I. Пояснительная записка. Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления". Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какогото общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных математических представлений. Место предмета в учебном плане В соответствие с индивидуальными учебными планами общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Математические представления» в первом и третьем классе отводится по 1 часу в неделю (33 ч./ в год – 1 класс), (34 ч./в год – 3 класс). Сроки реализации программы: 1 год II. Содержание учебного предмета Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления". Раздел «Пространственные представления»: Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу). Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), верхний край листа, верхняя часть листа. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): снизу-вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний. Определение, месторасположения предметов в ряду. Раздел «Представление о форме»: Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, круг. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (квадрат, круг). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х) частей. Составление геометрической фигуры (круг, квадрат). Штриховка геометрической фигуры (квадрат, круг). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (квадрат, круг, по точкам). Рисование геометрической фигуры (круг, квадрат). Раздел «Представления о величине»: Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Раздел «Количественные представления»: Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3. Определение места числа (от 0 до 3) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, ) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 3. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Раздел «Временные представления». Узнавание частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: вчера, сегодня, завтра. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. III. 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математические представления". класс Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. На уроках Математические представления в 1 классе формируются следующие личностные результаты: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к окружающим; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математические представления". 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: • умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; • умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; • умение различать, сравнивать и преобразовывать множества; 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет. • умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; • умение пересчитывать предметы в доступных пределах; • умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 3; 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: • умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия; • умение распознавать цифры. • умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками. 3 класс 3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. На уроках Математические представления в 3 классе формируются следующие личностные результаты: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к окружающим; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математические представления". 12) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: • умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; • умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; • умение различать, сравнивать и преобразовывать множества; 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет. • умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; • умение пересчитывать предметы в доступных пределах; • умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 3; 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: • умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия; умение распознавать цифры. • умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов • действия по подражанию взрослому; • действия совместно со взрослым; • действия по образцу; • практические действия с различными материалами и предметами; • выполнение заданий по словесной инструкции; • слушание учителя; • просмотр видеоматериалов; • выполнение упражнений; • наблюдение; • работа раздаточным материалом; • проектная деятельность; • оценивание своих учебных достижений. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся Метод проектов, при работе с детьми ОВЗ – это совместная деятельность педагога, обучающихся и родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества воспитательного процесса. Метод учебного проекта - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников, педагога и родителя проекта проектной деятельности результат всегда известен и ребенок всегда знает, что будет продуктом его деятельности. Возможными продуктами проекта могут быть: видеофильм, сценарий, газета, коллекция, экскурсия и т. д. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником, педагогом и их родителями стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников и их родителей). Но в результате, обучающиеся и их родители, совместными усилиями (под контролем педагога) решают проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат. Перед началом использования метода проектирования надо проанализировать уровень мыслительной деятельности учащихся по показателям: способность обнаружить, понять проблему; способность ставить задачу; способность планировать свои действия; способность оценивать ситуацию; способность находить решение Использование в работе с учащимися метода проекта дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоциональноволевую сферу и.т.д. Поэтому проектный метод можно отнести к личностно ориентированному методу воспитания. Метод проектов является действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся, он развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебе. Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе. Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду. Если проектная работа выполняется ребѐнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим. Таким образом, метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме. IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Тема урока Кол-во ЭОР № п/п часов Пов торение. I раз дел. Пространственные представления 1. Части тела и лица человека 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 2. Части тела и лица человека. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 3. Определение местонахождения предметов в пространстве: впереди сзади. Определение местонахождения предметов в пространстве: впереди сзади. Перемещение в классе с помощью взрослого. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 6. Самостоятельное перемещение в комнате по словесной инструкции 1 7. Перемещение пространстве. 1 Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://www.moi-sat.ru/ Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://www.moi-sat.ru/ 8. Определение местонахождения предметов: близко - далеко. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 9. Определение местонахождения объектов: вверху - внизу. 1 Учебно-метадический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html 10. Составление ряда из предметов: слева направо. 11. Определение местонахождения объектов: вверху - внизу. 4. 5. 12. предметов в Учительский портал http://www.uchportal.ru 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru Презентация Ориентация на плоскости: справа – 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru слева, вверху – внизу. Презентация II раздел. Предс тавление о форме 1. Шар. Большие и маленькие шары 1 Яндех.ru http://www.nachalka.com/igrovaja 2. Шар и круг. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 3. Предметы круглой формы. 1 https://урок.рф/ 4. 1 Яндех.ru http://www.nachalka.com/igrovaja 5. Игры с предметами круглой формы. Куб. Большие и маленькие кубики. 1 Яндех.ru http://www.nachalka.com/igrovaja 6. Куб и квадрат. 1 Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html 7. Выделение шара и кубика из группы фигур. 1 https://kopilkaurokov.ru/corect/pres entacii/eliektronnyi_obrazovatiel_n yi_riesurs_dlia_zaniatii_po_matiem atikie_s_diet_mi_s_ 8. Конструирование из кубиков и шаров. 1 9. Обводка геометрической фигуры ( квадрат, кру) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (квадрат, по точкам). 1 Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Интерактивная презентация https://урок.рф/ 11. Рисование геометрической фигуры ( круг, квадрат). 1 12. Предметы круглой, квадратной, формы. Штриховка геометрических фигур. 1 1. Различение однородных предметов по величине. Большой – маленький. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 2. Сравнение двух объектов по величине (большой - маленький). 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 3. Сравнение двух объектов по величине (большой - маленький). 1 Яндех.ru http://www.nachalka.com/igrovaja 10. 13. 1 Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ https://урок.рф/ Интерактивная презентация 1 https://урок.рф/ Интерактивная презентация III раздел. Предст авление о величине 4. Большие и маленькие предметы. 1 Интерактивная презентация 5. Различение предметов по длине. Длинный – короткий. Выделение длинных и коротких предметов из группы. 1 Практические действия 1 Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ 7. Игры с длинными и короткими предметами. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 8. Различение предметов по высоте: высокий - низкий. Различение предметов по высоте: высокий - низкий. 1 Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ Учительский портал http://www.uchportal.ru 10. Конструирование из кубиков высоких и низких объектов. 1 11. Конструирование из блочного 1 Медиатека просвещение конструктора широких, узких https://media.prosv.ru/ объектов. Экскурсия. Длинные и короткие, 1 Российская электронная школа высокие и низкие предметы в https://resh.edu.ru/ окружающем мире. IV раздел. Количест венные представления Нахождение одинаковых 1 Индивидуальные карточки предметов. Различение множеств. Один 1 Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ предмет. Цифра 1. umk1.html Один предмет. Цифра 1. 1 Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Количество предметов в пределах 1 Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ двух. Цифра 2. umk1.html Количество предметов в пределах 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ двух. Цифра 2. Количество предметов в пределах 1 Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ трех. Цифра 3. 6. 9. 12. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Количество предметов в пределах трех. Цифра 3. Количество предметов в пределах трех. Цифра 3. Различение множеств: много - мало, нет, пусто. 1 1 1 1 Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ 10. Один предмет. Цифра 1. 1 11. Один предмет. Цифра 1. 1 12. Количество предметов в пределах двух. Цифра 2. 1 13. Количество предметов в пределах двух. Цифра 2. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 14. Количество предметов в пределах трех. Цифра 3. 1 15. Монеты: 1 руб., 2 руб. 1 16. Монеты: 1 руб., 2 руб. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html 17. Монеты 1 рубль, 2 рубля. 18. 19. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Практические действия. Работа в тетради. Счётные палачи. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Монеты 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Российская электронная школа Работа с калькулятором. Набор 1 https://resh.edu.ru/ цифр: 1 - 5, знаков «+», «-». Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html V раздел. Времен ные представления 1 1. Части суток. День, вечер, ночь.. 1 2. Части суток. День, вечер, ночь. 1 3. Время года: осень. 1 4. Время года: осень. 1 5. Экскурсия. Наблюдение погодой, временем суток. за 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Работа с презентацией в программе PowerPoint Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Практические действия. Раздаточный материал. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Интерактивная презентация Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Выполнения заданий http://умксипр.рф/index.php/comp onent/k2/itemlist/category/58-1-31vremennye-predstavleniya.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Интерактивная презентация Практические задания http://ege.pskgu.ru/index.php/comp onent/k2/item/160-zadacha-2formirovaniepredstavleniya-onedele.html 6. Время года: зима. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/um k/umk1.html Практические задания http://ege.pskgu.ru/index.php/comp onent/k2/item/904-2-4-6sootneseniedeyatelnosti-sobytiyas-vremennympromezhutkomsejchas-potom-vcherasegodnyazavtra-na-sleduyushchijdenpozavchera-poslezavtradavnonedavno.html 7. Время года: зима. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Экскурсия на территории школы. Упражнение на развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности «Карусель». Наблюдение за явлениями погоды. Определение по наиболее характерным признакам времени года. Игровое упражнение на развитие умения определять модель поведения в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения и ситуации (на прогулке). Закрепление навыка самостоятельно одеваться на прогулку. Игры на свежем воздухе. Выполнение инструкций педагога 8. Время года: весна. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/um k/umk1.html https://урок.рф/ Практические задания. http://ege.pskgu.ru/index.php/comp onent/k2/item/925-3-1-9uznavanierazlicheniemesyatsev.html 9. Время года: весна. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html https://урок.рф/ Интерактивная презентация 10. Экскурсия на школьную площадку. Наблюдение за погодой Время года: лето. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/um k/umk1.html https://урок.рф/ Практические задания. 11. http://ege.pskgu.ru/index.php/comp onent/k2/item/911-2-4-13sootnesenievremeni-s-nachalom-ikontsomdeyatelnosti.html 3 класс Тема урока Кол-во ЭОР № п/п часов Пов торение. I раз дел. Пространственные представления 1. Части тела и лица человека 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 2. Части тела и лица человека. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 3. Определение местонахождения предметов в пространстве: впереди сзади. Определение местонахождения предметов в пространстве: впереди сзади. Перемещение в классе с помощью взрослого. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 6. Самостоятельное перемещение в комнате по словесной инструкции 1 7. Перемещение пространстве. 1 Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://www.moi-sat.ru/ Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://www.moi-sat.ru/ 8. Определение местонахождения предметов: близко - далеко. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 9. Определение местонахождения объектов: вверху - внизу. 1 Учебно-метадический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html 10. Составление ряда из предметов: слева направо. 11. Определение местонахождения объектов: вверху - внизу. 4. 5. 12. предметов в Учительский портал http://www.uchportal.ru 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru Презентация Ориентация на плоскости: справа – 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru слева, вверху – внизу. Презентация II раздел. Предс тавление о форме 1. Шар. Большие и маленькие шары 1 2. Шар и круг. 1 3. Предметы круглой формы. 1 https://урок.рф/ 4. 1 Яндех.ru http://www.nachalka.com/igrovaja 5. Игры с предметами круглой формы. Куб. Большие и маленькие кубики. 1 Яндех.ru http://www.nachalka.com/igrovaja 6. Куб и квадрат. 1 Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html 7. Выделение шара и кубика из группы фигур. 1 https://kopilkaurokov.ru/corect/pres entacii/eliektronnyi_obrazovatiel_n yi_riesurs_dlia_zaniatii_po_matiem atikie_s_diet_mi_s_ 8. Конструирование из кубиков и шаров. 1 9. Обводка геометрической фигуры ( квадрат, кру) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (квадрат, по точкам). 1 Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Интерактивная презентация https://урок.рф/ 11. Рисование геометрической фигуры ( круг, квадрат). 1 12. Предметы круглой, квадратной, формы. Штриховка геометрических фигур. 1 1. Различение однородных предметов по величине. Большой – маленький. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 2. Сравнение двух объектов по величине (большой - маленький). 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 3. Сравнение двух объектов по величине (большой - маленький). 1 Яндех.ru http://www.nachalka.com/igrovaja 10. 13. 1 Яндех.ru http://www.nachalka.com/igrovaja Учительский портал http://www.uchportal.ru Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ https://урок.рф/ Интерактивная презентация 1 https://урок.рф/ Интерактивная презентация III раздел. Предст авление о величине 4. Большие и маленькие предметы. 1 Интерактивная презентация 5. Различение предметов по длине. Длинный – короткий. Выделение длинных и коротких предметов из группы. 1 Практические действия 1 Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ 7. Игры с длинными и короткими предметами. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 8. Различение предметов по высоте: высокий - низкий. Различение предметов по высоте: высокий - низкий. 1 Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ Учительский портал http://www.uchportal.ru 10. Конструирование из кубиков высоких и низких объектов. 1 11. Конструирование из блочного 1 Медиатека просвещение конструктора широких, узких https://media.prosv.ru/ объектов. Экскурсия. Длинные и короткие, 1 Российская электронная школа высокие и низкие предметы в https://resh.edu.ru/ окружающем мире. IV раздел. Количест венные представления Нахождение одинаковых 1 Индивидуальные карточки предметов. Различение множеств. Один 1 Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ предмет. Цифра 1. umk1.html Один предмет. Цифра 1. 1 Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Количество предметов в пределах 1 Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ двух. Цифра 2. umk1.html Количество предметов в пределах 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ двух. Цифра 2. Количество предметов в пределах 1 Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ трех. Цифра 3. 6. 9. 12. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Количество предметов в пределах трех. Цифра 3. Количество предметов в пределах трех. Цифра 3. Различение множеств: много - мало, нет, пусто. 1 1 1 1 Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ Медиатека просвещение https://media.prosv.ru/ 10. Один предмет. Цифра 1. 1 11. Один предмет. Цифра 1. 1 12. Количество предметов в пределах двух. Цифра 2. 1 13. Количество предметов в пределах двух. Цифра 2. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 14. Количество предметов в пределах трех. Цифра 3. 1 15. Монеты: 1 руб., 2 руб. 1 16. Монеты: 1 руб., 2 руб. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html 17. Монеты 1 рубль, 2 рубля. 18. 19. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Практические действия. Работа в тетради. Счётные палачи. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Монеты 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Российская электронная школа Работа с калькулятором. Набор 1 https://resh.edu.ru/ цифр: 1 - 5, знаков «+», «-». Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html V раздел. Времен ные представления 1 1. Части суток. День, вечер, ночь.. 1 2. Части суток. День, вечер, ночь. 1 3. Время года: осень. 1 4. Время года: осень. 1 5. Экскурсия. Наблюдение погодой, временем суток. за 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Работа с презентацией в программе PowerPoint Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Практические действия. Раздаточный материал. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Интерактивная презентация Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Выполнения заданий http://умксипр.рф/index.php/comp onent/k2/itemlist/category/58-1-31vremennye-predstavleniya.html Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Интерактивная презентация Практические задания http://ege.pskgu.ru/index.php/comp onent/k2/item/160-zadacha-2formirovaniepredstavleniya-onedele.html 6. Время года: зима. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/um k/umk1.html Практические задания http://ege.pskgu.ru/index.php/comp onent/k2/item/904-2-4-6sootneseniedeyatelnosti-sobytiyas-vremennympromezhutkomsejchas-potom-vcherasegodnyazavtra-na-sleduyushchijdenpozavchera-poslezavtradavnonedavno.html 7. Время года: зима. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html Экскурсия на территории школы. Упражнение на развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности «Карусель». Наблюдение за явлениями погоды. Определение по наиболее характерным признакам времени года. Игровое упражнение на развитие умения определять модель поведения в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения и ситуации (на прогулке). Закрепление навыка самостоятельно одеваться на прогулку. Игры на свежем воздухе. Выполнение инструкций педагога 8. Время года: весна. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/um k/umk1.html https://урок.рф/ Практические задания. http://ege.pskgu.ru/index.php/comp onent/k2/item/925-3-1-9uznavanierazlicheniemesyatsev.html 9. Время года: весна. 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html https://урок.рф/ Интерактивная презентация 10. Экскурсия на школьную площадку. Наблюдение за погодой Время года: лето. 1 Учительский портал http://www.uchportal.ru 1 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/um k/umk1.html https://урок.рф/ Практические задания. 11. http://ege.pskgu.ru/index.php/comp onent/k2/item/911-2-4-13sootnesenievremeni-s-nachalom-ikontsomdeyatelnosti.html . №п/п Поурочное планирование по предмету «Математические представления», 1 «В» класс, учитель Тепенджиева Р.А. Тема урока Кол-во Дата часов План 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Понятие предмета. Большой Маленький Большой -маленький Широкий Узкий Широкий -узкий длинный короткий Длинный -короткий Повторение пройденного Круг Квадрат Различение круга и квадрата Повторение пройденного Вверху Внизу Верх-низ Спереди Сзади Спереди -сзади Близко Далеко Близко-далеко Середина Вправо Влево Вправо-влево Повторение пройденного Утро, день, вечер, ночь Сегодня, завтра Повторение пройденного 33 34 Резервный урок Резервный урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 03.09 10.09 17.09 24.09 01.10 08.10 15.10 22.10 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 28.01 04.02 11.02 18.02 25.02 04.03 11.03 18.03 08.04 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05 Факт Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические представления», 3 «Г» класс, учитель Бабаян А.Г. № п/п Содержание тем 1 2 Время года. Число и цифра 1. Большой, маленький. Длинный, короткий. Число и цифра 2. Состав числа. Высокий, низкий. Широкий, узкий. Число и цифра 3. Состав числа. Толстый, тонкий. Число и цифра 4. Состав числа. Счёт прямой, обратный. Больше, меньше. Число и цифра 5. Длинные, короткие, одинаковые. Число и цифра 0. Число и цифра 6. Написание цифры. Место числа 6 в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 6. Состав числа 6. Повторение пройденного материала. Счёт по 2. Число и цифра 7. Написание цифры. Место в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 7. Состав числа 7. Сутки. Вчера, завтра, сегодня. Число и цифра 8. Написание цифры. Место в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 8. Состав числа 8. Игровые задания. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (верх, низ, перед, зад, право, лево) Определение месторасположения предметов в пространстве: сверху, снизу. Определение месторасположения предметов в пространстве: впереди, сзади. Определение месторасположения предметов в пространстве: справа, слева. Определение месторасположения предметов в пространстве: перед, на, за, под. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Овал. Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника, квадрата. Число и цифра 9. Запись цифры 9. Место числа 9 в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 9. Состав числа 9. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Дата изучения Кол-во По плану часов 05.09 1 12.09 1 1 19.09 1 26.09 1 03.10 1 1 10.10 17.10 1 1 1 1 24.10 07.11 14.11 21.11 1 1 1 28.11 05.12 12.12 1 1 1 19.12 26.12 09.01 1 16.01 1 23.01 1 30.01 1 06.02 1 1 1 1 1 13.02 20.02 27.02 06.03 13.03 1 1 20.03 03.04 По факту 29 30 31 32 33 Число 10. Запись числа 10. Место в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 10. Состав числа 10. Счёт по 2, по 5 в пределах 10. Счёт по 3 в пределах 10. Повторение пройденного материала. 1 1 1 1 1 10.04 17.04 24.04 15.05 22.05