1.Общие положения. 1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок оценивания учебных достижений, уровня знаний, умений и навыков учащихся при текущем и итоговом контроле учащихся 1-3-го класса в течение учебного года по учебному курсу «Функциональная грамотность» и разработано на основе: - Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28 января 2021 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредностиля человека факторов среды обитания» (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами сп 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 289 (далее - Санитарноэпидемиологические требования). - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. №372«Об утверждении Федеральной образовательной программы начального общего образования» (рег.№74229 от 12.07.2023г.); - Устава школы. 1.2. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. 1.3. В 1-3 классах в течение учебного года по учебному курсу «Функциональная грамотность» система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок. Содержательный контроль и оценка должны отражать прежде всего качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития. 1.4.Основными принципами безотметочного обучения являются: - критериальность - содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими; - приоритет самооценки - в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя; взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; - непрерывность - с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении; - гибкость и вариативность инструментария оценки. В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика; - сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная оценка позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; - естественность процесса контроля и оценки - контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. 1.5. Основные виды контроля определяются по их месту в процессе обучения. Предварительный контроль позволяет определить исходный уровень обученности и развития учащихся. Текущий контроль позволяет определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала. Итоговый контроль определяет итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников по содержанию. Прогностический или планирующий контроль определяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия. Пооперационный контроль управляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия. Контроль по результату сравнивает фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия. По субъектам контрольно-оценочной деятельности контроль подразделяется на внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка); внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка). 1.6. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Конечная цель безотметочного обучения – формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. 2. Контроль и оценка уровня развития учащихся. 2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды. 2.2. Основными показателями развития учащихся являются: сформированность учебно-познавательного интереса; сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения; сформированность общеучебных умений, способность определять границы своего знаниянезнания; сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей субъекта учебной деятельности, способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи, самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям, способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. 2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем на основе итоговых проверочных работ и результатов психолого-педагогической диагностики. 3. Контроль и оценка знаний и умений учащихся. 3.1. Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики освоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми. 3.2. Для отслеживания уровня освоения знаний и умений используются - стартовые и итоговые проверочные работы, - текущие проверочные работы, - тестовые диагностические работы, - устный опрос, - самопроверка сформированности навыков чтения, - комплексные диагностические работы. Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме "Повторение". Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы. Тестовые работы по предметам включают задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы. Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раз за четверть. 3.3. Качественная характеристика предметных действий составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика. 3.4. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня овладения предметными действиями: - высокий уровень – 100 - 80%; - средний уровень – 79 - 65 %; - низкий уровень – 64 - 50 %; - критический уровень - менее 50 %. 3.5. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги освоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся. 3.6. Итоговый результат освоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету. 4. Ведение документации при безотметочном обучении учащихся. 4.1. Документация учителя. По предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя. Электронный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки в 1-3 классе в течение учебного года по учебному курсу «Функциональная грамотность» в классный журнал не выставляются. Для того чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель ведет систематический учет освоения детьми тех предметных действий, которые внесены в основные требования программы по учебному курсу. В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая динамику развития учащихся за учебный период, уровень освоения учащимися знаний и умений по основным темам, уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности учащихся, сведения о выполнении программы. 4.2. Документация учащихся. Для выполнения итоговых и тематических контрольных работ по курсу заводятся специальные тетради (листы), которые на протяжении года хранятся в школе и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ и работ над ошибками. 4.3. Документация администрации школы. В своей деятельности администрация школы использует для анализа все необходимые материалы учителей и учащихся (классный журнал, анализ педагогической деятельности учителя за год, анализ проверочных и контрольных работ, тетради учащихся, результаты психологопедагогической диагностики) для создания целостной картины учебно-воспитательного процесса в начальной школе. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей администрация проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя "проблемные" места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения. 5. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности. 5.1. Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения осуществляется равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. 5.2. Права и обязанности учащихся. 5.2.1.Учащиеся имеют право на собственную оценку своих достижений и трудностей, на оценку своей работы учителем, на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, на ошибку и время для ее ликвидации, на участие в разработке критериев оценивания своих работ, на самостоятельный выбор уровня сложности проверочных заданий, на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности. 5.2.2.Учащиеся обязаны, по возможности, проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе, осваивать способы осуществления контроля и оценки, иметь рабочие тетради, тетради для контрольных работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность ученика. 5.3. Права и обязанности учителя. 5.3.1.Учитель имеет право иметь свое оценочное суждение по поводу работ учащихся, самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся. 5.3.2.Учитель обязан соблюдать основные положения безотметочного обучения, соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности учащихся, работать над формированием у учащихся самоконтроля и самооценки, оценивать не только предметные действия, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания, фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его собственных возможностей и достижений, доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. 5.4. Права и обязанности родителей. 5.4.1. Родитель имеет право знать о принципах и способах оценивания достижений в дан- ной школе, получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка, получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении своего ребенка. 5.4.2. Родитель обязан соблюдать такт по отношению к ребенку, информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях, посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей. 6. Ответственность сторон. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон образовательных отношений другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.