Рабочая программа по Природоведению 6 классы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на
основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант
1).
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с индивидуальным учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие
интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного
отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни
учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
определяет следующие задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы
(воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни
растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь,
снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.

2

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из
трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие
классификации растений и животных.
Учитель должен обратить внимание
обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать
взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть
указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная
часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать
экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её
красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой
и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета
«Природоведение".
Основными организационными формами работы на уроке природоведения
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование
следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него
элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют
при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой;
исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих),
направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексикосемантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых
слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).
− выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся:
сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри
рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в
рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем,
подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).

3

Содержание разделов
№
п/
п
1.

Название раздела

Количество
часов

Контрольные работы

Введение

1

1

2.

Растительный мир

17

1

3.

Животный мир

35

1

4

Человек

12

1

5.

Обобщение

3

1

68

5

Итого:

4

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных
социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания,
ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
 формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести
здоровый образ жизни;
 овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при
незначительных травмах;
 формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам
живой и неживой природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево
леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы,
декоративные растения, лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу
России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни,
понимать их значение в жизни человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение,
понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию
педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение
луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила
здорового образа жизни;
− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей

5

работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов
за устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить
правильность ответа предметно практическими действиями;
− грамотно строит предложения;
− адекватно использует терминологию;
− умеет подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
− допускает незначительные речевые ошибки;
− частично использует терминологию;
− подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если
ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему
может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на
поставленные вопросы;
− в речи не использует изученную терминологию;
− подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех
заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых
недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки
выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя,
материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.

6

№

1

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ», 6 «Б» КЛАСС,
УЧИТЕЛЬ ЧОБАНЯН С.С.

Тема

Живая природа:
растения, животные,
человек

Разнообразие
растительного мира

Кол-во
часов

IV.

1
3.09

1
10.09

Среда обитания
растений

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Введение - 1час
Формирование представлений Узнают объекты живой природы на
о предметах и явлениях живой иллюстрациях и фотографиях,
природы, умения
относят к объектам живой или
дифференцировать живую и
неживой природе.
неживую природу
Называют изученные объекты.
В рабочих тетрадях обводят
картинки с изображением живых
организмов
Растительный мир –15 часов
Формирование представлений Узнают растения на иллюстрациях
о многообразии растительного и фотографиях, называют
мира. Разнообразие растений. изученные объекты; рассказывают о
Дикорастущие и культурные
значении растений.
растения. Значение растений
Дописывают в тетрадь определения,
Формирование представлений используя текст учебника:
о среде обитания растений и
дикорастущие, культурные.
многообразии растительного
Зарисовывают в тетрадь овощи и
мира. Растения леса (деревья,
фрукты
травянистые растения).
Узнают растения леса, водоемов,
Растения луга (травы: клевер,
садов, огородов на иллюстрациях и
васильки, лютики). Растения
фотографиях, называют изученные
водоемов (камыш, рогоз,
объекты, относят растения к разным
кувшинки). Растения полей,
группам (растения леса, водоемов,
садов, огородов (пшеница,
садов, огородов).

Выделяют существенные признаки
объектов живой природы, относят
объекты к живой или к неживой природе,
устанавливают взаимосвязи между
живой и неживой природой.
Выписывают в тетрадь общие признаки
живых организмов
Называют представителей растительного
мира, выделяют признаки дикорастущих
и культурных растений, относят растения
к разным группам на основании этих
признаков; рассказывают о значении
растений и их роли в окружающем мире.
В рабочих тетрадях рассматривают
рисунки, заполняют таблицу, используя
слова для справок, записывают название
культурных и дикорастущих растений
Знают места произрастания растений,
узнают и называют 2–3 представителя
растений леса, луга, водоемов, полей,
садов, огородов. Заполняют схему
«Среда обитания растений»,

7

3

Строение растений

1
17.09

4

Деревья, кустарники,
травы

1
24.09

5

Лиственные деревья
Хвойные деревья

1
1.10

рожь, овощи, фрукты)

Выполняют задание в рабочей
тетради: продолжи предложения.
Записывают среду обитания
растений

рассказывают, где встречаются эти
растения

Формирование представлений
о частях растений и их
функциях. Части растения:
цветок, стебель, лист, корень.
Внешний вид. Значение

Узнают части растений на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
рассказывают о назначении органов
растений.
Раскрашивают части растений на
рисунке в рабочей тетради,
соединяют части растения и его
название, используя помощь
учителя
Узнают деревья, кустарники, травы
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к разным группам
– деревьям, кустарникам, травам,
называют представителей разных
групп растений.
Дописывают предложения в
рабочей тетради: о каких деревьях
говорится в предложениях
Называют лиственные растения на
иллюстрациях и фотографиях.
Показывают изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе. Называют лиственные
дикорастущие и культурные
деревья (по 2 представителя).

Узнают и называют части растений, и
показывают их на натуральных объектах,
картинах, схемах, знают функции частей
растений и их значение для растения.
Выполняют задания: раскрашивают
части растений в рабочей тетради и
подписывают их; узнают растения по их
контуру, соединяют части растения и его
название

Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
деревьях, кустарниках, травах

Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
лиственных деревьях,
формирование представления
о видах лиственных деревьев.
Признаки лиственных
деревьев. Листопад.

Выполняют классификацию растений и
признаки разных групп, относят растения
к разным группам на основании
основных признаков.
Заполняют таблицу в рабочей тетради,
приводят примеры растений (деревья,
кустарники, травы) своей местности

Знают классификацию растений, знают
признаки лиственных растений, относят
растения к лиственным на основании
основных признаков. Называют
представителей лиственных
дикорастущих и культурных растений
(по 3–4 представителя). Относят

8

6

Дикорастущие
кустарники

1
8.10

Дикорастущие и культурные
лиственные деревья
Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
лиственных деревьях.
Признаки хвойных деревьев.
Хвойный лес. Тайга

В рабочей тетради подчеркивают
названия лиственных деревьев;
раскрашивают деревья на рисунках
Узнают хвойные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют хвойные деревья
(по 2 представителя).
На рисунках подписывают названия
хвойных деревьев. Записывают в
тетрадь ответ на вопрос: как
называется хвойный лес, используя
рисунок

Формирование представлений
о дикорастущих кустарниках

Узнают дикорастущие кустарники
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют дикорастущие
кустарники
(2 представителя).
В рабочей тетради выполняют
задание «Четвертый лишний»,
зачеркивают лишние слова в
предложенном перечне
дикорастущих растений

лиственные растения к разным группам с
учетом различных оснований для
классификации (лиственное,
дикорастущее, культурное).
Выполняют задание в рабочей тетради:
определяют дерево по описанию.
Соединяют описание с названием дерева
Знают признаки хвойных растений,
относят растения к хвойным на
основании основных признаков.
Называют представителей хвойных
растений (3 представителя).
Относят хвойные растения к разным
группам с учетом различных оснований
для классификации (хвойное,
дикорастущее).
В рабочей тетради на рисунках
подписывают названия хвойных
деревьев; сравнивают ель и сосну.
Называют сходство и различия
Узнают и называют дикорастущие
кустарники (не менее 3), выделяют
существенные признаки дикорастущих
кустарников, относят изученные
растения к различным группам
(кустарники, дикорастущие кустарники)
с учетом оснований для классификации.
В тетради подписывают на рисунке части
кустарника.

9

7

Культурные
кустарники

1

Формирование представлений
о культурных кустарниках

15.10

8

Травы

1
22.10

9

Декоративные
растения

1
12.11

Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
травах.
Формирование представлений
о дикорастущих и культурных
травах.
Использование человеком
культурных растений

Формирование представлений
о декоративных растениях

Знают классификацию растений,
признаки кустарников. Узнают
культурные кустарники на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют культурные
кустарники (2–3 представителя),
имеют представление о значении
культурных кустарников.
Выполняют в тетради задание
«Четвертый лишний», зачеркивают
лишние слова в предложенном
перечне культурных растений
Узнают и называют дикорастущие и
культурные травы (не менее 5),
относят изученные растения к
различным группам (травы
дикорастущие и культурные) с
учетом оснований для
классификации.
Раскрашивают в тетради рисунки с
изображением травянистых
растений; называют культурные и
дикорастущие травы

Узнают декоративные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты (2–3),
относят растения к изучаемой

Узнают и называют культурные
кустарники
(не менее 3), выделяют существенные
признаки культурных кустарников,
относят изученные растения к
различным группам
(кустарники, культурные кустарники) с
учетом оснований для классификации.
Составляют рассказ о целебных
свойствах ягод, растущих в саду на
кустарниках

Знают классификацию растений,
признаки трав. Узнают дикорастущие и
культурные травы на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят травы к изучаемой
группе, называют дикорастущие и
культурные травы
(подорожник, ромашка, укроп,
петрушка).
В тетради подписывают рисунки
названиями известных травянистых
растений; рассказывают какие
культурные травы выращивает человек
на огороде, как использует
Узнают и называют декоративные
растения
(не менее 5), выделяют существенные
признаки декоративных растений.

10

10

Лекарственные
растения

1
19.11

11

12

Комнатные растения.
Уход за комнатными
растениями

Растительный мир
разных районов
Земли

1
26.11

1
3.12

Формирование представлений
о лекарственных растениях.
Лечебные свойства. Правила
их использования

Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
комнатных растениях,
формирование умения
ухаживать за комнатными
растениями

Формирование представлений
о разнообразии растительного
мира Земли, о зависимости
внешнего вида растений от

группе, называют декоративные
растения, рассказывают о значении
лекарственных растений.
Выполняют задание в рабочей
тетради: выписывают буквы с
одинаковых лепестков и составляют
названия цветов; рисуют букет для
мамы, используя предложенные
рисунки цветов
Узнают лекарственные растения
(ромашка, шиповник, календула) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, рассказывают о значении
лекарственных растений. По
картинкам в тетради собирают
лекарственные травы для домашней
аптечки
Узнают комнатные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
комнатных растений, относят
отдельные растения к группе
комнатных растений, выполняют
действия по уходу за растениями
под контролем учителя
Узнают и называют изученные
растения (по 1–2 растения),
выделяют существенные признаки
растений холодного и жаркого

Используя текст учебника, дописывают в
рабочую тетрадь определение
декоративных растений. В тетради
заполняют таблицу, используя слова для
справок: выписывают названия
декоративных цветов, кустарников,
деревьев
Узнают и называют лекарственные
растения, относят изученные растения к
различным группам (дикорастущие и
культурные) с учетом оснований для
классификации.
Используя рисунки в рабочей тетради,
собирают травы для домашней аптечки;
объясняют, как они лечат разные болезни
Узнают и называют комнатные растения,
относят изученные растения к
комнатным на основании сходных
признаков, осуществляют деятельность
по уходу за комнатными растениями

Узнают растения разных районов Земли
–(холодных районов, с умеренным
климатом, жарких районов) на
иллюстрациях и фотографиях, называют

11

13

14

Растения своей
местности:
дикорастущие и
культурные Красная
книга России и своей
области (края)

Разнообразие
животного мира

1
10.12

1
17.12

среды обитания

районов Земли, называют сходные
по внешним признакам объекты,
известные из других источников,
объясняют свое решение, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания.
Называют по рисункам растения,
произрастающие в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом

изученные объекты, относят изученные
растения к разным группам по месту
произрастания, называют растения,
произрастающие в районах с умеренным
климатом.
В тетради заполняют таблицу:
выписывают названия растений, которые
растут в районах с холодным,
умеренным и жарким климатом

Закрепление знаний о
растительном мире России.
Обобщение знаний о
растениях своей местности,
формирование представлений
о растительном мире своего
края

Узнают растения своей местности
на иллюстрациях и фотографиях.
Называют изученные объекты.
Относят изученные растения к
разным группам, называют
растения своей местности.
Описывают один из кустарников по
плану, используя помощь учителя
Узнают растения Красной книги
(ландыш, колокольчик, кувшинка)
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют растения из Красной
книги своей местности,
рассказывают о
значении Красной книги

Называют растения, произрастающие в
своей местности. Относят растения
своей местности к различным
классификациям (деревья, кустарники,
травы; дикорастущие, культурные;
декоративные).
Описывают один из кустарников по
плану
Называют растения, включенные в
Красную книгу России, известные из
других источников, знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе, выполняют доступные возрасту
природоохранительные действия

Формирование представлений
о многообразии животного
мира Формирование

Узнают животных на иллюстрациях
и фотографиях. Называют
животных. Относят животных к

Называют представителей животного
мира, выделяют признаки животных.
Относят животных к разным группам в

12

Среда обитания
животных

15

16

Животные:
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие

Насекомые

1
24.12

1

представлений о среде
обитания животных и
многообразии животного мира

разным группам в зависимости от
классификации
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания, выведение
потомства) с опорой на учебник.
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира с опорой на
предложения и иллюстративный
материал, предложенный учителем

зависимости от классификации
(размер, способ передвижения, питание,
места обитания, выведение потомства).
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира по плану; заполняют
таблицу, приводя примеры названий
животных с разными способами
передвижения

Формирование представлений
о многообразии животного
мира на основе имеющихся у
школьников знаний

Узнают насекомых, рыб,
земноводных, пресмыкающихся,
птиц, млекопитающих на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных к разным
группам.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, соотнося название
животного с названием группы.
Узнают насекомых на
иллюстрациях и фотографиях.
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
насекомых в природе.
Раскрашивают рисунки с
изображением насекомых

Узнают и называют представителей
животного мира, относят животных к
разным группам с учетом основных
признаков, выделяют существенные
признаки разных групп животных.
Заполняют в рабочей тетради таблицу:
распределяют животных по группам,
используя иллюстрации и рисунки.

Формирование представлений
о многообразии насекомых

14.01

17

Рыбы

1
21.01

Уточнение и расширение
представлений о рыбах

Узнают рыб на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, имеют представление о

Узнают и называют насекомых.
Выделяют существенные признаки
насекомых.
Подписывают на рисунках в рабочей
тетради части тела насекомого,
используя слова для справок. Считают
сколько ног у насекомых, делают вывод
об отличительных особенностях
насекомых
Узнают и называют рыб, выделяют
существенные признаки рыб, имеют
представление о взаимосвязях между

13

18

Земноводные.
Лягушки. Жабы

1
28.01

19

20

Пресмыкающиеся.
Змеи, ящерицы,
крокодилы

Птицы

1
4.02

1

значении рыб в природе.
Называют части тела рыбы по
рисунку

изученными объектами (рыбами) и их
местом в окружающем мире.
В рабочей тетради на рисунке
подписывают части тела рыбы, называют
отличительные особенности рыб.
Заполняют пропуски на карточке:
внешний вид и образ жизни рыб

Формирование представлений
о земноводных животных на
примере жабы и лягушки

Узнают земноводных – лягушек и
жаб – на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят лягушек и жаб к
изученной группе животных, имеют
представление о значении жаб и
лягушек в природе

Формирование представлений
о пресмыкающихся животных
на примере змей, ящериц,
крокодилов

Узнают пресмыкающихся – змей,
ящериц, крокодилов на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят змей, ящериц, крокодилов к
изученной группе животных, имеют
представление о значении
пресмыкающихся в природе.
Выполняют задание в рабочей
тетради: зачеркивают в каждом
ряду названий групп животных
лишнее слово, пишут обобщающее
слово для остальных названий
животных
Узнают птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные

Узнают и называют земноводных,
выделяют существенные признаки
земноводных – жаб и лягушек; имеют
представления о взаимосвязях между
изученными животными и их местом в
окружающем мире.
В рабочей тетради соединяют линией
описание с названием животных
Выделяют существенные признаки
пресмыкающихся, выделяют
существенные признаки змей, ящериц,
крокодилов; имеют представления о
взаимосвязях между изученными
объектами и их местом в окружающем
мире.
В рабочей тетради соединяют линией
описание с названием групп животных;
подписывают представителей

Уточнение и расширение
представлений о птицах.

Узнают и называют птиц (ворона,
синица, воробей, голубь, утка).

14

11.02

21

Птицы своего края.
Охрана птиц

1
18.02

22

Млекопитающие

1
25.02

Места обитания. Значение
птиц в природе

Расширение и уточнение
знаний о птицах своей
местности. Типичные птицы
своего края. Охрана птиц

Формирование понятия
млекопитающие на основе
уточнения и расширения
имеющихся представлений:
признаки, внешний вид,
детеныши, среда обитания
(суша и вода)

объекты, называют птиц, имеют
представление о значении птиц в
природе.
Рассматривают рисунок птицы в
рабочей тетради и подписывают
части тела птицы, используя слова
для справок
Называют птиц, обитающих в своей
местности. Относят птиц,
обитающих в своей местности, к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации: перелетные –
зимующие, водоплавающие (с
помощью учителя). Называют и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе.
Рисуют в тетради рядом с
кормушкой одну из зимующих птиц

Выделяют существенные признаки птиц.
Относят птиц к различным группам:
перелетные, зимующие.
Подписывают на рисунках в рабочих
тетрадях части тела птицы

Называют птиц, обитающих в своей
местности, выделяют существенные
признаки птиц. Относят птиц,
обитающих в своей местности, к
различным группам с учетом различных
оснований для классификации:
перелетные –зимующие,
водоплавающие. Называют и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе, выполняют доступные возрасту
природоохранительные действия.
Выписывают в тетрадь названия птиц
своего края
Узнают и называют
Узнают и называют млекопитающих в
млекопитающих на иллюстрациям и натуральном виде в естественных
фотографиям. Относят
условиях и на картинах. Выделяют
млекопитающих к разным группам, существенные признаки
имеют представление о значении
млекопитающих. Называют
млекопитающих в природе.
млекопитающих из тех, которые были
Дополняют предложения в рабочей изучены на уроках, или известных из
тетради об отличительных
других источников. Относят
особенностях млекопитающих,
млекопитающих к различным группам с
используя иллюстрации и опорные
учетом различных оснований для
понятия
классификации: обитающие в воде и на
суше, хищные, травоядные, всеядные.

15

23

24

Сельскохозяйственн
ые животные:
лошади, коровы,
овцы, свинби

Домашние птицы:
куры, утки, индюки

1
04.03

1
11.03

25

Животный мир
нашей страны

1

Расширение и уточнение
представлений о лошадях.
Формирование представлений
о сельскохозяйственных
животных: внешний вид,
питание, использование
человеком

Узнают лошадей на иллюстрациях
и фотографиях, называют
изученные объекты, относят
лошадей к домашним животным,
имеют представление о значении
лошадей.
Включаются в дидактическую игру
«Где чей детеныш?»

Расширение и уточнение
представлений о курах, утках,
индюках.
Формирование представлений
о сельскохозяйственных
птицах: внешний вид,
использование человеком,
уход и содержание

Узнают кур, уток, индюков на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят кур, уток, индюков к
домашним птицам, имеют
представление о значении кур, уток,
индюков.
В рабочей тетради узнают на
рисунках домашних птиц и
подписывают их названия.

Формирование представлений
о многообразии животного

Узнают животных различных
районов нашей страны (тундры,

Заполняют таблицу в рабочей тетради
«Различия по способу питания»,
используя словарь для справок
Узнают и называют лошадей в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки лошадей,
относят лошадей к разным группам с
учетом различных оснований для
классификации (перевозка грузов,
спортивные соревнования, цирк,
полиция).Сформированы представления
к самостоятельной жизни.
Выполняют задание в рабочей тетради:
вписывают названия животных и их
детенышей
Узнают и называют домашних птиц (кур,
уток, индюков) в натуральном виде в
естественных условиях и на картинах,
выделяют существенные признаки
изученных животных, относят домашних
птиц к определенным группам с учетом
различных оснований для
классификаций (птицы, домашние,
водоплавающие).
В рабочей тетради узнают на рисунках
домашних птиц и подписывают их
названия; сравнивают утку и домашнюю
курицу, делают вывод о сходстве по
внешнему виду
Узнают и называют животных разных
районов нашей страны (по 2–3

16

18.03

26

27

Животные вашей
местности. Красная
книга области (края)

Как устроен наш
организм

1
08.04

1
15.04

28

Здоровый образ
жизни человека

1
22.04

мира России: взаимосвязь
образа жизни и природных
условий. Охрана природы

лесов, степей, пустынь, гор) на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют животных, обитающих в
нашей стране, относят животных
России к разным группам (птицы,
млекопитающие)

Закрепление знаний о
растительном мире России.
Обобщение знаний о
животных своей местности,
формирование представления
о животном мире своего края

Узнают животных своей местности
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных своей местности
к разным группам животных
(птицы, млекопитающие)

Расширение и уточнение
представлений о строении
тела человека.
Формирование представлений
об организме человека

Называют части тела на
иллюстрациях. Называют основные
органы человека (сердце, легкие,
желудок, кишечник, печень, почки,
органы чувств) на иллюстрациях, с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия основных частей тела
человека. Рассматривают рисунки,
записывают в тетрадь чем
отличаются и что общего у людей,
изображенных на рисунках
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни. Понимают
значение здорового образа жизни в

Формирование представлений
о здоровом образе жизни:
соблюдение чистоты,

животных), выделяют существенные
признаки животных разных районов
России, называют животных, обитающих
в России, известных из других
источников, имеют представления о
взаимосвязях внешнего вида животного
и места обитания, относят животных к
разным группам на основании различных
признаков ( пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие; хищные, травоядные)
Называют животных, обитающих в своей
местности, относят животных своей
местности к различным классификациям
(млекопитающие, птицы, рыбы; хищные,
травоядные)
Называют части тела и органы человека
(сердце, легкие, желудок, кишечник,
печень, почки, органы чувств).
Показывают основные органы человека
на схемах и муляжах.
В рабочей тетради соединяют точки и
подписывают названия основных частей
тела человека. Заполняют таблицу
«Части тала. Внутренние органы
человека», используя слова для справок
Знают и соблюдают правила здорового
образа жизни, совершают действия по
соблюдению санитарно-гигиенических

17

правильное питание,
чередование работы и отдыха,
закаливание, занятие спортом,
отсутствие вредных привычек

29

Здоровое питание

1
29.04

30

31

Оказание первой
медицинской
помощи

Профилактика
простудных
заболеваний
Обращение за
медицинской

1
6.05

1
13.05

Формирование представлений
о здоровом питании.
расширение и уточнение
знаний о продуктах питания

Формирование представлений
о первой помощи и правилах
ее оказания.
Оказание помощи при
порезах, царапинах, ушибах,
обморожении, ожогах

Формирование представлений
о простудных заболеваниях и
мерах, принимаемых для
профилактики и лечения.
Профилактика простудных

жизни человека, выполняют
несложные задания (под контролем
взрослого).
Записывают правила здорового
образа жизни, используя опорные
предложения в рабочей тетради
Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового образа
питания, понимают их значение в
жизни человека.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения, используя слова
для справок и помощь учителя

Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, понимают
его значение в жизни человека,
соблюдают правила безопасного
поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого),
выполняют несложные задания по
первой доврачебной помощи (под
контролем взрослого).
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, правила
личной гигиены, понимают их
значения в жизни человека,
выполняют несложные задания по

норм.
Составляют свой режим дня.
Записывают в тетрадь правила здорового
образа жизни, используя опорные слова
Узнают и называют продукты животного
и растительного происхождения,
выделяют их признаки, относят
продукты к соответствующим группам.
Знают и соблюдают правила здорового
образа питания, совершают действия по
соблюдению санитарно-гигиенических
норм.
Заполняют таблицу в рабочей тетради:
записывают продукты растительного и
животного происхождения; что вредно и
что полезно для организма
Знают и соблюдают правила безопасного
поведения.
Выполняют доступные возрасту меры
первой доврачебной помощи.
Соединяют линией рисунок с нужной
рекомендацией по оказанию помощи при
повреждениях кожи
Знают и соблюдают правила поведения
при простудных заболеваниях, знают и
соблюдают правила профилактики
простудных заболеваний, совершают
действия по соблюдению санитарно-

18

помощью

32

Неживая природа
Живая природа

заболеваний

1
20.05

Обобщение и закрепление
представлений о предметах и
явлениях неживой природы
Обобщение и закрепление
представлений о живой
природе, умение
дифференцировать живую и
неживую природу

оказанию первой доврачебной
помощи (под контролем взрослого).
По рисункам в рабочей тетради,
составляют и записывают
предложения о способах
закаливания, используя помощь
учителя
Узнают и называют изученные
предметы на иллюстрациях,
фотографиях, относят изученные
предметы к определенным группам
(вода, воздух, полезные
ископаемые, почва), называют
предметы, относящиеся к почве,
полезным ископаемым, свойства
воды, воздуха, знают элементарные
правила безопасного поведения в
природе, имеют представление о
значении неживой природы в жизни
человека
Называют изученные объекты на
иллюстрациях, фотографиях,
относят изученные объекты к
определенным группам (растения,
животные, организм человека).
называют объекты, относящиеся к
растениям, животным, организму
человека. Имеют представление о
значении живой природы

гигиенических норм.
Выполняют доступные возрасту меры
первой доврачебной помощи.
Используя рисунки в рабочей тетради,
составляют и записывают предложения о
способах закаливания
Узнают и называют изученные предметы
неживой природы на картинах, схемах и
в натуральном виде, относят предметы
неживой природы к разным группам
(вода, воздух, полезные ископаемые,
почва), выделяют существенные
признаки каждой группы. Имеют
представления о взаимосвязях между
неживой и живой природой. Знают и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе
Называют изученные объекты живой
природы. Относят объекты живой
природы к разным группам: растения
(деревья, кустарники, травы, хвойные,
лиственные, декоративные), животные
(насекомые, рыбы, пресмыкающиеся,
земноводные, млекопитающие) и
организм человека. Выделяют
существенные признаки разных групп
растений и животных. Имеют
представление о взаимосвязях между
неживой и живой природой

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».