Аннотация к рабочим программам СОО.pdf

Аннотация к рабочей программе
по русскому языку (10 класс)
2023-2024 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
ФГОС СОО, ФОП СОО, а также федеральной рабочей программы по предмету
«Русский язык».
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к
русскому языку;
формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и
мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать
мнение других людей.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне
среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные
на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности
обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью
извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и
использования в практической деятельности.
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь.
Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика.
Культура речи». Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего
образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека,
способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и
высшего образования.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
 осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения на основе расширения представлений о
функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в
русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование ценностного отношения к русскому языку;
 овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в
развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации,
для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
 совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе
овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики,
формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и
расширение круга используемых языковых средств; совершенствование

коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и
самооценке на основе наблюдений за речью;
 развитие функциональной грамотности: совершенствование умений
текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой
(подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения
текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.);
совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и
использовать полученную информацию в практической деятельности;
 обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии
и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней,
умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительновыразительные средства языка в тексте;
 обеспечение поддержки русского языка как государственного языка
Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и
иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных
аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.
Программа реализуется с использованием УМК:
Русский язык. 10-11 классы: базовый уровень: учебник/Л.М.Рыбченкова,
О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич., - 5-е изд., стер. – Москва: Просвещение,
2023
На изучение русского языка в 10 классе среднего общего образования в
учебном плане отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Программа реализуется с использованием электронных
образовательных ресурсов:
- https://resh.edu.ru/
- https://urok.apkpro.ru/#
- http://www.gramota.ru/
- https://ru.mapryal.org/
- https://ruscorpora.ru/
- https://dic.academic.ru/

Аннотация к рабочей программе по литературе
11 класс (базовый уровень) на 2023-2024 учебный год.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебного предмета
«Литература» (базовый уровень) с учетом следующих документов:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - программам начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
3.
Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.12 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 7
июня 2012 г. № 24480).
4.
Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1645 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413.
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 №41020)
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят:
в сформированности чувства причастности к отечественным
культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности
поколений, и уважительного отношения к другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких
этических идеалов;
в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой
части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.
Рабочая программа представляет собой целостный документ,
включающий обязательные разделы:
1)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.

4)
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
5)ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6)СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7)Тематическое планирование
с
определением
основных
видов учебной деятельности.
Описание учебно-методического и
материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Дистанционное обучение Система оценивания и контроля
7) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Цель учебного предмета «Литература»:
формирование культуры читательского восприятия и достижение
читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках
анализа и интерпретации литературных текстов.
Стратегическая цель предмета в 11-х классах – завершение
формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню
обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к
деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству
самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Литература»:
получение опыта медленного чтения произведений русской, родной
(региональной) и мировой литературы;
овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом,
позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и
письменной форме;
овладение навыком анализа текста художественного произведения
(умение выделять основные темы произведения, его проблематику,
определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения
автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и
речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение
«видеть» подтексты);
формирование умения анализировать в устной и письменной форме
самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты,
аспекты;
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных
жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
овладение умением определять стратегию своего чтения; овладение
умением делать читательский выбор;

формирование умения использовать в читательской, учебной и
исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том
числе цифровых, виртуальных;
овладение различными формами продуктивной читательской и
текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о
литературе, искусстве и др.);
знакомство с историей литературы: русской и зарубежной
литературной классикой, современным литературным процессом;
знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного
знания (культурология, психология, социология и др.).
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Литература» – один из важнейших частей
предметной области
«Русский язык и литература». В учебном плане в XI классе выделяется
102 часа в год (из расчета 3 учебных часа в неделю).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литература (в 2 частях), 11 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по литературе Н.В. Егорова, И.В. Золотарева, Т.И.
Михайлова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Электронная версия газеты «Литература» http://lit.1september.ru/index.htm
2. «Питерская школа» http://shkola.spb.ru/teacherjroom/index.phtml?id=79
3. Мир слова русского http://www.rusword.com.ua
4. «Словарь литературоведческих терминов» http://slovar.by.ru/dict.htm;
5. Электронная библиотека классической литературы http://www.klassika.ru/
6. Тексты произведений Н.В. Гоголя, изучаемых в школьном курсе
литературы. http://public-library.narod.ru/Gogol.Nikolai/
7. Урок литературы: проблемы, методы, подходы. http://www.mlis.ru/

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
11 КЛАСС
2023-2024 учебный год

Документы, на основании которых составлена Рабочая программа по родному
языку (русскому) для обучающихся 11 классов на уровне основного общего
образования,
подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО),
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, а
также Примерной программы воспитания с учѐтом распределѐнных по классам
проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной
программы основного общего образования.
Учебник, по которому ведется преподавание предмета: Русский родной язык,
11 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А.,
Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.;
АО «Издательство «Просвещение»;
Цель изучения учебного предмета Программа учебного предмета «Русский
родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской
Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным
курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного
курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому языку,
заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной
области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской
Федерации. В соответствии с этим в курсе русского родного языка
актуализируются следующие цели: воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской
позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и
культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным
языком в разныхсферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию; углубление и при необходимости расширение

знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка,
которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Содержание учебного предмета 11 класс (17 часов) Имя числительное.
Употребление числительных в речи и художественной литературе. Местоимение.
Употребление местоимений в речи. Разряды местоимений. Местоимения в
художественной литературе. Глагол. Употребление глаголов в связной речи.
Глаголы речи. Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы,
антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в
художественной литературе. Олицетворения. Причастие. Употребление причастий
в речи и в художественной литературе. Деепричастия. Деепричастие как часть
речи. Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. Образ коня в
фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)
Наречие. Правила написания наречий. Употребление наречий. В.Короленко «Всетаки впереди – огни!» Служебные части речи. Предлог. Употребление предлогов в
речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» Употребление частиц и междометий
в художественной литературе. Язык и культура.ь(2) Языковая картина мира.
К.Д.Ушинский. «О родном языке». Слово как концепт культуры. Концепты
«Родина», «Мой родной край», «Добро».
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в
рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной
образовательной программе основного общего образования и рассчитано на общую
учебную нагрузку в 11 классе в объѐме 17 ч.
Формы контроля Тестирование, сочинение, проект

АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС
2023-2024 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса, рассчитанная на
изучение русского языка на базовом уровне, составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, федерального компонента Государственного
образовательного стандарта, Федерального базисного учебного плана, Программы
по русскому языку к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы учебников для
общеобразовательных школ – Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина;
Гусарова И.В.).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 11 классе, из них на развитие речи
– 12 часов (11 класс).
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном
заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь
им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного
письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить
их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как
основным средством общения. В соответствии с целью обучения в программе
усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения
связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь
учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему
ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. а
основании требований государственного образовательного стандарта в
содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный,
системно-деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
 приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании;
 овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах
и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
 формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
умения
пользоваться
различными
лингвистическими
словарями;
совершенствование умений и навыков письменной речи;
 освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и
культуроведческой.
Общая характеристика курса русского языка
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского
языка: при составлении программы выдержаны принципы преемственности в
определении объёма содержания теоретической части темы.
Курс 11 класса, с одной стороны, призван обеспечить качественное
восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке,
закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с

другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать
дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить глубокий
уровень понимания не только сути языковых единиц, но и механизма их
функционирования. Теоретический материал курса охватывает все разделы науки
о языке. В содержание каждой темы входят сведения, уже известные учащимся из
курса русского языка основного общего образования. Их сопровождает
дополнительный материал, связанный со стилистикой и культурой речи,
исторические комментарии, пояснения; правила и нормативные варианты
преподносятся подробно и развёрнуто. В содержание курса включены
самостоятельные разделы «Культура речи» и «Стилистика», где в
ознакомительном объёме даны теоретические сведения, а также необходимый для
развития речевых навыков практический материал. Работа по данным разделам
поможет старшеклассникам научиться чётко, ясно, логично, выразительно
формулировать свои мысли, связно выражать своё мнение, создавать грамотные
устные и письменные тексты. Формирование речевых навыков, развитие культуры
речи теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Способность
понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему –
непременное условие становления личности человека.
Программа реализуется с использованием электронных
образовательных ресурсов:
- https://resh.edu.ru/
- https://urok.apkpro.ru/#
- http://www.gramota.ru/
- https://ruscorpora.ru/
- https://dic.academic.ru/

Аннотация к рабочей программе «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ, 10 - 11
классов» (“SPOTLIGHT”) (по обновленным ФГОС)
Предлагаемая рабочая программа по английскому языку предназначена для
обучающихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений разработана
на основе ФГОС СОО, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе
воспитания. Данная программа используется для обучения английского
языка в МБОУ СОШ №3 и ориентирована на использование учебников
«Английский в фокусе» («Spotlight») для 10 - 11 классов авторов Ю. Е.
Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс (издательство «Просвещение,
2023»). Данные учебники рекомендованы Министерством образования и
науки РФ и входят в федеральный перечень учебников на 2023-2024 учебный
год. Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного
(английского) языка – 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11
классе – 102 часа (3 часа в неделю). Программа по английскому языку
устанавливает распределение обязательного предметного содержания по
годам обучения, предусматривает примерный ресурс учебного времени,
выделяемого на изучение тем/разделов курса, учитывает особенности
изучения английского языка, исходя из его лингвистических особенностей и
структуры родного (русского) языка обучающихся, межпредметных связей
иностранного (английского) языка с содержанием других учебных
предметов, изучаемых в 10–11 классах, а также с учетом возрастных
особенностей обучающихся.
Цели изучения английского языка:
Целью программы является обеспечение организационно-педагогических и
методических
условий
для
дальнейшего
развития
иноязычной
коммуникативной компетенции.
К основным задачам программы относятся:
- конкретизация содержания предметных тем примерной программы;
- распределение учебных часов по темам курса и последовательность;
- изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся, внутрипредметных и межпредметных
связей.
«Английский в фокусе» (Spotlight)
– комплект, в котором нашли отражение традиционные подходы и
современные тенденции российской и зарубежных методик обучения

иностранному языку. Знания и навыки учащихся, работающих по учебнику
«Английский в фокусе», по окончании старшей школы соотносятся с
общеевропейским уровнем В2 в области изучения английского языка.
Каждый модуль состоит из следующих разделов:
- Введение (Presentation);
- Развитие и совершенствование умений в чтении (Reading Skills);
- Развитие и совершенствование умений в аудировании и устной речи
(Listening&SpeakingSkills);
- Развитие языковых навыков (лексико - грамматический аспект) (Grammar in
Use);
- Литература (предлагаются отрывки из известных произведений британских,
американских, французских, ирландских, русских писателей, их биография;
знакомство со стилистическими приѐмами и средствами и т. д.) (Literature);
- Развитие и совершенствований умений в письменной речи (Writing Skills);
- Знакомство с культурой англоговорящих стран (Culture Corner);
- Межпредметные связи (Across the Curriculum);
- Экологическое образование (Going Green);
- ЕГЭ в фокусе (Spotlight on Exams);
- Рефлексия учебной деятельности, самоконтроль (Progress Check).
Программой предусмотрены тестовые работы по окончании изучения
каждого модуля по всем видам речевой деятельности: 1. Аудирование 2.
Говорение (монологические или диалогическое высказывание) 3. Чтение 4.
Письмо

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Химия. Базовый
уровень» для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования
подготовлена на основе следующих нормативных документов федерального
уровня и право устанавливающих документов школы:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»);
- Федеральной рабочей программы основного общего образования предмета
«Химия (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной основной
общеобразовательной программы основного общего образования»;
- Федерального перечня учебников (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников»);
- Универсального кодификатора распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования и элементов содержания по химии (одобрен
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 12.04.2021 №1/21);
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ
№3
- Положения о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Программа реализуется с использованием УМК:
1. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. — М.: Дрофа, 2019.
2. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. — М.: Просвещение,
2020
3. Конструктор рабочих программ. Химия 10-11 классы.
4. Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные
ипроверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2017.
5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия
втестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2016.
6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. –
М.: Дрофа,2014.
Место учебного предмета «Химия» в учебном плане

В соответствии с ФГОС СОО химия является обязательным предметом
на уровне основного общего образования. Общее число часов, отведенных
для изучения химии, составляет 68 часов: 34 часа в год (1 час в неделю) в 10
классе и 34 часа в год (1 час в неделю) в 11 классе.
Программа реализуется с использованием электронных
образовательных ресурсов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

http://www.chemnet.ru.
http://webelements.narod.ru
http://maratakm.narod.ru
http://chem.rusolymp.ru
http://him.1september.ru
http://chemfiles.narod.ru
http://www.alhimikov.net
http://rushim.ru/books/books.htm

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Биология. Базовый уровень» для обучающихся 10 – 11 классов
Рабочая программа по алгебре и начале математического анализа для
обучающихся 10 – 11 классов составлена на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного
стандарта
основного
общего
образования»);
- Федеральной рабочей программы основного общего образования
предмета «Математика (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной основной
общеобразовательной программы основного общего образования»;
- Федерального перечня учебников (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»);
- Универсального кодификатора распределенных по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания по
алгебре и начала математического анализа (одобрен решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 12.04.2021 №1/21);
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ №3;
- Положения о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Программа реализуется с использованием УМК:
Программа: Программа по биологии для общеобразовательных школ
(сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни». 10―11 классы: учеб. пособие для
общеобразовательных.организаций: базовый уровень / В. В. Пасечник, Г. Г.
Швецов Т. М. Ефимова. ― М. : Просвещение, 2017
Учебник: Биология.
• Биология, 10 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов A.M. и другие
/Под ред. Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Биология, 11 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов A.M. и другие
/Под ред. Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство

«Просвещение» для учителя
1.Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.:
Вентана-Граф, 1997.
2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для
старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в
ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин НИ. Общая биология: Учеб. для 10 –
11 кл. общеобразоат. Учеб. заведений - М.: Дрофа, 2005.
5. Рис Э., Стернберг М. От клеток к атомам: Иллюстрированное введение в
молекулярную биологию: Пер с англ. – М.: Мир, 1988.
6. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 – 11 кл.:
Рабочая тетрадь к учебнику / под ред. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2003.
7. Уроки общей биологии: Пособие для учителя / В.М. Корсунская, Г.Н.
Мироненко, З.А. Мокеева, Н.М. Верзилин. – М.: Просвещение, 1986.
8. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для
бщеобразоват. учеб. заведений. 5-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2001. – 256 с
9. Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для
учителя. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. – 368 с.
10. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний.М.: Издательство МНЭПУ,
1993. – 261 с.
11. Энциклопедия для детей. Глав. Ред. В. А. Володин.М.: Аванта+, 2001. –
448 с.
12. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. –
М.: Просвещение, 2003.
13. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей
биологии. – М.: Просвещение, 2002.
14. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. –
Саратов: Лицей, 2005.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на
базовом уровне, является обязательным учебным предметом, входящим
в состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Объем дисциплины. Для изучения биологии на базовом уровне среднего
общего образования отводится 102 часа: в 10 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 11 классе – 68 часа (2 часа в неделю)
Программа реализуется с использованием электронных
образовательных ресурсов:
- https://m.edsoo.ru
- www.bio.nature.ru

- http://ebio.ru/
- http://www.gbmt.ru/
- http://window.edu.ru/window/catalog
- http://www.school.edu.ru
- http://catalog.iot.ru
- http://school.yandex.ru
- http://www.kinder.ru
- http://schoolcollection.edu.ru/collection
- http://experiment.edu.ru

Аннотация к рабочей программе по литературе
в 10 классе (углублённый уровень)
в 2023-2024 учебном году
1. Сведения о программе Программа по учебному предмету «Литература» (на углублённом
уровне) для обучения на уровне среднего общего образования составлена на основе требований
к планируемым результатам обучения в соответствии с обновлённым федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Учебник
Литература (в 2 частях), 10 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение».
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета
«Литература» (базовый уровень) с учетом следующих документов:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
3.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.12 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован
в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. № 24480).
4.
Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1645 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012г. №413. (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 №41020)
2. Цели изучения учебного предмета «Литература»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят в сформированности
чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической
преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии
ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между
языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.
3. Место учебного предмета «Литература» в учебном плане На изучение литературы в 10
классе основного среднего образования отводится 170 часов (5 часов в неделю).
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в средней школе
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты Личностные результаты освоения Программы среднего общего
образования по литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими
и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения
обучающимися содержания рабочей программы по литературе для среднего общего образования
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной

внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты освоения рабочей программы
по литературе для среднего общего образования должны отражать: Овладение универсальными
учебными познавательными действиями.
1) базовые логические действия.
2) базовые исследовательские действия.
3) работа с информацией.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение. 2) совместная деятельность. Овладение универсальными регулятивными
действиями: 1) самоорганизация. 2) самоконтроль. 3) принятие себя и других.
Предметные результаты по классам:
10 КЛАСС
1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности
поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни,
идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную
историческую эпоху (вторая половина XIX века);
2) осознание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской и зарубежной
литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной
и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение внимательно читать,
понимать и самостоятельно интерпретировать художественные, публицистические и
литературно-критические тексты;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской и зарубежной
классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина XIX века), их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь
литературных произведений второй половины XIX века со временем написания, с
современностью и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание литературных произведений;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы второй половины
XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в
единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным в основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста;
11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в
процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы и других видов
искусств;

12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их
с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино,
музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной
литературы и умение применять их в речевой практике;
14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох,
об индивидуальном авторском стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного,
ведение диалога о прочитанном в русле обсуждаемой проблематики; информационной
переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а
также сочинений различных жанров (не менее 250 слов);
16) владение умениями учебной научно-исследовательской и проектной деятельности
историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов;
различными приёмами цитирования и редактирования текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о
современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении;
18) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий обязательные
разделы:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
5. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА т
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тематическое планирование с определением основных видовучебной деятельности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Дистанционное обучение Система оценивания и контроля
7) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литература (в 2 частях), 10 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по литературе Н.В. Егорова, И.В. Золотарева, Т.И.
Михайлова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Электронная версия газеты «Литература» http://lit.1september.ru/index.htm
2. «Питерская школа» http://shkola.spb.ru/teacherjroom/index.phtml?id=79

3. Мир слова русского http://www.rusword.com.ua
4. «Словарь литературоведческих терминов» http://slovar.by.ru/dict.htm;
5. Электронная библиотека классической литературы http://www.klassika.ru/
6. Тексты произведений Н.В. Гоголя, изучаемых в школьном курсе
литературы. http://public-library.narod.ru/Gogol.Nikolai/
7. Урок литературы: проблемы, методы, подходы. http://www.mlis.ru/

Аннотация к рабочей программе по учебному курсу
«Практикум по русскому языку»
10 класс (уровень среднего общего образования)
2023-2024 учебный год
Элективный курс «Практикум по русскому языку. 10 класс» может быть
использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для
учащихся 10 класса любого профиля. Содержание курса опирается на знания,
умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе.
Содержание программы предполагает расширение и углубление
теоретического материала. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы
целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в
повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Рабочая программа «Элективный курс по русскому языку для 10 класса
«Практикум по русскому языку» составлена на основе нормативно - правовой базы:
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г №1089); Учебный план МБОУ
Чалтырская МБОУ СОШ №3.
Автор программы: Тухикян О.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ
СОШ №3. Экспертное заключение эксперта: к.ф.н. доцента кафедры теории языка
и русского языка ЮФУ Гринкевич Е.В., 16.05.2016
Цели курса: освоение учащимися 10 класса норм русского литературного
языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной
работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых
практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач, а также
пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах
дальнейшей жизни.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного
предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать
умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне,
позволяющем и учителю, и выпускникам прогнозировать положительные
результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и
языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование
умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения заданий с
развёрнутым ответом и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем
языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при
выполнении заданий с развёрнутым ответом;

- освоение стилистического многообразия и практического использования
художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при
выполнении письменной части экзаменационной работы.
Программа элективного курса рассчитана на один год: 10 класс – 34 часа, 1час
в неделю.
Материал программы предполагает использование его для расширения и
углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе
освоения обусловлены его практической направленностью:
работа
- с нормативными документами,
- с тестами и текстами, тренинг, практикум,
- ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного
осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач,
- написание сочинений,
- анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических
экзаменационных работ прошлых лет,
- тренировочно-диагностические работы.
Место предмета в учебном плане
Общее количество часов за уровень среднего общего образования составляет 34
часа: 10 класс-34 часа (из расчёта 1 часа в неделю).

Аннотация к рабочей программе по информатике
по УМК Л.Л. Босовой (10-11 классы, базовый уровень), ФООП
Рабочая

программа

учебного

предмета

«Информатика»

для

10-11

классов

общеобразовательных учреждений составлена на основе следующих документов:
 ФООП, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 16 ноября 2022 г. № 993
 требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования.
Программа по информатике на уровне среднего общего образования даёт
представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам
и темам, определяет распределение его по классам (годам изучения).
Программа

по

информатике

определяет

количественные

и

качественные

характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации
обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся уровня среднего общего
образования, учитываются межпредметные связи.
Данная программа ориентирована на использование УМК авторы Л.Л. Босова, А.Ю.
Босова издательства Москва БИНОМ Лаборатория знаний,

рекомендованного

использованию Министерством образования и науки РФ.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне
среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных
компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося
информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим
изучение информатики в 10-11 классах должно обеспечить выполнению следующих задач:
 сформированность представлений о роли информатики, информационных и
коммуникационных технологий в современном обществе;
 сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
 сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы,
видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой
ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;

 сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь
человека в обществе;
 понимание
юридического,

социального,

природного,

экономического,

эргономического,

политического,

медицинского

и

культурного,

физиологического

контекстов информационных технологий;
 принятие правовых и этических аспектов информационных технологий;
 осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации.
 создание

условий

для

развития

навыков

учебной,

проектной,

научно-

исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.
Информатика

–

это

научная

дисциплина

о

закономерностях

протекания

информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их
автоматизации. Общеобразовательный предмет информатики отражает:
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания информационных процессов в различных средах (системах);
 основные области применения информатики, прежде всего информационные и
коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы
жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся,
которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные
технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или
медиком,

историком

или

филологом,

руководителем

предприятия

или

политиком,

представителем любой другой области знаний или профессии.
Результатом

изучения

курса

информатики

является

дальнейшее

развитие

информационных компетенций выпускника, готового к жизни и деятельности в
современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно
использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане СОО информатика представлена как базовый курс в 10-11 классах:
в 10-классах по 1 часу в неделю, всего 34 часа;
в 11-х классах по 1 часу в неделю, всего 34 часа;
Всего 68 часов.

Содержание предмета
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре тематических
раздела.
Раздел «Цифровая грамотность» охватывает вопросы устройства компьютеров и
других элементов цифрового окружения, включая компьютерные сети, использование
средств операционной системы, работу в сети Интернет и использование интернетсервисов, информационную безопасность.
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя понятийный аппарат
информатики, вопросы кодирования информации, измерения информационного объёма
данных, основы алгебры логики и компьютерного моделирования.
Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие алгоритмического
мышления, разработку алгоритмов, формирование навыков реализации программ на
выбранном языке программирования высокого уровня.
Раздел «Информационные технологии» охватывает вопросы применения
информационных технологий, реализованных в прикладных программных продуктах и
интернет-сервисах, в том числе при решении задач анализа данных, использование баз
данных и электронных таблиц для решения прикладных задач.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Авторская учебная программа по
информатике для 10-11 классов (базовый уровень). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2023 г.
2. Босова Л.Л. Информатика. Базовый уровень. 10 класс: учебник/Л.Л. Босова, А.Ю.
Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2023 г.
3. Босова Л.Л. Информатика. Базовый уровень. 11 класс: учебник/Л.Л. Босова, А.Ю.
Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2023 г.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Базовый уровень: 10-11 классы:
методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2023 г.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 10
класс». https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor10.php
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 11
класс». https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor11.php

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 10 – 11 классов
Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся 10-11 классов составлена
на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»);
- Федеральной рабочей программы основного общего образования предмета
«ОБЖ» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022
№ 993 «Об утверждении федеральной основной общеобразовательной
программы основного общего образования»;
- Федерального перечня учебников (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников»);
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ
№3;
- Положения о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Программа реализуется с использованием УМК:
- Учебники. 10, 11 классы. Авторы: Латчук В.Н, Марков В.В, Кузнецов
М.И,Поляков В.В Москва «Просвещение» 2023 г.
Место учебного предмета «ОБЖ» в учебном плане
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «ОБЖ» является обязательным к
обучению. На изучение предмета «ОБЖ» в каждом классе школы отводится 1 ч в
неделю. Программа рассчитана на часов: Общее число часов, отведенных на
изучение ОБЖ, в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 ча
в неделю).
Программа реализуется с использованием электронных
образовательных ресурсов:
- https://resh.edu.ru/
- https://urok.apkpro.ru/#
- http://www.gramota.ru/
- https://ru.mapryal.org/
- https://ruscorpora.ru/
- https://dic.academic.ru/

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«История. Базовый уровень» для обучающихся 10 – 11 классов
Рабочая программа по истории для обучающихся 10 – 11 классов
составлена на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 г. № 732 о Концепции преподавания учебного
курса «История России » в образовательных организациях РФ);
-Федеральной
рабочей
программы
среднего
общего
образования предмета «История» (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- Федерального перечня учебников (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»);
- Универсального кодификатора распределенных по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания по
истории (одобрен решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 12.04.2021 №1/21);
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ №3;
- Положения о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Программа реализуется с использованием УМК:
• 10 класс , учебник /Мединский В. Р., Торкунов А. В. «История. История
России. 1914—1945 годы.. Базовый уровень», Издательство «Просвещение»
2023 г.
• 10 класс, убебник / Мединский В. Р., Чубарьян А. О. «История. Всеобщая
история. 1914—1945 годы. 10 класс. Базовый уровень» Издательство
«Просвещение» 2023 г.
• 11 класс , учебник / Мединский В.Р., Чубарьян А.О., История. Всеобщая
история. 1945 - начало XXI века., Просвещение, 2023 г.
• 11 класс , учебник / Мединский В.Р., Торкунов А.В., История. История
России. 1945 год - начало XXI века: базовый уровень., Просвещение, 2023 г.

Место учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с ФГОС СОО учебный предмет «История» входит в
предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение
истории, составляет 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часов в неделю), в 11
классе – 68 часа (2 часов в неделю)
Программа реализуется с использованием электронных
образовательных ресурсов:
- https://resh.edu.ru/
- https://m.edsoo.ru/
- http://historydoc.edu.ru
- http://www.hrono.ru
- http://www.rusempire.ru
- http://www.fipi.ru/

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Обществознание.» для обучающихся 10 – 11 классов
Рабочая программа по Обществознанию для обучающихся 10 – 11
классов составлена на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 г. № 732 о Концепции преподавания учебного
курса «История России » в образовательных организациях РФ);
-Федеральной
рабочей
программы
среднего
общего
образования предмета
«Обществознание»
(приказ
Министерства
просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
- Федерального перечня учебников (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»);
- Универсального кодификатора распределенных по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания по
истории (одобрен решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 12.04.2021 №1/21);
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ №3;
- Положения о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Программа реализуется с использованием УМК:
• 10 класс , учебник / Боголюбов Л.Н. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю. «Обществознание. Базовый уровень», Издательство
«Просвещение» 2023 г.
• 11 класс, убебник / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю..
и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. «Обществознание.
Базовый уровень» Издательство «Просвещение»

Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
В соответствии с ФГОС СОО учебный предмет «Обществознание» входит
в предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение
обществознания, составляет 238 часов: в 10 классе – 136 часов (4 часов в
неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часов в неделю).
Программа реализуется с использованием электронных
образовательных ресурсов:
- https://resh.edu.ru/
- https://m.edsoo.ru/
- http://historydoc.edu.ru
- http://www.hrono.ru
- http://www.rusempire.ru
ФИПИ

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Право» для обучающихся 11 классов
Рабочая программа по Обществознанию для обучающихся 11 классов
составлена на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 г. № 732 о Концепции преподавания учебного
курса «История России » в образовательных организациях РФ);
-Федеральной
рабочей
программы
среднего
общего
образования предмета «Право» (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- Федерального перечня учебников (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»);
- Универсального кодификатора распределенных по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания по
истории (одобрен решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 12.04.2021 №1/21);
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ №3;
- Положения о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Программа реализуется с использованием УМК:
• 11 класс, учебник / Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф./ Право
(базовый и углубленный уровни), ООО "ДРОФА"
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
В соответствии с ФГОС СОО учебный предмет «Право» входит в
предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение
права, составляет 1 час в неделю, при 34 учебных неделях: в 11 классе – 34
часа

Программа реализуется с использованием электронных
образовательных ресурсов:
- https://resh.edu.ru/
- http://www.golos.org
- http://romir.ru
- http://www.fipi.ru/
- http://www.expert.ru

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«География» для обучающихся 10 – 11 классов
Рабочая программа по Обществознанию для обучающихся 10 – 11
классов составлена на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 г. № 732 о Концепции преподавания учебного
курса «История России » в образовательных организациях РФ);
-Федеральной
рабочей
программы
среднего
общего
образования предмета «География» (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- Федерального перечня учебников (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»);
- Универсального кодификатора распределенных по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания по
истории (одобрен решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 12.04.2021 №1/21);
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ №3;
- Положения о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Программа реализуется с использованием УМК:
• 10 класс , учебник / Гладкий Ю.Н., Николина В.В., «География. Базовый
уровень», Издательство «Просвещение» 2023 г.
• 11 класс, убебник / Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
«Экономическая и социальная география мира» Издательство «Русское
слово - учебник»
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с ФГОС СОО учебный предмет «География» входит в
предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение
Географии, составляет 136 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю, при

34 учебной неделе), в 11Б классе – 34 часа (1 час в неделю, при 34 учебной
неделе), в 11А классе - 68 часов (2 часа в неделю)
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11
классах отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.

Программа реализуется с использованием электронных
образовательных ресурсов:
- http://www.school-collection.edu.ru

- http://www.mirkart.ru/
- http://www.fipi.ru/
- http://geographyofrussia.com/
- http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».