Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 – 4 классов Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания, а также: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); - Федеральной рабочей программы начального общего образования предмета «Литературное чтение» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной общеобразовательной программы начального общего образования»; - Федерального перечня учебников (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»); - Универсального кодификатора распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования и элементов содержания по литературному чтению (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) и Примерной основной образовательной программы начального общего образования - Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №3; Курс «Литературное чтение» отличается широким жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задачей четвёртого года обучения формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств и направлен на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; - совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; - воспитание эстетического отношения к искусству слова; - формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; - обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: тание интереса к чтению и книге, решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть, в результате освоения предметного содержания литературного чтения, учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты; ние этой задачи, способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умению работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях; художественной литературе. Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения; развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развитием умений определять художественную ценность произведения и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка), находить сходство и различие разных жанров используемых художественных средств; накоплением эстетического опыта слушания произведений изящной словесности; развитием поэтического слуха детей; обогащением чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире и природе; школьника; художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развитие образного мышления учащихся. Содержание учебного предмета направлено на формирование общеучебных навыков чтения и умений работать с текстом, и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Систематический курс литературного чтения представлен в программе следующими содержательными линиями: - круг детского чтения - виды речевой и читательской деятельности - опыт творческой деятельности Программа реализуется с использованием УМК: 1. Горецкий В.Г. Русский язык. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 2. Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник.1 класс. В 2ч. 3. Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2ч. 4. Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. 5. Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. На изучение предмета “Литературное чтение” на ступени начального общего образования отводится 540 часов: ● 1 класс – 132 часа (4 часа в неделю).В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 часа, из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте» (по 4 часа 33 учебные недели). ● 2 класс – 136 часов (4 часа в неделю); ● 3 класс – 136 часов (4 часа в неделю); ● 4 класс – 136 часов (4 часа в неделю). Программа реализуется с использованием электронных образовательных ресурсов: - https://resh.edu.ru/ -https://uchi.ru/ - http://www.gramota.ru/ -https://resh.edu.ru/ -https://myschool.edu.ru/ -https://educont.ru/