Рабочая программа по Музыке и движению 1-3 классы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке и движению составлена в соответствии с АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
«Музыка и движение» — учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Музыкальнообразовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации
процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, комплексности
обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающимися являются музыкальноритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и
действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов.
Особое внимание обращается на стимулирование обучающихся к играм на
музыкальных инструментах. Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение»
придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности
обучающегося.
Актуальность. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов
деятельности для детей, имеющих сложный дефект развития. Данные уроки способствуют
развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма. Музыкальное развитие
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью занимает важное место в
системе коррекционно-педагогической работы.
Уроки «Музыка и движение» стимулируют эмоциональное развитие обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи:
1. организация музыкально-речевой среды;
2. формирование интереса к музыкальным занятиям;
3. формирование музыкально-ритмических движений;
4. формирование потребности учащегося использовать вербальные и
невербальные средства общения для обогащения чувственного опыта и умения
фиксировать полученные впечатления в речи;
5. развитие стремления, обучающегося устанавливать коммуникативные контакты
с окружающими.
Особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой моторики и
совершенствованием взаимодействия различных анализаторов.
Эти упражнения проводятся под музыку.
Место предмета в учебном плане
В соответствие с индивидуальными учебными планамиобщего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет
«Музыка и движение» в первом и третьем классе отводится по 1 часу в неделю (33 ч./ в год
– 1 класс), (34 ч./в год – 3 класс). Сроки реализации программы: 1 год.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Слушание.
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и
конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Слушание (различение) колыбельной
песни. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой
мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах.
Музыкальная предметно-развивающая среда.
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на
другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее
окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного
характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные
стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание
предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики»,
«пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших
танцевальных движений. Имитация движений животных. Движение в хороводе. Движение
под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.
Мир музыкальных инструментов.
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов,
сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на
музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном
инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное
вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на
музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной
игрой на музыкальном инструменте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся
в различных средах.
На уроках музыки и движения в 1, 3 классе формируются следующие личностные
результаты:
1. Основы
персональной
идентичности,
осознание
своей
принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3. Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
На уроках музыки и движения в 1, 3 классе формируются следующие предметные
результаты:
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное
и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
• Интерес
к
различным видам музыкальной
деятельности
(слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

3.

•

Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные

движения.

•

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение
мелодии игрой на музыкальных инструментах.
• Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
• Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности.
• Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности;
• Умение использовать полученные навыки для участия в
представлениях, концертах, спектаклях, др.
Основные требования к умениям обучающихся
Критерий
Параметры
Минимальный уровень
Слушание.
Уметь слушать (различать) тихое и громкое звучание
музыки.
Уметь слушать (различать) быструю, медленную
музыку.
Пение.
Движение
под музыку.

Уметь подражать характерным звукам животных во
время звучания знакомой песни.
Уметь топать под музыку.
Уметь хлопать в ладоши под музыку.
Уметь покачиваться с одной ноги на другую.
Уметь выполнять движения: ходьба, бег, прыжки,
кружение, приседание под музыку разного характера.
Уметь выполнять под музыку действия с
предметами: наклоны предмета в разные стороны,
опускание/поднимание предмета,
подбрасывание/ловля
предметом и т.п.

предмета,

взмахивание

Уметь выполнять движения разными частями тела
под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и
др.
Уметь выполнять движения в хороводе.
Уметь двигаться под
умеренном и быстром темпе.

музыку

в

медленном,

Уметь выполнять ритмичную ходьбу под музыку.
Слушание

Достаточный уровень.
Уметь узнавать знакомую песню.
Уметь узнавать знакомую мелодию, исполненную на
разных музыкальных инструментах.

Движение
под музыку.

Уметь соблюдать последовательность простейших
танцевальных движений.
Уметь имитировать движения животных.
Уметь выполнять
словам песни.

движения,

соответствующие

Уметь выполнять танцевальные движения в паре с
другим танцором.
Уметь
имитировать
музыкальных инструментах.

(исполнять)

игры

на

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1, 3 класс
№
п/п
1.

2.

Тема урока

Кол-во
часов

ЭОР

I раздел. Слушание музыки.
Слушание
музыки. Упражнения на
2
ориентировку:
центр зала

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.

Слушание
музыки. Упражнения на
ориентировку:
центр зала

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.

«Песенки

3.

2

для

детей
№
1»
(музыкальный альбом).
«Песенки

4.

1

для

детей
№
1»
(музыкальный альбом).
«Песенки

5.

2

для

детей
№
1»
(музыкальный альбом).
«Песенки

6.

2

для

детей
№
1»
(музыкальный альбом).

2

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.

II ра здел. Музыкальная п редметноразвивающая среда.
7.
«Игра
с
Подборка
музыкальных
и
лошадкой»
художественных
произведений
в
2
(инструментальная
цифровом
виде;
электронные
мелодия).
энциклопедии.
8.

9.

«Игра
лошадкой»
(инструментальная
мелодия).

с
2

«Пальчики
ручки» (песенка - игра) .
1

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.

10.

«Пальчики
ручки» (песенка - игра).
2

11.

«Пальчики
ручки» (песенка - игра).
2

12.

«Пальчики
ручки» (песенка - игра) .

2

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
художественных произведений в

и

цифровом виде; электронные
энциклопедии.
13.

14.

15.

16.

Повторение.
«Игра с лошадкой»
(инструментальная
мелодия).
Упражнения на
выполнение
детьми
простейших движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими» жестами.

Упражнения на
выполнение
детьми
простейших движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими» жестами.

Упражнения на
выполнение
детьми
простейших движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими» жестами.

2

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.

2

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
2

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
2

17.

18.

Упражнения на
выполнение
детьми
простейших движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими» жестами.

Упражнения на
выполнение
детьми
простейших движений,
сопровождаемых
действиями с
простейшими

ударными
шумовыми
инструментами.

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
2

2

и

I раз дел. Слушание музы ки.
19.
Звуки природы.
2
20.

Звуки природы.
2

21.

Динамические
оттенки.
2

22.

23.

24.

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.

Ударно-шумовые
инструменты.
Бубен.
Ударно-шумовые
инструменты.
Бубен.

2

2

Дудочка,
свистулька.
2

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.

25.

Дудочка,
свистулька.
2

26.

27.

Ударно-шумовые
инструменты.
Барабан.

2

Дудочка,
свистулька.
2

28.

Дудочка,
свистулька.
2

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.

II раздел. Музыкальная предметно-развивающая среда.
29.
Музыкально –
Подборка
музыкальных
и
дидактические
игры.
художественных
произведений
в
2 цифровом
Медвежонок
виде;
электронные
энциклопедии.
30.

31.

32.

Музыкально –
дидактические
игры. Слушание
музыки.
Музыкально –
дидактические
игры.
Погремушки.
Музыкально –
дидактические
игры.
Погремушки.

2

2

2

Обобщающий

33.
урок.

2

Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.
Подборка
музыкальных
и
художественных
произведений
в
цифровом
виде;
электронные
энциклопедии.

Учебно-методический комплекс
Методическая литература
1. Баряева Л. Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью. – СПб: ЦДК проф.
Л.Б.Баряевой, 2011. - 480 с.

2. Забрамная С.Д., Исаева ТН. Изучаем обучая. Методические рекомендации по
изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В. Секачёв, ТЦ
«Сфера», 2007.
3. Стребелева. Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
Книга для педагога-дефектолога. – М.: ВЛАДОС. 2005.
4. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с
отклонениями в развитии. - Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
5. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. - М., 2011.
6. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. СПб, 2007.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета
включает:
- детские музыкально-шумовые инструменты (колокольчик, дудочка,
барабан, бубен, погремушки, ложки, маракасы),
- игрушки для музыкальных игр, танцев и упражнений (платочки, флажки,
ленточки, мишура, мячики),
- мягкие игрушки, резиновые игрушки, набор мелких игрушек для
«волшебного мешочка»,
- ноутбук с аудио и видеозаписями, презентации.
- звуковые игрушки,
- учебно - наглядный материал: книжки, картинки.

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Музыка и движение»,
учитель Тепенджиева Р.А.
1 «В» класс
№
п/п

Тема урока

I раздел. Слушание музыки.
1. 1 Слушание музыки. Упражнения на
ориентировку:
центр зала
3.2

4

«Песенки для детей »
(музыкальный альбом).

18-9 Повторение. «Игра с лошадкой»
(инструментальная мелодия).
1

13

15

17

03.09
1
10.09
1

II ра здел. Музыкальная п редметноразвивающая среда.
7. 3- «Игра
с
лошадкой»
17.09
2
(инструментальная мелодия).
24.09
9. 5 «Пальчики - ручки» (песенка игра) .
16-7 «Пальчики - ручки» (песенка игра) .

10-11

КолДата
во
часов По плану

Упражнения на
выполнение
детьми простейших движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими» жестами.

112- Упражнения на
выполнение
детьми простейших движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими» жестами.
114- Упражнения на
выполнение
детьми простейших движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими» жестами.
116- Упражнения на
выполнение
детьми простейших движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими» жестами.

1

01.10

2

08.10
15.10

2

22.10
12.11

2

2

2

19.11
26.11

03.12
10.12

17.12
24.12

14.01
21.01
2

По факту

19

118- Упражнения на
выполнение
детьми простейших движений,
сопровождаемых
действиями с
простейшими
I раз дел. Слушание музыки.
120 Звуки природы.

2

1

11.02

221 Звуки природы.

1

18.02

222 Динамические оттенки.

1

25.02

223 Ударно-шумовые инструменты.
Бубен.
224 Ударно-шумовые инструменты.
Бубен.
225 Дудочка, свистулька.
26

28.01
04.02

Ударно-шумовые инструменты.
Барабан.

1
1
1

04.03
11.03
18.03
08.04

1

28

II раздел. Музыкальная предметно-развивающая
среда.
227- Музыкально –
дидактические
15.04
игры. Медвежонок
22.04
2

30

329- Музыкально дидактические
игры. Слушание музыки.

2

331 Музыкально –
дидактические
игры. Погремушки.

1

332 Обобщающий урок.

29.04
06.05
13.05

1

20.05

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Музыка и движение»,
учитель Тащиева С.В.
3 «Г» класс
№
п/п

Содержание тем

1

Слушание «Осенняя песенка», муз. Васильева-Буглая,
сл. А. Плещеева. Различение тихого и громкого
звучания музыки.
Слушание «Дождик», муз. Г. Лобачева - русская
народная песня. Различение тихого и громкого
звучания музыки.
Голоса предметов (узнавание звуков различных
предметов).
«Песенка кол-во часовпро лесенку» муз. С. Слонова, сл.
М. Красева. Различение тихого и громкого звучания
музыки.
Танцевать под музыку: "Звонкий колокольчик" –
повороты головы в стороны.
«Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко, сл. Т.
Волгиной.
Различение тихого и громкого звучания музыки.
«Падают листья» муз. М. Красева, сл. М. Ивенсон.
Различение тихого и громкого звучания музыки.
«Ах, ты, береза» - русская народная мелодия.
Различение тихого и громкого звучания музыки.
«Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной (игра с
колокольчиком).
«Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз.
Р. Рустамова (игра с бубенцами).
Слушание
«Спят усталые игрушки»,
муз. А. Островского, сл. З. Петровой
Слушание «Марш» из балета П. Чайковского
«Щелкунчик»
«Часы» муз. Ступела, сл. Авгарского Определение
начала и конца звучания музыки
«Новый год» муз. Ю. Слонова, сл. И. Михайловой
Определение начала и конца звучания музыки
«Танец около елки» муз. С. Слонова, сл. И.
Михайловой Определение начала и конца звучания
музыки
«Снежок», муз. М. Иорданского, сл. И. Блюмендельд и
Т. Сикорской
«Зимняя пляска» - муз. М. Старокадомского, сл. О.
Высоцкой
«Медвежата»-муз. М. Красева, сл. Н. Френкель
«Воробышки» муз. М. Красева, сл. Корева

2

3
4

5
6

7
8
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

Дата изучения
Кол-во
По
часов
плану
1
03.09

1

10.09

1

17.09

1

24.09

1

01.10

1

08.10

1

15.10

1

22.10

1

12.11

1

19.11

1

26.11

1

03.12

1

10.12

1

17.12

1

24.12

1

14.01

1

21.01

1
1

28.01
04.02

По факту

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

«Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной (игра с
колокольчиком).
«Бобик»-муз. Т. Потапенко, сл. Н. Найденовой
«Зайчик» - муз. Старокадомского, сл. М. Клоковой
Движения под музыку «Мы флажки свои поднимем»,
муз. Вилькорейской
«Сегодня мамин праздник» - муз. А. Филиппенко, сл.
Т. Волгиной
Подражание характерным звукам животных во время
звучания знакомой мелодии
Музыкально-дидактическая игра: «Определи по
ритму»
Музыкально-дидактическая игра: «Угадай, на чём
играю?»
«Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского-Корсакова
(игра с бубенцами, колокольчиками)
«Я с комариком плясала» - русская народная мелодия.
Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте
«Петушок» - муз. В. Кикты, сл. В. Татаринова. Тихая
(громкая) игра на музыкальном инструменте
«Май» - муз. Наваровой. Тихая (громкая) игра на
музыкальном инструменте
«Как у наших у ворот» русская народная песня

1

11.02

1
1
1

18.02
25.02
04.03

1

11.03

1

18.03

1

08.03

1

15.04

1

22.04

1

29.04

1

06.05

1

13.05

1

20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».