I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 1). АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с индивидуальным учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение». Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта. Задачи обучения: − формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; − демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; − формирование специальных и общеучебных умений и навыков; − воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; − воспитание социально значимых качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе определяет следующие задачи: − формирование правильного понимания природных явлений; − формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье); − формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; − формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности; − формирование и отработка практических навыков и умений. 2 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек». При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту. Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков. Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета «Природоведение". Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа. При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: − объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов); − репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации); − метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения); − частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); − исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов); − проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала; − проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексикосемантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря). − выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов; − дидактические игры (классификация, разрезные картинки). 3 Содержание разделов № п/ п 1. Название раздела Количество часов Контрольные работы Введение 1 1 2. Растительный мир 17 1 3. Животный мир 35 1 4 Человек 12 1 5. Обобщение 3 1 68 5 Итого: 4 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными; формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни; овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при незначительных травмах; формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и неживой природы. Предметные: Минимальный уровень: − узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; − иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; − относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево леса); − называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения); − называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России; − соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека; − соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); − выполнять несложные задания под контролем учителя; − адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога. Достаточный уровень: − узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; − уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога; − устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом); − называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение; − выделять существенные признаки групп объектов; − знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни; − участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; − выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей 5 работы: − соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; − выполнять доступные возрасту природоохранительные действия; − осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ: Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: − даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями; − грамотно строит предложения; − адекватно использует терминологию; − умеет подводить итоги. Оценка «4» ставится обучающемуся, если: − при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; − допускает незначительные речевые ошибки; − частично использует терминологию; − подводит итоги с незначительной помощью учителя. Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5». Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на поставленные вопросы; − в речи не использует изученную терминологию; − подводит итоги только при максимальной помощи учителя. Оценка «2» - не ставится. Оценка письменных ответов. Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий. Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя. Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя, материала учебника. Оценка «2» - не ставится. 6 № 1 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ», 6 «Б» КЛАСС, УЧИТЕЛЬ ЧОБАНЯН С.С. Тема Живая природа: растения, животные, человек Разнообразие растительного мира Кол-во часов IV. 1 3.09 1 10.09 Среда обитания растений Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Введение - 1час Формирование представлений Узнают объекты живой природы на о предметах и явлениях живой иллюстрациях и фотографиях, природы, умения относят к объектам живой или дифференцировать живую и неживой природе. неживую природу Называют изученные объекты. В рабочих тетрадях обводят картинки с изображением живых организмов Растительный мир –15 часов Формирование представлений Узнают растения на иллюстрациях о многообразии растительного и фотографиях, называют мира. Разнообразие растений. изученные объекты; рассказывают о Дикорастущие и культурные значении растений. растения. Значение растений Дописывают в тетрадь определения, Формирование представлений используя текст учебника: о среде обитания растений и дикорастущие, культурные. многообразии растительного Зарисовывают в тетрадь овощи и мира. Растения леса (деревья, фрукты травянистые растения). Узнают растения леса, водоемов, Растения луга (травы: клевер, садов, огородов на иллюстрациях и васильки, лютики). Растения фотографиях, называют изученные водоемов (камыш, рогоз, объекты, относят растения к разным кувшинки). Растения полей, группам (растения леса, водоемов, садов, огородов (пшеница, садов, огородов). Выделяют существенные признаки объектов живой природы, относят объекты к живой или к неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой. Выписывают в тетрадь общие признаки живых организмов Называют представителей растительного мира, выделяют признаки дикорастущих и культурных растений, относят растения к разным группам на основании этих признаков; рассказывают о значении растений и их роли в окружающем мире. В рабочих тетрадях рассматривают рисунки, заполняют таблицу, используя слова для справок, записывают название культурных и дикорастущих растений Знают места произрастания растений, узнают и называют 2–3 представителя растений леса, луга, водоемов, полей, садов, огородов. Заполняют схему «Среда обитания растений», 7 3 Строение растений 1 17.09 4 Деревья, кустарники, травы 1 24.09 5 Лиственные деревья Хвойные деревья 1 1.10 рожь, овощи, фрукты) Выполняют задание в рабочей тетради: продолжи предложения. Записывают среду обитания растений рассказывают, где встречаются эти растения Формирование представлений о частях растений и их функциях. Части растения: цветок, стебель, лист, корень. Внешний вид. Значение Узнают части растений на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, рассказывают о назначении органов растений. Раскрашивают части растений на рисунке в рабочей тетради, соединяют части растения и его название, используя помощь учителя Узнают деревья, кустарники, травы на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к разным группам – деревьям, кустарникам, травам, называют представителей разных групп растений. Дописывают предложения в рабочей тетради: о каких деревьях говорится в предложениях Называют лиственные растения на иллюстрациях и фотографиях. Показывают изученные объекты, относят растения к изучаемой группе. Называют лиственные дикорастущие и культурные деревья (по 2 представителя). Узнают и называют части растений, и показывают их на натуральных объектах, картинах, схемах, знают функции частей растений и их значение для растения. Выполняют задания: раскрашивают части растений в рабочей тетради и подписывают их; узнают растения по их контуру, соединяют части растения и его название Закрепление, уточнение и расширение представлений о деревьях, кустарниках, травах Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях, формирование представления о видах лиственных деревьев. Признаки лиственных деревьев. Листопад. Выполняют классификацию растений и признаки разных групп, относят растения к разным группам на основании основных признаков. Заполняют таблицу в рабочей тетради, приводят примеры растений (деревья, кустарники, травы) своей местности Знают классификацию растений, знают признаки лиственных растений, относят растения к лиственным на основании основных признаков. Называют представителей лиственных дикорастущих и культурных растений (по 3–4 представителя). Относят 8 6 Дикорастущие кустарники 1 8.10 Дикорастущие и культурные лиственные деревья Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях. Признаки хвойных деревьев. Хвойный лес. Тайга В рабочей тетради подчеркивают названия лиственных деревьев; раскрашивают деревья на рисунках Узнают хвойные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют хвойные деревья (по 2 представителя). На рисунках подписывают названия хвойных деревьев. Записывают в тетрадь ответ на вопрос: как называется хвойный лес, используя рисунок Формирование представлений о дикорастущих кустарниках Узнают дикорастущие кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют дикорастущие кустарники (2 представителя). В рабочей тетради выполняют задание «Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне дикорастущих растений лиственные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (лиственное, дикорастущее, культурное). Выполняют задание в рабочей тетради: определяют дерево по описанию. Соединяют описание с названием дерева Знают признаки хвойных растений, относят растения к хвойным на основании основных признаков. Называют представителей хвойных растений (3 представителя). Относят хвойные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (хвойное, дикорастущее). В рабочей тетради на рисунках подписывают названия хвойных деревьев; сравнивают ель и сосну. Называют сходство и различия Узнают и называют дикорастущие кустарники (не менее 3), выделяют существенные признаки дикорастущих кустарников, относят изученные растения к различным группам (кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований для классификации. В тетради подписывают на рисунке части кустарника. 9 7 Культурные кустарники 1 Формирование представлений о культурных кустарниках 15.10 8 Травы 1 22.10 9 Декоративные растения 1 12.11 Закрепление, уточнение и расширение представлений о травах. Формирование представлений о дикорастущих и культурных травах. Использование человеком культурных растений Формирование представлений о декоративных растениях Знают классификацию растений, признаки кустарников. Узнают культурные кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют культурные кустарники (2–3 представителя), имеют представление о значении культурных кустарников. Выполняют в тетради задание «Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне культурных растений Узнают и называют дикорастущие и культурные травы (не менее 5), относят изученные растения к различным группам (травы дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации. Раскрашивают в тетради рисунки с изображением травянистых растений; называют культурные и дикорастущие травы Узнают декоративные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты (2–3), относят растения к изучаемой Узнают и называют культурные кустарники (не менее 3), выделяют существенные признаки культурных кустарников, относят изученные растения к различным группам (кустарники, культурные кустарники) с учетом оснований для классификации. Составляют рассказ о целебных свойствах ягод, растущих в саду на кустарниках Знают классификацию растений, признаки трав. Узнают дикорастущие и культурные травы на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят травы к изучаемой группе, называют дикорастущие и культурные травы (подорожник, ромашка, укроп, петрушка). В тетради подписывают рисунки названиями известных травянистых растений; рассказывают какие культурные травы выращивает человек на огороде, как использует Узнают и называют декоративные растения (не менее 5), выделяют существенные признаки декоративных растений. 10 10 Лекарственные растения 1 19.11 11 12 Комнатные растения. Уход за комнатными растениями Растительный мир разных районов Земли 1 26.11 1 3.12 Формирование представлений о лекарственных растениях. Лечебные свойства. Правила их использования Закрепление, уточнение и расширение представлений о комнатных растениях, формирование умения ухаживать за комнатными растениями Формирование представлений о разнообразии растительного мира Земли, о зависимости внешнего вида растений от группе, называют декоративные растения, рассказывают о значении лекарственных растений. Выполняют задание в рабочей тетради: выписывают буквы с одинаковых лепестков и составляют названия цветов; рисуют букет для мамы, используя предложенные рисунки цветов Узнают лекарственные растения (ромашка, шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, рассказывают о значении лекарственных растений. По картинкам в тетради собирают лекарственные травы для домашней аптечки Узнают комнатные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении комнатных растений, относят отдельные растения к группе комнатных растений, выполняют действия по уходу за растениями под контролем учителя Узнают и называют изученные растения (по 1–2 растения), выделяют существенные признаки растений холодного и жаркого Используя текст учебника, дописывают в рабочую тетрадь определение декоративных растений. В тетради заполняют таблицу, используя слова для справок: выписывают названия декоративных цветов, кустарников, деревьев Узнают и называют лекарственные растения, относят изученные растения к различным группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации. Используя рисунки в рабочей тетради, собирают травы для домашней аптечки; объясняют, как они лечат разные болезни Узнают и называют комнатные растения, относят изученные растения к комнатным на основании сходных признаков, осуществляют деятельность по уходу за комнатными растениями Узнают растения разных районов Земли –(холодных районов, с умеренным климатом, жарких районов) на иллюстрациях и фотографиях, называют 11 13 14 Растения своей местности: дикорастущие и культурные Красная книга России и своей области (края) Разнообразие животного мира 1 10.12 1 17.12 среды обитания районов Земли, называют сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объясняют свое решение, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания. Называют по рисункам растения, произрастающие в районах с холодным, умеренным и жарким климатом изученные объекты, относят изученные растения к разным группам по месту произрастания, называют растения, произрастающие в районах с умеренным климатом. В тетради заполняют таблицу: выписывают названия растений, которые растут в районах с холодным, умеренным и жарким климатом Закрепление знаний о растительном мире России. Обобщение знаний о растениях своей местности, формирование представлений о растительном мире своего края Узнают растения своей местности на иллюстрациях и фотографиях. Называют изученные объекты. Относят изученные растения к разным группам, называют растения своей местности. Описывают один из кустарников по плану, используя помощь учителя Узнают растения Красной книги (ландыш, колокольчик, кувшинка) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют растения из Красной книги своей местности, рассказывают о значении Красной книги Называют растения, произрастающие в своей местности. Относят растения своей местности к различным классификациям (деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные; декоративные). Описывают один из кустарников по плану Называют растения, включенные в Красную книгу России, известные из других источников, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе, выполняют доступные возрасту природоохранительные действия Формирование представлений о многообразии животного мира Формирование Узнают животных на иллюстрациях и фотографиях. Называют животных. Относят животных к Называют представителей животного мира, выделяют признаки животных. Относят животных к разным группам в 12 Среда обитания животных 15 16 Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие Насекомые 1 24.12 1 представлений о среде обитания животных и многообразии животного мира разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства) с опорой на учебник. Составляют рассказ о разнообразии животного мира с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства). Составляют рассказ о разнообразии животного мира по плану; заполняют таблицу, приводя примеры названий животных с разными способами передвижения Формирование представлений о многообразии животного мира на основе имеющихся у школьников знаний Узнают насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных к разным группам. Заполняют таблицу в рабочей тетради, соотнося название животного с названием группы. Узнают насекомых на иллюстрациях и фотографиях. называют изученные объекты, имеют представление о значении насекомых в природе. Раскрашивают рисунки с изображением насекомых Узнают и называют представителей животного мира, относят животных к разным группам с учетом основных признаков, выделяют существенные признаки разных групп животных. Заполняют в рабочей тетради таблицу: распределяют животных по группам, используя иллюстрации и рисунки. Формирование представлений о многообразии насекомых 14.01 17 Рыбы 1 21.01 Уточнение и расширение представлений о рыбах Узнают рыб на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о Узнают и называют насекомых. Выделяют существенные признаки насекомых. Подписывают на рисунках в рабочей тетради части тела насекомого, используя слова для справок. Считают сколько ног у насекомых, делают вывод об отличительных особенностях насекомых Узнают и называют рыб, выделяют существенные признаки рыб, имеют представление о взаимосвязях между 13 18 Земноводные. Лягушки. Жабы 1 28.01 19 20 Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы Птицы 1 4.02 1 значении рыб в природе. Называют части тела рыбы по рисунку изученными объектами (рыбами) и их местом в окружающем мире. В рабочей тетради на рисунке подписывают части тела рыбы, называют отличительные особенности рыб. Заполняют пропуски на карточке: внешний вид и образ жизни рыб Формирование представлений о земноводных животных на примере жабы и лягушки Узнают земноводных – лягушек и жаб – на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят лягушек и жаб к изученной группе животных, имеют представление о значении жаб и лягушек в природе Формирование представлений о пресмыкающихся животных на примере змей, ящериц, крокодилов Узнают пресмыкающихся – змей, ящериц, крокодилов на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят змей, ящериц, крокодилов к изученной группе животных, имеют представление о значении пресмыкающихся в природе. Выполняют задание в рабочей тетради: зачеркивают в каждом ряду названий групп животных лишнее слово, пишут обобщающее слово для остальных названий животных Узнают птиц на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные Узнают и называют земноводных, выделяют существенные признаки земноводных – жаб и лягушек; имеют представления о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мире. В рабочей тетради соединяют линией описание с названием животных Выделяют существенные признаки пресмыкающихся, выделяют существенные признаки змей, ящериц, крокодилов; имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире. В рабочей тетради соединяют линией описание с названием групп животных; подписывают представителей Уточнение и расширение представлений о птицах. Узнают и называют птиц (ворона, синица, воробей, голубь, утка). 14 11.02 21 Птицы своего края. Охрана птиц 1 18.02 22 Млекопитающие 1 25.02 Места обитания. Значение птиц в природе Расширение и уточнение знаний о птицах своей местности. Типичные птицы своего края. Охрана птиц Формирование понятия млекопитающие на основе уточнения и расширения имеющихся представлений: признаки, внешний вид, детеныши, среда обитания (суша и вода) объекты, называют птиц, имеют представление о значении птиц в природе. Рассматривают рисунок птицы в рабочей тетради и подписывают части тела птицы, используя слова для справок Называют птиц, обитающих в своей местности. Относят птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации: перелетные – зимующие, водоплавающие (с помощью учителя). Называют и соблюдают правила безопасного поведения в природе. Рисуют в тетради рядом с кормушкой одну из зимующих птиц Выделяют существенные признаки птиц. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие. Подписывают на рисунках в рабочих тетрадях части тела птицы Называют птиц, обитающих в своей местности, выделяют существенные признаки птиц. Относят птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации: перелетные –зимующие, водоплавающие. Называют и соблюдают правила безопасного поведения в природе, выполняют доступные возрасту природоохранительные действия. Выписывают в тетрадь названия птиц своего края Узнают и называют Узнают и называют млекопитающих в млекопитающих на иллюстрациям и натуральном виде в естественных фотографиям. Относят условиях и на картинах. Выделяют млекопитающих к разным группам, существенные признаки имеют представление о значении млекопитающих. Называют млекопитающих в природе. млекопитающих из тех, которые были Дополняют предложения в рабочей изучены на уроках, или известных из тетради об отличительных других источников. Относят особенностях млекопитающих, млекопитающих к различным группам с используя иллюстрации и опорные учетом различных оснований для понятия классификации: обитающие в воде и на суше, хищные, травоядные, всеядные. 15 23 24 Сельскохозяйственн ые животные: лошади, коровы, овцы, свинби Домашние птицы: куры, утки, индюки 1 04.03 1 11.03 25 Животный мир нашей страны 1 Расширение и уточнение представлений о лошадях. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных: внешний вид, питание, использование человеком Узнают лошадей на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят лошадей к домашним животным, имеют представление о значении лошадей. Включаются в дидактическую игру «Где чей детеныш?» Расширение и уточнение представлений о курах, утках, индюках. Формирование представлений о сельскохозяйственных птицах: внешний вид, использование человеком, уход и содержание Узнают кур, уток, индюков на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят кур, уток, индюков к домашним птицам, имеют представление о значении кур, уток, индюков. В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия. Формирование представлений о многообразии животного Узнают животных различных районов нашей страны (тундры, Заполняют таблицу в рабочей тетради «Различия по способу питания», используя словарь для справок Узнают и называют лошадей в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки лошадей, относят лошадей к разным группам с учетом различных оснований для классификации (перевозка грузов, спортивные соревнования, цирк, полиция).Сформированы представления к самостоятельной жизни. Выполняют задание в рабочей тетради: вписывают названия животных и их детенышей Узнают и называют домашних птиц (кур, уток, индюков) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных, относят домашних птиц к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (птицы, домашние, водоплавающие). В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия; сравнивают утку и домашнюю курицу, делают вывод о сходстве по внешнему виду Узнают и называют животных разных районов нашей страны (по 2–3 16 18.03 26 27 Животные вашей местности. Красная книга области (края) Как устроен наш организм 1 08.04 1 15.04 28 Здоровый образ жизни человека 1 22.04 мира России: взаимосвязь образа жизни и природных условий. Охрана природы лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях. Называют животных, обитающих в нашей стране, относят животных России к разным группам (птицы, млекопитающие) Закрепление знаний о растительном мире России. Обобщение знаний о животных своей местности, формирование представления о животном мире своего края Узнают животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных своей местности к разным группам животных (птицы, млекопитающие) Расширение и уточнение представлений о строении тела человека. Формирование представлений об организме человека Называют части тела на иллюстрациях. Называют основные органы человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) на иллюстрациях, с помощью учителя. В рабочей тетради подписывают названия основных частей тела человека. Рассматривают рисунки, записывают в тетрадь чем отличаются и что общего у людей, изображенных на рисунках Знают и соблюдают правила здорового образа жизни. Понимают значение здорового образа жизни в Формирование представлений о здоровом образе жизни: соблюдение чистоты, животных), выделяют существенные признаки животных разных районов России, называют животных, обитающих в России, известных из других источников, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, относят животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, травоядные) Называют животных, обитающих в своей местности, относят животных своей местности к различным классификациям (млекопитающие, птицы, рыбы; хищные, травоядные) Называют части тела и органы человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств). Показывают основные органы человека на схемах и муляжах. В рабочей тетради соединяют точки и подписывают названия основных частей тела человека. Заполняют таблицу «Части тала. Внутренние органы человека», используя слова для справок Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических 17 правильное питание, чередование работы и отдыха, закаливание, занятие спортом, отсутствие вредных привычек 29 Здоровое питание 1 29.04 30 31 Оказание первой медицинской помощи Профилактика простудных заболеваний Обращение за медицинской 1 6.05 1 13.05 Формирование представлений о здоровом питании. расширение и уточнение знаний о продуктах питания Формирование представлений о первой помощи и правилах ее оказания. Оказание помощи при порезах, царапинах, ушибах, обморожении, ожогах Формирование представлений о простудных заболеваниях и мерах, принимаемых для профилактики и лечения. Профилактика простудных жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого). Записывают правила здорового образа жизни, используя опорные предложения в рабочей тетради Соблюдают режим дня, правила личной гигиены и здорового образа питания, понимают их значение в жизни человека. Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения, используя слова для справок и помощь учителя Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого), выполняют несложные задания по первой доврачебной помощи (под контролем взрослого). Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, правила личной гигиены, понимают их значения в жизни человека, выполняют несложные задания по норм. Составляют свой режим дня. Записывают в тетрадь правила здорового образа жизни, используя опорные слова Узнают и называют продукты животного и растительного происхождения, выделяют их признаки, относят продукты к соответствующим группам. Знают и соблюдают правила здорового образа питания, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения; что вредно и что полезно для организма Знают и соблюдают правила безопасного поведения. Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи. Соединяют линией рисунок с нужной рекомендацией по оказанию помощи при повреждениях кожи Знают и соблюдают правила поведения при простудных заболеваниях, знают и соблюдают правила профилактики простудных заболеваний, совершают действия по соблюдению санитарно- 18 помощью 32 Неживая природа Живая природа заболеваний 1 20.05 Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы Обобщение и закрепление представлений о живой природе, умение дифференцировать живую и неживую природу оказанию первой доврачебной помощи (под контролем взрослого). По рисункам в рабочей тетради, составляют и записывают предложения о способах закаливания, используя помощь учителя Узнают и называют изученные предметы на иллюстрациях, фотографиях, относят изученные предметы к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва), называют предметы, относящиеся к почве, полезным ископаемым, свойства воды, воздуха, знают элементарные правила безопасного поведения в природе, имеют представление о значении неживой природы в жизни человека Называют изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях, относят изученные объекты к определенным группам (растения, животные, организм человека). называют объекты, относящиеся к растениям, животным, организму человека. Имеют представление о значении живой природы гигиенических норм. Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи. Используя рисунки в рабочей тетради, составляют и записывают предложения о способах закаливания Узнают и называют изученные предметы неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде, относят предметы неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва), выделяют существенные признаки каждой группы. Имеют представления о взаимосвязях между неживой и живой природой. Знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе Называют изученные объекты живой природы. Относят объекты живой природы к разным группам: растения (деревья, кустарники, травы, хвойные, лиственные, декоративные), животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие) и организм человека. Выделяют существенные признаки разных групп растений и животных. Имеют представление о взаимосвязях между неживой и живой природой 19