Рабочая программа по ОДНКНР 5-6 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
КУРСА
«ОСНОВЫ
ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с:
-

-

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. No 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное
развитие обучающихся в духе общероссийской гражданскойидентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат
обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных
ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России —
один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. No 400, пункт
91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека,патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять

свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных
реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
Воспитательный компонент программы реализуется через развитие
толерантного отношения к культурным и конфессиональным традициям народов,
воспитания патриотизма и гражданского самосознания, а также духовнонравственное развитие подрастающего поколения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

«ОСНОВЫ

ДУХОВНО-

Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности кмногонациональному народу Российской Федерации;
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительныйвклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их
роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и
государством;

— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них
общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности
к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и
идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся
в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над
потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять
в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается
в 5 - 6 классе не менее одного часа в неделю, общий объем составляет 34 часа.

Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения
курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные
результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
ценность
самостоятельности
и
инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе,
окружающим
людям
и
жизни
в
целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении
российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с
помощью
воспитания
способности
к
духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного
мира.
Смыслообразование:
сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным
чувствам,
взглядам
людей
или
их
отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения
семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,

нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учётом назначения информациии её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:















умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические /
моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ-компетентность)
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение
самостоятельно
определять
цели
обучения,
ставить
и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);








умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных
и
познавательных
задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция)
деятельности
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

Содержание учебного предмета в 5 классе
1) Введение. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?Формирование и закрепление гражданского единства.
Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья.
Всеобщий характер морали и нравственности.
2) Величие многонациональной российской культуры.Россия — многонациональная

страна. Многонациональныйнарод Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба
народов.
3) Человек – творец и носитель культуры. Как в языке народа отражается его
история?Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь. Русский язык и единое культурное пространство.Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народовРоссии. Многообразие культурных укладов
как результат исторического развития народов России.
4) «Береги землю родимую, как мать любимую». Регионы России: культурное
многообразие
Исторические и социальные причины культурного разнообразия Каждый регион уникален
Малая Родина — частьобщего Отечества. Бережное отношение к родной природе, к
экологии родного края.
5) Жизнь ратными подвигами полна. Жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм,гражданственность, служение Отечеству и ответственность заего судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья,созидательный труд, приоритет духовного
над материальным,гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений,единство народов России.
6) В труде – красота человека. История быта как история культуры.Домашнее хозяйство и
его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды.
Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
7) «Плод добрых трудов славен». Прогресс: технический и
социальный.Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и
производящий труд. Домашний труд и его механизация.
Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценностиобщества?
8) Люди труда. Труд делает человека человеком.Что такое труд. Важность труда и его
экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг
труда,ответственность. Общественная оценка труда. Социальные профессии; их важность
для сохранения духовно-нравственного облика общества.
9) Бережное отношение к природе. Природа – естественная среда обитания человека.
Взаимодействие общества и природы. Природные ресурсы – источник необходимого для
жизни человека и общества. Что нужно делать для сохранения природы – общего дома.
10) Семья – хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества.
Семейные ценности,традиции и культура Помощь сиротам как духовно-нравственный долг
человека. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Образ семьи в культуре народов России.
Религия и культура (10 часов)
11) Роль религии в развитии культуры. Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие.Мир религий в истории. Религии народов России
сегодня.Государствообразующие и традиционные религии как источникдуховнонравственных ценностей.
12) Культурное наследие христианской Руси.Что такое этика. Добро и его проявления в
реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Христианские традиции.
13) Культура ислама. Традиции ислама. Народы России, исповедующие ислам. История
ислама в России.
14) Иудаизм и культура. История иудаизма в России. Иудейские традиции в культуре
российского народа.
15) Культурные традиции буддизма. Российские народы, исповедующие буддизм.
Буддийская культура и ее особенности. Архитектурные памятники буддизма.
Как сохранить духовные ценности (4 часа)
16) Забота государства о сохранении духовных ценностей. Регионы России: культурное
многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый

регион уникален. Забота государства о сохранении исторического и культурного
многообразия народов России.
17) Хранить память предков. Праздничные традиции в России. Народные праздники как
память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Историческая память и
преемственность поколений,единство народов России.
18) Твой духовный мир. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность.
Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы
творчества.
19) «Процветай, родной мой край!» . Малая Родина — частьобщего Отечества. Где
родился, там и пригодился: что может сделать активный гражданин и патриот своего края
для развития и процветания своей малой родины.

Содержание учебного предмета в 6 классе
Тематический блок 1. «Что такое культура общества»
Тема 1. Культура общества
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной
культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научнотехнический прогресс как один из источников формирования социального облика
общества.

Тема 2. Источники развития культуры общества
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия
в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и
уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. Человек и вера
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в
разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
Тема 4. Что такое религия
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий
труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на
культуру и ценности общества?
Тема 5. Традиционные религии России
Представление об основных этапах в истории образования.
Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных
смыслов, как способ передачи ценностей.
Тематический блок 2. «Нравственные ценности российской культуры»
Тема 6. Гражданин и государство
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как
регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 7. Конституция РФ
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность.
Тема 8. Конституционные права и обязанности гражданина РФ
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный
идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал
человека.
Тема 9. Кого называют патриотом
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика.
Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 10. Героические страницы истории нашей страны. Отечественная война 1812 года
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 11. Генерал Н. Раевский и его подвиг
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тема 12. Д. Давыдов, В. Кожина, И. Дорохов
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тема 13. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов

Автобиография и автопортрет: кто я и
Выполнение проекта.
Тема 14. Герои Великой Отечественной войны
Автобиография и автопортрет: кто я и
Выполнение проекта.
Тема 15. Нравственные ценности личности
Автобиография и автопортрет: кто я и
Выполнение проекта.
Тема 16. В. Дикуль, Е. Смирнов, О. Владыкина
Автобиография и автопортрет: кто я и
Выполнение проекта.

что я люблю. Как устроена моя жизнь.

что я люблю. Как устроена моя жизнь.

что я люблю. Как устроена моя жизнь.

что я люблю. Как устроена моя жизнь.

Тематический блок 3. «Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных
ценностей»
Тема 17. Семья – ячейка общества
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 18. Государство и семья
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в
мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 19. Семейный детский дом
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 20. Семейные ценности
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в
культуре общества.
Тема 21. Гостеприимство – семейная традиция
Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное служение.
Благотворительность.
Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 22. Традиционные религии о семейных ценностях
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тематический блок 4. «Роль образования в развитии культуры общества»
Тема 23. Общество и образование
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
Тема 24. История развития образования
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность
патриотизма.
Тема 25. Образование в России в 18 – 19 веках
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом.
Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 26. 19 век (время правления императоров)
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что
такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином.
Российская гражданская идентичность.

Тема 27. Религия и образование
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тематический блок 5. «Художественная культура народов России»
Тема 28. Области художественной культуры. Мифология и фольклор как пласт культуры
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
Тема 29. Декоративно-прикладное искусство народов России
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность
патриотизма.
Тема 30. Выдающиеся деятели культуры народов России
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом.
Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 31. Художественная культура, рождённая религией
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что
такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином.
Российская гражданская идентичность.
Тематический блок 6. «Как сохранить культуру общества»
Тема 32. Кого называют образованным человеком
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
Тема 33. Художественная культура традиционных религий России
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 34. Культурное наследие
Портрет школы или класса через добрые дела.

Тематическое планирование по ОДНКНР
5 класс
№п/п

1

Тематическое
планирование

Количество
академическ
их часов

Вводный урок.

1

2

3

Величие
многонациональн
ой российской
культуры

Человек – творец
и носитель
культуры

ЭОР,
ЦОР

Воспитательный
компонент

Учебник Н.Ф.Виноградова "Основы духовнонравственной культуры народов России. 5 класс"
https://avidreaders.ru/book/osnovy-duhovnonravstvennoy-kultury-narodov-rossii2.html?ysclid=l7jbrz8z7m423530628

- формирование нравственных качеств личности;
- формирование и закрепление гражданского
единства.
- формирование понятий Родина и Отечество,
традиционные ценности.
-всеобщий характер морали и нравственности

Презентация по ОДНКНР "Величие
многонациональной российской культуры" (5 класс)
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-velichiemnogonacionalnoj-rossijskoj-kultury-5-klass

- формировать представление о необходимости и
важности межнационального и межрелигиозного
сотрудничества, взаимодействия
воспитание патриотизма, любви к многонационал
ьной российской культуре

Конспект урока: Человек - творец и носитель
культуры
https://infourok.ru/konspekt-uroka-chelovek-tvorec-inositel-kultury4188835.html?ysclid=l7jchfcbhm247756823

- формировать представления о языке
как носителе духовно-нравственных
смыслов культуры
- формировать представление о том,
что такое культура, об общих чертах
в культуре разных народов

4

5

6

7

8

«Береги землю
родимую, как
мать любимую»

Жизнь ратными
подвигами полна

В труде – красота
человека

«Плод добрых
трудов славен»

Бережное
отношение к
природе.

Презентация к уроку ОДНКНР (5 класс) по теме
"Береги землю родимую, как мать любимую"
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-odnknr-5klass-po-teme-beregi-zemlyu-rodimuyu-kak-matlyubimuyu-razdel-nravstvennye-cennosti-rossijskogo-na

Презентация по ОДНКНР на тему " Жизнь ратными
подвигами полна"
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-na-temuzhizn-ratnymi-podvigami-polna

- воспитание чувства прекрасного, бережного
отношения к природе,
- воспитание сотрудничества, коллективизма

- воспитание уважения к героизму, подвигам
героев Отечества
- воспитание патриотизма и гражданственности

Конспект урока по ОДНКНР на тему "Люди
труда"(5 класс) https://multiurok.ru/files/konspekturoka-po-odnknr-na-temu-liudi-truda-5

- воспитание уважения к труду, стремления к
творчеству и самореализации
- воспитание альтруизма и энтузиазма в трудовой
и учебной деятельности

Стихи о людях труда
https://stihi.ru/2022/02/09/5100?ysclid=l7jestf95157932
2479

- воспитание уважения к результатам
созидательного труда других людей
- формирование представления о том, что
культура есть совокупность плодов труда и
творчества членов общества

Урок ОДНКНР (Основы духовно-нравственной
культуры народов России) Бережное отношение к
природе 5 класс https://videouroki.net/razrabotki/urokodnknr-osnovy-dukhovno-nravstviennoi-kul-tury-

- воспитание чувства прекрасного, бережного
отношения к природе,
-формирование чувства ответственности по
отношению к природе и экологии

narodov-rossii-bieriezhnoie-o.html
9

10

Семья –
хранитель
духовных
ценностей

Религия и
культура
10 часов

Как сохранить
духовные
ценности

4 часа

Конспект урока по ОДНКНР "Семья- хранитель
духовных
ценностей!"https://multiurok.ru/index.php/files/konspe
kt-uroka-po-odnknr-semia-khranitel-dukhovnyk.html?

- воспитание доброты, милосердия и вежливости
- формирование представления о традиционных
семейных ценностях
-формирование понимания, что семья – это опора
и источник поддержки и силы для человека,
ценности гармоничных отношений с близкими

Презентации по теме "Религия и культура", ОДНК, 5
класс
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-po-tiemierielighiia-i-kul-tura-od.html

- воспитание толерантного отношения к
различным религиозным конфессиям, культурам,
межнациональной терпимости
-формирование представления о мировых и
национальных религиях и их особенностях
- формирование таких нравственных категорий
как патриотизм, гражданственность, мораль,
духовность
- воспитание доброты, милосердия и вежливости

Тематическое планирование по ОДНКНР
6 класс,
№
п/п

Наименование
разделов и тем
учебного предмета

Количество
часов

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
1.1

Мир культуры: его
структура

1

Культура как форма социального
взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной
структурой общества. Расстояние и образ
жизни людей. Научно-технический
прогресс как один из источников
формирования социального облика
общества

Понимать специфику социальных явлений,
их отличия от мира природы.
Уметь объяснять взаимосвязь
материальной культуры с духовнонравственным состоянием общества.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, анализировать проблемные
ситуации

1.2

Культура России:
многообразие регионов

1

Территория России. Народы, живущие в
ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с
многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и
уважения ко всем культурам народов
России

Понимать и объяснять важность
сохранения исторической памяти разных
народов, культурных традиций разных
регионов России.
Характеризовать духовную культуру
народов России как общее достояние нашей
Родины.
Работать с картой регионов,
разграничивать понятия по теме,
слушать объяснения учителя

1.3

История быта как
история культуры

1

Домашнее хозяйство и его типы.
Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды.
Многообразие культурных укладов как
результат исторического развития
народов России

1.4

Прогресс:
технический и
социальный

1

Производительность труда.
Разделение труда. Обслуживающий и
производящий труд. Домашний труд и
его механизация. Что такое технологии
и как они влияют на культуру и
ценности общества?

1.5

Образование в
культуре народов
России

1

Представление об основных этапах в
истории образования. Ценность знания.
Социальная обусловленность
различных видов образования.
Важность образования для
современного мира. Образование как
трансляция культурных смыслов, как
способ передачи ценностей

1.6

Права и
обязанности
человека

1

Права и обязанности человека в
культурной традиции народов России.
Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в
Конституции Российской
Федерации

Понимать и объяснять взаимосвязь
хозяйственной деятельности, быта
людей с историей народа, климатом,
географическими условиями его жизни.
Работать с учебником, а также научнопопулярной литературой; просматривать
и анализировать учебные фильмы
Понимать и объяснять, что такое труд,
разделение труда, какова роль труда в
истории и современном обществе.
Работать с учебником, научнопопулярной литературой; решать
проблемные задачи, анализировать и
разграничивать понятий
Понимать и объяснять важность
образования в современном мире и
ценность знаний.
Понимать, что образование – важная
часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека.
Слушать объяснения учителя,
рефлексировать собственный опыт,
разграничивать понятия
Понимать и объяснять, в чём заключается
смысл понятий «права человека», правовая
культура» и др. Понимать необходимость
соблюдения прав и обязанностей человека.
Слушать и анализировать
выступления одноклассников,
работать с текстом учебника и с

источниками

1.7

Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие

1

Мир религий в истории. Религии народов
России сегодня. Государствообразующие
и традиционные религии как источник
духовно-нравственных ценностей

1.8

Современный мир:
самое важное
(практическое занятие)

1

Современное общество: его портрет.
Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения
материальной и духовной культуры
народов России

Итого по
тематическому
блоку

8

Понимать и объяснять смысл понятий
«религия», «атеизм» и др. Знать названия
традиционных религий России, уметь
объяснять их роль в истории и на
современном этапе развития общества .
Слушать объяснения учителя, решать
текстовые задачи
Понимать, в чём заключаются основные
духовно-нравственные ориентиры
современного общества. Подготовить
проект (или доклад, сообщение); работать
с научно-популярной литературой,
разграничивать и систематизировать
понятия

2.1

Каким должен быть
человек? Духовнонравственный облик и
идеал человека

1

2.2

Взросление человека в
культуре народов
России

1

2.3

Религия как источник
нравственности

1

2.4

Наука как источник
знания о человеке и
человеческом

1

Мораль, нравственность, этика, этикет в
культурах народов России.
Право и равенство в правах.
Свобода как ценность.
Долг как её ограничение.
Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в
культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство духовной
жизни
Социальное измерение человека.
Детство, взросление, зрелость,
пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость
развития во взаимодействии с
другими людьми.
Самостоятельность как ценность
Религия как источник нравственности и
гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в
традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал
человека
Гуманитарное знание и его особенности.
Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовнонравственных ценностей

Понимать и объяснять взаимосвязь таких
понятий, как «свобода», ответственность,
право и долг. Слушать объяснения
учителя, работать с учебником,
анализировать проблемные ситуации

Объяснять важность взаимодействия
человека и общества, негативные эффекты
социальной изоляции. Слушать
объяснения учителя, решать проблемные
задачи, анализировать информацию из
нескольких источников, анализировать
собственный опыт
Понимать, какой нравственный потенциал
несут традиционные религии России.
Слушать объяснения учителя,
работать с учебником,
просматривать учебные фильмы по
теме
Понимать и объяснять смысл понятия
«гуманитарное знание»; осознавать, что
культура помогает человеку понимать
самого себя. Слушать объяснения
учителя, работать с учебником, с
дополнительной научно-популярной
литературой

2.5

Этика и
нравственность как
категории духовной
культуры

1

Что такое этика. Добро и его проявления в
реальной жизни.
Что значит быть нравственным.
Почему нравственность важна?

2.6

Самопознание
(практическое
занятие)

1

Автобиография и автопортрет: кто я и что я
люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта

Итого по тематическому блоку

6

Тематический блок 3. «Человек как член общества»
3.1
Труд делает человека
1
Что такое труд. Важность труда и его
человеком
экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг,
ответственность. Общественная оценка
труда

Объяснять понятия «добро» и «зло» с
помощью примеров из истории и
культуры народов России, соотносить эти
понятия с личным опытом.
Решать проблемные задачи, работать с
учебником, рефлексировать собственный
опыт
Уметь соотносить понятия «мораль»,
«нравственность» с самопознанием на
доступном для возраста детей уровне.
Формировать представления о самом
себе; воспитывать навыки
самопрезентации, рефлексии; слушать
и анализировать доклады
одноклассников

Осознавать важность труда объяснять его
роль в современном обществе.
Понимать и осознавать трудолюбие как
ответственность перед людьми и самим
собой.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать тексты
учебника

3.2

Подвиг: как узнать
героя?

1

Что такое подвиг. Героизм как
самопожертвование. Героизм на
войне. Подвиг в мирное время.
Милосердие, взаимопомощь

3.3

Люди в обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние

1

Человек в социальном измерении.
Дружба, предательство.
Коллектив. Личные границы.
Этика предпринимательства. Социальная
помощь

3.4

Проблемы
современного общества
как отражение его

1

Бедность. Инвалидность.
Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре
общества

Духовно-нравственного
самосознания

3.5

Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений

1

Милосердие. Взаимопомощь.
Социальное служение.
Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага

Понимать и объяснять отличие подвига на
войне и в мирное время.
Знать и называть имена героев. Слушать
объяснения учителя, решать проблемные
задачи, анализировать тексты учебника
Понимать и объяснять понятия
«дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм», «благотворительность».
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать тексты
учебника
Понимать и объяснять понятия «бедность»,
«инвалидность», «сиротство».
Предлагать пути преодоления

проблем современного общества на
доступном для понимания детей уровне.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать тексты
учебника
Понимать и объяснять понятия
«милосердие», «взаимопомощь»,
«благотворительность», «волонтёрство».
Выявлять общие черты традиций
милосердия, взаимной помощи,
благотворительности у представителей
разных народов. Слушать объяснения
учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты учебника

3.6

Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовно-нравственной
культуры народов
России

1

Гуманизм. Истоки гуманистического
мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в
историкокультурном наследии народов
России

Понимать и характеризовать понятие
«гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей народов России.
Осознавать важность гуманизма для
формирования личности, построения
взаимоотношений в обществе. Слушать
объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой

3.7

Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственного
облика общества
Выдающиеся
благотворители в
истории.
Благотворительность
как нравственный
долг
Выдающиеся учёные
России. Наука как
источник социального
и духовного прогресса
общества

1

Социальные профессии: врач, учитель,
пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества,
необходимые представителям этих
профессий

Понимать и объяснять, что такое
социальные профессии и почему выбирать
их нужно особенно ответственно.
Работать с научно-популярной литературой,
готовить рефераты, слушать и
анализировать доклады одноклассников

1

Меценаты, философы, религиозные лидеры,
врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовн-нравственного
развития личности самого мецената и
общества в целом

1

Учёные России. Почему важно помнить
историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и
нравственности в науке, в деятельности
учёных

3.8

3.9

Приводить примеры выдающихся
благотворителей в истории и в современной
России.
Работать с научно-популярной литературой,
анализировать несколько источников,
разграничивать понятия
Понимать и объяснять, что такое наука;
приводить имена выдающихся
учёных России.
Работать с научно-популярной литературой,
анализировать несколько источников,
разграничивать понятия

3.10

Моя профессия
(практическое занятие)

Итого по тематическому блоку

1

Труд как самореализация, как вклад в
общество. Рассказ о своей будущей
профессии

Обосновывать, какие
духовнонравственные качества нужны
для выбранной профессии. Работать с
научно-популярной литературой,
анализировать несколько источников,
разграничивать понятия

10

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
4.1

Гражданин

1

4.2

Патриотизм

1

4.3

Защита Родины: подвиг
или долг?

1

4.4

Государство.
Россия – наша Родина

1

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что
делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина

Характеризовать понятия «Родина»,
«гражданство»; понимать духовнонравственный смысл патриотизма.
Слушать объяснения учителя, работать с
текстом учебника
Патриотизм. Толерантность. Уважение к
Приводить примеры патриотизма в
другим народам и их истории. Важность
истории и в современном обществе.
патриотизма
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником,
рефлексировать собственный опыт
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Характеризовать важность сохранения мира
Долг гражданина перед обществом.
и согласия. Приводить примеры военных
Военные подвиги. Честь.
подвигов; понимать особенности защиты
Доблесть
чести Родины в спорте, науке, культуре.
Слушать объяснения учителя, работать
с учебником, смотреть и
анализировать учебные фильмы
Государство как объединяющее начало.
Объяснять понятие «государство». Уметь
Социальная сторона права и государства.
выделять и характеризовать основные
Что такое закон.
особенности Российского

Что такое Родина? Что такое
государство? Необходимость быть
гражданином. Российская гражданская
идентичность
4.5

Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)

1

Какими качествами должен обладать
человек как гражданин

4.6

Моя школа и мой класс
(практическое
занятие)

1

Портрет школы или класса через добрые
дела

4.7

Человек: какой он?
(практическое
занятие)

1

Человек. Его образы в культуре.
Духовность и нравственность как
важнейшие качества человека

4.8

Человек и культура
(проект)

1

Итоговый проект: «Что значит быть
человеком?»

Итого по тематическому блоку

8

государства с опорой на духовнонравственные ценности. Слушать
объяснения учителя, работать с
текстом учебника, с дополнительной
научно-популярной литературой
Обосновать важность духовнонравственных качеств гражданина.
Работать с источниками, определять
понятия, подготовить практическую
работу
Характеризовать понятие «доброе
дело» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного начала.
Работать с источниками, определять
понятия, подготовить практическую
работу
Сформулировать свой идеал человека,
назвать качества, ему присущие.
Работать с источниками, определять
понятия, подготовить практическую
работу
Показать взаимосвязь человека и
культуры через их взаимное влияние.
Характеризовать образ человека высокой
духовной культуры, создаваемый в
произведениях искусства.
Работать с источниками, систематизировать
понятия, подготовить проект

Обобщение и повторение

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 «А» класса
1 четверть
В мире культуры (5 часов)
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1

Введение

1

2

Величие многонациональной российской
культуры

1

Конференция «Известные имена
российской культуры»
Человек – творец и носитель культуры

1

Живительные воды нравственности

1

3
4
5

Нравственные ценности
(15 часов)
«Береги землю родимую, как мать
6
любимую»
Жизнь ратными подвигами полна
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16

Конференция «Герои эпосов народов
России»
В труде – красота человека
Сказки российских народов о труде
«Плод добрых трудов славен»
Люди труда
Трудовые подвиги во время ВОВ
Вклад в культуру людей труда
Бережное отношение к природе
Зачем нужны заповедники

1

1
1
1

Электронные
образоват. ресурсы

Дата
план

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

04.09

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

18.09

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

2 четверть
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

11.09

25.09
02.10

09.10
16.10
23.10

06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12

3 четверть
17
18

Семья – хранитель духовных ценностей

1

Конференция «Традиции моей семьи»

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

15.01
22.01

факт

19
20

21
22
23
24
25
26

27

Любовь – главная семейная ценность

1

«Слава детей – родители их»

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

Религия и культура (10 часов)
Роль религии в развитии культуры
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
Культурное наследие христианской Руси.
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
Культурное наследие христианской Руси.
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
Конференция «Храмы и монастыри
1
https://resh.edu.ru/speci
православной России»
al-course/1
Особенности православного календаря
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
Культура ислама
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
4 четверть
Мечеть – часть исламской культуры

1

Иудаизм и культура

1

Культурные традиции буддизма

34

19.02
26.02
05.03
12.03
19.03

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

16.04

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

23.04

Как сохранить духовные ценности (4 часа)
Забота государства о сохранении
https://resh.edu.ru/speci
1
31 духовных ценностей.
al-course/1

33

12.02

02.04

29

32

05.02

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

28

Конференция «Буддийские храмы
30 России»

29.01

09.04

30.04

Хранить память предков

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

07.05

Твой духовный мир

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

14.05

«Процветай, родной мой край!»

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

21.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 «Б» класса
1 четверть
В мире культуры (5 часов)
№
п/п
1

Кол-во
часов

Тема
Введение

1

Электронныеобразо Дата
ват. ресурсы

план

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

05.09

Величие многонациональной российской
2 культуры

1

Конференция «Известные имена российской
3 культуры»

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

19.09

Человек – творец и носитель культуры

1

26.09

Живительные воды нравственности

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

10.10

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

07.11

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

09.01

4
5

12.09

03.10

Нравственные ценности (15 часов)
6
7
8

«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

Жизнь ратными подвигами полна

1

Конференция «Герои эпосов народов России»

1

17.10
24.10

2 четверть
9
10
11
12
13
14
15
16

В труде – красота человека

1

Сказки российских народов о труде

1

«Плод добрых трудов славен»

1

Люди труда

1

Трудовые подвиги во время ВОВ

1

Вклад в культуру людей труда

1

Бережное отношение к природе

1

Зачем нужны заповедники

1

14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12

3 четверть
17
18
19

Семья – хранитель духовных ценностей

1

Конференция «Традиции моей семьи»

1

Любовь – главная семейная ценность

1

16.01
23.01

факт

20

«Слава детей – родители их»

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

30.01

Религия и культура (10 часов)
21
22
23

Роль религии в развитии культуры

1

Культурное наследие христианской Руси.

1

Культурное наследие христианской Руси.

1

Конференция «Храмы и монастыри
24 православной России»
25
26
27

28
29
30

Особенности православного календаря

1

Культура ислама

1

Мечеть – часть исламской культуры

1

Иудаизм и культура

1

Культурные традиции буддизма
Конференция «Буддийские храмы России»

Забота государства о сохранении духовных
31 ценностей..
32
33

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

06.02

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
4 четверть

06.03

13.02
20.02
27.02

13.03
20.03

https://resh.edu.ru/speci
03.04
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
10.04
al-course/1
1
17.04
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
Как сохранить духовные ценности (4 часа)
1

Хранить память предков

1

Твой духовный мир

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

24.04

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

15.05
22.05

Программа, рассчитанная на 34 часа, будет реализована за 33 часа, в связи с выходными и
праздничными днями.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 «В» класса
1 четверть

В мире культуры (5 часов)
№
п/п

Кол-во
часов

Тема

1

Введение

1

2

Величие многонациональной российской
культуры

1

Конференция «Известные имена
российской культуры»
Человек – творец и носитель культуры

1

Живительные воды нравственности

1

3
4
5

1

Нравственные ценности
(15 часов)
«Береги землю родимую, как мать
6
любимую»
Жизнь ратными подвигами полна
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16

Конференция «Герои эпосов народов
России»

1
1
1

Электронные
образоват. ресурсы

Сказки российских народов о труде
«Плод добрых трудов славен»
Люди труда
Трудовые подвиги во время ВОВ
Вклад в культуру людей труда
Бережное отношение к природе
Зачем нужны заповедники

план

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

02.09

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

16.09

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

2 четверть
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

В труде – красота человека

Дата

09.09

23.09
30.09

07.10
14.10
21.10

11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
28.12

3 четверть
17
18
19
20

Семья – хранитель духовных ценностей

1

Конференция «Традиции моей семьи»

1

Любовь – главная семейная ценность

1

«Слава детей – родители их»

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

Религия и культура (10 часов)

13.01
20.01
27.01
03.02

факт

21
22
23
24
25
26

Роль религии в развитии культуры

1

Культурное наследие христианской Руси.

1

Культурное наследие христианской Руси.

1

Конференция «Храмы и монастыри
православной России»
Особенности православного календаря

1

Культура ислама

1

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

10.02

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

07.04

17.02
24.02
03.03
10.03
17.03

4 четверть
27

Мечеть – часть исламской культуры

1

Иудаизм и культура

1

Культурные традиции буддизма

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

21.04

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

28.04

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

05.05

28

29
Конференция «Буддийские храмы
30 России»
Забота государства о сохранении
31 духовных ценностей.

32

33

34

Хранить память предков
Твой духовный мир

1

Как сохранить духовные ценности (4 часа)
https://resh.edu.ru/speci
1
al-course/1
1

Обобщающее повторение

14.04

12.05

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

19.05

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

26.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 6 «а» класса, Гайламазова Лариса Владимировна
№

Тема

Кол-во

Электронные

Дата

п/п

часов

образоват. ресурсы

план

1. Что такое культура общества
1
2
3
4
5

Культура общества

1

Источники развития культуры
общества
Человек и вера

1

Что такое религия

1

Традиционные религии России

1

1

https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1

4.09
11.09
18.09
25.09
2.10

2. Нравственные ценности российской культуры
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Гражданин и государство

1

Конституция РФ

1

Конституционные права и обязанности
гражданина РФ
Кого называют патриотом

1

Героические страницы истории
нашей страны. Отечественная война
1812 года
Генерал Н. Раевский и его подвиг.

1

Д. Давыдов, В. Кожина, И. Дорохов.

1

Великая Отечественная война 1941 –
1945 годов.
Герои Великой Отечественной войны.

1

Нравственные ценности личности.

1

В. Дикуль, Е. Смирнов, О. Владыкина.

1

1

1

1

https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1

9.10
16.10
23.10
6.11
13.11

20.11
27.11
4.12
11.12
18.12
25.12

3. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей
17
18
19
20
21
22

Семья – ячейка общества.

1

Государство и семья

1

Семейный детский дом.

1

Семейные ценности

1

Гостеприимство – семейная
традиция.
Традиционные религии о
семейных ценностях.

1
1

https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1

15.01
22.01
29.01
5.02
12.02
19.02

факт

4. Роль образования в развитии культуры общества
1
https://resh.edu.ru/specialОбщество и образование.
course/1
1
https://resh.edu.ru/specialИстория развития образования.
course/1
https://resh.edu.ru/specialОбразование в России в 18 – 19 веках.
1
course/1
https://resh.edu.ru/special19 век (время правления императоров).
1
course/1
https://resh.edu.ru/specialРелигия и образование.
1
course/1

23
24
25
26
27

5. Художественная культура народов России
https://resh.edu.ru/specialОбласти художественной культуры.
course/1
1
Мифология и фольклор как пласт

28

культуры.
Декоративно-прикладное искусство
народов России.
Выдающиеся деятели культуры
народов России.
Художественная культура, рождённая
религией.

29
30
31

32
33
34

1
1
1

https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1

6. Как сохранить культуру общества
https://resh.edu.ru/specialКого называют образованным
1
course/1
человеком.
https://resh.edu.ru/specialХудожественная культура
1
course/1
традиционных религий России.
https://resh.edu.ru/specialКультурное наследие
1
course/1

26.02
5.03
12.03
19.03
2.04

9.04

16.04
23.04
30.04

7.05
14.05
21.05

Календарно – тематическое планирование в 6Бклассе
№
п/п

Тема урока

Колво
часов

Электронные
(цифровые)
образоват.
ресурсы

Дата
План

1

Введение в Предмет. Язычество

1

2

Православие в Древней Руси. Монастыри, их
роль в развитии православия и государства.
Прп.Антоний и Феодосий Печерские.
«Там, где дружат,- живут, не тужат.
«Поучение» Владимира Мономаха.

1

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

16.09

Православная Церковь в Московской Руси.
Роль прп. Сергия Радонежского в становлении
русского государства.
Монашество-особый путь духовного
восхождения.НилСорский и Иосиф Волоцкий.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

23.09

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

30.09

6

Православие в Российском государстве.
Личная вера русских императоров.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

07.10

7

Оптина Пустынь как один из центров духовной
жизни в России. Заветы оптинских старцев.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

14.10

8

Русская Православная Церковь в годы Великой
Отечественной войны.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

21.10

9

Христианские святые. Первые русские святые
Борис и Глеб.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

11.11

10

Жизнь святых людей – пример для всех людей.
Святые защитники земли Бугурусланской

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

18.11

11

Чудеса православной веры. Святитель Николай
Мирликийский – Божий угодник.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

25.11

12

Православие в традициях русского народа.
Таинство крещения.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

02.12

13

Именины. Значение твоего имени.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

09.12

14

Добродетели.
Лествицапрп.ИоаннаЛествичника.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

16.12

15

Семья как малая Церковь.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

23.12

16

Прп. Петр и Феврония Муромские.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

28.12

17

Милосердие. Мир с ближним. Мое отношение
к родителям.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

13.01

18

Помощь Божией Матери людям. Радость
послушания.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

20.01

3
4

5

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1
https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

2.09
09.09

Факт

19

Добродетели. Ложь. Обман. Честность.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

27.01

20

Добродетели. О трудолюбии. Святые Кирилл и
Мефодий – создатели славянской азбуки.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

03.02

21

Добрые и злые дела человека. Доброта и
щедрость великомученика Пантелеймона.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

10.02

22

Православный Храм. Бугурусланские Храмы

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

17.02

23

Православный Храм. Экскурсия в храм.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

24.02

24

Христианские Праздники. Православный
календарь.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

03.03

25

Ислам. Во что верят мусульмане.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

10.03

26

Мусульманские обряды и обычаи.Коран –
священная книга мусульман.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

17.03

27

Ислам в России

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

07.04

28

Дом и семья в исламе

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

14.04

29

Иудаизм – древняя религия евреев. Во что
верят иудеи.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

21.04

30

Иудаизм в культуре и традициях еврейского
народа

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

28.04

31

Иудаизм в России. Обычаи иудеев

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

05.05

32

Буддизм – одна из древнейших мировых
религий.Во что верят буддисты.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

12.05

33

Обряды и обычаи Буддизма. Буддизм в
культуре и традициях народов России

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

19.05

34

Буддизм в России.

1

https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1

26.05

Календарно – тематическое планирование в 6В классе

№
п/п

Тема урока

Колво
часов

Электронные
(цифровые)
образоват.
ресурсы

Дата
План

1

Введение в Предмет. Язычество

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

04.09

2

Православие в Древней Руси.
Монастыри, их роль в развитии
православия и государства.
Прп.Антоний и Феодосий Печерские.
«Там, где дружат,- живут, не тужат.
«Поучение» Владимира Мономаха.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

11.09

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

18.09

Православная Церковь в Московской
Руси. Роль прп. Сергия Радонежского
в становлении русского государства.
Монашество-особый путь духовного
восхождения.НилСорский и Иосиф
Волоцкий.
Православие в Российском
государстве. Личная вера русских
императоров.
Оптина Пустынь как один из центров
духовной жизни в России. Заветы
оптинских старцев.
Русская Православная Церковь в годы
Великой Отечественной войны.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

25.09

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

02.10

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

09.10

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

16.10

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

23.10

Христианские святые. Первые русские
святые
Борис и Глеб.
Жизнь святых людей – пример для
всех людей. Святые защитники земли
Бугурусланской
Чудеса православной веры. Святитель
Николай Мирликийский – Божий
угодник.
Православие в традициях русского
народа. Таинство крещения.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

06.11

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

13.11

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

20.11

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

27.11

13

Именины. Значение твоего имени.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

04.12

14

Добродетели.
Лествицапрп.ИоаннаЛествичника.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

11.12

15

Семья как малая Церковь. Прп. Петр и
Феврония Муромские.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

18.12

16

Милосердие. Мир с ближним. Мое
отношение к родителям.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

25.12

17

Помощь Божией Матери людям.
Радость послушания.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

15.01

18

Добродетели. Ложь. Обман. Честность.

1

https://resh.edu.ru/spe

22.01

3
4

5

6

7

8
9

10

11

12

Факт

cial-course/1

Добродетели. О трудолюбии. Святые
Кирилл и Мефодий – создатели
славянской азбуки.
Добрые и злые дела человека. Доброта
и щедрость великомученика
Пантелеймона.
Православный Храм. Бугурусланские
Храмы

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

29.01

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

05.02

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

12.02

22

Православный Храм. Экскурсия в
храм.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

19.02

23

Христианские Праздники.
Православный календарь.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

26.02

24

Ислам. Во что верят мусульмане.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

05.03

25

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

12.03

26

Мусульманские обряды и
обычаи.Коран – священная книга
мусульман.
Ислам в России

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

19.03

27

Дом и семья в исламе

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

02.04

28

Иудаизм – древняя религия евреев.
Во что верят иудеи.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

09.04

29

Иудаизм в культуре и традициях
еврейского народа

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

16.04

30

Иудаизм в России. Обычаи иудеев

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

23.04

31

Буддизм – одна из древнейших
мировых религий.Во что верят
буддисты.
Обряды и обычаи Буддизма. Буддизм в
культуре и традициях народов России

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

30.04

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

07.05

33

Буддизм в России.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

14.05

34

Творческие проекты детей.
Обобщающий урок.

1

https://resh.edu.ru/spe
cial-course/1

21.05

19

20

21

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».