I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 1). АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд». Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи обучения: − формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − формирование интереса к разнообразным видам труда; − развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; − развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе определяет следующие задачи: − формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости 2 от свойств материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; − формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования; − обогащение представлений о процессе труда; − воспитание потребностей и готовности работать в коллективе; − умственное воспитание (развитие восприятия, представлений, овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения планировать и предвидеть результаты работы); − нравственное воспитание, воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формировать положительного отношения к труду взрослых; − физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительнодвигательной координации мелкой моторики, координированности движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов, правильный захват инструментов; − речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, полноте и последовательности изложения, грамматическому строю; − эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту материала, особенности его фактуры. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Учебный материал для четвертого класса планируется с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во третьем классе. Особенностью обучения в четвертом классе является расширение спектра видов работы. Программный материал направлен на формирование у обучающихся с умственной отсталостью представлений о видах труда близких к работе столяра, переплетчика, слесаря, швеи. В четвертом классе формирование первоначальных трудовых умений и навыков завершается, но по-прежнему в течение всего года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Для подачи учебного материала необходимо использовать разные методы, вносить в обучение элементы занимательности и игры, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к результатам детской деятельности. Содержание разделов № Название раздела, темы Ко Контрольн п личество ые работы /п часов (кол-во) Работа 1 с бумагой 10 Работа 2 с текстильными материалами 4 Работа 3 с древесными материалами 1 Работа 4 с металлом 2 17 Итого: 4 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: − знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); − знать виды трудовых работ; − знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; − знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; − знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; − анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; − пользоваться доступными технологическими (и инструкционными) картами; − составлять стандартный план работы по пунктам; − владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; − работать с доступными материалами; − использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину; конструировать из металлоконструктора); − выполнять несложный ремонт одежды. Достаточный уровень: − знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину; − знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; − знать виды художественных ремесел; − находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; − знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении трудовых работ; − осознанно подбирать материалы по физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам; 5 − отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать материалы; − использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; − оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; − выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков трудового обучения. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Оценка предметных результатов осуществляется по следующей системе: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно. Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки предметов. Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы. Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно, без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их. Оценка «2» - не ставится. 6 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока К олво часо в 1 Свойства, сорта бумаги. Виды работ с бумагой Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Работа с бумагой и картоном – 4 часа 1 Проверка знаний о Рассказывают о бумаге. бумаге (материалы, Дифференцируют и инструменты и объединяют в группы приспособления; изделия; виды материалы, инструменты и бумаги; размер и форма бумаги; приспособления по вопросам технологические операции с учителя. бумагой; виды работы с Подготавливают и бумагой). содержат в порядке рабочее Выполнение место. упражнений в Соблюдают правила дифференцировании и поведения на уроках труда. объединении в группы Работают с учебником и материалов, инструментов и рабочей тетрадью приспособлений. Подготовка и содержание порядка рабочего места. Соблюдение правил поведения на уроках труда. Работа с учебником и рабочей тетрадью Достаточный уровень Рассказывают о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления. Подготавливают и содержат в порядке рабочее место. Соблюдают правила поведения на уроках труда. Работают с учебником и рабочей тетрадью 7 2 Геометричес кая фигура, раскладка 1 Выполнение различных видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструирование). Подготовка рабочего места к работе с бумагой. Разбор изделия: форма, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Соблюдение правила разметки бумаги. Складывание из треугольников. Овладение сборкой изделия способом склеивания деталей 3 Складывани е простых форм из квадрата Фигурка «Рыбка» 1 Складывание из бумаги— оригами. Разбор изделия: форма, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Чтение схем-рисунков по условным обозначениям. Называют виды работы с бумагой. Подготавливают рабочее место к работе с бумагой. Устанавливают общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения по вопросам учителя. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Рассказывают правила разметки бумаги. Владеют навыком сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя Рассказывают о способе складывания из бумаги (оригами). Устанавливают общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения по вопросам учителя. Называют виды работы с бумагой. Подготавливают рабочее место к работе с бумагой. Устанавливают общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Рассказывают правила разметки бумаги. Владеют навыком сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея Рассказывают о способе складывания из бумаги (оригами). Устанавливают общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения. Рассказывают о геометрических фигурах 8 Овладение складыванием базовой формы «треугольник» и на его основе — фигурки рыбки 4 Игра «Геометрический конструктор» Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «треугольник» и на его основе — фигурку рыбки под контролем учителя. Владеют навыком чтения схем-рисунков по условным обозначениям с помощью учителя. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя 1 Нахождение на линейке Закрепляют длины, заданной в представления о миллиметре как миллиметрах. о мере длины. Работа с учебником и Находят на линейке рабочей тетрадью нужное количество миллиметров Разметка заготовки (20, 80) и переводят их в изделия. сантиметры под контролем Изготовление игры учителя. «Геометрический конструктор» Чертят отрезки заданной по плану в учебнике длины в миллиметрах с помощью учителя. Изготавливают игру «Геометрический конструктор» по плану в учебнике с помощью учителя Работа с текстильными материалами – 3 часа «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «треугольник» и на его основе — фигурку рыбки. Владеют навыком чтения схем-рисунков по условным обозначениям. Работают в соответствии с намеченным планом Закрепляют представления о миллиметре как о мере длины. Находят на линейке нужное количество миллиметров (20, 80) и переводят их в сантиметры. Чертят отрезки заданной длины в миллиметрах. Изготавливают игру «Геометрический конструктор» по плану в учебнике 9 5 Бумажная схема полотняного переплетения нитей 6 Игрушка «Кукла скрутка» 1 Проверка знаний о ткани. Упражнение в дифференцировании и объединении в группы материалы, инструменты и приспособления. Изучение плотности переплетения нитей в ткани. Знакомство с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей. Выполнение бумажной схемы переплетения нитей Рассказывают о ткани. Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления по вопросам учителя. Изучают плотность переплетения нитей в ткани. Знакомятся с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити уток, продольные нити — основа) и устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Выполняют бумажную схему переплетения нитей с помощью учителя 1 Проверка знаний о видах Рассказывают о видах работы с тканью, о работы с тканью, о технологических операциях при технологических операциях при работе с тканью. работе с тканью. Проведение беседы об Владеют приемом искусстве изготовления скручивания ткани под тряпичных кукол-скруток. контролем учителя. Выполнение приема Изготавливают куклускручивания ткани. скрутку по плану с помощью Изготовление куклыучителя скрутки по плану и самостоятельно Рассказывают о ткани. Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления. Изучают плотность переплетения нитей в ткани. Знакомятся с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити уток, продольные нити — основа) и устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Выполняют бумажную схему переплетения нитей Рассказывают о видах работы с тканью, о технологических операциях при работе с тканью. Владеют приемом скручивания ткани. Изготавливают куклускрутку по плану, самостоятельно 10 7 Салфетка с аппликацией 8 Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок» 1 Знакомство со способами отделки изделий из ткани. Знакомство с видами ткани, ткачество. Беседа о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение приема обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома) Рассказывают о способах отделки изделий из ткани. Рассказывают о понятии «аппликация». Рассказывают о видах ткани, ткачестве. Изучают сведения о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Разбирают изделие, выделяя его основные признаки и детали по вопросам учителя. Работают в соответствии с планом под контролем учителя. Владеют приемом обработки края салфетки способом выдергивания нитей с помощью учителя. Ориентируются в пространстве на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу Работа с бумагой и картоном – 8 часов 1 Разбор объекта, Разбирают объект и особенности конструкции разбираются в особенностях изделия. конструкции изделия по Выполнение вопросам учителя. технологических операций с бумагой. Рассказывают о способах отделки изделий из ткани. Рассказывают о понятии «аппликация». Рассказывают о видах ткани, ткачестве. Изучают сведения о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Разбирают изделие, выделяя его основные признаки и детали. Работают в соответствии с планом. Владеют приемом обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома). Ориентируются в пространстве на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу Разбирают объект и разбираются в особенностях конструкции изделия. Рассказывают о технологических операциях с бумагой. 11 Освоение приемов разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Выполнение подвижного соединения деталей. Самостоятельное изготовление изделия по готовому плану 9 Игрушка «Летающий диск» 1 Определение особенностей конструкции изделия. Выполнение черчения окружности с помощью циркуля. Освоение технологических операций: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Изготовление игрушки «Летающий диск» по плану Рассказывают о технологических операциях с бумагой. Владеют приемами разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям с частичной помощью учителя. Работают самостоятельно по готовому плану под контролем учителя Определяют особенности конструкции изделия по вопросам учителя. Рассказывают о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Знакомятся с циркулем как с чертежным инструментом. Рассказывают о геометрических понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр». Вычерчивают окружность с помощью циркуля. Изготавливают игрушку «Летающий диск» по плану под контролем учителя Владеют приемами разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям. Работают самостоятельно по готовому плану Определяют особенности конструкции изделия. Рассказывают о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Знакомятся с циркулем как с чертежным инструментом. Рассказывают о геометрических понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр». Вычерчивают окружность с помощью циркуля. Изготавливают игрушку «Летающий диск» по плану 12 0 1 Игрушка из бумажных кругов «Попугай» 1 1 Конверт для писем с клеевым соединением деталей 1 Разбор конструкции многодетального изделия, Выделение его основных признаков и свойств. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Сборка изделия по намеченному плану Рассматривают конструкцию многодетального изделия, выделяя его основные признаки и свойства по вопросам учителя. Рассказывают о циркуле и вычерчивают окружность с помощью циркуля. Экономно размечают бумагу при вычерчивании нескольких окружностей под контролем учителя. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя. Вырезают и сгибают бумагу. Соблюдают точность при сборке изделия под контролем учителя 1 Определение Рассказывают о функционального назначения функциональном назначении изделий из бумаги. изделий из бумаги. Знакомство с понятием Изготавливают изделия «развертка». на основе развертки под Изготовление изделия на контролем учителя. основе развертки. Разбирают конструкцию Разбор конструкции изделия, выделяя его основные изделия, его основные признаки признаки и свойства по и свойства. вопросам учителя. Выполнение технологии склеивания клапанов конверта. Рассматривают конструкцию многодетального изделия, выделяя его основные признаки и свойства. Рассказывают о циркуле и вычерчивают окружность с помощью циркуля. Экономно размечают бумагу при вычерчивании нескольких окружностей. Работают в соответствии с намеченным планом. Вырезают и сгибают бумагу. Соблюдают точность при сборке изделия Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Изготавливают изделия на основе развертки. Разбирают конструкцию изделия, выделяя его основные признаки и свойства. Производят разметку развертки на бумаге по шаблону. 13 Выполнение сборки изделия по намеченному плану 2 1 Конверт без клеевого соединения деталей 1 Знакомство со способами изготовления конвертов. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение сгибания бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление конвертов без клеевого соединения. Выполнение сборки изделия по намеченному плану 3 1 Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» 1 Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства. Знакомство с понятием «геометрический орнамент», Производят разметку развертки на бумаге по шаблону. Выполняют надрез, разрез по прямой длинной линии. Работают по плану. Выполняют склеивание клапанов конверта Рассказывают о назначении конвертов. Рассказывают о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя. Сгибают бумагу по условным обозначениям. Применяют полученные знания и умения при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя Рассказывают об изделиях декоративноприкладного искусства (коврах). Выполняют надрез, разрез по прямой длинной линии. Работают по плану. Выполняют склеивание клапанов конверта Рассказывают о назначении конвертов. Рассказывают о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Сгибают бумагу по условным обозначениям. Применяют полученные знания и умения при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Работают в соответствии с намеченным планом Рассказывают об изделиях декоративноприкладного искусства (коврах). 14 рассмотрение пространственного размещения его элементов. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение сборки изделия по намеченному плану 4 1 Закладка для книг из зигзагообразных полос 1 Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Рассказывают о понятии «геометрический орнамент» и о пространственном размещении его элементов. Рассказывают об аппликации. Рассказывают о видах бумаги (бархатная бумага). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя. Рассказывают о геометрическом понятии «прямой угол». Вычерчивают прямой угол с помощью линейки и угольника под контролем учителя. Используют приобретенный навык при разметке деталей изделия под контролем учителя. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве при составлении геометрического орнамента Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Рассказывают о понятии «геометрический орнамент» и о пространственном размещении его элементов. Рассказывают об аппликации. Рассказывают о видах бумаги (бархатная бумага). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Рассказывают о геометрическом понятии «прямой угол». Вычерчивают прямой угол с помощью линейки и угольника. Используют приобретенный навык при разметке деталей изделия. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве при составлении геометрического орнамента Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. 15 Выполнение разметки прямоугольника с помощью угольника. Проведение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение контроля за производимыми операциями (сравнение со схемой для контроля в рабочей тетради). Выполнение переплетения деталей из бумажных зигзагообразных полос Размечают прямоугольник с помощью чертежных инструментов под контролем учителя. Размечают детали изделия под прямым углом под контролем учителя. Выполняют разрез по коротким линиям и используют соответствующий прием вырезания ножницами из бумаги. Работают в соответствии с намеченным планом. Контролируют выполняемые операции. Переплетают детали из бумажных зигзагообразных полос Размечают прямоугольник с помощью чертежных инструментов. Размечают детали изделия под прямым углом. Выполняют разрез по коротким линиям и используют соответствующий прием вырезания ножницами из бумаги. Работают в соответствии с намеченным планом. Контролируют выполняемые операции. Переплетают детали из бумажных зигзагообразных полос 16 5 1 Закладка для книг со «свободным плетением» 6 1 Изделие «Салфеткаприхватка» 1 Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Проведение разметки наклонных линий с помощью угольника. Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение работы по технологии «свободное плетение» из бумаги Рассказывают о применении закладок. Рассказывают о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Вычерчивают острый угол с помощью угольника под контролем учителя. Используют этот способ разметки при изготовлении изделия. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют «свободным плетением» из бумаги Работа с текстильными материалами – 1 час 1 Рассказ о Рассказывают о функциональном назначении функциональном назначении изделий из ткани. изделий из ткани. Разбор изделия, Разбирают объект, выделение его основных выделяя его признаки, свойства признаков и деталей. и детали по вопросам учителя. Повторение правил Рассказывают о работы с режущими и правилах работы режущими и колющими инструментами. колющими инструментами. Проведение сборки Работают в соответствии изделия по намеченному плану. с намеченным планом. Выполнение соединения Сметывают детали деталей изделия строчкой изделия строчкой прямого косого стежка стежка. под контролем учителя Рассказывают о применении закладок. Рассказывают о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Вычерчивают острый угол с помощью угольника. Используют этот способ разметки при изготовлении изделия. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют «свободным плетением» из бумаги Рассказывают о функциональном назначении изделий из ткани. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Рассказывают о правилах работы режущими и колющими инструментами. Работают в соответствии с намеченным планом. Сметывают детали изделия строчкой прямого стежка 17 18 7 1 Изделие «Дерево» 8 1 Изделие «Паук» Работа с металлом – 2 часа 1 Знакомство с Рассказывают о функциональным назначением функциональном назначении изделий из металла. изделий из металла. Беседа о видах, Рассказывают о видах, свойствах, цвете, свойствах, цвете, технологической ручной технологической ручной обработке металлов и об обработке металлов и об используемых при этом используемых при этом инструментах. инструментах. Освоение приемов Сгибают, разрывают и формообразования: сминание, разрезают по линии сгиба сжимание, скручивание алюминиевую фольгу под алюминиевой фольги. контролем учителя. Выполнение сборки Владеют приемами изделия по намеченному плану формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом 1 Рассказ о Рассказывают о функциональном назначении функциональном назначении изделий из металла. изделий из металла. Беседа о видах, Рассказывают о видах, свойствах, цвете, свойствах, цвете, технологической ручной технологической ручной обработке металлов и об обработке металлов и об используемых при этом используемых при этом инструментах. инструментах. Выполнение приемов Сгибают, разрывают и формообразования (сминания, разрезают по линии сгиба сжимания и скручивания) алюминиевую фольгу под контролем учителя. Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла. Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу. Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла. Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу. 19 изделий из алюминиевой фольги. Выполнение сборки изделия по намеченному плану 9 1 Изделие «Геометрическая фигура-раскладка» 0 2 Объемное елочное украшение, елочная игрушка «Солнышко» Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом Работа с бумагой и картоном – 7 часов 1 Рассказ о чертежных Рассказывают о инструментах и правилах геометрической фигуре «круг». работы циркулем. Рассказывают о Деление круга на равные чертежных инструментах и части способом складывания. правилах работы циркулем. Выполнение сборки Владеют приемом изделия по намеченному плану. вырезания по кругу. Выполнение склеивания Делят круг на равные деталей и сборка изделия с части способом сгибания. помощью клея Владеют умением сгибания бумаги. Владеют приемами склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя 1 Повторение Рассказывают о функционального назначения функциональном назначении изделий из бумаги. изделий из бумаги. Разбор изделия, Разбирают объект, выделение его основных выделяя его признаки, свойства признаков и деталей. и детали по вопросам учителя. Выполнение деления Рассказывают о круга на равные части с геометрической фигуре «круг». помощью угольника и линейки. Рассказывают правила вычерчивания окружности с Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом Рассказывают о геометрической фигуре «круг». Рассказывают о чертежных инструментах и правилах работы циркулем. Владеют приемом вырезания по кругу. Делят круг на равные части способом сгибания. Владеют умением сгибания бумаги. Владеют приемами склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Рассказывают о геометрической фигуре «круг». 20 1 2 Растягиваю щаяся игрушка «Матрешка» Проведение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение склеивания деталей и сборка изделия с помощью клея применением циркуля или по шаблону. Вырезают по короткой прямой и по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника и линейки. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя 1 Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги. Определение особенностей конструкции изделия. Овладение способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Выполнение деления круга на равные части с помощью угольника. Выполнение склеивания деталей изделия с использованием приема «точечное склеивание» Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют особенности конструкции изделия по вопросам учителя. Владеют способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Размечают заготовки с помощью линейки под контролем учителя. Вырезают по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника. Рассказывают правила вычерчивания окружности с применением циркуля или по шаблону. Вырезают по короткой прямой и по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника и линейки. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют особенности конструкции изделия. Владеют способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Размечают заготовки с помощью линейки. Вырезают по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника. Склеивают детали изделия с использованием 21 2 3 2 Елочное украшение «Птица» 2 Елочное украшение «Снежинка» Склеивают детали изделия с использованием приема «точечное склеивание» 1 Повторение материала о Рассказывают о функциональном назначении функциональном назначении изделий из бумаги. изделий из бумаги. Определение Определяют особенностей конструкции особенности конструкции изделия. изделия по вопросам учителя. Выполнение приема Владеют приемами разметки деталей изделия по разметки деталей изделия по шаблону. шаблону. Овладение приемом: Владеют приемом «надрез по короткой линии». «надрез по короткой линии». Выполнение вырезания Владеют приемом симметричных деталей из вырезания симметричных бумаги, сложенной пополам. деталей из бумаги, сложенной Осуществление контроля пополам под контролем за правильностью выполнения учителя. трудовых действий Контролируют правильность выполнения трудовых действий по вопросам учителя 1 Разбор изделия: форма Определяют изделия, конструкция изделия и геометрическую форму пространственное соотношение изделия, конструкцию изделия его деталей. и пространственное Складывание базовой соотношение его деталей. формы «змей» и использование Рассказывают о ее в изделии. геометрических фигурах Чтение схем-рисунков с «квадрат», «треугольник», условными обозначениями. приема «точечное склеивание» Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют особенности конструкции изделия. Владеют приемами разметки деталей изделия по шаблону. Владеют приемом «надрез по короткой линии». Владеют приемом вырезания симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Контролируют правильность выполнения трудовых действий Определяют геометрическую форму изделия, конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», 22 Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Осуществление контроля за правильностью выполнения трудовых действий 4 2 Летающая модель «Планер» 1 Проведение беседы о чертеже. Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради. Проведение сборки изделия по намеченному плану «многоугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «змей» и используют ее в изделии под контролем учителя. Владеют навыком чтения схем-рисунков с условными обозначениями под контролем учителя. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве. Контролируют правильность выполнения трудовых действий по вопросам учителя Рассказывают о чертеже. Читают чертеж и технический рисунок по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта по вопросам учителя. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж под контролем учителя. Выполняют контрольные операции. «многоугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «змей» и используют ее в изделии. Владеют навыком чтения схем-рисунков с условными обозначениями. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве. Контролируют правильность выполнения трудовых действий Рассказывают о чертеже. Читают чертеж и технический рисунок по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж. Выполняют контрольные операции. 23 Действуют в соответствии с планом работы. 5 2 Летающая модель «Самолет» 6 2 Аппликация «Цветок из ниток» 1 Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради. Выполнение контроля за правильностью выполнения трудовых действий Читают чертеж по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж под контролем учителя. Выполняют контроль операций по вопросам учителя. Действуют в соответствии с планом работы. Контролируют правильностью выполнения трудовых действий Работа с текстильными материалами – 1 час 1 Рассказ об изделиях Рассказывают об декоративно-прикладного изделиях декоративноискусства. прикладного искусства. Знакомство с видами, Рассказывают об свойствами ниток, видами аппликации. работы с нитками. Рассказывают о видах, Разбор аппликации, свойствах ниток, видах работы выделение деталей и их с нитками. пространственное соотношение. Рассматривают Выполнение связывания аппликацию, выделяя в ней ниток в пучок. детали и их пространственное Действуют в соответствии с планом работы. Читают чертеж по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж. Выполняют контроль операций. Действуют в соответствии с планом работы. Контролируют правильностью выполнения трудовых действий Рассказывают об изделиях декоративноприкладного искусства. Рассказывают об аппликации. Рассказывают о видах, свойствах ниток, видах работы с нитками. Рассматривают аппликацию, выделяя в ней 24 Проведение сборки изделия по намеченному плану 7 2 Декоративн ые фигурки птиц, зверей, человечков 8 2 Работа с проволокой. «Муха» 9 2 Изделие «Открытая коробочка» соотношение по вопросам учителя. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя Работа с проволокой – 2 часа 1 Рассказ о видах Рассказывают о видах проволоки, ее свойствах, проволоки, ее свойствах, приемах сгибания. приемах ее сгибания. Выполнение приемов Разбирают объект и формообразования изделий из действуют в соответствии с проволоки. намеченным планом работы по Разбор изделия. вопросам учителя Выполнение изделия по намеченному плану 1 Проверка знаний о Используют различные проволоке, нитках, бумаге. материалы при изготовлении Разбор изделия. одного изделия. Проведение сборки Рассказывают о изделия из разных материалов проволоке, нитках, бумаге. (проволока, бумага, нитки). Определяют сходства и Выполнение изделия по различия между этими намеченному плану материалами по вопросам учителя. Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы под контролем учителя Работа с бумагой и картоном – 1 час 1 Рассказ о Рассказывают о функциональном назначении функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки). изделий из бумаги. детали и их пространственное соотношение. Работают в соответствии с намеченным планом Рассказывают о видах проволоки, ее свойствах, приемах ее сгибания. Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы Используют различные материалы при изготовлении одного изделия. Рассказывают о проволоке, нитках, бумаге. Определяют сходства и различия между этими материалами. Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. 25 Чтение схем-рисунков с условными обозначениями. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Выполнение изделия по намеченному плану 0 3 Аппликация из карандашной стружки «Цветок» Определяют названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги по вопросам учителя. Рассказывают о приемах сгибания бумаги. Складывают базовую форму «треугольник» и на ее основе коробочку под контролем учителя. Складывают базовую форму «блин» и на ее основе коробочку под контролем учителя. Действуют в соответствии с намеченным планом работы Работа с древесиной – 2 часа 1 Выполнение обработки Рассказывают о древесины ручными древесных материалах, их инструментами. свойствах и ручной обработке Применение различными видами резцов. карандашной стружки в Владеют приемом аппликации. получения древесной стружки в Выполнение приемов процессе заточки карандаша с получения древесной стружки в применением точилки. процессе заточки карандаша с Изготовление применением точилки и аппликации с применением соединения кусочков карандашной стружки под карандашной стружки. контролем учителя. Владеют приемами затачивания карандаша, Определяют названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги. Рассказывают о приемах сгибания бумаги. Складывают базовую форму «треугольник» и на ее основе коробочку. Складывают базовую форму «блин» и на ее основе коробочку. Действуют в соответствии с намеченным планом работы Рассказывают о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов. Владеют приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Изготовление аппликации с применением карандашной стружки. Владеют приемами затачивания карандаша, соединения кусочков 26 Освоение технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки 1 3 Аппликация из древесных заготовок «Дом» 2 3 Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями соединения кусочков карандашной стружки и технологией клеевой обработки деталей из карандашной стружки Рассказывают о изделиях из древесины. Рассказывают о древесных материалах, их свойствах. Рассказывают о применении древесных заготовок в аппликации. Разбирают аппликацию, определяют ее детали и их пространственное расположение в композиции по вопросам учителя. Работают по намеченному плану 1 Знакомство с изделиями из древесины. Применение древесных заготовок в аппликации. Выполнение обработки древесины ручными инструментами. Выполнение клеевого соединения деталей из древесины. Разбор аппликации, выделение деталей и их пространственное расположение в композиции. Самостоятельное выполнение изделия по намеченному плану Работа с текстильными материалами – 3 часа 1 Беседа о различных Рассказывают о операциях по ремонту одежды. различных операциях по Овладение технологией ремонту одежды. пришивания пуговиц с Рассказывают о четырьмя сквозными пуговицах и различают их. отверстиями. Владеют технологией Повторение правила пришивания пуговиц с работы с иглой. четырьмя сквозными карандашной стружки и технологией клеевой обработки деталей из карандашной стружки Рассказывают о изделиях из древесины. Рассказывают о древесных материалах, их свойствах. Рассказывают о применении древесных заготовок в аппликации. Разбирают аппликацию, определяют ее детали и их пространственное расположение в композиции. Работают по намеченному плану Рассказывают о различных операциях по ремонту одежды. Рассказывают о пуговицах и различают их. Владеют технологией пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. 27 Выполнение приемов отрезание нитки нужной длины, завязывание узелка на конце нитки. Проведение работы по намеченному плану 3 4 3 Пришивание пуговиц с ушком 3 Ремонт одежды. Изготовлени е и пришивание вешалки отверстиями с частичной помощью учителя. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки под контролем учителя. Работают по намеченному плану 1 Обучение технологии Рассказывают о пришивания пуговиц с ушком. пуговицах и различают их. Повторение правила Владеют технологией работы с иглой. пришивания пуговиц с ушком с Овладение приемами частичной помощью учителя. отрезание нитки нужной длины, Рассказывают правила завязывание узелка на конце работы с иглой. нитки. Отрезают нитку нужной Работа по намеченному длины, завязывают узелок на плану конце нитки под контролем учителя. Работают по намеченному плану 1 Беседа о различных Рассказывают о операциях при ремонте одежды. различных операциях при Овладение технологией ремонте одежды. изготовления и пришивания Рассказывают правила вешалки. работы с иглой. Повторение правила Отрезают нитку нужной работы с иглой. длины, завязывают узелок на Овладение приемами конце нитки. отрезания нитки нужной длины, Рассказывают правила работы иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Работают по намеченному плану Рассказывают о пуговицах и различают их. Владеют технологией пришивания пуговиц с ушком. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Работают по намеченному плану Рассказывают о различных операциях при ремонте одежды. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. 28 завязывания узелка на конце нитки. Выполнение работы по намеченному плану Рассказывают о строчке прямого и косого стежков и применяют их при изготовлении и пришивании вешалки. Работают по намеченному плану под контролем учителя. Изготавливают лекало вешалки из бумаги, размечают и выкраивают деталь из ткани, сшивают вешалку и пришивают ее к ткани под контролем учителя Рассказывают о строчке прямого и косого стежков и применяют их при изготовлении и пришивании вешалки. Работают по намеченному плану. Изготавливают лекало вешалки из бумаги, размечают и выкраивают деталь из ткани, сшивают вешалку и пришивают ее к ткани 29 30 Поурочное планирование по предмету «Ручной труд», 4 «В» класс, учитель Кураян Т.Х. № Название темы Колво часов План 1 I четверть – 8 ч Работа с бумагой и картоном – 4 часа Свойства, сорта бумаги. Виды работ с бумагой 1 05.09 2 Геометрическая фигура, раскладка 1 12.09 3 Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка» 1 19.09 4 Игра «Геометрический конструктор» 1 26.09 5 Работа с текстильными материалами – 3 часа Бумажная схема полотняного переплетения нитей 1 03.10 6 Игрушка «Кукла скрутка» 1 10.10 7 Салфетка с аппликацией 1 17.10 8 Работа с бумагой и картоном – 8 часов Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок» 1 24.10 Дата Факт II четверть – 8 ч 9 Игрушка «Летающий диск» 1 07.11 10 Игрушка из бумажных кругов «Попугай» 1 14.11 11 Конверт для писем с клеевым соединением деталей 1 21.11 12 Конверт без клеевого соединения деталей 1 28.11 13 Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» 1 05.12 14 Закладка для книг из зигзагообразных полос 1 12.12 15 Закладка для книг со «свободным плетением» 1 19.12 16 Работа с текстильными материалами – 1 час Изделие «Салфетка-прихватка» 1 26.12 17 III четверть – 11 ч Работа с металлом – 2 часа Изделие «Дерево» 1 09.01 18 Изделие «Паук» 1 16.01 19 Работа с бумагой и картоном – 7 часов Изделие «Геометрическая фигура-раскладка» 1 23.01 31 20 Объемное елочное украшение, елочная игрушка «Солнышко» 1 30.01 21 Растягивающаяся игрушка «Матрешка» 1 06.02 22 Елочное украшение «Птица» 1 13.02 23 Елочное украшение «Снежинка» 1 20.02 24 Летающая модель «Планер» 1 27.02 25 Летающая модель «Самолет» 1 06.03 26 Работа с текстильными материалами – 1 час Аппликация «Цветок из ниток» 1 13.03 27 Работа с проволокой – 2 часа Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков 1 20.03 IV четверть – 6 ч 28 Работа с проволокой. «Муха» 1 03.04 29 Работа с бумагой и картоном – 1 час Изделие «Открытая коробочка» 1 10.04 30 Работа с древесиной – 2 часа Аппликация из карандашной стружки «Цветок» 1 17.04 31 Аппликация из древесных заготовок «Дом» 1 24.04 32 Работа с текстильными материалами –2 час Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями 1 15.05 33 Пришивание пуговиц с ушком Ремонт одежды. 1 22.05 Изготовление и пришивание вешалки 32 Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Ручной труд», 4 «Г» класс, учитель Хачкинаян Анжелика Михайловна № п/п Тема 1. Свойства, сорта бумаги. Виды работ с бумагой 2. Складывание простых форм из квадрата Фигурка «Рыбка» 3. Бумажная схема полотняного переплетения нитей 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Кол-во часов Дата По По плану факту 1 09.09. 1 23.09. 07.10. Салфетка с аппликацией 21.10. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок» 18.11. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» 02.12. Закладка для книг из зигзагообразных полос 16.12. Конверт для писем с клеевым соединением деталей 28.12. Изделие «Дерево» 1 20.01. Изделие «Паук» 03.02. Изделие «Геометрическая фигура-раскладка» 17.02. Объемное елочное украшение, елочная игрушка «Солнышко» 03.03. Елочное украшение «Снежинка» 14. Аппликация «Цветок из ниток» 15. Работа с проволокой. «Муха» 16. Изделие «Открытая коробочка» 17.03. 17. Пришивание пуговиц с ушком 26.05. 14.04. 28.04. 12.05. По учебному плану школы 34 недели. По программе учебный материал , рассчитанный на 17 часов, распределен в полном объеме. 33