Пояснительная записка Учебный курс «Пишу правильно и грамотно» для учащихся 5 классов составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа является модифицированной. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общеинтеллектуального направления. Данный курс предполагает создание условий для расширения языкового кругозора и развития мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от урочных занятий русского языка внеурочные занятия направлены на углубленное изучение данного предмета в разделах: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика». Курс актуален, так как соответствует Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, предполагает решение некоторых проблем, связанных с изучением русского языка: прививать любовь к слову, к языку, совершенствовать уровень владения устной и письменной речью. Цель: - создание условий для развития личности; - создание основ творческого потенциала обучающихся. Задачи: - развитие познавательного интереса к изучению русского языка; - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве; - формирование способности к организации деятельности и управления ею; - формирование умения решать творческие задачи; - формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). В рамках реализации данной программы предпочтение отдается практической направленности, творческим работам, игровым элементам, применениию информационных комммуникационных технологий. Формы проведения занятий: лекции учителя и интерактивные лекции; практические занятия с применением игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей и т.п. анализ текстов произведений литературы и фольклора; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов и т.п. В каждом занятии прослеживаются три направления деятельности: игровая; теоретическая; практическая. Основные методы и технологии: технология развивающего обучения; технология обучения в сотрудничестве; проектная деятельность. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Планируемые результаты Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Содержание программы 1 год обучения (34 ч.) Организационное занятие (1ч.) Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами курсы. Раздел 1 Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч) Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи. Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме. Раздел 2 Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (5 ч) Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями Тема 2.5 Сказочные превращения. Тема 2.6 Презентация творческой работы. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет. Раздел 3 Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч) Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит Тема3.2. В чём секрет правописания морфем Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма. Тема3.5. Бенефис знаний. Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. Раздел 4 Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (4 ч) Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка Тема 4.2. Игра «Бестолковый словарь» Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы Тема 4.4 Практическая работа (составление лексической карты слова) Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности. Раздел 5 Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (5 ч) Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм. Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы. Тема5.4. Какими бывают предложения. Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях. Раздел 6 Речевой этикет. (2 ч) Тема 6.1 Правила речевого этикета. Тема 6.2 Формулы речевого этикета. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм. Раздел 7 Игры со словом (7 ч.) Тема 7.1 Анаграмма Тема 7.2 Ребус Тема 7.3 Буриме Тема 7.4 Палиндром Тема 7.5 Бином фантазии Тема 7.6 Шарада Тема 7.7 Лингвистические задачи В игровой форме через выполнение заданий повышенной трудности развивается кругозор и интеллект, любознательность, логика, обогащается словарный запас. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Раздел 8 Обобщающее занятие. (1 ч) Тема 7.1 Аукцион знаний. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Тематическое планирование учебного курса «Пишу правильно и грамотно» № Название темы (раздела) Всего часов 1 Введение в курс «Пишу правильно и грамотно» 1 2 Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) 4 3 5 4 Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) 5 Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) 4 6 Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) 5 7 Речевой этикет. 2 8 Игры со словом. 7 9 Обобщающее занятие 1 5 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ПИШУ ПРАВИЛЬНО И ГРАМОТНО» УЧИТЕЛЬ: Ширинян А.Т. 5 «А» КЛАСС № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Дата По плану По факту Раздел, тема урока Введение (1ч) Введение в курс «Пишу правильно и грамотно» Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч) 11.09.2024 Разночтение слов в звучании и написании. 18.09.2024 Для чего используют звуковые повторы в речи. 25.09.2024 Какова роль интонации в устной речи. 02.10 Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает». Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (5 ч) 02.10.2024 О чём рассказывает словообразовательная модель слова. 09.10.2024 Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. 16.10.2024 Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова 23.10.2024 Этимология слов. Работа со словарями 06.11.2024 Презентация исследовательской работы. (Вернисаж «Моё открытие») Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч) 13.11.2024 Зачем нужно знать алфавит. 20.11.2024 В чём секрет правописания морфем. 27.11.2024 Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания 04.12.2024 Не пером пишут – умом. Тайны письма. 11.12.2024 Бенефис знаний. Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (4 ч) 18.12.2024 На какие группы делится словарный состав русского языка 25.12.2024 Игра «Бестолковый словарь» 15.01.2025 О чём рассказывают фразеологизмы? 22.01.2024 Практическая работа (составление лексической карты слова) Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (5 ч) 29.01.2025 Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга. 05.02.2025 В чём секрет глагола и его форм. 4.09.2024 22. 23. 24. 12.02.2025 19.02.2025 26.02.2025 25. 26. 05.03.2025 12.03.2025 Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения. Грамоте учиться всегда пригодится. Речевой этикет.(2 ч) Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Игры со словом. (6 ч.) 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 19.03.2025 02.04.2025 09.04.2025 16.04.2025 23.04.2025 30.04.2025 07.05.2025 14.05.2025 21.05.2025 Анаграмма Ребус Буриме Палиндром Бином фантазии. Шарада Лингвистические задачи (олимпиада). Аукцион знаний Список литературы для педагога Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991 Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007 Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007 Список литературы для учащихся Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007 Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981 Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.