I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее АООП УО (вариант 1). АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека». Цель обучения - формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Задачи обучения: первоначальное формирование естественнонаучных знаний; обобщение и систематизация полученных ранее знаний; первоначальное формирование умения наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром; развитие способности раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека; знакомство с объектами и явлениями окружающего мира. Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе определяет следующие задачи: углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой природе, новых знаний об основных ее элементах; расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий; формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; углубление знаний обучающихся о природе своего края; формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе; формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и неживой природы; формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека; закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека; раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и жизнью человека; воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. 2 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно проводить простейшие опыты. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то, что сами обучающиеся могут сделать для сохранения чистоты природы. Содержание разделов № Количество Контрольные Название раздела п\п часов работы 1. Времена года. Осень 3 Живая природа. 2. 7 Растения 3. Времена года. Зима 3 4. Неживая природа 4 1 Живая природа. 5. 5 Животные 6. Времена года. Весна 3 Живая природа. 7. 4 Человек 8. Безопасное поведение 2 1 Времена года. Лето 3 Итого: 34 2 4 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным; воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой; осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родной природе; овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации. Предметные: Минимальный уровень: иметь представления о назначении объектов изучения; узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам; знать правила гигиены тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; 5 знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения; соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; выполнять доступные природоохранительные действия; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом. В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале. 6 Текущий контроль Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости. Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах: устный опрос; творческие и практические работы; самостоятельные работы. Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста. Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста. При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные». В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками: «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий; «хорошо» - от 51% до 65% заданий; «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий. Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов: Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и 7 последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала. Оценка «2» - не ставится. 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема предмета 1 Сезонные изменения в природе Осень 2 Растения и животные осенью ол-во часов К IV. Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Достаточный Минимальный уровень уровень Времена года. Осень - 3 часа 1 Обобщение Обобщают полученные полученных знаний о влиянии знания о влиянии Солнца на Солнца на изменения в изменения в природе природе (температура (температура воздуха, воды, воздуха, воды, количество количество тепла), на смену тепла), на смену времен года времен года по иллюстрациям Работа с календарем Работают с календарем Чередование времен Рассказывают о года, закрепление знаний о чередовании времен года названиях месяцев Проговаривают Проговаривание названия месяцев с помощью названий месяцев учителя Называние признаков Называют 3-4 осени признака осени Работа с текстом об Работают с текстом об осени осени Выполнение заданий Выполняют задания по по учебнику учебнику с помощью учителя Сравнение рисунков Нахождение различий Запоминание названий осенних цветов Называние овощей по рисункам 1 Сравнивают рисунки Находят 1-2 различия Читают 1-2 названия осенних цветов Называют 3-4 овоща по рисункам Обобщают полученные знания о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года Работают с календарем. Рассказывают о чередовании времен года Проговаривают названия месяцев. Называют 4-5 признаков осени Работают с текстом об осени Выполняют задания по учебнику Сравнивают рисунки Находят 2-3 различия, называют их Проговаривают 2-3 названия осенних цветов. Выполнение заданий по учебнику, ответы на вопросы Обобщение и закрепление представлений о жизни растений осенью Чтение текста Рассматривание рисунка Отгадывание загадок Называние известных животных, ответы на вопросы 3 Труд людей осенью Огород Чтение текста Ответы на вопросы Выполнение заданий по учебнику Рассматривание рисунка Называние садовых инструментов Составление рассказа о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе осенью Выполняют задания по учебнику Отвечают на вопросы кратко Обобщают представления о жизни растений осенью Читают часть текста Рассматривают рисунки Отгадывают загадки по картинкам Называют 3-4 известных животных по картинкам Читают часть текста Отвечают на вопросы 1 кратко Выполняют задания по учебнику Рассматривают рисунки Называют 1-2 садовых инструмента по картинке Составляют краткий рассказ о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе осенью по картинке Называют 4-5 овощей Выполняют задания по учебнику Отвечают на вопросы полным предложением Обобщают представления о жизни растений осенью Читают текст Рассматривают рисунки Отгадывают загадки Называют 4-5 известных животных по картинкам Читают текст Отвечают на вопросы полным предложением Выполняют задания по учебнику Рассматривают рисунки Называют 2-3 садовых инструмента Составляют рассказ о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе осенью Живая природа. Растения - 7 часов 10 4 Растения Огород 1 Показ объекта на рисунке (поле, огород) Перечисление инструментов для перекопки земли Ответы на вопросы об овощах Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица) Выполнение заданий по учебнику Показывают объект на рисунке (поле, огород) Перечисляют 1-2 инструмента для перекопки земли по картинке Отвечают на вопросы об овощах кратко Работают с опорными словами (корнеплоды, овощеводы, теплица) Выполняют задания по учебнику с помощью учителя 5 Лес Сад 1 Рассматривание рисунка Называние предметов мебели Наблюдение за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, липа, акация, орешник Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев Ориентировка в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди) Рассматривают рисунки Называют 1-2 предмета мебели по картинке Наблюдают за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, липа, акация, орешник Перечисляют 2-3 названия лиственных и хвойных деревьев с помощью учителя. Ориентируются в пространстве (определение Показывают и называют объект на рисунке (поле, огород). Перечисляют 2-3 инструмента для перекопки земли в натуральном виде в естественных условиях Отвечают на вопросы об овощах полным предложением Работают с опорными словами (корнеплоды, овощеводы, теплица) Выполняют задания по учебнику Рассматривают рисунки Называют 2-3 предмета мебели Наблюдают за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, липа, акация, орешник Перечисляют 3-4 названия лиственных и хвойных деревьев Ориентируются в пространстве (определение право, лево, 11 Рассматривание прибора для ориентировки в пространстве (компас) 6 Растения культурные и дикорастущие 7 Лекарственные растения право, лево, сзади, спереди) с помощью учителя Рассматривают прибор для ориентировки в пространстве (компас) 1 Чтение текста Читают часть текста Рассматривание Рассматривают рисунок рисунка Сравнивают 1-2 Сравнение растений растения Выполнение заданий по (наиболее учебнику распространенных) Описание ягод Выполняют задания по клубники учебнику Знакомство с Описывают ягоды понятиями «сорт», «семена» клубники Знакомятся с понятиями «сорт», «семена» с помощью учителя 1 Просмотр видео о лекарственных растениях Чтение текста Рассматривание рисунка Знакомство с лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком Просматривают видео о лекарственных растениях Читают часть текста Рассматривают рисунки Знакомятся с лекарственными растениями (читают названия и информацию на аптечной упаковке) с помощью учителя сзади, спереди) Рассматривают прибор для ориентировки в пространстве (компас) Читают текст Рассматривают рисунок Сравнивают 2-3 растения (наиболее распространенных) Выполняют задания по учебнику Описывают ягоды клубники и показывают их на картинке Знакомятся с понятиями «сорт», «семена» с помощью учебника Просматривают видео о лекарственных растениях Читают текст Рассматривают рисунки Знакомятся с лекарственными растениями (читают названия и информацию на аптечной 12 годности Отвечают на вопросы кратко 8 Красная книга 1 Чтение рассказа о Красной книге Ответы на вопросы Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду Читают часть рассказа о Красной книге Отвечают на вопросы кратко Рассматривают иллюстрации о редких видах растений и животных Отвечают на вопросы упаковке), способом их применения, сроком годности Отвечают на вопросы полным предложением Читают рассказ о Красной книге Отвечают на вопросы полным предложением Рассматривают иллюстрации о редких видах растений и животных Дают их описание по внешнему виду Отвечают на вопросы 13 9 1 0 Парки Растения поля 1 Просмотр видео о парках Чтение текста Словарная работа (парк, аллея, сквер) Описание парка (сквера) Ответы на вопросы Называние известных парков, расположенных вблизи местожительства Просматривают видео о парках Читают часть текста Работают с опорными словами (парк, аллея, сквер) Описывают парк (сквера) по картинке Отвечают на вопросы кратко Называют 1-2 известных парка, расположенных вблизи местожительства 1 Чтение текста Читают часть текста Составление рассказа Составляют краткий об изготовлении продуктов рассказ об изготовлении питания из муки продуктов питания из муки с Словарная работа помощью учителя (жатва, зернохранилище, Работают с опорными озимые, соломина, колос, словами (жатва, метелка) Чтение текста зернохранилище, озимые, (работа в поле в разное время соломина, колос, метелка), года), беседа по рисункам составляют словосочетания Отгадывание загадок Читают часть текста (работа в Сравнение двух объектов поле в разное время года) (пшеница и рожь; овес и Беседуют по рисункам гречиха) Отгадывают загадки по Изготовление поделки картинкам из соломы Сравнивают 2 объекта (пшеница и рожь; овес и гречиха) по картинке Изготавливают поделки из соломы с помощью учителя Просматривают видео о парках Читают текст Работают с опорными словами (парк, аллея, сквер) Описывают парк (сквера) Отвечают на вопросы полным предложением Называют 2-3 известных парка Читают текст Составляют рассказ об изготовлении продуктов питания из муки Работают с опорными словами (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка), составляют словосочетания и предложения Читают текст (работа в поле в разное время года) Беседуют по рисункам Отгадывают загадки самостоятельно Сравнивают 2 объекта (пшеница и рожь; овес и гречиха) Изготавливают поделки из соломы 14 15 1 1 Зима Признаки зимы 2 1 Растения и животные зимой Времена года. Зима - 3 часа 1 Называние зимних Называют зимние месяцев Называние месяцы по картинкам признаков зимы и зимних Называют 3-4 признака явлений природы зимы и зимних явлений Рассматривание природы по картинкам рисунка Определение Рассматривают рисунки признаков зимы Объяснение Определяют 3-4 признака зимы схем по картинкам Чтение рассказа, Читают часть рассказа ответы на вопросы Отвечают на вопросы кратко Составление рассказа Составляют краткий о зимних месяцах с опорой рассказ о зимних месяцах с на рисунки опорой на рисунки 1 Рассматривание и сравнение рисунков Чтение текста Описание зимнего леса Нахождение одинаковых снежинок Рассматривание рисунка Выполнение заданий по учебнику Составление рассказа о жизни растений и животных зимой Рассматривают рисунки Читают часть текста Описывают зимний лес по картинке Находят одинаковые снежинки Выполняют задания по учебнику с помощью учителя Отвечают на вопросы кратко Составляют краткий рассказ о жизни растений и животных зимой с помощью наводящих вопросов Называют зимние месяцы Называют 4-5 признаков зимы и зимних явлений природы Рассматривают рисунки Определяют 4-5 признаков зимы Читают рассказ Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о зимних месяцах Рассматривают рисунки Читают текст Описывают зимний лес по картинке Находят одинаковые снежинки Выполняют задания по учебнику Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о жизни растений и животных зимой 16 3 4 1 Труд людей зимой 1 Неживая природа Почва 1 Рассматривание Рассматривают рисунки рисунка Отвечают на вопросы Ответы на вопросы кратко Чтение рассказа Читают часть рассказа Ответы на вопросы Отвечают на вопросы Закрепление Закрепляют представлений о представления о деятельности деятельности человека в человека в связи с сезонными связи с сезонными изменениями в природе зимой изменениями в природе Рассказывают о зимой безопасном поведении зимой: Безопасное поведение гололёд с помощью учителя зимой: гололёд Неживая природа - 4 часа 1 Рассматривание Рассматривают рисунки рисунка Отвечают на вопросы Ответы на вопросы Рассматривают глобус Рассматривание Находят моря и суши с глобуса Нахождение морей помощью учителя и суши Читают часть текста о Чтение текста о почве почве Отвечают на вопросы Ответы на вопросы кратко Рассматривание Рассматривают образцы образцов почвы почвы Показ видов почвы Показывают виды Знакомство почвы обучающихся со Знакомятся со свойствами почвы, её свойствами почвы по составом, значением для картинкам жизни животных и человека Составляют краткий Составление рассказа об рассказ об обработке земли по Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы Читают рассказ Отвечают на вопросы полным предложением Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой Рассказывают о безопасном поведении зимой: гололёд Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы Рассматривают глобус Находят моря и суши Читают текст о почве Отвечают на вопросы полным предложением Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы Знакомятся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человек в натуральном виде в естественных условиях 17 обработке земли картинкам Составляют рассказ об обработке земли 18 5 1 Песок, глина, перегной 1 6 Камни 1 Рассматривание образцов почвы Показ видов почвы Простейшие свойства почвы, их значение для растений Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Практическая работа с песком и глиной Чтение текста Составление рассказа о глине Ответы на вопросы Чтение текста. Рассматривание разнообразных камней. Ответы на вопросы. Рассматривание изделий из поделочных и драгоценных камней. Просмотр видео. Составление рассказа о камнях 1 Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы на картинке Слушают о простейших свойства почвы, их значение для растений Изучают способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. по картинке Выполняют практическую работу с песком и глиной с помощью учителя Читают часть текста Составляют краткий рассказ о глине по картинке Отвечают на вопросы кратко Читают часть текста. Рассматривают разнообразные камни. Отвечают на вопросы кратко. Рассматривают изделия из поделочных и драгоценных камней. Просматривают видео. Составляют краткий рассказ о камнях по картинкам Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы на картинке Читают о простейших свойства почвы, их значение для растений Изучают способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. в натуральном виде в естественных условиях Выполняют практическую работу с песком и глиной Читают текст Составляют рассказ о глине Отвечают на вопросы полным предложением Читают текст. Рассматривают разнообразные камни. Отвечают на вопросы полным предложением. Рассматривают изделия из поделочных и драгоценных камней. Просматривают видео. Составляют рассказ о камнях 19 Рельеф Горы и равнины 1 7 8 1 Домашни е животные 1 Просмотр видео о Просматривают видео о горах горах Нахождение и Находят и показывают называние на картинке гор и на картинке горы и равнины равнин Читают часть текста Чтение текста учебника учебника, ответы на вопросы Отвечают на вопросы Сравнение гор, кратко холмов, нахождение Сравнивают горы, холмы сходства и различий находят сходство Зарисовка гор и Срисовывают горы и холмов в рабочей тетради холмы в рабочую тетрадь Составление рассказа Составляют рассказ о о нашей местности нашей местности по картинке Живая природа. Животные - 3 часа 1 Чтение текста о роли Читают часть текста о и значения домашних роли и значения домашних животных в жизни человека животных в жизни человека Знакомство с работой Знакомятся с работой человека по созданию новых, человека по созданию новых, полезных для него пород полезных для него пород животных животных Называние домашних Называют домашних животных по рисунку животных по рисунку Правила ухода за Слушают о правилах домашними животными ухода за домашними Рассказ о домашних животными животных: лошадь, овца, Рассказывают о корова, свинья. Разведение домашних животных: лошадь, человеком домашних овца, корова, свинья по животных, уход за ними картинкам Просматривают видео о горах Находят и называют горы и равнины на картинке Читают текст учебника Отвечают на вопросы полным предложением Сравнивают горы, холмы находят сходство и различия Зарисовывают горы и холмы в рабочей тетради Составляют рассказ о нашей местности Читают текст о роли и значения домашних животных в жизни человека Знакомятся с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных Называют домашних животных Читают о правилах ухода за домашними животными Рассказывают о домашних животных: лошадь, овца, корова, свинья. 20 Разнообразие пород домашних животных Рассказывают о разнообразии пород домашних животных по картинкам Рассказывают о разнообразии пород домашних животных по прочитанному 21 Птицы 1 Рассматривание рисунка Называние знакомых птиц Чтение текста о птицах Домашние птицы: курица, гусь, утка Внешний вид, повадки, забота о потомстве, уход за ними Развешивание кормушек для птиц Рассматривают рисунки Называют 3-4 знакомые птицы по картинке Читают часть текста о птицах Отвечают на вопросы кратко Слушают о домашних птицах: курица, гусь, утка Описывают внешний вид и правила уход за ними Развешивают кормушки для птиц 2 Дикие птицы 1 Чтение текста о водоплавающих птицах (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания Нахождение на картинке диких птиц: утка, гусь, лебедь Сравнение с домашними уткой и гусем Просмотр видео о лебедях Рассказ о птицах Читают часть текста о водоплавающих птицах (дикие и домашние) Знакомятся с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания по картинке Находят на картинке 2-3 дикие птицы утка, гусь, лебедь Сравнивают с домашними уткой и гусем Просматривают видео о лебедях Кратко рассказывают о птицах с помощью учителя 1 9 0 Рассматривают рисунки Называют 4-5 знакомых птиц Читают текст о птицах Отвечают на вопросы полным предложением Слушают о домашних птицах: курица, гусь, утка. Описывают внешний вид, повадки, заботу о потомстве и правила уход за ними Развешивают кормушки для птиц Читают текст о водоплавающих птицах (дикие и домашние), Знакомятся с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания Находят на картинке 34 дикие птицы утка, гусь, лебедь Сравнивают с домашними уткой и гусем Просматривают видео о лебедях Рассказывают о птицах 22 2 Весна Растения весной 2 Животные весной 1 2 Времена года. Весна - 3 часа Просмотр видео о Просматривают видео о признаках весны признаках весны Определение Определяют 3-4 признаков весны по признака весны по рисункам рисункам Наблюдают за погодой Наблюдение за Читают часть рассказа о весне погодой Определяют названия Чтение рассказа о месяца по рисунку весне Обобщают Определение представления о жизни названия месяца по растений весной рисунку Называют 3-4 весенних Обобщение и цветка по картинке закрепление Высевают семена и представлений о жизни наблюдают за всходами растений весной Отработка названий весенних цветов Посев семян и уход за всходами 1 Чтение рассказа Читают часть рассказа Ответы на вопросы Отвечают на вопросы Выполнение Выполняют задания по заданий по учебнику учебнику Обобщение и Обобщают закрепление представления о жизни представлений о жизни животных весной по животных весной картинкам Составление Составляют краткий рассказа по рисункам рассказ по рисункам 1 Просматривают видео о признаках весны Определяют 4-5 признака весны Наблюдают за погодой Читают рассказ о весне Определяют названия месяца Обобщают представления о жизни растений весной Называют 3-4 весенних цветка в натуральном виде в естественных условиях Высевают семена и ухаживают за всходами Читают рассказ Отвечают на вопросы Выполняют задания по учебнику Обобщают и закрепляют представления о жизни животных весной Составляют рассказ Рисуют муравейник в тетради 23 Рисование муравейника в тетради Название детенышей животных 3 2 Труд людей весной 2 6 Человек Мозг человека 1 1 Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной Называние весенних месяцев на картинках Чтение стихотворения о весне Составление рассказа о труде людей весной Срисовывают муравейник в тетрадь Называют 2-3 детенышей животных по картинке Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы кратко Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной по учебнику Называют весенние месяцы по картинкам Читают часть стихотворения о весне Составляют рассказ о труде людей весной по картинкам и с помощью наводящих вопросов учителя Живая природа. Человек – 4 часа Показ частей тела Показывают части тела человека человека на картинке Чтение рассказа Читают часть рассказа Ответы на вопросы Отвечают на вопросы Выполнение кратко практических заданий Называют 3-4 детенышей животных Читают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы полным предложением Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной по учебнику Называют весенние месяцы Читают стихотворение о весне Составляют рассказ о труде людей весной по картинкам Показывают части тела человека на картинке Читают часть рассказа Отвечают на вопросы полным предложением 24 Объяснение и показ неправильного поведения по картинке Проговаривание правил профилактики травм головного мозга 2 Режим дня Рассматривание 1 схемы 7 Называние частей суток 2 8 Охрана природы Закрепление знаний о режиме дня Чтение текста о режиме дня Ответы на вопросы Составление рассказа о разнообразии часов Изучение таблицырежима дня Рассказ о предупреждении перегрузок, правильном чередование труда и отдыха 1 Чтение текста Ответы на вопросы Рассматривание рисунка Выполняют практические задания с помощью учителя Показывают неправильное поведение по картинке Читают правила профилактики травм головного мозга Рассматривают схемы Называют части суток по картинке Закрепляют знания о режиме дня Читают часть текста о режиме дня Отвечают на вопросы кратко Составляют рассказ о часах Рассказывают о правильном чередовании труда и отдыха с помощью наводящих вопросов Выполняют практические задания с помощью учителя Показывают и объясняют неправильное поведение Проговаривают правила профилактики травм головного мозга Рассматривают схемы Называют части суток Закрепляют знания о режиме дня Читают текст о режиме дня Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о разнообразии часов Рассказывают о предупреждении перегрузок, правильном чередование труда и отдыха по картинкам Читают часть текста Читают текст Отвечают на вопросы Отвечают на Рассматривают рисунок вопросы 25 Обсуждение состояния природы и ее влияние на здоровье человека Сравнение рисунков Ответы на вопросы Расширение представлений о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека Обсуждают состояния природы и ее влияние на здоровье человека Отвечают на вопросы кратко Расширяют представления о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека Рассматривают рисунок Обсуждают состояния природы и ее влияние на здоровье человека Сравнивают рисунки Отвечают на вопросы полным предложением Расширяют представления о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека 26 2 Зоопарки 9 0 3 Безопасное поведение дома и в школе Чтение текста Рассматривание картинки Называние известных животных Просмотр видео о зоопарках Запись понятия в тетрадь Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах Словарная работа (заповедник, лесничество) Читают часть текста Рассматривают картинки Называют 3-4 известных животных по картинкам Просматривают видео о зоопарках Составляют рассказ о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах с помощью учителя Работают с опорными словами (заповедник, лесничество), составляют словосочетания Безопасное поведение – 2 часа 1 Чтение текста Читают часть текста Рассматривание Рассматривают рисунка рисунки Рассказ о правилах Рассказывают о поведения и безопасности правилах поведения и дома и в школе безопасности дома и в школе Чтение по картинкам стихотворение Читают часть Чтение и стихотворение запоминание телефонов Читают и запоминают экстренных служб телефоны экстренных служб 1 Читают текст Рассматривают картинки Называют 4-5 известных животных Просматривают видео о зоопарках Составляют рассказ о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах по картинкам Работают с опорными словами (заповедник, лесничество), составляют словосочетания и предложения Читают текст Рассматривают рисунки Рассказывают о правилах поведения и безопасности дома и в школе Читают стихотворение Читают и называют телефоны экстренных служб 27 1 3 Правила дорожного движения Транспорт 3 2 Лето Растения летом 1 Чтение текста о Читают часть текста о правилах поведения на правилах поведения на улице улице Повторяют ПДД: Изучение ПДД: сигналы светофора, сигналы светофора, пешеходный переход, правила пешеходный переход, нахождения ребенка на улице правила нахождения (сопровождение взрослым, ребенка на улице движение по тротуару, (сопровождение взрослым, переход улицы по движение по тротуару, пешеходному переходу) переход улицы по Рассматривают пешеходному переходу) рисунки Рассматривание Повторяют правила рисунка безопасного поведения в Правила безопасного общественном транспорте по поведения в общественном картинкам транспорте Показывают и Показ и называние называют разные разных транспортных транспортные средства на средств на фото фото Чтение Читают часть стихотворения о разных стихотворения о разных транспортных средствах транспортных средствах Времена года. Лето - 3 часа 1 Рассматривание Рассматривают рисунка рисунки Называние Называют 3-4 признака признаков лета лета по картинкам Рассказ по схеме о Рассказывают по схеме влиянии солнца о влиянии солнца Чтение рассказа Читают часть рассказа Ответы на вопросы Отвечают на вопросы Читают текста о правилах поведения на улице Повторяют ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу) Рассматривают рисунки Повторяют правила безопасного поведения в общественном транспорте Показывают и называют разные транспортные средства Читают стихотворение о разных транспортных средствах Рассматривают рисунки Называют 4-5 признаков лета Рассказывают по схеме о влиянии солнца Читают рассказ Отвечают на вопросы 28 3 4 3 Животные летом 3 Труд людей летом Безопасные летние каникулы Сравнение рисунков Называние деревьев по фото Зарисовка фруктов и цветов по памяти Чтение стихотворения Составление рассказа о растениях леса летом Обобщение и закрепление представлений о жизни растений летом 1 Рассматривание рисунков Нахождение и показ известных животных Называние детенышей животных Составление рассказа о звере по плану Рассказ о домашних животных по рисунку Обобщение и закрепление представлений о жизни животных летом 1 Рассматривание картинок Чтение рассказа Ответы на вопросы Сравнивают рисунки Называют 2-3 дерева по фото Раскрашивают фрукты и цветы по памяти Читают часть стихотворения Составляют рассказ о растениях леса летом по картинкам Обобщают представления о жизни растений летом по картинкам Рассматривают рисунки Находят 3-4 известных животных по картинке Называют 3-4 детенышей животных по картинке Составляют рассказ о звере по картинке Рассказывают о домашних животных по рисунку Закрепляют представления о жизни животных летом Рассматривают картинки Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Сравнивают рисунки Называют 3-4 дерева Зарисовывают фрукты и цветы по памяти Читают стихотворение Составляют рассказ о растениях леса летом Обобщают представления о жизни растений летом по памяти Рассматривают рисунки Находят 4-5 известных животных Называют 3-4 детенышей животных Составляют рассказ о звере по плану Рассказывают о домашних животных по рисунку Закрепляют и обобщают представления о жизни животных летом Рассматривают картинки Читают рассказ Отвечают на вопросы 29 Составление рассказа Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Чтение стихотворения Проговаривание правил купания и нахождения на солнце Выполнение заданий по учебнику Зарисовка любимого времени года Составляют рассказ Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Читают часть стихотворения Проговаривают 2-3 правила купания и нахождения на солнце Выполняют задания по учебнику Срисовывают любимое время года Составляют рассказ Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Читают стихотворение Проговаривают 2-3 правила купания и нахождения на солнце Выполняют задания по учебнику Зарисовывают любимое время года 30 31 Поурочное планирование по предмету «Мир природы и человека», 4 «В» класс, учитель Кураян Т.Х. № 1 2 3 Название темы I четверть – 8 ч Времена года. Осень - 3 часа Сезонные изменения в природе. Осень Растения и животные осенью Труд людей осенью. Огород. Контрольная работа. Живая природа. Растения - 7 часов Колво часов Дата План Факт 1 1 1 06.09 13.09 20.09 4 5 6 7 8 Растения. Огород Лес. Сад Растения культурные и дикорастущие Лекарственные растения Красная книга II четверть – 8 ч 1 1 1 1 1 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 9 10 Парки Растения поля. Контрольная работа. Времена года. Зима - 3 часа 1 1 08.11 15.11 11 12 13 Зима. Признаки зимы Растения и животные зимой Труд людей зимой Неживая природа - 4 часа 1 1 1 22.11 29.11 06.12 14 Неживая природа. Почва 1 13.12 15 Песок, глина, перегной 1 20.12 16 Камни 1 27.12 17 III четверть – 11 ч Рельеф. Горы и равнины. Контрольная работа. Живая природа. Животные - 4 часа 1 10.01 18 Домашние животные 1 17.01 19 20 21 Дикие животные Птицы Дикие птицы Времена года. Весна - 3 часа. 1 1 1 24.01 31.01 07.02 22 23 24 Весна. Растения весной Животные весной Труд людей весной 1 1 1 14.02 21.02 28.02 Живая природа. Человек – 4 часа 25 Человек. Мозг человека 1 07.03 26 Режим дня 1 14.03 27 Охрана природы 1 21.03 1 04.04 IV четверть – 6 ч 28 Зоопарки Безопасное поведение – 2 часа 29 Безопасное поведение дома и в школе 1 11.04 30 Правила дорожного движения. Транспорт. Контрольная работа. Времена года. Лето - 3 часа 1 18.04 31 Лето. Растения летом 1 25.04 32 Животные летом 1 16.05 33 Труд людей летом Безопасные летние каникулы 1 23.05 3 3 Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Мир природы и человека», 4»Г» класс, учитель Хачкинаян Анжелика Михайловна № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Тема Кол-во часов Дата По плану По факту Сезонные изменения в природе. Осень 1 02.09. Растения и животные осенью 1 09.09. Труд людей осенью.Огород 1 16.09. Растения .Огород 1 23.09. Лес. Сад. 1 30.09. Растения культурные и дикорастущие 1 07.10. Лекарственные растения 1 14.10. Красная книга 1 21.10. Парки 1 11.11. Растения поля 1 18.11. Зима .Признаки зимы 1 25.11. Растения и животные зимой 1 02.12 Труд людей зимой 1 09.12. Неживая природа .Почва Песок, глина, перегной 1 16.12. 1 23.12. Камни 1 28.12. Рельеф. Горы и равнины 1 13.01. Домашние животные 1 20.01. Птицы 1 27.01. Дикие птицы 1 03.02. Весна .Растения весной 1 10.02. Животные весной 1 17.02. Труд людей весной 1 24.02. Человек .Мозг человека 1 03.03. Режим дня 1 10.03. Охрана природы 1 17.03. Зоопарки 1 07.04. Безопасное поведение дома и в школе 1 14.04. Правила дорожного движения .Транспорт 1 21.04. Правила дорожного движения .Транспорт 1 28.04. Лето. Растения летом 1 05.05. Лето. Растения летом 1 12.05. 3 4 33. Животные летом 34. Труд людей летом. Безопасные летние каникулы 1 19.05. 1 26.05. По учебному плану школы 34 недели. По программе учебный материал, рассчитанный на 34 часа, распределен в полном объеме. 3 5