Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования. «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования изучается в 10 классе, как полидисциплинарный курс. Срок реализации программы: 1 год. Цель: – формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение какой-либо проблемы. Задачи: – сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; – выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; – продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; – развивать навыки постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; – провести мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности; Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, практико-ориентированного, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта. Место элективного курса в учебном плане На изучение элективного курса «Индивидуальный проект» учебным планом ООП СОО отводится по 1 часу в неделю в 10 классе, 34 часа в год в 10 классе. 2 Специфика программы Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы старшеклассников состоит в том, что исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Процесс становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником. Обучающиеся самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования. Обучающийся сам определяет параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными сообществами. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: – социальное; – бизнес-проектирование; – исследовательское; – инженерное; – творческое; – практико-ориентированное; – информационное. Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: – естественно-научные исследования; – исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии); – экономические исследования; – социальные исследования; – научно-технические исследования. Формы организации занятий: – Индивидуальная; – Парная; – Групповая; – Коллективная; – Самостоятельная работа Формы контроля освоения программы. Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должна быть представлена защита реализованного проекта/исследования. Форма промежуточной аттестации: защита проекта. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта 3 Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся Личностные результаты: Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российскогообщества,осознающегосвоиконституционныеправаиобязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное 4 отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: - осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; - готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; 5 – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Обучающийся (10 класс)/Выпускник(11 класс) научится: – планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; – выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; – распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; – использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, – использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; – использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; – ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; – отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, 6 мнениям, оценкам, реконструировать их основания; – видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Обучающийся (10 класс)/ Выпускник(11 класс) получит возможность научиться: – самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты; – использовать догадку, озарение, интуицию; – использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; – использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство – общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; – целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; – осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 7 Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект» 10 класс (34 часа) Модуль 1. Введение проектную культуру - 3 ч Основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие и пр. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Модуль 2. Инициализация проекта - 20 ч Инициализация проекта, исследования. Выдвижение проблемы, определение её актуальности. Конструирование темы проекта, определение направления проекта. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Определение цели, формулирование задач. Проектный замысел. Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов, исследовательских работ. Структура проекта и исследовательских работ. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ - 4 ч Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов. Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности - 7ч Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Оформление отчетной документации. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Защита интересов проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России. 8 Календарно-тематическое планирование 10а класс № п/п 1 2 3 4 5-6 7 8 - 10 11 12 13 14 15 16 17 18 - 20 21 22 23 24 25 26 27 Темаурока Количество часов Введениепроектнуюкультуру (3ч) Введение в курс «Индивидуальный проект». 1 Чтотакоепроект? Проектная деятельность и её особенности. 1 Индивидуальныйобразовательныйпроект. Типы проектов. Проекты в современном мире. 1 Инициализацияпроекта (20ч) Инициализацияпроекта, исследования. 1 Выдвижение проблемы, аргументация её 2 актуальности. Конструирование темы, определение 1 направленности проекта. Формулирование проектного замысла. Определение 3 цели, формулирование задач. Структура проекта и исследовательских работ. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов. Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Разработка стратегии реализации, определение этапности и точек контроля. Расчет календарного графика. Создание кейса. Индивидуальные и групповыеконсультации. Дата план факт 6.09 13.09 20.09 27.09 4.10 11.10 18.10 1 1 25.10 8.11 15.11 22.11 29.11 1 6.12 1 13.12 1 20.12 1 27.12 1 3 10.01 17.01 24.01 31.01 7.02 Работа над эскизом проектов. Библиография, 1 справочная литература, каталоги Компьютерная обработка данных исследования. 1 14.02 Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Коммуникативные барьеры при публичной защите 1 21.02 результатов проекта. Управление завершением проектов и исследовательскихработ (4ч) Основные процессы исполнения, контроля и 1 завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля 1 исполнения. Управлениезавершениемпроекта. 1 Консультирование по проблемам проектной 1 деятельности. Защита результатов проектной деятельности (7ч) 28.02 7.03 14.03 21.03 9 28 - 31 32 33 Публичная защита результатов проектной деятельности 4 Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Стандартизация и сертификация. Патентное право в России. 1 4.04 11.04 18.04 25.04 16.05 1 23.05 10 Календарно-тематическое планирование 10б класс № п/п 1 2 3 4 5-6 7 8 - 10 11 12 13 14 15 16 17 18 - 20 21 22 23 24 25 26 27 Темаурока Количество часов Введениепроектнуюкультуру (3ч) Введение в курс «Индивидуальный проект». 1 Чтотакоепроект? Проектная деятельность и её особенности. 1 Индивидуальныйобразовательныйпроект. Типы проектов. Проекты в современном мире. 1 Инициализацияпроекта (20ч) Инициализацияпроекта, исследования. 1 Выдвижение проблемы, аргументация её 2 актуальности. Конструирование темы, определение 1 направленности проекта. Формулирование проектного замысла. Определение 3 цели, формулирование задач. Структура проекта и исследовательских работ. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов. Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Разработка стратегии реализации, определение этапности и точек контроля. Расчет календарного графика. Создание кейса. Индивидуальные и групповыеконсультации. Дата план факт 2.09 9.09 16.09 23.09 30.09 7.10 14.10 1 1 21.10 11.11 18.11 25.11 2.12 1 9.12 1 16.12 1 23.12 1 13.01 1 3 20.01 27.01 3.02 10.02 Работа над эскизом проектов. Библиография, 1 справочная литература, каталоги Компьютерная обработка данных исследования. 1 17.02 Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Коммуникативные барьеры при публичной защите 1 24.02 результатов проекта. Управление завершением проектов и исследовательскихработ (4ч) Основные процессы исполнения, контроля и 1 завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля 1 исполнения. Управлениезавершениемпроекта. 1 Консультирование по проблемам проектной 1 деятельности. Защита результатов проектной деятельности (7ч) 3.03 10.03 17.03 7.04 11 28 - 31 32 33 34 Публичная защита результатов проектной деятельности 4 Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Оформлениеотчетнойдокументации. Стандартизация и сертификация. Патентное право в России. 1 14.04 21.04 28.04 5.05 12.05 1 1 19.05 26.05 12