1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важным аспектом обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой и неживой природы и человека. Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы; • формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Объекты неживой природы", "Временные представления". Место предмета в учебном плане В соответствие с индивидуальными учебными планами общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Окружающий природный мир» в первом и третьем классе отводится по 1 часу в неделю (33 ч./ в год – 1 класс), (34 ч./в год – 3 класс). Сроки реализации программы: 1 год. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Краткая характеристика содержания учебного предмета 1 класс Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" представлено следующими разделами: «Растительный мир»; -«Животный мир»; «Объекты неживой природы»; «Временные представления». 1. Раздел «Растительный мир»: Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен). Узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша, банан, лимон) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Узнавание (различение) овощей (лук, морковь, капуста, помидор, огурец, картофель) по внешнему виду. 2. Раздел «Животный мир»: Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши). Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, кот, собака). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, 1 медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь). Узнавание (различение) перелетных птиц (грач). Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека. 3. Раздел «Объекты неживой природы»: Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Узнавание леса. Соблюдение правил поведения в лесу. 4. Раздел «Временные представления»: Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Узнавание (различение) дней недели. Узнавание (различение) месяцев. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, ветер). 3 класс Краткая характеристика содержания учебного предмета Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" представлено следующими разделами: - «Растительный мир»; -«Животный мир»; -«Объекты неживой природы»; -«Временные представления». 1. Раздел «Растительный мир»: Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вёшенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. 2 Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик) ; знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочнодекоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса. 2. Раздел «Животный мир»: Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. 3 Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. 3. Раздел «Объекты неживой природы»: Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. 4. Раздел «Временные представления»: Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня. 4 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 класс Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. На уроках окружающего природного мира в 1 классе формируются следующие личностные результаты: • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; • формирование уважительного отношения к окружающим; • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. • Интерес к объектам и явлениям неживой природы. • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.). • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. • Интерес к объектам живой природы. • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.). 5 • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. 3) Элементарные представления о течении времени. • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. • Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др. 3 класс Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. На уроках окружающего природного мира в 3 классе формируются следующие личностные результаты: • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; • формирование уважительного отношения к окружающим; • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. 3) Элементарные представления о течении времени 6 Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов • слушание учителя; • просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ; • выполнение упражнений, дидактических игр; • наблюдение; • работа с учебником, раздаточным материалом; • прогулки на свежем воздухе, экскурсии. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся Особенности развития детей с ТМНР не всегда позволяют этим детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении с другими людьми. Но, как и любые дети, они любят и хотят мастерить. Проявить себя творчески им трудно, потому что, встречаясь, дети не умеют взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а предпочитают действовать индивидуально. Существует много различных классификаций проектов, но при обучении детей с ТМНР возможно использовать только творческий проект. Обучающиеся с ТМНР не могут самостоятельно выполнить творческий проект, поэтому ведущая роль отводится учителю. Учитель определяет тему проекта, ставит цели и задачи предстоящей работы, определяет направления работы. Учитель направляет обучающихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети, тщательно продумывает задания. Важно, что бы они были не слишком трудными и выполнялись легко. А защита заключается в демонстрации продукта. Проект преследует конкретные дидактические цели, направленные на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта. По мере выполнения работы интерес возрастает. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение обучающимся и помогает повысить самооценку и веры в свои силы. При реализации проекта в обучении детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать их психологофизиологические особенности. 7 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема урока Кол-во часов Человек и природа. 1 «Осень, в гости просим!» 2 Беседа, рассмотрение картин. Одежда и обувь человека осенью. 2 Одень куклу на прогулку. «Что нам осень принесла?» Овощи. 3 Фрукты. Грибы. 2 модуль. П рирода осенью. Какие бывают растения? Части 2 дерева. (лист) (рисование, аппликации). Явления природы: дождь, листопад. 2 (Составление гербария). 7. А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. 2 8. Занятия и труд людей осенью. 2 Обобщающий урок "В гости к осени". 10 Лес. Правила поведения в Лесу. 9. 2 1 11. В мире животных. 12. 3 модуль. З имушказима. Сравнение зверей и птиц. 1 13. "Здравствуй, зимушка-зима!" 2 14. Одежда и обувь человека зимой. 2 15. 1 16. Зимние явления природы (снег, метель, лед). Зимние забавы. 17. Что делают растения зимой? Елка. 1 18. Новый год. Изготовление украшений на елку. Животные и птицы зимой. 3 19. 8 1 2 1 ЭОР 20. Дикие животные. Заяц, волк. 21. Домашние животные. Кошка и 2 собака. Уход. Обобщающий урок "Зима" Что 1 бывает зимой? 4 модуль. Пр ирода и человек. Природа и рукотворный мир. 1 22. 23. 2 24. Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина 25. 26. Воздух и вода. Значение для 2 человека и животных. 5 модуль. В есна, пришла! Явления природы: солнце,ветер. 1 27. Оживает все кругом! 1 28. Одежда и обувь весной. 1 29. 2 30. Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход. Жизнь птиц весной. 31. Животные весной. 2 32. В гости к Мухе-Цокотухе. 1 33. Труд людей весной. 1 34. В саду и в огороде. 3 2 1 35. 6 модуль. Повторение. Обобщающий урок "Весна пришла!" 1 36. Части суток. День-ночь. 1 37. Закрепление по теме "Животные". 1 38. Закрепление по теме "Птицы". 1 39. Закрепление по теме "Растения". 1 40. Закрепление по теме "Явления природы". Скоро лето! 1 41. 9 2 42. Защита проекта Итого: 66 часов. 10 2 3 класс № п/п Тема урока Кол-во часов 1 модул ь. Золотая осень. Сезонные изменения в природе в 1 сентябре. 1. 2. Комнатные цветы. Строение цветка. 1 3. Уход за комнатными растениями. 1 4. Значение комнатных растений для человека. 1 5. Рисование «Герань». 1 6. Фрукты. Апельсин. «Апельсиновое дерево». 7. Овощи. Тыква. 1 8. Рисование «Карета из тыквы». 1 9. Ягоды. Земляника. 1 10. Кустарники. Крыжовник. 1 11. Грибы, их виды. 1 12. Съедобные грибы. Подберезовик. 1 13. Ядовитые грибы. Мухомор. 1 14. Рисование «Грибное лукошко». 1 15. Загадки, пословицы и поговорки о грибах и ягодах. 1 Лепка 1 16. Викторина «Растительный мир». 1 17. Сезонные изменения в природе в октябре. 1 18. Комнатные цветы. Строение цветка. 1 11 ЭОР 2 модуль . Природа осенью. 19. Сезонные изменения в природе в ноябре. 1 20. Домашние животные. Свинья. 1 21. Рисунок «Три поросенка». 1 22. Дикие животные. Волк. 1 2324. Профессии. 2 3 модул ь. Зимушка-зима. 25. Сезонные изменения в природе 1 зимой. 26. Небо. Звезды. 1 27. Ветер. 1 28. Загадки и пословицы о ветре. 1 29. Термометр. 1 30. Огонь. 1 31- Рисунок «Зимний сад» 32. 33. Полезные ископаемые. Нефть. 1 34. Полезные ископаемые. Газ. 1 1 35. Значение полезных ископаемых для человека. 1 36. Водоемы. Озеро. 1 37. Пословицы, загадки о воде. 1 38. Рисунок «Голубое озеро» 1 4 модул ь. Весна, пришла! 39. Изменения в природе. 1 40. Дидактическая игра «Назови 1 признаки весны». 41. Рисунок «Весенние изменения». 1 42. Явления природы. Дождь. 1 43. Явления природы. Туман. 1 12 44. Аппликация «Весенний дождь». 1 45- Узнавание (различение) явлений 46. природы (дождь, радуга, солнце). 2 47- Викторина «Неживая природа». 48. 49- Представление о неделе как о 50. последовательности 7 дней Различение рабочих и выходных дней. 2 51. Сезонные изменения в природе. Погода. 1 52. Календарь погоды. 53- Дидактическая игра «Времена 54. года». 2 1 2 55. Соотнесение погоды и времен года. 1 56. Дни недели. 1 57. Рисунок «Мой учебный день». 1 58. С/р игра «Выходной день». 1 59. Времена года. Сезоны. 1 60. Соотнесение месяцев с сезонами года. 1 61. Календарь. 1 62. Дидактическая игра «Найди месяц» . 1 63. Сезонные изменения в природе. 1 64. Рисунок «Яблони цветут». 1 65. Скоро лето! Загадки и пословицы о лете. 1 66. Викторина «Временные представления». 1 67- Защита проекта. 68. Итого: 68 часов. 13 2 Поурочное планирование по предмету «Окружающий природный мир», 1 «В» класс, учитель Тепенджиева Р.А. № п/п Тема Кол-во часов Дата По плану По факту 04.09 11.09 1. Человек и природа 2. Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин 3. Одежда и обувь человека осенью 4. Одень куклу на прогулку. Что нам осень принесла?» Овощи. (Огурец) 1 1 1 1 18.09 25.09 5. Фрукты. Овощи. Грибы 6. Природа осенью 1 1 02.10 09.10 1 16.10 1 23.10 1 1 1 1 1 1 06.11 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 15. Сравнение зверей и птиц. Одежда и обувь человека зимой. 16. Зимние явления природы (снег, метель, лед) 1 18.12 1 25.12 Зимние забавы Что делают растения зимой? Елка Новый год. Изготовление украшений на елку Природа и человек Животные и птицы зимой Дикие животные. Заяц, волк. Домашние животные. Кошка и собака. Уход за ними. 24. Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? 25. Природа и рукотворный мир 1 1 1 1 1 1 1 15.01 22.01 29.01 05.02 12.02 19.02 26.02 1 05.03 12.03 Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации 7. Какие бывают растения? Части дерева (лист) 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. (рисование, аппликации Какие бывают растения? Части (лист)(рисование, аппликации А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. Занятия и труд людей осенью Лес. Правила поведения в лесу. В мире животных Зимушка-зимаСравнение зверей и птиц. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 14 дерева 26. Из чего что сделано? Дерево .Ткань .Резина 1 19.03 27. Весна, пришла. Явления природы: солнце, ветер. Оживает все кругом. Одежда и обувь весной 1 02.04 28. Растения весной. Части растений (лист, ветки) Комнатные растения. Уход. 1 09.04 29. Животные птиц весной. Животные весной. В гости к Мухе-Цокотухе. 1 16.04 30. Труд людей весной. В саду и в огороде. 1 23.04 31. Обобщающий урок "Весна пришла!" Части суток. День-ночь 1 30.04 32. Закрепление по теме "Животные" Птицы" 1 07.05 33. Закрепление по теме "Растения" 1 14.05 34. Закрепление по теме "Явления природы" 1 21.05 15 Поурочное планирование по предмету «Окружающий природный мир», 3 «Г» класс, учитель Тащиева С.В. № п/п Содержание тем 1 Узнавание частей суток: утро, день, вечер, ночь. Представление о сутках как о последовательности. Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание дней недели. Различение выходных и рабочих дней. Узнавание (различение) времен года по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека, животных, растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы: дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер. Узнавание (различение) домашних животных. Узнавание (различение) детенышей домашних животных. Узнавание (различение) диких животных. Узнавание (различение) детенышей диких животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса: белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса: верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил. Узнавание (различение) домашних птиц. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц: цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок. Узнавание (различение) зимующих птиц: голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова. Узнавание (различение) перелетных птиц: аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль. Узнавание (различение) водоплавающих птиц: лебедь, утка, гусь, пеликан. Узнавание (различение) речных рыб: сом, окунь, щука. Узнавание (различение) насекомых: жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире: кошка, собака, аквариумные рыбки, хомяки. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Дата изучения Кол-во По часов плану 1 03.09 1 10.09 1 17.09 1 24.09 1 01.10 1 09.10 1 16.10 1 23.10 1 12.11 1 19.11 1 26.11 1 03.12 1 10.12 1 1 17.12 24.12 1 14.01 17 Узнавание (различение) растений: дерево, куст, трава. 1 21.01 18 Узнавание (различение) частей растений: корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок. Узнавание (различение) деревьев: берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан. 1 28.01 1 04.02 19 16 По факту 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 3132 Узнавание (различение) плодовых деревьев: вишня, яблоня, груша, слива. Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Узнавание (различение) фруктов по внешнему виду, запаху. Узнавание (различение) овощей по внешнему виду, запаху. Узнавание (различение) ягод, запаху. Узнавание (различение) грибов по внешнему виду Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса: мох, карликовая береза. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса: кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук. Узнавание Солнца. Узнавание Луны. Узнавание (различение) небесных тел: планета, звезда. Узнавание леса. Узнавание луга. Узнавание воды. Узнавание реки. Узнавание водоема 17 1 11.02 1 1 18.02 25.02 1 04.03 1 1 1 11.03 18.03 08.04 1 15.04 1 1 1 2 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05