Нормы оценивания учебного предмета «Географии» Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса: Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Показывает: - глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; - полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет: - составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; - выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; - самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы; - устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; - последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; - давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; - делать собственные выводы; - формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; - при ответе не повторять дословно текст учебника; - излагать материал литературным языком; - правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; - самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; - применять сопровождающих систему ответ; условных использовать обозначений ее для при ведении доказательства записей, выводов из наблюдений и опытов. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 4. Хорошо знает карту и использует ее, верно решает географические задачи. 5. Отлично знает географическую номенклатуру. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, дает неполные определения понятий, допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи; применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. 3. Допускает неточности в изложении географического материала, но имеет конкретные представления об элементарных реальных понятиях изучаемых географических явлений, понимает основные географические взаимосвязи. 4. Знает карту и умеет ей пользоваться. 5. При решении географических задач делает второстепенные ошибки. 6. Допускает небольшие погрешности номенклатуры. Оценка «3» ставится, если ученик: в знании географической 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, дает недостаточно четкие определения понятий. 5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении. 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 7. Отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие значение в этом тексте. 8. Слабо знает географическую номенклатуру, отсутствуют практические навыки работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.). 9. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания. 10. Знает карту недостаточно, показывает на ней объекты сбивчиво. 11. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. 12. Допускает значительные ошибки в знании географической номенклатуры. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала. 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Допускает грубые ошибки в использовании карты. 7. Не знает географическую номенклатуру. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии Оценка «5» Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Оценка «4» Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Оценка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знание теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Оценка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Требования к работе в контурных картах: каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс. 1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы. 2. Все надписи на контурной карте делают черной или синей пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой. 3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра. 4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия. 5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки. Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Критерии оценки контурных карт. Оценка «5» Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно. Оценка «4» Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов. Оценка «3» Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты. Оценка «2» Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю. Тестовый контроль Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений, навыков каждого испытуемого, поэтому в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная для определенной возрастной группы учащихся область содержания данного учебного предмета. Задания тестов разработаны в двух формах: - закрытые задания (задания с выбором ответов, при которых испытуемый выбирает правильный ответ из числа готовых, прилагаемых в задании теста (как правило 34 варианта). - открытые задания (задания, в которых испытуемый сам формулирует ответ). При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания Отметка 95% и более отлично 75-94%% хорошо 50-74%% удовлетворительно менее 50% неудовлетворитель но Перечень ошибок Грубые ошибки: - незнание определений основных понятий, основных положений теории, общепринятых символов обозначения географических величин, измерения; - неумение выделить в ответе главное; единиц их - неумение применять знания для решения практических задач и объяснения географических явлений; - неправильно сформулированные вопросы практической задачи или неверные объяснения хода ее решения; - незнание приемов решения практических задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения; - неумение читать и строить графики, схемы. Негрубые ошибки: - неточности формулировок, определений, понятий, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; - ошибки в условных обозначениях на схемах, неточности графиков, схем; - пропуск или неточное написание наименований единиц географических величин; - нерациональный выбор хода решения. Недочеты: - отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. - небрежное выполнение записей, схем, графиков. - орфографические и пунктуационные ошибки