Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017— 2023 гг. Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» основана на преемственности с программой для начального общего образования. Лежащие в её основе положения предполагают формирование основ финансовой культуры современных подростков с использованием активных методов обучения. Программа позволяет учителю реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и 2 практико-ориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни. Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте формирования финансовой культуры. Задачи реализации учебного курса «Финансовая грамотность»: - формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения; - развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; - развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений; - мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов; - освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, - развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; - освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи; - создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- 3 экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; - формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; - для соотнесения своих действий и действий других людей с н - содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Курс «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», Математика», «География». 4 Содержание учебного курса «Финансовая грамотность» Раздел 1. Финансовые решения в семье Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная платёжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег. Раздел 2. Банковские услуги Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов. Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов. Потребительский кредит. Автокредитование. Ипотека. Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобильные приложения банков. Раздел 3. Услуги небанковских организаций Отличия займа от кредита. Микрозаём в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и рейтинг. Виды кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные фонды. Управляющие компании. Инвестиционные фонды. Личное банкротство. Раздел 4. Страховые услуги Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности. Автострахование. Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор. 5 Планируемые результаты освоения программы «Финансовая грамотность» учебного курса Личностные результаты Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы учебного курса «Финансовая грамотность» Гражданское воспитание: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - представление о способах противодействия коррупции; - готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - активное участие в школьном самоуправлении; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотическое воспитание: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; 6 - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам; - историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственное воспитание: - ориентация на нравственного выбора; моральные ценности и нормы в ситуациях - готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков; - свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетическое воспитание: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; - осознание важности художественной коммуникации и самовыражения; культуры как средства - понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физическое воспитание, формирование эмоционального благополучия: - осознание ценности жизни; культуры здоровья и 7 - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; - осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не осуждая других; - сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудовое воспитание: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды; 8 - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности; - установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; - способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; - способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; 9 - осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; - умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; - способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; - воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; - оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметные результаты 1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; 10 - устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; - предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; 11 - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; Работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать информацию различных видов и форм представления; и интерпретировать - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; - оценивать надёжность педагогическим информации работником или по критериям, сформулированным предложенным самостоятельно. эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение действиями универсальными учебными коммуникативными Общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; 12 - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; - самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, руководить, выполнять поручения, подчиняться; проявлять готовность - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; 13 - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. 3.Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: -владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; 14 - оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: - различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать своё право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному курсу «Финансовая грамотность» : 1) освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в цифровом обществе; личном финансовом планировании, жизненных целях, семейном и личном бюджете; российской национальной валюте, национальной платежной системе; государственном бюджете, налогах, правомерном налоговом поведении, государственных гарантиях социальной защиты и помощи российским семьям; банках и их функциях, банковских вкладах; инфляции и её последствиях; человеческом капитале; роли наёмного труда в цифровом обществе; роли предпринимательства и его видах; основах инвестирования, страхования, пенсионного обеспечения; цифровых услугах, рисках и способах защиты и обеспечения безопасности при использовании цифровых финансовых услуг; видах финансового мошенничества; защите прав потребителей финансовых услуг; 15 2) умение характеризовать традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); 3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) действий участников финансовых отношений; государственной социальной помощи российским семьям; использования сбережений, изменения стоимости активов; способов защиты персональных данных, использования банковских карт; налогов; выбора депозитов и иных финансовых инструментов; кредитов; государственных электронных услуг; 4) обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное поведение в сфере финансов: составлять личный финансовый план, связанный с конкретными финансовыми целями, определять пути достижения этих целей и прогнозировать сроки их достижения; предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с ними; оценивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой; участвовать в составлении семейного бюджета; выделять плюсы и минусы использования заёмных средств; находить информацию о товарах и услугах, в том числе финансовых, и осознавать назначение этой информации; предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с ними; прогнозировать риски, связанные с использованием финансовых продуктов, банковских услуг; обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.); 5) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными целями и финансовым планированием и инвестированием; формированием семейного и личного бюджета и бюджетной дисциплиной личности; ответственности потребителя финансовых услуг, предпринимателя; роли финансов в 16 обеспечении рационального и ответственного потребления ресурсов и защиты окружающей среды; государственной политикой и социальными гарантиями; 6) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов, связанных с использованием финансов, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и финансовых технологий в современном мире при использовании финансов; социальной и личной значимости здорового образа жизни, рационального финансового поведения, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей при вступлении в финансовые отношения; 7) умение с опорой на финансовые знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, налогам, процессам социальной действительности, связанным с миром финансов, ролью государства в поддержке молодежи; 8) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические финансовые задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в сфере финансов; 9) овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике, в том числе извлечений из законодательства Российской Федерации; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; 10) овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций 17 средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; 11) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; 12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; 13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; 14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; а также опыта публичного 18 представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; 15) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме); 16) приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России. 19 8класс • Осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и применять знания об управлении финансовыми рисками; природе страхования; об ответственности за нарушение прав участника страховой сделки; банках и их функциях; микрозаймах; небанковских организациях; определять и аргументировать необходимость получения кредитов; отличия займа от кредита; характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии банков; мобильные приложения банков; • устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и системой страхования вкладов; инфляцией и платежеспособностью населения; микрозаймами в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах; • приводить примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских операций, в том числе валютных операций; • использовать полученные знания о государственных услугах в электронном виде; по подготовке к пенсии; • решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять интерес к существующим в цифровой среде инструментам, помогающим осуществлять вычисления, связанные с вкладами и кредитами; • овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе договоров банковского вклада, кредитного договора; выделять основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита и др.); • искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; • искать и извлекать информацию о цифровом банкинге; • анализировать, обобщать, систематизировать информацию по кредитной истории, видах банковских карт и их функциях; • принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения за займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по займам (в том числе кредитам) и сберегательным продуктам в надежные, информированные источники до принятия финансовых решений; 20 • приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп. 21 Тематическое планирование (34 часа) Содержание финансовой компетентности № п/п Раздел, тема урока 1. 1.1 Содержание программы Финансовые решения в семье9ч. Деньги и их роль в Деньги и их функции. семье Виды денег. Обмен. Собственность. Имущество. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Определять приоритетные траты; участвовать в Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 составлении семейного бюджета; f419196 считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде; выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета; выявлять наличие возможностей сокращения расходов. 22 1.2 Финансовые решения и способы их принятия. Налоговое поведение ЦОК Виды решений. Следить за своими расходами и доходами и Библиотека https://m.edsoo.ru/ Особенности мышления при необходимости их корректировать; и проблемы восприятия. составлять личный финансовый план, 7f419196 Стереотипы и связанный с конкретными финансовыми целями; определять пути достижения этих потребности. целей и прогнозировать сроки их Альтернативные достижения; решения и пути. откладывать деньги на Характеристики налогового определенные цели; поведения рассчитывать, сколько времени потребуется, чтобы накопить определенную сумму денег с учетом текущих доходов и расходов. № п/п Содержание программы Раздел, тема урока 2. Банковские услуги 10ч. 2.1 Банки Банки и их функции. Виды банковских лицензий Содержание финансовой компетентности Электронные образовательные ресурсы Осуществлять выбор вида вклада, наиболее Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 подходящего для конкретного случая; сравнивать условия по разным банковским 23 2.2 2.3 Банковские операции Виды платежных продуктам (по срокам, по доходности, по средств. Виды счетов. валюте, по условиям пополнения и снятия); Расчетный счет. проверять и анализировать выписки с Накопительный счет. банковского счета; Сберегательный счет. сравнивать целевые и нецелевые Банковские реквизиты. кредиты; Расчетно-кассовые приоритезировать цели получения и операции. Банковская использования заёмных средств. ячейка. Операции с драгоценными металлами. Тарифы и комиссии Депозиты и вклады Депозит. Банковский вклад. Виды и условия депозитов. Процентная ставка. Простые и сложные проценты. Система страхования вкладов. Риски вкладов и депозитов № п/п Раздел, тема урока Содержание программы Содержание финансовой компетентности Электронные образовательные ресурсы 24 2.4 Кредитование 2.5 Банковские карты 2.6 Обмен валюты и банковские ячейки Кредит. Основные принципы кредитования. Виды и условия кредитов. Номинальная ставка кредита. Полная стоимость кредита. График платежей. Аннуитетный и дифференцированный платеж. Платежеспособность. Обеспечение кредита: залог и поручительство. Рефинансирование Платежная карта. Типы банковских карт. Электронная банковская карта. Коды безопасности Обмен валюты. Валютный курс. Обменныйкурс. ЦОК Избегать типичных ошибок при принятии Библиотека решения об использовании заёмных средств (в https://m.edsoo.ru/7 f419196 том числе при оценке своей способности своевременно осуществлять платежи по займам); выделять основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита и др.); оценить наличие финансовой выгоды от досрочного погашения кредита; оценивать возможность и необходимость личного страхования при получении кредита. 25 2.7 3. 3.1 № п/п Признаки подлинности банкнот.Обмен испорченных банкнот Банки и цифровая Дистанционное среда банковское обслуживание. Мобильный банкинг. Онлайн-банкинг: операции в мобильном приложении и в личном интернет- кабинете Небанковские организации и их услуги (9 ч) Потребитель и Заём. Отличия займа от Знать о возможностях снижения рисков, Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f заемные кредита. Потребление, связанных со сберегательными 419196 средства основанное на кредите. продуктами; знать о возможностях снижения рисков, Риск закредитованности. связанных с заемными средствами. Ответственность потребителя за просрочку по кредиту и возможные ограничения Раздел, тема урока Содержание программы Содержание финансовой компетентности Электронные образовательные ресурсы 26 3.2 3.3 3.4 Некредитные финансовые организации и их особенности Микрофинансовые организации и их деятельность: микрофинансовая компания, микрокредитная компания. Микрозаём. Потребительское общество. Виды кооперативов и их деятельность. Ломбарды и их деятельность Кредитная история Кредитная история и рейтинг. Коллекторы Организации на Рынок ценных бумаг. рынке Профессиональные участники рынка ценных бумаг ценных бумаг и их деятельность. Паевые инвестиционные фонды. ЦОК Знать о существовании рисков, Библиотека связанных с использованием https://m.edsoo.ru/7f419196 сберегательных продуктов и займов (кредитов) в валюте. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 27 Негосударственные пенсионные фонды. Инвестиционные советники 3.5 4. 4.1 Защита от кредиторов Личное банкротство. Кредитные каникулы. Реструктуризация задолженности Страховые услуги (6 ч) ЦОК Природа страхования. Понимать, в чем смысл страхования, и Библиотека Страхование и его Возникновение и какие риски с помощью страхования https://m.edsoo.ru/7f419196 виды развития рынка можно снизить; отличия добровольного страховых услуг. понимать Добровольное и страхования от страхования обязательного. обязательное страхование. Виды страхования: страхование имущества, страхование ответственности, личное страхование, страхование предпринимательских 28 рисков. Период охлаждения № п/п 4.2 Раздел, тема урока Риски и личное страхование Содержание программы Страхование жизни и здоровья. Инвестиционное страхование жизни. Накопительное страхование жизни. Добровольное пенсионное страхование. Решение о страховании риска. Выбор страховой компании Содержание финансовой Электронные компетентности образовательные ресурсы ЦОК Знать различные виды страховых Библиотека продуктов (в том числе страхование https://m.edsoo.ru/7f419196 имущества, здоровья, жизни); уметь определять страховой продукт, который требуется в той или иной жизненной ситуации; различать обязательное и добровольное страхование при выборе страхового продукта сравнивать страховые продукты разных страховых компаний и выбирать 29 4.3 Участники рынка страхования и потребители страховых услуг 4.4 Страхование бизнеса Страховщик. Договор страховой продукт, подходящий для страхования и конкретного случая; страховой полис. быть мотивированным на использование Правила страхования. страховых продуктов в различных сферах жизни; Страхователь. Застрахованное лицо. критически оценивать необходимость Выгодоприобретатель. использования страховых продуктов в Страховой агент. конкретных жизненных ситуациях; Страховой брокер. Срок относиться к страховым продуктам как ценным и значимым, способствующим страхования. финансовой стабильности и финансовому Срок действия договора. благополучию. Банкротство страховщика. Выбор оптимальных условий страхования. Подготовка документов Природа бизнес-рисков. Страхование имущества и ответственности предпринимателя. Страхование предпринимательских рисков 30 5. Итоговое повторение 31 Календарно-тематическое планирование. Финансовая грамотность 8а класс № Количество часов Темы всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество часов План Раздел I. Финансовые решения в семье 9ч Тема 1. Деньги и их роль в семье Деньги: что это такое? Функции денег. 1 6.09 Виды денег. История появления денег. 1 13.09 Собственность. Имущество. 1 20.09 Подушка финансовой безопасности. 1 27.09 Тема 2. Финансовые решения и способы их принятия. Налоговое поведение. Какие бывают источники доходов семьи. 1 4.10 Стереотипы и потребности. 1 11.10 Как контролировать семейные расходы и 1 18.10 зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его 1 25.10 построить. Характеристики налогового поведения 1 8.11 Раздел II. Банковские услуги 10ч Тема 1. Банки Для чего нужны финансовые организации 1 15.11 11 Банки и их функции. Виды банковских 1 лицензий Тема 2. Банковские операции 22.11 12 Виды платёжных средств. Виды счетов 1 29.11 13 Банковская ячейка 1 6.12 14 Операции с драгоценными металлами. 1 13.12 Тема 3. Депозиты и вклады 15 Депозиты. Их виды. 1 20.12 16 Процентная ставка 1 27.12 1 10.01 Тема 4. Кредитование 17 Факт Кредиты. Виды и условия кредитов 32 Тема 5. Банковские карты 18 Типы банковских карт 1 17.01 Тема 6. Банки и цифровая среда 19 Мобильный банкинг. Онлайн-банкинг 20 Раздел III. Небанковские организации 9ч Тема 1. Потребитель и заёмные средства Заём. Потребление, основанное на кредите 1 31.01 21 Ответственность потребителя 7.02 22 23 1 1 24.01 Тема 2. Некредитные финансовые организации и их особенности Микрофинансовые организации. 1 14.02 Микрозаём Потребительское общество. Кооперативы 1 21.02 Тема 3. Организации на рынке ценных бумаг 24 Рынок ценных бумаг 1 28.02 25 Паевые инвестиционные фонды 1 7.03 26 Негосударственные пенсионные фонды 1 14.03 Тема 4. Защита от кредиторов 27 Личное банкротство 28 29 Кредитные каникулы. Реструктуризация 1 задолженности Раздел IV. Страховые услуги 5ч Тема 1. Страхование и его виды Рынок страховых услуг 1 11.04 30 Виды страхования 18.04 31 Тема 2. Личное страхование Страхование жизни и здоровья 1 1 1 21.03 4.04 25.04 Тема 3.Участники рынка страхования и потребители страховых услуг 33 32 Страховщик. Страхователь. 1 Застрахованное лицо Тема 4.Страхование бизнеса 16.05 33 Страхование предпринимательских рисков 23.05 1 34 Календарно-тематическое планирование. Финансовая грамотность 8б классы № Количество часов Темы всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество часов План Раздел I. Финансовые решения в семье 9ч Тема 1. Деньги и их роль в семье Деньги: что это такое? Функции денег. 1 6.09 Виды денег. История появления денег. 1 13.09 Собственность. Имущество. 1 20.09 Подушка финансовой безопасности. 1 27.09 Тема 2. Финансовые решения и способы их принятия. Налоговое поведение. Какие бывают источники доходов семьи. 1 4.10 Стереотипы и потребности. 1 11.10 Как контролировать семейные расходы и 1 18.10 зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его 1 25.10 построить. Характеристики налогового поведения 1 8.11 Раздел II. Банковские услуги 10ч Тема 1. Банки Для чего нужны финансовые организации 1 15.11 11 Банки и их функции. Виды банковских 1 лицензий Тема 2. Банковские операции 22.11 12 Виды платёжных средств. Виды счетов 1 29.11 13 Банковская ячейка 1 6.12 14 Операции с драгоценными металлами. 1 13.12 Тема 3. Депозиты и вклады 15 Депозиты. Их виды. 1 20.12 16 Процентная ставка 1 27.12 1 10.01 Тема 4. Кредитование 17 Факт Кредиты. Виды и условия кредитов 35 Тема 5. Банковские карты 18 Типы банковских карт 1 17.01 Тема 6. Банки и цифровая среда 19 Мобильный банкинг. Онлайн-банкинг 20 Раздел III. Небанковские организации 9ч Тема 1. Потребитель и заёмные средства Заём. Потребление, основанное на кредите 1 31.01 21 Ответственность потребителя 7.02 22 23 1 1 24.01 Тема 2. Некредитные финансовые организации и их особенности Микрофинансовые организации. 1 14.02 Микрозаём Потребительское общество. Кооперативы 1 21.02 Тема 3. Организации на рынке ценных бумаг 24 Рынок ценных бумаг 1 28.02 25 Паевые инвестиционные фонды 1 7.03 26 Негосударственные пенсионные фонды 1 14.03 Тема 4. Защита от кредиторов 27 Личное банкротство 28 29 Кредитные каникулы. Реструктуризация 1 задолженности Раздел IV. Страховые услуги 5ч Тема 1. Страхование и его виды Рынок страховых услуг 1 11.04 30 Виды страхования 18.04 31 Тема 2. Личное страхование Страхование жизни и здоровья 1 1 1 21.03 4.04 25.04 Тема 3.Участники рынка страхования и потребители страховых услуг 36 32 Страховщик. Страхователь. 1 Застрахованное лицо Тема 4.Страхование бизнеса 16.05 33 Страхование предпринимательских рисков 23.05 1 Календарно-тематическое планирование. Финансовая грамотность 8в класс 37 № Количество часов Темы всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество часов План Раздел I. Финансовые решения в семье 9ч Тема 1. Деньги и их роль в семье Деньги: что это такое? Функции денег. 1 4.09 Виды денег. История появления денег. 1 11.09 Собственность. Имущество. 1 18.09 Подушка финансовой безопасности. 1 25.09 Тема 2. Финансовые решения и способы их принятия. Налоговое поведение. Какие бывают источники доходов семьи. 1 2.10 Стереотипы и потребности. 1 9.10 Как контролировать семейные расходы и 1 16.10 зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его 1 23.10 построить. Характеристики налогового поведения 1 6.11 Раздел II. Банковские услуги 10ч Тема 1. Банки Для чего нужны финансовые организации 1 13.11 11 Банки и их функции. Виды банковских 1 лицензий Тема 2. Банковские операции 20.11 12 Виды платёжных средств. Виды счетов 1 27.11 13 Банковская ячейка 1 4.12 14 Операции с драгоценными металлами. 1 11.12 Тема 3. Депозиты и вклады 15 Депозиты. Их виды. 1 18.12 16 Процентная ставка 1 25.12 1 15.01 Тема 4. Кредитование 17 Факт Кредиты. Виды и условия кредитов Тема 5. Банковские карты 38 18 Типы банковских карт 1 22.01 Тема 6. Банки и цифровая среда 19 Мобильный банкинг. Онлайн-банкинг 20 Раздел III. Небанковские организации 9ч Тема 1. Потребитель и заёмные средства Заём. Потребление, основанное на кредите 1 5.02 21 Ответственность потребителя 12.02 22 23 1 1 29.01 Тема 2. Некредитные финансовые организации и их особенности Микрофинансовые организации. 1 19.02 Микрозаём Потребительское общество. Кооперативы 1 26.02 Тема 3. Организации на рынке ценных бумаг 24 Рынок ценных бумаг 1 5.03 25 Паевые инвестиционные фонды 1 12.03 26 Негосударственные пенсионные фонды 1 19.03 Тема 4. Защита от кредиторов 27 Личное банкротство 28 29 Кредитные каникулы. Реструктуризация 1 задолженности Раздел IV. Страховые услуги 6ч Тема 1. Страхование и его виды Рынок страховых услуг 1 16.04 30 Виды страхования 23.04 31 Тема 2. Личное страхование Страхование жизни и здоровья 1 32 1 1 2.04 9.04 30.04 Тема 3.Участники рынка страхования и потребители страховых услуг Страховщик. Страхователь. 1 7.05 Застрахованное лицо 39 Тема 4.Страхование бизнеса 33 Страхование предпринимательских рисков 1 14.05 34 Итоговое повторене 1 21.05