы, что составило менее 30%. Нормы оценки проверочной работы проектного характера: Общие нормы оценки творческого проекта: Оценка «5» -выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках. Оценка «4» -выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения. Оценка «3» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике. Оценка «2» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике. Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия Критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся. Этап работы над проектом Подготовител ьный этап Критерии, соответствующие этапам Актуальность Планирование Осведомленность работы Исследовател ьская деятельность Научность Самостоятельность Результаты или выводы Значимость Системность Структурированность Интегративность Креативность (творчество) Представлени Презентабельность е готового (публичное продукта представление) Характеристика критерия Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектноисследовательской работы Структурированность Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого Коммуникативность Апробация Рефлексивность Оценка процесса и результатов работы результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов. Количество баллов до 40 баллов 41-60 61-80 81-100 набранных Уровень проекта Низкий уровень Средний уровень Выше среднего уровня Высокий уровень Оценка 2 3 4 5 5 класс Отметка 4-«хорошо» и 5-«отлично» ставится, если обучающийся: умеет самостоятельно выделять особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); демонстрирует знания по стилистическим особенностям декоративного искусства разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века); имеет представление о техниках и материалах исполнения современных видов декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, и т. д.); самостоятельно выделяет в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видит единство материала, формы и декора; умело пользуется языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, самостоятельно составляет декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; применяет полученные знания в создании художественно-декоративных объектов предметной среды, объединенных единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи). Отметка 3 -«удовлетворительно» ставится, если обучающийся: усвоил истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; узнает несколько народных художественных промыслов России; владеет навыками копирования в процессе создания плоскостных декоративных композиций; понимает место и значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества. 6 класс Отметка 4 «хорошо» и 5-«отлично» ставится, если обучающийся: показывает глубокие, всесторонние знания о месте и значении изобразительного искусства в жизни человека и общества; имеет представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; устанавливает взаимосвязь реальной действительности с художественным изображением в искусстве и воплощением её в художественный образ; знает и излагает имена выдающихся художников, произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; выделяет особенности творчества великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; свободно владеет красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), навыками лепки, коллажными техниками; применяет полученные знания в построении конструктивной формы предмета, плоского и объемного изображения предмета; демонстрирует первичные знания по правилам построения линейной и воздушной перспективы; владеет общими понятиями построения головы человека; самостоятельно использует в качестве средств выразительности соотношения пропорций и характера освещения предмета, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и памяти; самостоятельно создает творческие композиционные в разных материалах с натуры, по памяти и воображению; воспринимает произведения искусства и аргументировано анализирует. Отметка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающийся: усвоил основные виды и жанры изобразительного искусства, имеет представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; показывает недостаточность знаний в основных средствах художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностях ритмической организации изображения; имеет затруднения в создании художественного образа, выполняя изображение по образцу. 7 класс Отметка 4-«хорошо» и 5-«отлично» ставится, если: демонстрирует знания о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; показывает всесторонние знания композиции, как целостном и образном строе произведения, выразительном значении размера произведения, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле; умеет видеть поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; выделяет существенные признаки в историческим художественном процессе, в существовании стилей и направлений в искусстве ,а так же роли творческой индивидуальности художника; реализует собственную индивидуальность при передаче пропорций и движения фигуры человека с натуры и представлению; развивает навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующих чуткость и активность восприятия реальности; самостоятельно использует творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, применяет авторскую позицию выбранной тематике и поиску способа ее выражения в творческой работе. Отметка 3 - «удовлетворительно» ставится, если обучающийся: усвоил знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр в искусстве); имеет затруднения в использовании полученных знаний, необходимых для выполнения творческой деятельности; копирует пропорции фигуры человека по образцу. Отметка 2 – «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся 5,6,7 классов: не знает и не понимает значительною часть (более половины) учебного материала; не умеет применять предметные и универсальные учебные действия выполнении самостоятельной творческой деятельности; выполнил творческую самостоятельную работу не по теме урока, небрежно не приступал к выполнению творческой работы.