Рабочая программа по Учебному курсу Биология. Проектно-исследовательская деятельность 6 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом
выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его
пределами. Актуальность реализации данной программы обусловлена самой особенностью проектно-исследовательской
деятельности. Эта деятельность лежит в основе познавательного интереса ребенка, является залогом умения
планировать любые действия и важным условием успешной реализации идей. Любые изменения современного общества
связаны с проектами и исследованиями – в науке, творчестве, бизнесе, общественной жизни. Поэтому важным
элементом развития личности обучающегося является формирование основных навыков проектноисследовательской
деятельности. Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний, а также и
практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности.
Методы организации образовательной и научно-исследовательской деятельности предусматривают формирование у
обучающихся нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений. Для
полного учета потребностей учащихся в программе используется дифференцированный подход, что стимулирует
учащегося к увеличению потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию
научно-исследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь школьниками, которые имеют
стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла, естественным
наукам и технологиям. В подростковом возрасте учащиеся проявляют свою заинтересованность в той или иной области
знаний, научном направлении или профессиональной деятельности. Таким образом происходит формирование
познавательной и профессиональной составляющей личности, помогает учащемуся в определении будущего жизненного
пути и в профессиональном выборе после окончания школы. Подобного рода заинтересованность стимулирует

постоянное желание школьника к познанию нового, расширению и углублению соответствующих знаний, и получению
новых в том числе практических навыков, а также мотивирует учащегося на профориентацию. Программа нацелена на
помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской
деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или
проектом. Программа поможет школьнику в более глубоком изучении интересующей его области естественных наук, а
также в приобретении важных социальных навыков, необходимых для продуктивной социализации и формирования
гражданской позиции: − навыка самостоятельного решения актуальных исследовательских или практических задач,
включающего в себя умение видеть и анализировать проблемы, нуждающиеся в решении, умение детально
прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно
контролировать свое продвижение к желаемому результату; − навыка генерирования и оформления собственных идей,
облечения их в удобную для распространения форму; − - навыка уважительного отношения к чужим взглядам и идеям,
оформленным в работах других людей, других авторов – владельцев интеллектуальной собственности; − навыка
публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на
вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей; − навыка работы со
специализированными компьютерными программами, лабораторным оборудованием, техническими устройствами,
библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектноисследовательская деятельность
школьника. Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его
адекватной самооценки. Варианты реализации программы и формы проведения занятий. Данная программа рассчитана
на работу со школьниками 5-9 классов. Педагогу важнее акцентировать свое внимание не столько на качестве результата
проекта или исследования, сколько на том, чтобы учащийся получал знания в том числе и через выполнение
практического задания, делал выводы и умозаключения на основании своего исследования, учился сравнивать его
результаты с теоретическим материалом и исследованиями других школьников. Таким образом, школьник освоит
основы проектно-исследовательской деятельности и приобретет навык критического отношения к материалу.
Программа разбита на модули, которые могут быть использованы либо частично, либо полностью. Так модуль «Как
животные и растения приспосабливаются» (эволюционная экология) предполагается для изучения в 5 или 6 классе в

течение одного года (34 часа в год). Модули «Основы растениеводства» и «Биотехнология» рассчитаны на 68 часов и
могут быть реализованы в течении 2-х лет (по 34 часа в год) или в течении 1 года (68 часов в год). Во втором случае
возможно прохождение обоих модулей («Основы растениеводства» в 7 или 8 классе, «Биотехнологии» в 7 или 8 классе).
Аналогично модули «Молекулярные основы физиологии и фармакологии» и «Молекулярные основы селекции»
рассчитаны на 68 часов и могут быть реализованы в течении 2- х лет (по 34 часа в год) или в течении 1 года (68 часов в
год). Во втором случае возможно прохождение обоих модулей («Молекулярные основы селекции» в 8 классе,
«Молекулярные основы физиологии и фармакологии» в 9 классе). Можно рекомендовать использовать модули «Как
животные и растения приспосабливаются», «Основы растениеводства», «Молекулярные основы селекции» в качестве
непрерывного образовательного цикла (5-9 класс по 1 часу в неделю) для классов агробиотехнологической
направленности. Модули «Как животные и растения приспосабливаются», «Биотехнологии» и «Молекулярные основы
физиологии и фармакологии» в качестве непрерывного образовательного цикла (5-9 класс по 1 часу в неделю) для
классов биотехнологического или медицинского направлений. Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса
внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания, учитывает психологопедагогические особенности данных возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребенка. Это проявляется: − в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; − в
возможности комплектования разновозрастных групп для организации профориентационной деятельности школьников,
воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания; − в интерактивных формах занятий
для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается примерной программой воспитания. Особенности работы учителя по программе. Задача
учителя состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал
каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом
работы учителя в первую очередь является личностное развитие учащегося. Личностных результатов учитель может

достичь, увлекая ученика совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием. Примерная схема
проведения занятий по программе: 1. Объяснение теоретического материала по теме. 2. Подготовка к
экспериментальному занятию, обсуждение объектов для практического занятия. 3. Проведение практического занятия –
основная задача освоение методологии данного эксперимента. 4. По окончании предложить детям, которые
заинтересовались данным экспериментом, развить его в исследовательский проект. Для этого необходимо обсудить
объекты, которые ученик будет исследовать, составить план эксперимента. 5. Помочь ученику проанализировать
результаты эксперимента. Оценить результаты проектно-исследовательской деятельности школьников можно в
процессе защиты ими своих работ в рамках школьной научнопрактической конференции.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Как животные и растения приспосабливаются» (эволюционная экология) 5-6 классы (34 часа)
1. Мы исследуем живые объекты (6 часов) Свойства и строение живых организмов (строение клетки). Вид, особь –
организм как единая система. Адаптации (приспособления). Понятие гомеостаза живого организма. Способы его
поддержания. Понятие вариативности признака. Исследовательские работы «Все ли (синицы, белки, березы и т.д.)
одинаковые? Фотоквест». Ограничения морфологических и физиологических адаптаций. Почему организмы не
становятся бесконечно большими, маленькими, всеядным. Практическая работа «Составляем книгу рекордов растений и
животных нашего края».
2. Влияние окружающей среды на живые организмы (12 часов) Факторы окружающей среды (абиотические,
биотические, антропогенные). Примеры абиотических факторов, оказывающих основное влияние на жизнедеятельность
живых организмов: температура, свет, влажность. Практическое занятие «Цвет и тепло» (кубики льда взвесить,
положить в чашки Петри на разноцветную бумагу, через 30 минут взвесить заново – кто быстрее растаял). Практическое
занятие «Что растворяется в воде» (эксперимент «Жидкий дом»). Практическое занятие «Диффузия веществ в воде
(растворы)», «Движение растворов по цветку». Практическое занятие «Лед плавает в воде (айсберги, замерзание

водоемов)». Практическое занятие «Лед при замерзании расширяется» (разрушение камня (почвообразование),
замерзание клеток). Основные закономерности приспособления живых организмов к абиотическим факторам.
Приспособления к основным абиотическим факторам: температура, влажность и свет. Практическое занятие «Шуба»
(кубики льда завернуть в разный материал, взвесить). Практическое занятие «Пигменты» (можно разделить на ватмане
красители из фломастеров». Практическое занятие «Как животные плавают в воде» (Эксперимент с пипеткой).
Исследовательские работы «Влияние света (тепла, влажности, состава почвы) на растения в естественных или
искусственных условиях» (на доступном материале).
3. Взаимодействия живых организмов (4 часа) Биотические факторы. Закономерности развития межвидовых
взаимоотношений. Коэволюция (хищник-жертва; паразит-хозяин) Эволюция стратегий добывания пищи. Социальность.
Виды-вселенцы. Перечень растенийвредителей. Исследовательская работа «Наблюдения за взаимоотношениями
животных при добывании пищи (кормушки для птиц, для городских или сельских животных). Веб-камеры».
Исследовательская работа «Распространение видов синантропов в нашей местности»
4. Человек в жизни растений и животных? (6 часов) Антропогенные факторы. Правда ли, что первобытные люди
жили в гармонии с природой. Одомашнивание и приручение животных и растений. Зачем спасать вымирающие виды,
как это делать. Культурные растения и их дикие предки. Почему важно их сохранять. Разнообразие культурных
растений и их значение в жизни человека. Красная книга вашей территории. Особо охраняемые территории,
заповедники России и мира. Практическая работа «Разнообразие культурных растений в вашем регионе».
Исследовательская работа «Влияние антропогенных факторов на развитие растений в городе/населенном пункте».
Экскурсия/практическая работа «ООПТ в вашем регионе – уникальные объекты природы».
5. Экологические ниши (6 часов) Биосфера – одна из важнейших оболочек Земли. Что такое «экологические ниши» и
как они формируются? Формирование знаний по биоразнообразию жизненных форм, поведенческих приспособлений,
модификационная изменчивость (на базовом уровне). Растительные сообщества и их типы. Развитие и смены

растительных сообществ. Исследовательские работы «Экологические ниши вокруг тебя – описание факторов
окружающей среды». Исследовательские работы «Фенологические наблюдения».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности
при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического
воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских
учёных в развитие мировой биологической науки. В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать
поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости
нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии. В сфере эстетического воспитания: понимание
роли биологии в формировании эстетической культуры личности. В сфере физического воспитания, формирования
культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии,
управление собственным эмоциональным состоянием. В сфере трудового воспитания: активное участие в решении
практичесских задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к
практическому изучению профессий, связанных с биологией. В сфере экологического воспитания: ориентация на
применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем
и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере
понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных

биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли
биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к
биологической науке, навыков исследовательской деятельности. В сфере адаптации к изменяющимся условиям
социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в
группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой
ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: Базовые
логические действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); •
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; • с учётом предложенной биологической задачи выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий; • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые
исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; • формулировать
вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение; • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, •
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; • оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; • самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки

достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических
процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах. Работа с информацией: • применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической
задачи; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных
видов и форм представления; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями; • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно; • запоминать и систематизировать биологическую информацию. В сфере овладения
универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: • воспринимать и формулировать суждения,
выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; • выражать себя (свою точку зрения) в
устных и письменных текстах; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; • понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения; • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; •
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различия и сходство позиций; •
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); •
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с
ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность
(сотрудничество): • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной учебной задачи; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • уметь обобщать

мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • планировать
организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; • оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты
с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой; • овладеть системой универсальных коммуникативных
действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта школьников. В
сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация: • выявлять проблемы для
решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; • ориентироваться в различных подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); • самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять
план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; • делать выбор и брать ответственность
за решение. Самоконтроль (рефлексия): • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; • давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; •
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • оценивать соответствие результата цели и
условиям. Эмоциональный интеллект: • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; •
выявлять и анализировать причины эмоций; • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого; • регулировать способ выражения эмоций. • Принятие себя и других; • осознанно относиться к другому

человеку, его мнению; • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; • открытость себе и другим; •
осознавать невозможность контролировать всё вокруг; • овладеть системой универсальных учебных регулятивных
действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы В познавательной (интеллектуальной) сфере: − приобретение опыта
использования методов биологической науки с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов:
наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием
аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов; − формирование умения интегрировать
биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания
и т. д.); − формирование умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные
связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов; −
формирование умения планировать учебное исследование или проектную работу с учетом поставленной цели:
формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы,
делать выводы по результатам исследования или проектной деятельности; − формирование интереса к углублению
биологических знаний (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как
профильного предмета на ступени среднего полного образования для будущей профессиональной деятельности, в
области биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства; − владение навыками работы с
информацией естественно-научного содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных,
схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности; −
умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к углублению
биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для
будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства,
пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта - иметь четкие представления о материалистической
сущности геномов живых организмов и регуляцию их работы; − знание основных факторов окружающей среды,

влияющих на развитие и существование живых организмов, адаптаций к факторам окружающей среды; − знание
основных подходов биотехнологии, использования ее достижений в современной жизни человека, особенности
использования живых организмов для производственных нужд человека; − знание основных подходов селекции и
биотехнологии культурных растений, характеризовать генетически модифицированные растения, оперировать
понятиями, гибридизация, отдаленная гибридизация, искусственный отбор, гетерозис, трансформация, мутагенез,
генетическое редактирование; − понимание молекулярных механизмов реализации наследственной информации и
умение свободно оперировать основными понятиями молекулярной биологии и ее современных направлений —
геномики, метагеномики, протеомики; − знание основных заболеваний человека, механизмов их развития, способах их
диагностики и лечения; − формирование умения использовать понятийный аппарат и символический язык генетики,
грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения наблюдаемых биологических
объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент научного мировоззрения. В ценностноориентационной сфере: − знание, что применение современных технологий молекулярной биологии позволяет успешно
решать такие злободневные проблемы, как охрана окружающей среды, сохранение здоровья человека, контроль и
восстановление экосистем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс.
Модуль «Как животные и растения приспосабливаются» (эволюционная экология) (34 часа)
№

Наименование разделов и тем

Дата

Количество

Электронные (цифровые)

Форма

п/п

1

2
3
4
5
6

проведения

часов,
отводимых
на освоение
каждого
раздела и
темы
I четверть
Раздел 1 «Мы исследуем живые объекты» 6 ч.
Свойства и строение живых
05.09
1
организмов (строение клетки). Вид,
особь – организм как единая
система. Адаптации
(приспособления).
Исследовательские работы «Все ли
12.09
1
(синицы, белки, берёзы и т.д.)
одинаковые? Фотоквест».
Понятие гомеостаза живого
19.09
1
организма. Способы его
поддержания.
Понятие вариативности признака.
26.09
1
Ограничения морфологических и
физиологических адаптаций.
Почему организмы не становятся
03.10
1
бесконечно большими, маленькими,
всеядным.
Практическая работа «Составляем
10.10
1
книгу рекордов растений и
животных нашего края».

образовательные ресурсы

проведения
занятий

https://www.youtube.
лекция
com/watch?v=haHdOutqUxM

практическое
занятие
https://www.youtube.
com/watch?v=MLgx549L-qI

семинар

https://www.youtube.
com/watch?v=Cp-dVJVOTrQ

лекция
семинар
практическое
занятие

1
2

3

4

5
6

Раздел 2 «Влияние окружающей среды на живые организмы» 12 ч.
Факторы окружающей среды
17.10
1
https://www.youtube.
(абиотические, биотические,
com/watch?v=Ze9GdHsv4WE
антропогенные).
Примеры абиотических факторов,
24.10
1
https://www.youtube.
оказывающих основное влияние на
com/watch?v=1V-EnDRqkH8
жизнедеятельность живых
организмов: температура, свет,
влажность.
II четверть
Практическое занятие «Цвет и
07.11
1
тепло» (кубики льда взвесить,
положить в чашки Петри на
разноцветную 1 Практическое
занятие бумагу, через 30 минут
взвесить заново – кто быстрее
растаял).
Практическое занятие «Что
14.11
1
растворяется в воде» (эксперимент
«Жидкий дом»). «Лёд плавает в воде
(айсберги, замерзаниеводоёмов)».
Практическое занятие «Диффузия
21.11
1
веществ в воде (растворы)»,
«Движение растворов по цветку».
Практическое занятие «Лёд при
28.11
1
замерзании расширяется»
(разрушение камня
(почвообразование),

семинар
практическое
занятие

практическое
занятие

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

7
8
9
10

11
12

1

замерзаниеклеток).
Практическое занятие «Шуба»
(кубики льда завернуть в разный
материал, взвесить).
Основные закономерности
приспособления живых организмов
к абиотическим факторам.
Приспособления к основным
абиотическим факторам:
температура, влажность и свет
Практическое занятие «Как
животные плавают в воде»
(Эксперимент с пипеткой).

05.12

1

практическое
занятие

12.12

1

19.12

1

семинар

26.12

1

практическое
занятие

https://www.youtube.
com/watch?v=1xIpe-iHBSc

III четверть
09.01
1

Практическое занятие «Пигменты»
(можно разделить на ватмане
красители из фломастеров».
Исследовательские работы «Влияние
16.01
1
света (тепла, влажности, состава
почвы) на растения в естественных
или искусственных условиях» (на
доступном материале).
Раздел 3 «Взаимодействия живых организмов» 4 ч.
Биотические факторы.
23.01
1
Закономерности развития
межвидовых взаимоотношений.
Коэволюция
(хищникжертва;паразит-хозяин)

лекция

практическое
занятие
практическое
занятие

https://www.youtube.
com/watch?v=UtkGbwFgP6I

лекция

2

3

4

1

2

3
4

Исследовательская работа
30.01
1
«Наблюдения за
взаимоотношениями животных при
добывании пищи (кормушки для
птиц, для городских или сельских
животных). Веб-камеры».
Эволюция стратегий добывания
06.02
1
пищи. Социальность. Видывселенцы. Перечень растенийвредителей.
Исследовательская работа
13.02
1
«Распространение Видов синантропов в нашей местности».
Раздел 4 «Человек в жизни растений и животных» 6 ч.
Антропогенные факторы. Правда ли,
20.02
1
что первобытные люди жили в
гармонии с природой.
Одомашнивание и приручение
животных ирастений.
Исследовательская работа «Влияние
27.02
1
антропогенных факторов на
развитие растений в
городе/населённом пункте».
Зачем спасать вымирающие виды,
06.02
1
как это делать.
Культурные растения и их дикие
13.02
1
предки. Почемуважно их сохранять.
Разнообразие культурных растений

практическое
занятие

https://www.youtube.
com/watch?v=W-z7EkRne6U

лекция

практическое
занятие
https://www.youtube.
com/watch?v=lJEu8GMI4j8

лекция

практическое
занятие
https://www.youtube.
com/watch?v=m6jlk8_LhSY
https://www.youtube.
com/watch?v=k01yjGaZ9RI

семинар
практическое
занятие

5

6

1
2
3
4

5

6

и их значение в жизни человека.
Практическая работа «Разнообразие
культурных растений нашего края».
Красная книга России. Особо
охраняемые территории,
заповедники России имира.

20.02

1

https://www.youtube.
семинар
com/watch?v=bKOFZSz1sTY

IV четверть
03.04
1

Экскурсия/практическая работа
«ООПТ нашего края – уникальные
объектыприроды».
Раздел 5 «Экологические ниши» 6 ч.
Биосфера – одна из важнейших
10.04
оболочек Земли.
Исследовательские работы
17.04
«Фенологические наблюдения».
Что такое «экологические ниши» и
24.04
как они формируются?
Исследовательские работы
15.05
«Экологические ниши вокруг тебя –
описание факторов окружающей
среды».
Формирование знаний по
22.05
биоразнообразию жизненных форм,
поведенческих приспособлений,
модификационная изменчивость (на
базовом уровне).
Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смены растительных

1

экскурсия

https://www.youtube.
com/watch?v=m2D9jHY3kJU
https://www.youtube.
com/watch?v=umC4WC275fE
https://www.youtube.
com/watch?v=7b98z9kohPg

лекция

1

https://www.youtube.
com/watch?v=j8pomA2_qZw

лекция

1

https://www.youtube.
com/watch?v=oAHsGc3tP8U

семинар

1
1
1

практическое
занятие
семинар
практическое
занятие

сообществ.
Всего

34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».