Рабочая программа по Индивидуальному проекту 10 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10 класса разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной
основной образовательной программы среднего общего образования. «Индивидуальный проект»
на уровне среднего общего образования изучается в 10 классе, как полидисциплинарный курс.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель:
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования;формирование навыков
разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования,
индивидуального проекта, направленного на решение какой-либо проблемы.
Задачи:
– сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
– выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
– продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а
также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных
областей;
– развивать навыки постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
– провести мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской
деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в
виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого,
социального,
практико-ориентированного,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к минимуму.
Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят
цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики
ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического
использования проектного и исследовательского продукта.
Место элективного курса в учебном плане
На изучение элективного курса «Индивидуальный проект» учебным планом ООП СОО
отводится по 1 часу в неделю в 10 классе, 34 часа в год в 10 классе.

2

Специфика программы
Особенности
учебно-исследовательской
деятельности
и
проектной
работы
старшеклассников состоит в том, что исследование и проект приобретают статус инструментов
учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной
жизни и культуры. Процесс становления проектной деятельности предполагает и допускает
наличие проб в рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего
общего образования проект реализуется самим старшеклассником. Обучающиеся
самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые
ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа
как инструмента интерпретации результатов исследования. Обучающийся сам определяет
параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык
принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по
отношению к школе социальными и культурными сообществами.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной и
учебно-исследовательской деятельности являются:
–
социальное;
–
бизнес-проектирование;
–
исследовательское;
–
инженерное;
–
творческое;
–
практико-ориентированное;
–
информационное.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
– естественно-научные исследования;
– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки
школьной программы, например в психологии, социологии);
– экономические исследования;
– социальные исследования;
– научно-технические исследования.
Формы организации занятий:
– Индивидуальная;
– Парная;
– Групповая;
– Коллективная;
– Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам
представления продукта/учебного исследования. Публично должна быть представлена защита
реализованного проекта/исследования.
Форма промежуточной аттестации: защита проекта.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках
учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершённого
учебного
исследования
или
разработанного
проекта

3

Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся
Личностные результаты:
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями;
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и
к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российскогообщества,осознающегосвоиконституционныеправаиобязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
4

отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
5

– организовывать
эффективный поиск ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные)задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Обучающийся (10 класс)/Выпускник(11 класс) научится:
– планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
– выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
– распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
– использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
– использование математических моделей, теоретическое обоснование,
установление границ применимости модели/теории;
– использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
– ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
– отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
6

мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
– видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Обучающийся (10 класс)/ Выпускник(11 класс) получит возможность научиться:
– самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проекты;
– использовать догадку, озарение, интуицию;
– использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
– использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство
– общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
– целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
– осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.

7

Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»
10 класс (34 часа)
Модуль 1. Введение проектную культуру - 3 ч
Основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика
основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность,
проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности,
бизнес- планы, информационные, исследовательские, практико-ориентированные,
творческие и пр. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи
проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной
деятельности.
Модуль 2. Инициализация проекта - 20 ч
Инициализация проекта, исследования. Выдвижение проблемы, определение её актуальности.
Конструирование темы проекта, определение направления проекта. Утверждение тематики
проектов и индивидуальных планов. Определение цели, формулирование задач. Проектный
замысел. Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов, исследовательских
работ. Структура проекта и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и
др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.
Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов,
оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов
проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности.
Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация
материалов.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ - 4 ч
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых
работ и методы контроля исполнения. Компьютерная обработка данных исследования, проекта.
Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и
защиты проекта. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и
разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам
проекта, по оформлению бумажного варианта проектов.
Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности - 7ч
Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной деятельности.
Оформление отчетной документации. Экспертиза действий и движения в проекте.
Индивидуальный прогресс. Защита интересов проектантов. Основные положения Государственной
системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами
РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Документы в области стандартизации.
Сертификат соответствия. Патентное право в России.

8

Календарно-тематическое планирование 10а класс
№ п/п

1
2
3
4
5-6
7
8 - 10

11
12
13
14
15
16
17
18 - 20

21
22

23

24
25
26
27

Темаурока

Количество
часов
Введениепроектнуюкультуру (3ч)
Введение в курс «Индивидуальный проект».
1
Чтотакоепроект?
Проектная деятельность и её особенности.
1
Индивидуальныйобразовательныйпроект.
Типы проектов. Проекты в современном мире.
1
Инициализацияпроекта (20ч)
Инициализацияпроекта, исследования.
1
Выдвижение проблемы, аргументация её
2
актуальности.
Конструирование темы, определение
1
направленности проекта.
Формулирование проектного замысла. Определение
3
цели, формулирование задач.
Структура проекта и исследовательских работ.
Логика действий и последовательность шагов при
планировании индивидуальных проектов.
Методы исследования: наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент.
Методы исследования: абстрагирование, анализ и
синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.
Виды переработки чужого текста. Понятия:
конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Разработка стратегии реализации, определение
этапности и точек контроля.
Расчет календарного графика. Создание кейса.
Индивидуальные и групповыеконсультации.

Дата
план
факт
6.09
13.09
20.09
27.09
4.10
11.10
18.10

1
1

25.10
8.11
15.11
22.11
29.11

1

6.12

1

13.12

1

20.12

1

27.12

1
3

10.01
17.01
24.01
31.01
7.02

Работа над эскизом проектов. Библиография,
1
справочная литература, каталоги
Компьютерная обработка данных исследования.
1
14.02
Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок,
списка литературы.
Коммуникативные барьеры при публичной защите
1
21.02
результатов проекта.
Управление завершением проектов и исследовательскихработ (4ч)
Основные процессы исполнения, контроля и
1
завершения проекта.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля
1
исполнения.
Управлениезавершениемпроекта.
1
Консультирование по проблемам проектной
1
деятельности.
Защита результатов проектной деятельности (7ч)

28.02
7.03
14.03
21.03

9

28 - 31

32
33

Публичная защита результатов проектной
деятельности

4

Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный
прогресс в компетенциях.
Стандартизация и сертификация. Патентное право в
России.

1

4.04
11.04
18.04
25.04
16.05

1

23.05

10

Календарно-тематическое планирование 10б класс
№ п/п

1
2
3
4
5-6
7
8 - 10

11
12
13
14
15
16
17
18 - 20

21
22

23

24
25
26
27

Темаурока

Количество
часов
Введениепроектнуюкультуру (3ч)
Введение в курс «Индивидуальный проект».
1
Чтотакоепроект?
Проектная деятельность и её особенности.
1
Индивидуальныйобразовательныйпроект.
Типы проектов. Проекты в современном мире.
1
Инициализацияпроекта (20ч)
Инициализацияпроекта, исследования.
1
Выдвижение проблемы, аргументация её
2
актуальности.
Конструирование темы, определение
1
направленности проекта.
Формулирование проектного замысла. Определение
3
цели, формулирование задач.
Структура проекта и исследовательских работ.
Логика действий и последовательность шагов при
планировании индивидуальных проектов.
Методы исследования: наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент.
Методы исследования: абстрагирование, анализ и
синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.
Виды переработки чужого текста. Понятия:
конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Разработка стратегии реализации, определение
этапности и точек контроля.
Расчет календарного графика. Создание кейса.
Индивидуальные и групповыеконсультации.

Дата
план
факт
2.09
9.09
16.09
23.09
30.09
7.10
14.10

1
1

21.10
11.11
18.11
25.11
2.12

1

9.12

1

16.12

1

23.12

1

13.01

1
3

20.01
27.01
3.02
10.02

Работа над эскизом проектов. Библиография,
1
справочная литература, каталоги
Компьютерная обработка данных исследования.
1
17.02
Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок,
списка литературы.
Коммуникативные барьеры при публичной защите
1
24.02
результатов проекта.
Управление завершением проектов и исследовательскихработ (4ч)
Основные процессы исполнения, контроля и
1
завершения проекта.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля
1
исполнения.
Управлениезавершениемпроекта.
1
Консультирование по проблемам проектной
1
деятельности.
Защита результатов проектной деятельности (7ч)

3.03
10.03
17.03
7.04

11

28 - 31

32
33
34

Публичная защита результатов проектной
деятельности

4

Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный
прогресс в компетенциях.
Оформлениеотчетнойдокументации.
Стандартизация и сертификация. Патентное право в
России.

1

14.04
21.04
28.04
5.05
12.05

1
1

19.05
26.05

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».